Статья Система работы по формированию социально-правовой компетентности

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон».

Учитель обществознания и права

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

высшей квалификационной категории

Бадмаева Эльвира Чойжалсановна


Развивающемуся обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». [стр.5, 6]

Исходя из этого, социализирующей функцией школы является ориентация ее на создание педагогических условий для позитивной интеграции молодежи в современное общество. Правовая компетентность формируется через активные формы обучения, при которых ученик погружен в реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию и принимает самостоятельные решения.

«Компетентность - способность применять имеющиеся знания, умения, навыки в различных проблемных ситуациях. При этом результаты должны быть практичны. Результаты образования признаются значительными за пределами образования»[стр.18,3].

Активные формы обучения, направленные на формирование мобильности знаний и их практическое применение в жизни, формируют познавательные интересы, развивают такие свойства личности, как динамизм, конструктивность, творческие способности, ответственность за принятые решения.

Цель. Через активные формы организации занятий способствовать формированию социально - правовой компетентности на элективном курсе «Подросток и закон».

Задачи.

1. Создать условия для развития компетентности, необходимой для защиты прав, свобод и законных интересов личности через моделирование поведения в рамках социально - правовой деятельности.

2. Познакомить учащихся со спецификой работы сотрудников правоохранительной системы.

3. Способствовать формированию собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.

4.Результаты.

1. Применение различных форм обучения позволяет учащимся овладеть социально - правовой компетентностью. Девятиклассники научились соотносить правовые ситуации с положениями законодательства Российской Федерации, находить пути решения проблем, связанных с нарушением права, выступать публично, применяя юридическую терминологию, работать в группе, выражать свое отношение по поводу той или иной проблемы. Приобрели умение самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации. Могут составлять отдельные виды юридических документов по образцу, анализировать собственные профессиональные склонности, находить необходимую информацию в Интернете.

2. Для девятиклассников созданы условия формирования своего отношения к профессиям правовой сферы, что позволяет более грамотно определить выбор профиля в последующих классах.

3. Повышается правовая культура девятиклассников. Это подтверждают следующие данные. За 2008-2009 учебный год количество правонарушений в школе среди учащихся 9-11 классов снизилось на 10%, а за 2010-2011 год на 30% по сравнению с 2009-2010 учебным годом. На учете ПДН за этот период количество подростков сократилось на 40%.

Примечание: данные на 23 октября 2012 года

Трудности при проведении курса.

1. Временные затраты учителя.

2. Недостаточная юридическая подготовка учителя.

3. Отсутствие педагогического образования у сотрудников.

4. Большие группы детей.

Условия реализации.

1. Планирование времени и места проведения экскурсий.

2. Продуманная организация пространства учебного занятия.

3. Предварительная беседа с сотрудниками по проведению занятий.

4. Наличие свободного времени у сотрудников для проведения занятий.

Реализация активных форм проведения занятий при осуществлении

курса «Подросток и закон».

Цель. Разработать структуру проведения занятий с применением активных форм для формирования социально - правовой компетентности учащихся 9-х классов на элективном курсе «Подросток и закон».

«Эффективное правовое образование - это не только приобретение знаний, но и развитие социальных и интеллектуальных умений, нужных гражданам демократического общества». [стр.43,5]Наиболее адекватными данной задачи являются подходы, направленные на вовлечение учащихся в активное, основанное на критическом анализе обучение. Это экскурсии, моделирование, учебные игры, встречи с новыми людьми и др. Активные формы не только повышают интерес к учению, но и обеспечивает глубокое усвоение содержания, выработку активной социальной позиции, приверженность демократическим ценностям. Все это возможно при условии, что ученик становится в центр образовательной среды, а учителя из «передатчиков» знаний превращаются в «дирижеров» организаторов процесса приобретения знаний.

На первом занятии девятиклассники получают проспект специальностей, с которыми предстоит познакомиться. Это позволяет детям видеть перспективу курса, а также «осуществлять контроль» за деятельностью учителя. Все занятия, кроме вводного и итогового, «вышли» за рамки школы и урока. Они проводятся на рабочих местах сотрудников правоохранительной системы. Это позволяет создать условия, при которых ученик погружен в реальную жизненную ситуацию.

Занятия имеют четкую структуру, которая включает в себя систему повторяющихся частей и разделов при возможности изменения их содержания.

Активные формы организации занятий.

Экскурсия

Способствует более глубокому погружению в реальную ситуацию.

Развивает познавательный интерес. Проводятся на всех занятиях при

знакомстве с новой специальностью. Школьники более объективно формируют свое отношение к каждой специальности, оценивают рабочее пространство сотрудника.

Анкетирование проводится с целью рефлексии

Входящее (знания детей о специальностях правоохранительной системы)

Исходящее (знания после изучения курса)

Дети с интересом сравнили уровень знаний и отметили значительную динамику.

Игра(ролевая, имитационная, деловая)

Способствует развитию навыков критического мышления, способности

ясно выражать свое отношение к той или иной проблеме, применение на

практике другой линии поведения и умения решать сложные практические

задачи.

Игры позволяют глубоко вжиться в проблему, понять ее изнутри, предложить свои пути решения. Начиная с первого занятия, дети готовятся к итоговому, которое проходит в форме судебного заседания и правовой

дискотеки. Формируются группы по принципу выполнения ролей в суде: сторона защиты, сторона обвинения, истец, обвиняемый, свидетели, судья и др. В ходе изучения курса дети акцентируют свое внимание на тех специальностях, в роли которых им придется выступить, а также осваивают свою роль через телевизионные сериалы. Выступают в роли адвоката, прокурора, юрисконсульта, составляют документы у нотариуса. В подражание телевизионным судам девятиклассники проводят свои судебные

заседания, где довольно грамотно выступают в роли судьи, прокурора, адвоката и др.

В ходе курса идет подготовка справочника экстремальных правовых ситуаций, в котором указан номер телефона, имя сотрудника, адрес. Этот справочник остается у детей. При необходимости они могут обратиться к нему.

Упражнение «Ожидания».

В начале занятия ученикам предлагается высказать свои ожидания от предстоящей работы. Анализируя ожидания, учитель и сотрудник могут узнать, какие вопросы интересуют детей при изучении новой темы

Метод «мозговой штурм»

С положительной стороны зарекомендовал себя прием, который чаще всего используется на стадии вызова. Например, «Запишите все, что знаете…». Суть этого приема в том, что перед началом знакомства с новым учебным материалом школьникам предлагается вспомнить, все, что они знают и думают по данному вопросу. Это позволяет активизировать имеющиеся у учащихся знания или представления, полученные ими из книг, фильмов, жизненного опыта. Таким образом, восстановление имеющегося знания идет путем коллективной «мозговой атаки», удается восстановить большое количество учебного материала.

Работа с правовыми документами.

УК РФ, УПК РФ, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, КоАП и др. Работа с этими кодексами предполагает достижение таких целей, как

-умение анализировать, делать объективные и взвешенные выводы

-умение соотносить проблемные ситуации с правовыми нормами

-умение выносить собственное суждение

Необходимо отметить, что «обучение внимательному прочтению, анализу статей законов, умению делать на их основании самостоятельные выводы, является необходимой задачей формирования гражданского сознания». [стр.50,5].

Способы: кластер, коллаж, синквейн.

Творческие задания. Требуется применить полученную информацию. Примеры творческих заданий:

письмо, составление договора, подготовка выступления, исполнение роли в имитационных методиках, решение проблемы, обсуждение дискуссионного вопроса. Творческое задание не имеет однозначного решения, является практическим и полезным.

Решение ситуативных задач. Девятиклассники научились соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации. Задание предполагает в первую очередь закрепление изученного материала, формирование практических умений и навыков, развитие внимания и сообразительности.

Решение психологических задач. Выполняя это задание, дети определяют насколько у них развита память, внимание, мышление и т.д.

Результаты диагностики

Диагностика проводилась по направлениям:

1. анкетирование учащихся

2. саморефлексия

3. количество правонарушений в школе

В течение 3 лет анкетированием было охвачено 138 девятиклассников. Анализ анкет показал, что 100% учащихся курс понравился и дал практические знания. Ученики отметили, что занятия проходили вне стен школы в форме игр, экскурсий. Девятиклассники сформировали свое отношение к специальностям правоохранительной системы. Результат анкетирования показал, что из представленных специальностей 36% детей предпочтение отдали прокурору, 14% - следователю, 10% - работнику ГИБДД, по 4% - адвокату и эксперту - криминалисту, остальные по 1-3%, 12% не выбрали ни одну из специальностей. Считаю, что курс способствовал более осознанному выбору профиля в десятом классе.

У детей вырабатываются необходимые коммуникативные навыки - устной и письменной речи, диалога, грамотной монологической речи, выступления с сообщениями, навыки групповой работы. На занятиях девятиклассники применили полученные знания, выступив в роли судьи, адвоката, прокурора, эксперта-криминалиста, юрисконсульта и других.

В школе ведется диагностика количества правонарушений. По данным социального работника школы количество правонарушений среди детей, посещавших курс, значительно сократилось.

Курс имеет высокий рейтинг по школе. В течение трех лет он является самым выбираемым. Ежегодно девятиклассникам предлагается выбрать 4 курса из более чем 20 предложенных. 80% детей выбирают курс «Подросток и закон».

В течение 3 лет среди тех, кто изучал курс «Подросток и закон» 7 победителей районной олимпиады по праву и обществознанию, 9 призеров, 1 победитель краевой олимпиады, 1 призер краевой олимпиады, 6 участников краевой олимпиады по праву и обществознанию.

Оценивание. В конце учебного года девятиклассникам выдается справка об изучении курса, в которой делается запись «успешно изучил» или «изучил».

Литература


  1. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М., «Новый учебник», 2004.

  2. Л.В. Мостяева. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права. Рязань, 2006.

  3. Настольная книга учителя обществознания. Справочно-методическое пособие. Сост. Т.И. Тюляева. М., АСТ, 2003.

  4. Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. М., «Новый учебник», 2006.

  5. Е.А. Певцова. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков. М., «Новый учебник», 2003.

  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», одобрено Правительством РФ за № 1756-р от 29 декабря 2001 года

© 2010-2022