Ценностные ориентации студентов в новых социокультурных условиях

В данной статье говорится о студенческой жизни, об их ценностях.  У каждого поколения молодежи свои ориентиры. И поэтому нам  педагогам нужно прививать у них правильные ориентиры жизни. Нынешняя жизнь развивается в очень непростых условиях, у большинства людей изменились ориентиры в жизни. Если раньше мы всем доверяли, то теперь - доверять никому нельзя (вспомните МММ). Наша роль как педагогов заключается в том, чтобы мы смогли помочь нашим ученикам, студентам выбрать правильные ценности в жизни...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сергеев А.С., г. Нижнекамск

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения. Социально-экономические процессы, происходящие в стране, вызвали ряд изменений, которые отчетливее всего проявились в трансформации старых и поиске новых ценностных ориентиров, организационных структур, моделей личностных, деловых и семейных взаимоотношений. Эти изменения привели к дестабилизации общества и многообразию, противоречивости жизненных приоритетов людей, что отразилось на формировании ценностных ориентаций молодежи, в том числе и студенческой. Так, в начале реформ (примерно в 1992 - 1996 гг.) специалисты института социально-политических исследований РАН наблюдали нарастание тенденции прагматизации ценностного сознания молодого поколения и повышения значения таких ценностей, как: богатство (деньги), материальные блага и удовольствия, квартира и дорогие вещи, денежная работа (любая), престижный вуз, карьера и успех любой ценой. Стихийность процессов модернизации и поиска новых ориентиров привела, таким образом, к утверждению низших ценностей, чуждых менталитету россиян, вызвала коммерциализацию и криминализацию общественного сознания, падение нравственности, стихию «дикого» рынка, рост преступности, безработицы и суицидальных настроений.

Эффективное решение обозначенной проблемы невозможно без теоретического подхода, разработанного аксиологией (философским учением о ценностях) и что аксиологизация образования - необходимое условие преодоления затянувшегося ценностного самоопределения. Значение аксиологических знаний состоит в том, что они обогащают содержание образования, способствуют лучшему пониманию ценностей других культур и целенаправленному формированию новой позитивной системы ценностей молодежи (что особенно важно в эпоху глобализации культуры, «столкновения цивилизаций», «столкновения ценностей» и активизации мирового терроризма). Наиболее прогрессивные аксиологические теории утверждают гуманитарные ценности, которые считаются сокровищницей человечества, духовной основой его выживания и развития, противостоят технократизации мышления людей, являются приоритетными (терминальными). Однако в условиях рыночного общества, когда отношения строятся на жесткой конкуренции, гуманитарные ценности должны уравновешиваться и дополняться здоровым прагматизмом, умением выстраивать жизненную стратегию, рационально использовать природные богатства и человеческие ресурсы, управлять развитием экономики, науки, образования (т.е. инструментальными ценностями). Формированию правильных представлений о сущности терминальных и инструментальных ценностей (о том, что есть смысл, цель бытия, а что - оптимальное средство для достижения этой цели) способствует осмысление понятий «цивилизация» и «культура» и, соответственно, «цивилизованность» и «культурность».

С этих позиций становится понятным, почему российское общество предъявляет молодым специалистам все новые и новые требования (в связи с интеграцией России в мировую цивилизацию и прогрессом науки и техники) и в то же время призывает к возрождению и развитию национальной культуры, национального образования, целью которого является формирование достойного представителя культуры своей страны, способного к диалогу с мировой культурой. Воспитание профессионала сейчас видится не только как вооружение его системой специализированных знаний, технологий и ценностей западного демократического рыночного общества, но и как приобщение к ценностям, идеалам отечественной культуры, в лоне которой из века в век формировались гении мировой науки и искусства.

Таким образом, реформа образования в сторону его модернизации (большей наукоемкости, технологизации, инноватизации) и гуманитаризации (аксиологизации, культурологизации) направлена, в первую очередь, на формирование новой позитивной системы ценностей будущих профессионалов.

С другой стороны, продолжается и стихийная адаптация молодежи к новой аксиологической ситуации. Анализ публикаций по исследованиям ориентаций студенчества показал, что основное содержание ценностных ориентаций современных студентов вузов заключается:

- в сохранении жизни и здоровья как высших жизненных ценностей (эти ценности стали доминировать в условиях роста преступности, терроризма, наркомании, смертельных болезней, загрязнения экологической среды, навязывания западом генетически-модифицированных продуктов, армейской службы в «горячих точках», обнищания и вымирания россиян);

- в первостепенности духовно-нравственных опор, таких как счастье, любовь, хорошая семья, будущее детей, дружба (в условиях нестабильности и стрессогенности жизненной среды стали остро необходимы понимание, поддержка, верный спутник жизни, ощущение семейного счастья, домашний уют, комфорт, хорошие и верные друзья, общение, общие интересы);

- в образованности, хорошей работе и высоком материальном положении (значимость этих ценностей возросла в условиях инфляции, повышения квартплаты, коммерциализации медицины, образования, культуры, роста безработицы и конкуренции, а также неспособности большинства представителей старшего поколения быстро адаптироваться к переменам и обеспечить детям достойный уровень и качество жизни, наличие книг, компьютера, квартиры);

- в личной конкурентоспособности, карьере, успехе, престиже, строящихся на уверенности в себе, предприимчивости, самостоятельности, рационализме, продуктивности, упорстве, твердой воле, ответственности, самосовершенствовании, самоконтроле (в условиях социальных реформ, появления новых возможностей, ужесточения конкуренции и требований к профессионализму);

- в креативности, развитии своих способностей и индивидуальности, в сохранении духовной независимости и самоуважения (в условиях живучести идей авторитаризма и устаревших стандартов деятельности, в то время как востребованы способности принимать нестандартные решения, создавать оригинальные проекты, критично мыслить, отстаивать свою позицию и т.д.);

- в активных социальных контактах и социальной компетентности, т.е. в установлении благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширении своих межличностных связей, широком круге общения, реализации своей социальной роли (в условиях динамичных изменений, требующих мобильности, умения работать в команде, видеть свое место в социальной структуре, возможные перспективы карьерного роста)[1; 2].

Обобщив данную информацию, мы получаем аксиологический портрет современного «продвинутого» студента: уверенный в себе, стремящийся к хорошо оплачиваемой работе, отвечающей его интересам, предприимчивый, ответственный, успешный, считающий конкурентоспособность, образованность, эрудицию, познание и творчество средствами для достижения успеха в жизни, знающий и развивающий культурный потенциал своего региона и своей страны как один из факторов их конкурентоспособности (то есть развивающий интеллектуальные, этические и художественные ценности), признающий эффективность, настойчивость и рационализм, ценящий жизнь, здоровье, семью, самостоятельность и независимость, осознающий необходимость твердой воли, коммуникабельности, умения наладить отношения и отрицающий авторитаризм [1].

Можно сделать вывод, что у молодого поколения повысилась ответственность за себя, свою семью, свое дело, за свое будущее и будущее своего региона

В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее. Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности.



.

Список литературы

  1. Яруллина Л.Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений //tisbi.ru/aboutus/news/2003/PsihJar.htm.

  2. Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза /Ярославский Педагогический Вестник //http: //yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/3_5/.

  3. Кризис ценностей или динамика ценностных ориентаций? /Институт социально-политических исследований Российской академии наук //ispr.ru/SOCOPROS/socopros214.html.

  4. М.Горшков: «Мы начинаем жить настоящим» /Беседа с Еленой Липатовой //Литературная газета. - 2005 - № 7 - 8 (24 февраля - 1 марта).



4

© 2010-2022