• Преподавателю
  • Обществознание
  • Рабочая программа для профессий среднего профессионального образования по дисциплине ОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право)

Рабочая программа для профессий среднего профессионального образования по дисциплине ОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»








Рабочая программа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины

ОУД 10. обществознание (включая экономику и право)



2015



Одобрено на заседании МЕТОДИЧЕСКОЙ комиссии

дисциплин

общеобразовательного цикла

ПРОТОКОЛ № 1

От «29» августа 2015 г.

Председатель: Мартюк Е. Н.

_______________________

Зпм. Директора по УМР


Кавалева Н. С.


_____________________

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) разработана на основе требований:

  • Федераль­ного государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);

  • Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

  • Примерной программы общеобразовательной дисциплины Обществознание, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 26. 03. 2015).

Организация-разработчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Разработчики:

Савушкина Людмила Владимировна, преподаватель истории и обществознания ГОСУДАРСТВЕННОго БЮДЖЕТНОго ПРОФЕССИОНАЛЬНОго ОБРАЗОВАТЕЛЬНОго УЧРЕЖДЕНИя РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рецензенты: ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание

1. Паспорт рабочей программы учебной

дисциплины 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины 9

3. Характеристика основных видов деятельности 19

студентов. Контроль и оценка результатов освоения

УЧЕБНОЙ Дисциплины

4. Учебно-методическое и материально-техническое 24 обеспечение программы учебной дисциплины

5. Рекомендуемая литература 25

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ обществознание (включая экономику и право)


  1. Пояснительная записка

Реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по профессиям технического профиля 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), входящих в состав укрупненной группы 15.00.00. Машиностроение, 23.01.03. Автомеханики, входящих в состав укрупненной группы 23.00.00.Техника и технология наземного транспорта , 08.01.08. Мастер отделочных строительных работ, входящих в состав укрупненной группы Техника и технологии наземного транспорта, профессии естественнонаучного профиля 19.01.17. Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы 19.00.00. Промышленная экология и биотехнологии,

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Обществознание » направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

  • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

  • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

  • формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Программа учебной дисциплины «Обществознание» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

1.2. Общая характеристика учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как, философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, о развитии человека и общества, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.

Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, о проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальным и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы.

В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение обществознания имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного профилей профессионального образования изучается интегрированная учебная дисциплина «Обществознание», включая экономику и право, на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования обществознание, включая экономику и право, изучается также на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно с учетом осваиваемой профессии или специальности.

Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).


  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является ПО ВЫБОРУ ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ, базовый уровень.

Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание»2 изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:

Изучение учебной дисциплины обществознание (включая экономику и право) должно обеспечить достижение следующих результатов:

личностные результаты:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  • гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметные результаты:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 85 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:


практические занятия

19

контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

в том числе:


- составление презентаций

12

- подготовка рефератов

12

- работа с источниками социальной информации

14

- анализ типичных социальных ситуаций

9

- решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта учащихся

10

- индивидуальные задания

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право).

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ.




20


Тема 1.1. Человек и общество

Содержание учебного материала

12

2

Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Биологизаторская и социологизаторская концепции сущности человека. Человек, индивид, личность. Социальные отношения и социализация личности. Бытие человека.

Соотношения бытия и сознания. Деятельность человека. Мотивация деятельности. Виды деятельности. Общение. Познание. Виды познания. Элементы познания: объяснение и понимание.

Истина и заблуждение.. Мировоззрение человека.

Философские представления о социальных качествах человека. Деятельность и мышление. Творчество.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Практическое занятие № 1. Составление конспекта по теме «Человек, индивид, личность».

Практическое занятие № 2. Решение ситуативных задач по теме «Межличностные конфликты».

Самостоятельная работа обучающихся:

- составление презентаций по теме: «Человек, индивид, личность», «Деятельность человека», «Познание. Виды познания».

- подготовка рефератов: «Истина и заблуждение», «Мировоззрение человека», «Самосознание и самоопределение», «Поведение человека», «Межличностные конфликты».

- выполнение индивидуальных заданий.

6


Тема 1.2. Общество как сложная система.

Содержание учебного материала

8

2

Понятие общества. Сферы общества. Развитие общества. Прогресс и регресс. Постиндустриальная цивилизация. Типология обществ. Глобализация человеческого общества.

Глобальные проблемы современного общества.

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Практическое занятие № 3. Составление конспекта по теме «Общество и природа».

Практическое занятие № 4. Решение тестовых заданий по теме «Глобализация».

Контрольная работа № 1 «Человек».

Самостоятельная работа обучающихся:

-составление презентаций по теме: «Общество как система», «Глобальные проблемы современности», «Цивилизации и формации»;

-подготовка рефератов: «Глобализация современного общества», «Основные институты общества, их функции», «Цивилизация и формация», «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации».

- выполнение индивидуальных заданий.

4


Раздел 2.

Духовная культура человека и общества





Тема 2.1. Духовная культура личности и общества.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Практическое занятие № 5. Решение тестовых заданий по теме «Духовная культура личности и общества».

Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение индивидуальных заданий.

1


Тема 2.2. Наука и образование в современном мире.

Содержание учебного материала

8

2

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Практическое занятие № 6. Решение ситуативных задач по теме «Роль образования в жизни человека и общества».

Самостоятельная работа

- работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

- анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

- решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта учащихся;

- выполнение индивидуальных занятий.

4


Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Содержание учебного материала

14

2

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Практическое занятие № 7. Составление конспекта по теме «Религия».

Практическое занятие № 8. Решение тестовых заданий по теме «Искусство».

Контрольная работа № 2. «Общество»

Самостоятельная работа

- составление презентаций по теме «Основные принципы морали», «Мировые религии. Христианство», «Мировые религии. Ислам», «Мировые религии. Буддизм»

- подготовка рефератов: «Религии как феномен культуры», «Религия и современность», «Религиозные объединения Российской Федерации»;

- выполнение индивидуальных заданий.

7


Раздел 3. ЭКОНОМИКА.



Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.

Содержание учебного материала

8

2

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

Самостоятельная работа

- работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

- анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

- выполнение индивидуальных заданий.

4


Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

Содержание учебного материала

12

2

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

- работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

- анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

- определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

- выполнение индивидуальных заданий.

6


Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.

Содержание учебного материала

10

2

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Практическое занятие № 9. Решение ситуативных задач по теме «Причины безработицы и трудоустройство».

Самостоятельная работа

-составление презентаций по теме: «ВВП и его структура», «Безработица и ее причины»;

-подготовка рефератов: «Банковская система», «Инфляция. Виды, причины, последствия», «Профсоюзы. Роль на рынке труда»;

-выполнение индивидуальных заданий.

5


Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

Содержание учебного материала

5

2

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Практическое занятие № 10. Составление конспекта по теме «Особенности экономики в современной России».

Контрольная работа № 3. «Экономика».

Самостоятельная работа

- работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

- выполнение индивидуальных заданий.

3


Раздел 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.



Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

Содержание учебного материала

8

2

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа

- работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

- анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

- выполнение индивидуальных заданий.

4


Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты.

Содержание учебного материала

12

2

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

Практическая работа № 11. Решение ситуативных задач по теме «Социальные конфликты».

Самостоятельная работа

- работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

- анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

- выполнение индивидуальных заданий.

6


Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы.

Содержание учебного материала

10

2

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Практическое занятие № 12. Решение ситуативных заданий по теме «Семья в современной России».

Контрольная работа № 4. «Социальные отношения».

Самостоятельная работа

- работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

- анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

- определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

- выполнение индивидуальных заданий.

5


Раздел 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.



Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

Содержание учебного материала

10

2

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Правовое государство, понятие и признаки.

Самостоятельная работа

- работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

- анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

- определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

- выполнение индивидуальных заданий.

5


Тема 5.2. Участники политического процесса.

Содержание учебного материала

12

2

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Практическое занятие № 13. Решение ситуативных задач по теме «Избирательное право в Российской Федерации».

Контрольная работа № 5. «Политика».

Самостоятельная работа

- работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

- анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

- определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

- выполнение индивидуальных заданий.

6


Раздел 6. ПРАВО.



Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

Содержание учебного материала

10

2

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Самостоятельная работа

- подготовка рефератов: «Основный формы права», «Институты права», «отросли права», Правовая система в России»;

- решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта учащихся;

- выполнение индивидуальных заданий.

5


Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации.

Содержание учебного материала

16

2

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности налогоплательщика.

Практическое занятие № 14. Решение тестовых заданий по теме «Право в системе социальных норм».

Практическое занятие № 15. Составление конспекта по теме «Конституционное право».

Самостоятельная работа

-выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

- изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

- решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта учащихся;

- выполнение индивидуальных заданий.

8


Тема 6.3. Отрасли российского права.

Содержание учебного материала

12

2

Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Защита прав потребителей.

Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

Практическое занятие № 16. Составление конспекта по теме «Гражданское право».

Практическое занятие № 17. Решение ситуативных задач по теме «Трудовое право».

Практическое занятие № 18. Решение тестовых заданий по теме «Административное право».

Практическое занятие № 19. Решение ситуативных задач по теме «Уголовное право».

6


Самостоятельная работа

- решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта учащихся;

- выполнение индивидуальных заданий.

Тема 6.4. Международное право.

Содержание учебного материала

9

2

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Контрольная работа № 6. «Право».

Самостоятельная работа

- составление презентаций по теме: «Международная защита прав человека»;

- подготовка рефератов: «Международное право», «Организации осуществляющие защиту прав человека»;

- решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта учащихся;

- выполнение индивидуальных заданий.

6


Дифференцированный зачёт.

1


Всего

256


3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1


2

1. Человек и общество

1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества

  • Давать характеристику понятий: человек, индивид, личность, деятельность, мышление.

  • Знать, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение;

  • Знать, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; внеаудиторная самостоятельная работа;

тестовый контроль.

1.2. Общество как сложная система


  • Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

  • Давать определения понятий эволюция и революция, общественный прогресс.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; внеаудиторная самостоятельная работа;

тестовый контроль; Промежуточная аттестация:

контрольная работа.

2. Духовная культура человека и общества

2.1. Духовная культура личности и общества

  • Разъяснять понятия: культура, духовная культура личности и общества, показать ее значение в общественной жизни.

  • Различать: культура народная, массовая, элитарная. Показать особенности молодежной субкультуры. Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

  • Характеризовать: культура общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикет.

  • Называть учреждения культуры, рассказывать о. государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; внеаудиторная самостоятельная работа;

тестовый контроль.

2.2. Наука и образование в современном мире

  • Различать естественные и социально-гуманитарные науки.

  • Знать особенности труда ученого, ответственность ученого перед обществом.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; внеаудиторная самостоятельная работа;

тестовый контроль.

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

  • Раскрыть понятия мораль, религия, искусство и их роль в жизни людей.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; внеаудиторная самостоятельная работа;

тестовый контроль.

Промежуточная аттестация: контрольная работа.

3. Экономика

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

  • Давать характеристику понятия экономика; типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Текущий контроль: тестовый контроль.

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

  • Давать определение понятий: спрос и предложение; издержки, выручка, прибыль, деньги, процент, экономический рост и развитие, налоги, государственный бюджет.

Текущий контроль: тестовый контроль

3.3. Рынок труда и безработица.

  • Знать понятия спрос на труд и предложение труда; понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; тестовый контроль.

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

  • Охарактеризовать становление современной рыночной экономики России, ее особенности; организацию международной торговли.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; тестовый контроль

Промежуточная аттестация: контрольная работа.

4. Социальные отношения

4.1. Социальная роль и стратификация.

  • Знать понятия: социальные отношения и социальная стратификация;

  • определять социальные роли человека в обществе.

Текущий контроль: тестовый контроль.

4.2. Социальные нормы и конфликты

  • Охарактеризовать виды социальных норм и санкций, девиантное поведение, его формы, проявления, социальные конфликты, причины и истоки их возникновения.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; тестовый контроль.

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

  • Объяснять особенности социальной стратификации в современной России, виды социальных групп (молодежь, этнические общности, семья).

Текущий контроль: тестовый контроль.

Промежуточная аттестация: контрольная работа.

5. Политика

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

  • Давать определение понятий: власть, политическая система, ее внутренняя структура.

  • Характеризовать внутренние и внешние функции государства, формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.

  • Характеризовать типологию политических режимов. Знать понятие правовое государство и называть его признаки.

Текущий контроль: тестовый контроль.

5.2. Участники политического процесса

  • Охарактеризовать взаимоотношения личности и государства;

  • Знать понятия гражданское общество и правовое государство.

  • Охарактеризовать избирательную кампанию в Российской Федерации.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; тестовый контроль.

Промежуточная аттестация: контрольная работа.

6. Право

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

  • Выделить роль права в системе социальных норм.

  • Дать характеристику системы права.

Текущий контроль: тестовый контроль.

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

  • Дать характеристику основ конституционного строя Российской Федерации, системы государственной власти РФ, прав и свобод граждан.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; тестовый контроль.

6.3. Отрасли российского права

  • Давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права.

Текущий контроль: контроль на практическом занятии; тестовый контроль.

Промежуточная аттестация: контрольная работа.








4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- оборудовано место преподавателя;

- таблицы по обществознанию (классификация потребностей, виды деятельности, типы мировоззрения, институты общества, типы цивилизаций, типы экономических систем, социальная стратификация, политическая система общества, функции государства, классификация органов государства, основные признаки правового государства, направления идеологии, виды юридической ответственности);

- портреты исторических и политических деятелей (президента РФ, Ч. Дарвина, А. Маслоу, В. И. Ленин, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Д. Локк).

Технические средства обучения:

- компьютер c лицензионным программным обеспечением;

- DVD - диски (тесты, практические задания).






5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Для студентов


Важенин А.Г. Обществознание. Учебник. - М.: 2014

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: 2015

Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. - М.: 2014

Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. - М.: 2014

Для преподавателей


Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)

Нормативно-правовые акты


Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

Водный кодекс РФ от 3.06.2006 №74-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, №23. - Ст. 2381.

Гражданский кодекс РФ: ч. I от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. -№32. -Ст. 3301; ч. II от 26.01.1996 №14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 5. - Ст. 410; ч. III от26.11.2001 №146-ФЗ // СЗ РФ. - 2001, №49. - Ст. 4552; ч. IV от 18.12.2006 №230-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, № 52 (ч. I). - Ст. 5496

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001 , № 44. - Ст. 4147

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, №1 (ч. I). - Ст. 1

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, № 1 (ч. I). - Ст. 3

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 25. - Ст. 2954

Закон РФ от 7.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. - 1992, № 15. - Ст. 766.

Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. - 1991, № 18. - Ст. 566

Закон РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002.

Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1995, № 10. - Ст. 823

Закон РФ от 11.02.1993 г. № 4462-1 «О Нотариате» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1993

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ. // СЗ РФ. - 2002

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012

Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. - 1999, № 14. - Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002, № 2. - Ст. 133.

Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. - 1995. - 4 мая.

Федеральный закон от 4.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. - 1999, № 18. - Ст. 2222.

Указ Президента РФ от 16.05.1996 №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. - 1996, 18 мая. Указ Президента РФ от 7.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. - 2012, 9 мая.

Интернет-ресурсы:


history, standart. edu. ru - История России. Обществознание: Учебно-методический комплект для школы

openclass. ru/communities/ - Открытый класс: сетевые образовательные сообщества

school-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

festival. 1 september.ru/ subjects - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

base.garant.ru- «ГАРАНТ» (информационно-правовой портал)

istrodina.com-Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»

hro.org - Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России»

gdezakon.ru/ - Конституция, кодексы и законы Российской Федерации

danur-w.narod.ru/ - Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию.

lesson-history.narod.ru - Компьютер на уроках истории, обществознания

ug.ru - Учительская газета

1september.ru/ - Объединение педагогических изданий «1 сентября»

civitas-russia.ru/resource/ - Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция

документов, разработки уроков, гранты и конкурсы


© 2010-2022