• Преподавателю
  • Обществознание
  • ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА


  1. Понятие, цели и задачи финансового менеджмента.

  2. Управление формированием движением финансовых ресурсов.

  3. Управление потоками финансовых ресурсов.

  4. Основные пользователи информации финансового менеджмента.

  5. Назначение и структура финансового плана компании.

  6. Анализ показателей финансовой отчетности.

1. Понятие, цели и задачи финансового менеджмента

Финансовый менеджмент - это вид профессиональной деятельности, направленной на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Он представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействий на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

Перечень вопросов, решаемых финансовым менеджментом, можно представить в виде следующих групп проблем:

  • источники финансирования - краткосрочное и долгосрочное кредитование, эмиссия и приобретение ценных бумаг, распределение прибыли, привлечение заемных средств;

  • капитальные вложения и оценка их эффективности - доходность капитала, текущая и перспективная рыночная цена компании, оценка финансового риска;

  • управление оборотным капиталом - оптимальный размер оборотного капитала, управление краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженностью, структура капитала;

  • финансовое планирование - содержание, порядок разработки и значение финансового проекта и бюджета;

  • анализ финансовой деятельности и финансовый контроль - анализ платежеспособности, ликвидности, рентабельности компании, внутренний анализ прибыли, анализ использования капитала.

Целями финансового менеджмента могут быть:

  • максимизация прибыли;

  • достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;

  • увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков;

  • повышение курсовой стоимости акций фирмы;

  • выполнение социальных функций.

Задачей финансового менеджмента при принятии инвестиционных решений и выборе источников финансирования является определение приоритетов и нахождение компромисса для достижения оптимального сочетания его целей с конечной целью обеспечения роста благосостояния вкладчиков.

Основные функции финансового менеджера заключаются в следующем:

  • финансовый анализ и планирование на основе показателей финансовой отчетности, сбор и обработка данных бухучета для внутреннего управления финансами и внешней отчетности;

  • принятие долгосрочных инвестиционных решений; определение оптимальной структуры активов, управление портфелем ценных бумаг;

  • принятие долгосрочных решений по выбору источников финансирования и формирование структуры капитала компании, разработка политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях, дивидендная политика;

  • управление оборотными активами фирмы;

  • функции, связанные со страхованием активов, налогообложением, консультированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией компании.

2. Управление формированием движением финансовых ресурсов

Основная задача финансового менеджмента - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источника и ее финансирования как внешними, так и внутренними. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

Одна из задач финансового менеджера - финансовый анализ и планирование в виде общей оценки:

  • активов предприятия и источников их финансирования;

  • величины и состава финансовых ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;

  • источников дополнительного финансирования;

  • системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

Обеспечение фирмы финансовыми ресурсами предполагает детальную оценку:

  • объема требуемых средств;

  • формы их предоставления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);

  • степени доступности и времени представления;

  • стоимости обладания данным видом ресурсов;

  • риска, ассоциируемого с данным источником средств (капитал собственников гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами) предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений:

  • оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые);

  • целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;

  • оптимальность оборотных средств;

  • эффективность финансовых вложений.

3. Управление потоками финансовых ресурсов

Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:

  • полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

  • полученные на финансовых рынках посредством продажи ценных бумаг, получения кредитов;

  • возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;

  • инвестированные и реинвестированные в развитие производственно-хозяйственной деятельности фирмы;

  • направленные на уплату налоговых платежей.

Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая дочерние компании, выступающие в качестве клиентов, заимодавцев, поставщиков, покупателей продукции, а также с акционерами и финансовыми рынками. В этот блок входит:

  • управление оборотными активами фирмы (движением оборотных средств, расчетами с клиентами, управление материально-денежными запасами);

  • привлечение краткосрочных и долгосрочных источников финансирования.

Управление внутрифирменными финансами входит в блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю, который включает:

  • контроль за ведением производственного учета;

  • составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и уплатой налогов;

  • сбор и обработку данных бухучета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;

  • составление и контроль финансовой отчетности (баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств);

  • анализ финансовой отчетности и использование результатов для внутреннего и внешнего аудита;

  • оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений, а также в целях планирования.

4. Основные пользователи информации финансового менеджмента

К внутренним пользователям информации финансового менеджмента относятся высшее руководство и менеджеры всех уровней управления, которые на основе анализа финансовой отчетности определяют потребность в финансовых ресурсах, оценивают правильность принятых ранее инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, делают оценки для внесения корректировок в плановые показатели, разрабатывают и реализуют политику дивидендов, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой фирмой или ее приобретения, структурной реорганизации компании.

К группе внешних пользователей относятся:

  • существующие и потенциальные собственники капитала фирмы, определяющие изменение доли собственных средств предприятия и оценивающие эффективность использования ресурсов;

  • существующие и потенциальные кредиторы, оценивающие целесообразность предоставления или продления кредита, определения условий кредитования;

  • поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с фирмой;

  • государство в лице налоговых органов, проверяющих правильность составления отчетности;

  • служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.

Пользователи информации, непосредственно не заинтересованные в деятельности компании, защищают интересы предыдущей группы пользователей. К ним относятся:

  • аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности определенным правилам с целью защиты интересов инвесторов;

  • консультанты по финансовым вопросам, вырабатывающие рекомендации своим клиентам относительно вложения капиталов в компанию;

  • биржи ценных бумаг, оценивающие финансовую информацию при регистрации фирм, принимающие решения о приостановке деятельности какой-либо компании, оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;

  • законодательные органы, регулирующие предпринимательскую деятельность;

  • юристы, оценивающие выполнение условий контрактов, соблюдения правовых норм при распределении прибыли и выплате дивидендов;

  • пресса и информационные агентства, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям;

  • профсоюзы, определяющие свои требования в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений.

5. Назначение и структура финансового плана компании

Финансовый план компании используется, с одной стороны, для прогнозирования среднесрочной финансовой перспективы, а с другой - для определения текущих доходов и расходов предприятия. Годовой финансовый план представляется в форме бюджета компании и одновременно является инструментом планирования и контроля. В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный и финансовый.

Операционный бюджет подразделяется на бюджеты:

  • реализации (рассчитывается прогнозный объем реализованной продукции исходя из ожидаемого количества единиц продукции и ожидаемой цены);

  • производства (определяется ожидаемый объем производства на основе бюджета реализации);

  • прямых затрат на материалы;

  • прямых затрат на труд;

  • производственных накладных расходов (амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость);

  • общих и административных расходов (расходы по реализации продукции, общие расходы по управлению);

  • прогнозный отчет о прибыли (расчетная оценка доходов и расходов предприятия на предстоящий период).

Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.

Бюджет денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне, избегать их избытка и дефицита. Он состоит из четырех разделов:

  • поступления, включая остаток денежных средств на начало периода;

  • расходы денежных средств;

  • избыток или дефицит денежных средств;

  • финансовый раздел, представляющий статьи заемных средств и погашения задолженности на предстоящий период. Прогнозный баланс позволяет оценить, каким будет финансовое положение компании по прошествии соответствующего периода.

Баланс позволяет:

  • выявить возможные неблагоприятные для компании финансовые последствия решений, принимаемых на предстоящий период;

  • проверить математическую правильность других расчетов;

  • рассчитать финансовые коэффициенты и оценить их уровень с позиций требований финансового рынка;

  • структурно выделить будущие финансовые источники и обязательства.

6. Анализ показателей финансовой отчетности

В зависимости от целей анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор показателей:

  • абсолютные показатели для ознакомления с отчетностью, позволяющие сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, источниках поступления денежных средств, размеров полученной прибыли, системы распределения дивидендов;

  • сравнимые процентные показатели;

  • анализ горизонтальных процентных изменений, характеризующий изменения отдельных статей финансовой отчетности за год (рост в процентах);

  • анализ вертикальных процентных изменений, предполагающий соотношение показателей различных статей по отношению к одной выбранной статье;

  • анализ тенденций (трендовый анализ), характеризующий изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет по сравнению с базовым показателем, используемый для прогнозов;

  • сравнительный анализ, проводимый с целью сопоставления отдельных показателей деятельности фирмы с показателями фирм-конкурентов примерно одинаковых размеров. Этот анализ позволяет выявить стратегию конкурентов и перспективы их развития;

  • сравнение со среднеотраслевыми показателями, показывающее устойчивость положения фирмы на рынке;

  • анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов, расчет которых основывается на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.

Все финансовые коэффициенты, используемые в финансовом менеджменте, можно сгруппировать следующим образом:

  • показатели ликвидности, позволяющие определить способность предприятия в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства (коэффициент текущей ликвидности, срочной ликвидности и чистые оборотные средства);

  • показатели деловой активности, позволяющие анализировать эффективность использования ресурсов (оборачиваемость активов, дебиторской задолженности, собственного капитала);

  • показатели рентабельности, отражающие прибыльность деятельности фирмы (рентабельность всех активов, рентабельность реализации, собственного капитала);

  • показатели структуры капитала, отражающие способность предприятия погашать долгосрочную задолженность (коэффициенты собственности, финансовой зависимости, защищенности кредиторов);

  • показатели рыночной активности, характеризующие стоимость и доходность акций компании (прибыль на одну акцию, соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию, доходность акции, доля выплаченных дивидендов).

10


© 2010-2022