- Преподавателю
- Обществознание
- Программа Обществознание
Программа Обществознание
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шайфлер О.В. |
Дата | 05.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Кировское областное государственное образовательное
бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Кировский педагогический колледж»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
общеобразовательного цикла
обществознание
базовый уровень
(гуманитарный профиль)
(технический профиль)
2014
ОДОБРЕНА:
на заседаниях предметно-цикловой комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____от____ _____________2014 г.
Председатель предметно-цикловой комиссии
________________________Н.Г. Ситникова
УТВЕРЖДАЮ:
Председатель ОМС
____________________И.Н.Плясунова
«_____»_________________2014 г.
Составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования профильного (или базового) уровня по обществознанию и в соответствии с Государственными требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы Кировского педагогического колледжа по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Информационные системы (по отраслям)»
Составитель О.В. Шайфлер
преподаватель социально-экономических дисциплин общего гуманитарного цикла Кировского педагогического колледжа
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
5-10
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
11- 12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
13
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Информационные системы (по отраслям)»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования и принадлежит циклу общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
знать/понимать
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 164 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 47 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
2.1. Объем учебной дисциплины «Обществознание» и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
164
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
47
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
1
1.
Что такое общество. Природа и общество. Общественные отношения. Социальные науки.
3
Самостоятельная работа студента
Составить тезисный конспект «Общество и культура»
2
2
Раздел I. Общество как сложная динамическая система
9
Тема 1.1. Общество как сложная динамичная система.
Содержание учебного материала
1
1.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества.
3
2.
Многовариантность развития общества. Общественный прогресс. Глобализация.
3
Самостоятельная работа студента
Подготовить групповые проекты «Глобальные проблемы современности»
2
3
Тема 1.2. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века
Содержание учебного материала
2
1.
Глобальные проблемы современности.
2
Обобщение и систематизация ЗУН
Контрольная работа (КИМ № 1)
1
Раздел II. Человек как творец и творение культуры
9
Тема 2.1. Природа человека
Содержание учебного материала
1
1.
2.
3.
4.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Потребности и интересы человека.
Деятельность - способ существования людей.
Свобода в деятельности человека.
2
1
2
1
Самостоятельная работа студента
Составить структуру учебной деятельности (объект - субъект; мотивы - цели-средства-результат)
2
3
Тема 2.2. Мышление и деятельность.
Познание и знание
Содержание учебного материала
2
1.
2.
Виды познания. Истина и ее критерии. Проблема познаваемости мира.
Мировоззрение. Типы мировоззрения.
2
1
Самостоятельная работа студента
Написать эссе «Роль образования в жизни человека»
2
3
Раздел III. Духовная сфера общества 6
Тема 3.1. Духовная жизнь общества
Содержание учебного материала
1
1.
2.
3.
4.
Духовная культура личности. Формы культуры.
Наука. Образование.
Мораль. Религия.
Искусство
2
1
2
1
Самостоятельная работа студента
Написать эссе «Что такое бездуховность?»
4
3
Обобщение и систематизация ЗУН
Контрольная работа (КИМ № 2)
1
Раздел IV. Экономическая сфера общества
21
Тема 4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы.
Содержание учебного материала
1
1.
2.
3.
4.
Экономика как наука и хозяйство. Факторы производства.
Типы экономических систем.
Спрос и предложение.
Роль государства в экономике.
2
1
2
1
Самостоятельная работа студента
Решение экономических задач
2
3
Тема 4.2. Финансы в экономике
Содержание учебного материала
1
1.
2.
Банковская система. Инфляция.
Налоги.
2
1
Самостоятельная работа студента
Составить рейтинг 5 банков, используя Интернет-ресурсы
2
3
Тема 4.3. Экономика предприятия
Содержание учебного материала
1
1.
2.
3.
4.
Фирмы в экономике.
Правовые основы предпринимательства.
Слагаемые успеха в бизнесе.
Менеджмент и маркетинг.
2
1
2
1
Самостоятельная работа студента
Заполнить сравнительную таблицу ОПФ предпринимательской деятельности
2
3
Тема 4.4. Рынок труда
Содержание учебного материала
1
1.
2.
Занятость и безработица.
Человек в системе экономических отношений.
2
1
Самостоятельная работа студента
Составить памятку «Рациональный потребитель»
2
3
Тема 4.5. Мировая экономика
Содержание учебного материала
1
1.
Мировая экономика. Экономические циклы.
2
Раздел V. Социальная сфера общества
19
Тема 5.1. Социальная структура и социальные отношения
Содержание учебного материала
1
1.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Статусы и роли
3
2.
Социальная стратификация. Социальная мобильность.
3
Самостоятельная работа студента
Подобрать информацию о ролевом конфликте (сущность, виды)
Найти информацию о составе потребительской корзины, о размере прожиточного минимума в Кировской области
2
2
3
Тема 5.2. Социальный конфликт
Содержание учебного материала
1
1.
2.
Виды социальных конфликтов.
Межнациональные отношения.
2
1
Самостоятельная работа студента
Что такое толерантность?
2
3
Тема 5.3. Социальные нормы и социальный контроль
Содержание учебного материала
1
1.
2.
3.
4.
Виды социальных норм. Социальный контроль.
Отклоняющееся поведение.
Социализация. Этапы: детство, юность, зрелость, старость.
Агенты и институты социализации.
2
1
2
1
Самостоятельная работа студента
Индивидуальные задания: подготовить сообщения о молодёжных субкультурах (по выбору)
2
3
Тема 5.4. Демографическая ситуация в РФ
Содержание учебного материала
1
1.
2.
Семья как социальный институт
Проблемы демографии в РФ
2
1
Самостоятельная работа студента
Подготовить информацию о современных типах и формах семьи
2
3
Раздел VI. Политическая сфера общества 18
Тема 6.1. Политика и власть
Содержание учебного материала
1
1.
2.
Политика как общественное явление. Сущность власти.
Политическая система. Типы политических систем.
2
1
Тема 6.2. Государство-ведущий институт политической системы
Содержание учебного материала
1
1.
2.
3.
4.
Теории возникновения государства. Признаки и функции государства.
Формы государства: формы правления, формы государственного устройства
Демократия как форма организации жизни общества и государства
Правовое государство и гражданское общество
2
1
2
1
Самостоятельная работа студента
Привести примеры гражданских инициатив, используя источники Интернет, СМИ и другие.
2
2
Тема 6.3. Субъекты политической жизни
Содержание учебного материала
1
1.
2.
3.
4.
5.
Политические партии
Политическая элита. Политический лидер.
Избирательные системы. Избирательный процесс.
Политическая культура. Идеология.
Роль СМИ.
2
1
2
1
2
Самостоятельная работа студента
Подготовить доклады о политических лидерах современной России
2
2
Обобщение и систематизация ЗУН
Контрольная работа (КИМ 3)
1
Раздел VII. Правовое регулирование общественных отношений
30
Тема 7.1. Право в системе социальных норм
Содержание учебного материала
1
1.
2.
3.
4.
Признаки правовых норм. Мораль и право. Система права.
Отрасли права.
Правоотношения и правонарушения.
Юридическая ответственность.
2
1
2
1
Самостоятельная работа студента
Написать эссе «Роль права в жизни общества»
2
3
Тема 7.2. Основы конституционного права
Содержание учебного материала
2
1.
2.
3.
4.
Конституция - основной закон государства. Признаки Конституции.
Основы конституционного строя РФ.
Права и свобод человека и гражданина в РФ. Обязанности гражданина РФ.
Органы власти в РФ
2
1
2
1
Самостоятельная работа студента
Подготовить сообщения по темам: «История российской Конституции», «Декларация прав человека и гражданина».
2
3
Тема 7.3. Отрасли российского права
Содержание учебного материала
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Гражданское право: предмет, субъекты, объекты.
Защита гражданских прав.
Трудовое право: предмет, субъекты. Трудовой договор. Дисциплинарная ответственность.
Регулирование трудовых отношений несовершеннолетних.
Семейное право: предмет, субъекты. Брак: порядок заключения и расторжения.
Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Административное право.
Уголовное право. Уголовно-процессуальное право.
2
1
2
1
2
1
3
3
Самостоятельная работа студента
Подготовить сообщение «Система российского образования: уровни, формы получения образования»
Решение правовых задач.
2
2
3
Тема 7.4. Судебная система
Содержание учебного материала
1
1.
Судебная система. Порядок судопроизводства.
2
Самостоятельная работа студента
Составить гражданский иск
2
3
Тема 7.5. Международное право
Содержание учебного материала
1
1.
Международная защита прав человека.
1
Самостоятельная работа студента
Подготовиться к зачету
3
1
Обобщение и систематизация ЗУН
Контрольная работа (КИМ 4)
1
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ
ЗАЧЕТ
2
3. условия реализации рабочей программы дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины «Обществознание» предполагает наличие учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- план научно-методической работы;
- дидактические материалы по основным разделам курса обществознания;
- печатные пособия
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др /; под ред. Л.Н. Боголюбова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др /; под ред. Л.Н. Боголюбова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Дополнительные источники:
Для обучающихся:
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М., 2008.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2008.
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2009.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2009.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2009.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. - М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2009-2010.
Для педагога:
Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2002.
Кишенкова О.В. Обществознание. 8 кл. - М., 2010.
Кишенкова О.В. Обществознания. 9 кл. - М., 2010.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2010.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. - М., 2009.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО. - Ростов н/Д, 2009.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2009.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). - М., 2009.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч. - М., 2009.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. - М., 2009.
Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 2009.
Яковлев А.И. Основы правоведения. - М., 2009.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2010.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2009.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 3.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 -ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».
Интернет-ресурсы
school-collection.edu.ru
soc.reshuege.ru/test?a=catlistwstat
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения
- применять полученные знания в повседневной жизни;
- прогнозировать последствия принимаемых решений;
- оценивать социальную информацию;
- осуществлять поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
-
Дифференцированный зачёт
-
Решение правовых задач
-
Выполнение заданий самостоятельной работы
-
Выполнение заданий в КИМ
Знания
- базовый понятийный аппарат социальных наук;
-
Задания в КИМах по всем темам
-
Задания в дифференцированном зачете
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
КИМ 1
-
Задания в дифференцированном зачете
- биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- особенности социально-гуманитарного познания;
-
КИМ 2
-
Задания в дифференцированном зачете
- об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-
КИМ 3
-
Задания в дифференцированном зачете
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
-
КИМ 4
-
Задание в дифференцированном зачете