Элективный предмет для 10-11 классов Политика для каждого из нас

Элективный предмет для 10-11 классов "ПОЛИТИКА ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС"Цуканова О. Л., учитель истории МБОУ «СОШ №1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»Пояснительная записка.В условиях, когда политология доказала свое право на существование в качестве самостоятельной науки и учебной дисциплины в общеобразовательных школах нашей страны, имеет широкое международное признание возрастающая роль этой науки в решении насущных проблем реформирования общества, особенно острой становится необходимость...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЛИТИКА ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС


Цуканова О. Л., учитель истории

МБОУ «СОШ №1

р.п. Базарный Карабулак

Саратовской области»

Пояснительная записка.

В условиях, когда политология доказала свое право на существование в качестве самостоятельной науки и учебной дисциплины в общеобразовательных школах нашей страны, имеет широкое международное признание возрастающая роль этой науки в решении насущных проблем реформирования общества, особенно острой становится необходимость ее изучения, разработки и написания элективных курсов для учащихся 10-11 классов.

Программа элективного курса «Политика для каждого из нас» составлена на основе государственного стандарта образования и рассчитана на реализацию профильного образования. Курс предназначен для классов с социально-гуманитарным уклоном.

Изучение данного курса преследует следующие цели. Будущему выпускнику школы прививается умение разбираться в социально-политических теориях, понимание которых связано с осмыслением законов, тенденций, принципов формирования государственной власти, законов функционирования социальных и властных структур, партий, организаций, движений, демократических институтов и традиций, а также отношений коллективов и каждого отдельного человека к политике в зависимости от их интересов, психологических особенностей, уровня политической культуры.

Без понимания того, как действуют законы, невозможно целостное видение в развитии политических явлений, знание механизма управления обществом и государством, а также сознательное участие в этом процессе.

Однако сознательное участие в политической жизни тесно связано с активной гражданской позицией. Одной из образующих последней является формирование политической культуры человека, если понимать ее как систему социально-политических знаний, позволяющих с той или иной долей компетентности разбираться в политических процессах, давать оценки программам партий и движений, действиям вождей, вожаков, руководителей разных рангов, не ошибиться при определении своих ориентиров и поступков в сфере политики.

Любому человеку, стремящемуся выжить в условиях конкурентно-рыночной экономики, следует хорошо ориентироваться в расстановке политических сил, знать их программы. И не просто знать, а принимать участие в политической жизни страны.

Изучение политологии ученику необходимо еще и потому, что каждый гражданин общества, а тем более будущий выпускник школы, должен быть подготовлен к выполнению функций общественника на уровне либо рядового активиста, либо политического вожака, общественного деятеля.

Изучение данного курса предполагает проведение лекций, самостоятельную подготовку и участие учащихся в семинарских занятиях и лабораторных исследованиях. Учебный процесс основан на изучении письменных источников, авторских сочинений. Основными методами обучения являются частично-поисковый и поисковый. Учащиеся знакомятся с документами, анализируют их на основе своих знаний по обществознанию, сравнивают, делают самостоятельные выводы. Источники позволяют ученику почувствовать дух исторической эпохи, понять истоки современных политико-правовых доктрин.

Ожидаемые учебные результаты.

Результатом занятий по данному курсу должно стать формирование социально активной личности, обладающей аналитическими навыками.

Учащиеся должны закрепить знания по обществознанию, получить представление о развитии политико-правовых идей в российском обществе, познакомить с основными источниками по данной теме, подготовиться к ЕГЭ.

Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам политического анализа, выявлению предпосылок, анализу целей и результатов, объяснению фактов, сопоставлению различных суждений, использованию внешкольных источников информации, различным способам работы с учебной книгой. Учащиеся приобретают интерес и уважение к политике и политической жизни России, вырабатывают отношение к политике как способу понимания современности, рассматривают сложные проблемы современности через призму истории, познают механизмы общественного развития, вырабатывают собственное отношение к традициям и ценностям российской цивилизации.

Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него формируются качества, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной и средней школы и которые помогли бы ему занимать активную позицию в обществе, видеть и решать проблемы, уметь анализировать ситуации и мнения, выбирать линию поведения исходя из представления о возможных последствиях.

Основная функция курса - формирование политического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.


Форма оценивания.

Форма 1. Оценивания знаний.

Форма адаптирована под пятибалльную систему. Сначала приведите критерии оценивания. Цифры в центре означают отметку, которой может быть оценено качество представленных знаний.

«5» - все ключевые понятия, темы, проблемы, идеи тщательно отбираются, даются определения и описания; значительные факты, поддерживающие детали, включаются и подробно описываются; нет фактических неточностей.

«4» - все ключевые понятия, темы, проблемы, идеи тщательно отбираются, даются определения и описания; большинство значительных фактов, поддерживающих детали, включаются и достаточно хорошо описываются; небольшие фактические неточности.

«3» - около половины ключевых понятий, тем, проблем, идей отбираются, определяются и описываются; включая около половины значительных фактов, поддерживающих детали; около половины объема информации правильной, остальная - неверная, неточная или отсутствует.

«2» - незначительное количество ключевых понятий, тем, идей, проблем отбираются, определяются, описываются; факты, поддерживающие детали, не включаются или включаются недостаточно; в основном информация неверная или не относится к делу.

Форма 2. Оценивание интеллектуальных умений.

Эта форма позволяет оценивать интеллектуальные умения при выполнении учащимися различных знаний.

Форма 3. Оценивание коммуникативных навыков.

Эта форма позволяет оценивать навыки учащихся выражать свои мысли в письменной или устной форме. Эти навыки являются частью коммуникативных навыков (навыков общения). Прежде чем использовать данную форму, педагог должен определить нормы проведения презентации (или форму представления результатов работы).

Содержательная часть.

Составная часть программы курса - темы лекций и семинарских занятий, а также лабораторных занятий. К каждой теме прилагается список литературы, чтение и изучение которой позволит повысить научный уровень знаний школьников. Систематическая и вдумчивая работа поможет учащимся получить глубокие политические знания, умения работать с научной литературой и написания исследовательских работ, а также научных рефератов.

Данный курс рассчитан на 34 часа. Содержание теоретической и практических частей направлено на дифференцированное обучение, на создание условий для развития личности учащихся и приобщение их к общечеловеческим ценностям. Это достигается при помощи работы каждого учащегося в течение изучения курса над научным рефератом или исследовательской работой; на заключительном занятии защищают выкладки своей работы.

Учебно-тематический план.

Название темы

Виды деятельности

Количество

часов

1.

Вводная часть курса

Лекция

1 час

2.

Политология как наука. Политика как общественное явление

3.

Методы политологического анализа

Лабораторное занятие

1 час

4.

Из истории политической мысли

Лекция. Семинар

2 часа

5.

Власть как общественное явление

Лекция. Семинар

2 часа

6.

Политическая система современного общества

Семинар. Работа с рефератами

2 часа

7.

Государство как институт политической системы

Лекция. Семинар

2 часа

8.

Формы правления и государственного устройства

Лекция. Лабораторное занятие

2 часа

9.

Политические режимы

Лекция. Семинар

2 часа

10.

Правовое государство

Лекция. Диспут

2 часа

11.

Партии, массовые общественные организации и движения

Лекция. Семинар

2 часа

12.

Факторы, определяющие результаты выборов

Лекция. Ролевая игра

2 часа

13.

Личность как субъект политики

Лекция. Семинар

2 часа

14.

О статусе личности

Лекция

1 час

15.

Права человека и гражданина

Лекция. Семинар

2 часа

16.

Политическое лидерство

Лекция. Семинар

2 часа

17.

Идеология и политика

Лекция. Семинар

2 часа

18.

Политическая культура

Лекция. Ролевая игра

2 часа

19.

Элита и псевдоэлита

Лекция. Семинар

2 часа

20.

Итоговое занятие в форме научной конференции

Защита научных рефератов

1 час


Темы рефератов.

  1. Политическая мысль России: аспект преемственности.

  2. Понятие политической системы общества, ее структура.

  3. Власть, ресурсы и виды власти.

  4. Субъекты политики и необходимость деления общества на группы и слои.

  5. Политическое развитие и политическая модернизация.

  6. Государство, его основные признаки и функции.

  7. Функции государства и тенденции его развития.

  8. Формы правления и государственного устройства.

  9. Понятие демократии и ее принципы.

  10. Демократия: теория и практика.

  11. Политические режимы.

  12. Становление правового государства (на примере России).

  13. Новый мировой порядок и путь России.

  14. Личность и политика.

  15. Факторы, определяющие результаты выборов.

  16. Партии, общественные организации и движения.

  17. Политическая культура: содержание и роль в общественной жизни.

  18. Роль политической элиты в жизни общества, проблемы ее формирования.


Литература

1. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. Введение в политологию. М. 2000.

2. Мальцев В.А. Основы политологии. М. 2005.

3. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. М. Дрофа. 2004.

4. Политологический словарь /Под ред. В.Ф. Халипова. М. 2010.

5. Политология. Краткий энциклопедический словарь /Отв. Ред. Ю.С. Борцов. М. 2007.

6. Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. М. 2009.

7. Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России /Под ред. В.И. Жукова. М. 2009.



© 2010-2022