Открытый урок по предмету Обществознание Семья и брак

На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют, как ячейку общества.В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по предмету Обществознание Семья и бракОткрытый урок по предмету Обществознание

Тема: "Семья и брак"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с социальными аспектами института брака

  • сформировать понятия по теме

  • сформировать уважительное отношение к семье и взаимоотношениям людей в ней

  • развить у учащихся умения выражать свои взгляды и аргументировать их.

Оборудование: учебники по "Обществознанию", словари, слайды презентации, раздаточный материал для письменной работы.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: брак, брачный договор, судебная и административная процедуры расторжения брака.

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать основные условия заключения брака

  • пояснять сущность брака как социального института общества

  • уметь анализировать формы расторжения брака

  • понимать значение влияния семьи на развитие личности и общества

Ход урока

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос. Вопросы:

- Что такое семья?

- Какие типы семьи можно назвать?

- Какие функции выполняет семья в современном обществе?

Раскройте одну из функций на примерах.

- Какие этапы добрачного поведения существуют?

Самоконтроль учащимися своих знаний по теме через выполнение письменной работы.

Игровой момент (группа учащихся, в качестве домашнего задания, должна была подготовить материал о методах семейного воспитания в форме театральной импровизации). Задача остальных учащихся - определить методы.

Изучение нового материала.

Вводное слово учителя:

Необходимо подчеркнуть чрезвычайную важность этой темы. Всем известно, что семья - основная ячейка нашего общества.

А брак юридически закрепляет семейные отношения.

План по теме.

  1. Что такое брак.

  2. Условия, необходимые для заключения брака.

  3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

  4. Права и обязанности супругов.

  5. Обязанности родителей и права детей.

  6. Расторжение брака.

Что такое брак.

Брак - это добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.

Регистрируется в отделе ЗАГС.

При регистрации выдаётся свидетельство о заключении брака.

Условия, необходимые для заключения брака.

Достижение 18 лет;

Присутствие обоих лиц: жениха и невесты;

Добровольное согласие вступающих в брак;

Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

Браки между родственниками: родными братьями и сестрами, матерью и сыном, отцом и дочерью, между усыновленными и усыновителями

Если одно лицо уже состоит в браке (многоженство запрещено законом)

Если одно из лиц признано недееспособным, в следствии психического расстройства

Права супругов.

Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.

Право на выбор фамилии.

Равные права родителей в воспитании детей.

Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.

Обязанности супругов.

Содействовать благополучию и укреплению семьи.

Заботиться о благосостоянии своих детей.

Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.

Платить алименты на содержание детей.

Родители обязаны.

Заботиться о здоровье своих детях.

Дать ребенку имя, отчество и фамилию.

Воспитывать своих детей.

Права детей.

Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Право ребенка жить в семье.

Право на общение со своими родителями и родственниками.

Право на защиту своих прав.

С 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при решении вопросов, затрагивающих его интересы.

Расторжение брака.

Основанием для расторжения брака является взаимное согласие супругов на развод.

Закон предусматривает две процедуры расторжения брака (ст. 20 СК РФ):

1. Судебная;

2. Административная (в органах ЗАГСа).

Процедура расторжения брака.

Брак расторгается в органах ЗАГСа, если у супругов нет общих несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод.

Брак расторгается в судебном порядке, если у супругов есть общие несовершеннолетние дети, а также при отсутствии согласия на развод одного из супругов.

*В процессе объяснения нового материала, используются устные сообщения учащихся, подготовленные ими заранее.

Закрепление изученного материала.

Учебник «Обществознание», конспект

Домашнее задание:

составить развёрнутый план ответа на тему "Семья и брак"

Используемые источники:

  1. Картинки images.yandex.ru.

  2. Информация ru.wikipedia.org.

  3. Учебник: Обществознание. 11 класс. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Москва "Русское слово", 2009.

  4. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой "Обществознание. 11класс". Е.А. Певцова. Москва "Русское

  5. Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. В.С. Медведева. Волгоград "Учитель", 2008.

  6. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой "Обществознание. 11 класс". Н С. Кочетов. Волгоград "Учитель", 2006.

Вопросы для самоконтроля по теме: «Семья и брак»

А1. Жизненный цикл семьи в социальном смысле начинается с:
1) Момента знакомства юноши и девушки;
2) Заключения брака;
3) Отдельного от родителей проживания в собственном доме;
4) Появления первого ребёнка.

А2. Верны ли следующие суждения о типах семьи?
А. В России и европейских странах на современном этапе наиболее распространённой является нуклеарная семья
Б. В России и европейских странах на современном этапе всё большее развитие получает расширенная семья
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны

АЗ. Основной функцией семьи является:
1) Организация производства с целью получения прибыли;
2) Проведение совместного досуга;
3) Воспитание детей;
4) Контроль за порядком в обществе

А4. Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример:
1) однопоколенной семьи;
2) патриархальной семьи;
3) неполной семьи;
4) многодетной семьи

А5. Верны ли следующие суждения о роли семьи?
А. В семье происходит формирование индивида как личности.
Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определённому социальному слою общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны

В1. Найдите в предложенном списке характеристики семьи.
1) фундаментальный институт общества
2) малая социальная группа
3) преемственность поколений
4) раздельное проживание
5) единство политических взглядов
Ответ:______________

В2. Заполните недостающее звено в схеме.

Знакомство

Первое свидание

Ухаживание

Помолвка

В3. Все перечисленные ниже характеристики, за исключением одной, относятся к понятию «семья». Найдите и укажите характеристику, «выпадающую» из этого ряда.
Общность быта, общий уровень образования, правовая ответственность, преемственность поколений.
Ответ:_______________________

Ответы: А1-2, А2-1, А3-3, А4-3, А5-3, В1-123, В2-сватовство, В3-общий уровень образования




© 2010-2022