Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка:

Рабочая программа составлена на основе -

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Учебника Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А. И. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009

  3. ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Базовый уровень (включая Экономику и Право) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

4. Авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание основного общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Федеральный базисный учебный план (2004) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа на изучение курса обществознание в 8 классе в год, в неделю 1 час.

Цель курса - способствование успешной социализации учащихся.

Задачи:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальныхх ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Цели и задачи курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

J способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

J передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

J формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

J развить у школьника словесно - логическое и образное мышление;

J способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

J помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Планируемые результаты обучения:

J оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;

J уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;

J уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;

J строить межпредметные связи на основании изучаемого материала;

Учебно-методические компоненты:

Программа, учебник, мультимедийные издания, методическое пособие для учителя, познавательные задания для учащихся, рабочая тетрадь, схемы, таблицы, тесты.


Межпредметные связи:

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Учебно-методическое обеспечение

  1. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (включая Экономику и Право).

Второй этап (VII-IX классы) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

  1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А. И. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2006

  2. Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А. И. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009

  3. Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007. -410с.

  4. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)

  5. Конституция РФ

  6. Сборник законов РФ.

  7. Драхлер А.Б. Граждановедение: 8 кл. Рабочая тетр. - М.: Дрофа, 1999

9. Мультимедийное пособие «Обществознание» 2005

10. Международное гуманитарное право

Используемые сокращения:

У - учебник

Д - доска

ММУ - мультимед. Обеспечение

РМ - раздаточный материал

Ко - конституция

Б - беседа

Л - лекция

Д - диспут

С - семинар

К - комбинированный


Тематический план

Учебная тема

Количество часов

всего

теоретические

практические

1.

Введение

1

1


2.

Что такое человек

8

7

1

3.

Человек и природа

4

3

1

4.

Человек среди людей

7

6

1

5.

Человек в обществе

13

12

1

6.

Итоговое тестирование

1

-

1


Итого

34

29

5


- количество часов на первую четверть:

Всего 9 час., в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ 1

- количество часов на вторую четверть:

Всего 7 час., в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ - 1

- количество часов на третью четверть:

Всего 10 час., в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ 1

- количество часов на четвертую четверть:

Всего 8 час., в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ 2


Календарно-тематический план


дата

Тема урока

час

Требования стандарта

Оборудование

Форма урока

Д/З

Введение

Вводный урок

1

Познакомить уч-ся с содержанием нового курса, вспомнить элементы конспектирования, обсудить формы работы

У

Б

Познакомиться с учебником

Глава I.Что такое человек (8ч)

Что делает человека человеком?

1

Выяснить какие свойства человека являются биологическими, какие - социальными; в чем проявляется творческий характер деятельности человека, какова взаимосвязь между мышлением и речью, что такое самореализация человека

У §1

Л+Б

Вопросы после §, зад 2,4

Что человеку нужно?

1

Разобраться что такое потребности человека, какие они бывают; выяснить роль ценностных ориентиров в жизни человека.

У§2

Л

§2, вопросы после §. Письменно: зад1-Iвар, зад2 - IIвар

Ваши способности - в вашей власти

1

Ответить на вопросы: что такое? способности, - гениальность,

- характер, - воля. Как формируются эти качества.

У§3

К, к/р

§3, Подгот к терминологическому диктанту

Человек и человечность

1

Повторить понятие гуманизм, выяснить, что такое человечность, сопоставить понятия мораль и гуманизм, мораль и человечность

У§4

Л

§4, вопросы после §, зад 2 письм в тетр

Человек и культура

1

Повторить понятие духовные потребности, выяснить, что включает в себя понятие культуры как достижения человека, что входит в понятие внутренней культуры человека

У§5

Л+Б

§5, вопросы.

Человек познает мир

1

Определить с помощью чего человек познает мир, выяснить роль языка и речи. Подойти к пониманию истины. Понятие «я»

У§6

Л+Б

§6,вопросы после §

    Вечные вопросы

    1

    Выяснить какие вопросы относятся к числу вечных, какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, какие - как личность.

    У§7,

    Л+С/р мультимедиа

    §7. Подгот к ПОУ


    ПОУ: «Что такое человек»

    1

    Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

    ПОУ, К/Р

    Глава II. Человек и природа (4ч)

    Природа. Общество. Человек.

    1

    Раскрыть основные значения понятия «природа», выяснить роль природы в жизни человека и общества. Выяснить каков смысл понятия «ноосфера», определить существующие проблемы во взаимоотношениях человека и природы.

    У§8

    Изуч нового, Л

    §8, вопросы 1,2,4,9,10 Подгот к семинару

    У роковой черты.

    1

    Обсудить печальные результаты хозяйственной деятельности человека, попытаться обсудить возможные варианты преодоления экологического кризиса. Прийти к выводу: человечество на пороге кризиса или катастрофы?

    У§9, доп литерат,

    семинар мультимедиа

    §9, вопросы. Задания 1,2. вопрос 4 письменно

    Природа под охраной закона

    1

    Выяснить какие права и обязанности граждан в сфере экологической безопасности закреплены в Конституции РФ. Проанализировать закон «Об охране окружающей среды». Разобраться в политической подоплеке экологического вопроса

    У§10, закон «Об охране окружающей среды»

    Б

    §10, Подгот к ПОУ

    ПОУ: «Человек и природа»

    1

    Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

    ПОУ, зачет

    Глава III. Человек среди людей (7ч)

    Межличностные отношения

    1

    Повторить вопрос: гуманизм как принцип поведения. Выяснить в чем состоят основные особенности межличностных отношений, что такое взаимопонимание, чем отличаются деловые и личные отношения.

    У§11

    Изуч нового, Л

    §11, вопросы 1-5. зад 1 письм в тетр. подгот к семинару

    Радости и сложности общения

    1

    Разобрать понятие «общение» в широком и узком смысле слова, из чего состоит общение, его роль в жизни человека. Обсудить варианты разрешения конфликтов.

    У§12

    семинар

    §12,задание 3 письм в тетради

    Малая группа

    1

    Выяснить признаки малых групп, какова роль лидера в малой группе и как определить лидера. Разобрать понятие «конформизм»

    У§13

    К, к/р

    §13,вопросы после §, задание 1 в тетр

    Бесценный дружеский союз

    1

    Вспомнить уровни межличностного общения, понять какие особенности отличают дружбу от других видов межличностных отношений

    У§14

    Б

    §14, вопросы 2-4.

    «Самое утреннее из чувств»

    1

    Повторить тему «Вечные вопросы», ответить на вопрос: что важнее - любить или быть любимым? Понять, почему так важна любовь в жизни каждого человека

    У§15,

    Б мультимедиа

    §15. подгот к т. дикт

    Психологический климат в семье

    1

    Определить какую роль играет семья в обществе, познакомиться с основными функциями семьи. Узнать от чего зависит психологический климат в семье

    У§16

    К

    §16, задания по желанию. Подгот к ПОУ

    ПОУ: «Человек среди людей»

    1

    Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела.

    ПОУ, письм к/р

    Глава IV. Человек в обществе(13ч)

    Человек и общество

    1

    Выяснить значение понятия «общество», «общественные отношения», роль социальных норм. Рассмотреть ступени развития общества

    У§17

    Изуч нового, Б

    §17, вопросы после §. задание 2 письм в тетр

    От хозяйства Робинзона к экономике

    1

    Повторить тему «Роль труда в жизни человека и общества». Узнать, как рождается экономика, в чем суть НТП и НТР, как они связаны, каковы последствия НТР

    У§18

    К+Б

    §18,вопросы после §.

    Задание 4

    Человек в мире экономических отношений

    1

    Узнать, как происходит распределение ресурсов, какая экономическая система обеспечивает более эффективное их распределение, выяснить характерные черты рыночной экономики

    У§19

    К

    §19, вопросы после §.

    рефераты

    Государство и экономика

    1

    Обсудить круг проблем, регулируемых любым государством, узнать государственные механизмы воздействия на экономику, суть налоговой политики государства

    У§20

    К

    §20, вопросы после §.

    Задания 4,5. подгот к т дикт

    Социальная сфера жизни общества

    1

    Выяснить в чем выражается социальное неравенство, в чем его причины, причины возникновения социальных конфликтов, чем характеризуется социальная структура современного российского общества

    У§21

    Л+Б

    §21,вопросы 1-5. задание 4.письменно

    Социальная сфера жизни общества

    1

    Выяснить, что определяет статус человека в обществе, что входит в понятие «социальная роль», в чем причины ролевых конфликтов

    У§21

    К, к/р

    §21, вопросы 6-10

    Нации и межнациональные отношения

    1

    Определить что такое нация, каково соотношение понятий «нация» и «этнос», в чем опасность межнациональных конфликтов.

    У§22,

    К, мультимедиа

    §22, подгот к ПОУ

    Связь поколений

    1

    Определить что такое поколение, разобраться в проблеме «отцов и детей»


    Политика и политическая жизнь

    1

    Понять смысл слова «политика», какую роль политика играет в жизни общества, что входит в сферу политики, каковы признаки любой власти, что такое политическая партия

    У§23

    Б

    §23,вопрсы после. задание 4 письм в тетр


    Гражданин и государство

    1

    Обсудить разные точки зрения по причинам появления государства, разобрать формы государственного устройства, как связаны права и обязанности гражданина

    У§24

    К

    §24, вопросы после §, задания 1,4 письм. 6 устно

    Культура. Наука. Искусство.

    1

    Определить, что такое материальная и духовная культура раскрыть сущность научного познания. Что общего между научным и художественным творчеством

    У§25

    К, мультимедиа

    §25, вопросы. Выучить термины

    Человек и выбор жизненного пути. Современный мир

    1

    Узнать чем определяется выбор профессии, какие основные типы профессий существуют. Определить в чем проявляется разнообразие и многоликость современного мира. Повторить существующие глобальные проблемы человечества и пути их решения

    У§26

    К, к/р

    §26, вопросы после §.

    задание 9 письм

    ПОУ

    1

    Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, ответить на существующие вопросы. Подготовиться к итоговому тестированию

    У§§27,28

    К+Б

    §§27,28. подгот к ПОУ и итоговому тестированию

    Итоговое повторение

    1

    Проверка ЗУН учащихся, провести итоговое тестирование


    Учащиеся после изучения курса должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

    • совершенствования собственной познавательной деятельности;

    • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

    • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

    • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

    • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

    • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

    • реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

    • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

    В результате изучения обществознания учащиеся должны:

    Знать/понимать

    • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

    • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

    • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

    • особенности социально-гуманитарного познания.

    Уметь:

    • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

    • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

    устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

    • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

    взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

    и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

    гуманитарных наук;

    • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

    схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

    • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

    • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

    • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

    • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.







    Контрольно-измерительные материалы:

    Контрольная работа №1

    Контрольная работа №2

    Контрольная работа №3

    Контрольная работа №4

    Контрольная работа №5


    © 2010-2022