• Преподавателю
  • Обществознание
  • Методическая разработка на тему: Конституционные основы и демократические ценности советского периода истории в школьных учебниках обществознания

Методическая разработка на тему: Конституционные основы и демократические ценности советского периода истории в школьных учебниках обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отражение российской конституционной истории

в школьных учебниках обществознания.

В связи с переходом российской системы образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты сегодня все большее внимание уделяется базовым национальным ценностям: формированию российской гражданской идентичности, патриотизма и уважения к своему народу. Процесс формирования патриотической личности мы связываем со знанием исторического материала и истории конституционных основ.

Как известно, в этом (2013) году, российский народ отмечает 20-летие со дня принятия всенародным голосованием Конституции РФ (от 12 декабря 1993 года). Поэтому, каждый педагог, обращаясь к школьному учебнику обществознания, надеется найти там исчерпывающую информацию об эволюции конституционных основ нашего государства. Чтобы оценить степень ее полноты и значимости, мы поставили перед собой целью проведение экспертизы школьных учебников обществознания в части конституционной истории.

Критериями для сравнения нами были выбраны:

-объем;

-отношение авторов к излагаемой теме;

-излагаемые вопросы;

-источники;

-проблемные задания.

Проанализировав учебную литературу следующих издательств: Просвещение, Вентана-Граф, Баласс, мы пришли к следующим результатам.

Авторы учебников подходят к освещению вопросов конституционной истории Российского государства с разнообразных концептуальных сторон, выделяя при этом различный объем материала.

Так, Л. Н. Боголюбов и др. в профильном учебнике обществознания для 10 класса в рубрике «От автора» обращает внимание читателей на то, что правоведение в рамках профильной подготовки стало самостоятельной учебной дисциплиной [1]. В учебнике «Право» для 10 класса [*] Л. Н. Боголюбов выделяет целую главу, состоящую из 7 параграфов, посвященную основам конституционного права Российской Федерации [2]. Однако, при всем том, что автор уделяет значительное внимание Конституции 1993 года, он лишь единожды обращает свое внимание на советские конституции, делая это в контексте сравнения: «В отличие от советских Конституций, современная Конституция 1993 г. является не декларацией, не красивой красной книжкой (курсив К.А.), а действующим актом (курсив от автора), и это качество появилось благодаря закреплению принципа ее прямого действия» [3]. На наш взгляд, это говорит о некой предвзятости автора к советской конституциональной истории и нежелании ее отражения в учебной литературе.

Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев и др. [4]в учебнике Обществознание для 9 класса отводят два параграфа для изучения Конституции РФ, основ конституционного строя РФ [5]. В пункте параграфа, посвященном этапам развития конституции, коллектив авторов уделяют особое внимание европейскому и американскому конституционному опыту, а российский конституционный опыт представлен в качестве дополнительного материала для ознакомления [6] (как исторический факт или ситуация). На наш взгляд, для формирования конституционно-правовых ценностей гражданской идентичности учащихся было бы более ценным обращаться, в первую очередь, к собственному историческому опыту, однако, несомненно, не стоит отталкивать и опыт иных цивилизаций.

П. А. Баранов и др, также посвящает целый раздел основам конституционного права Российской Федерации, состоящий из 12 параграфов [7]. И, что наиболее ценно, на наш взгляд, один из пунктов 17 параграфа посвящает особенностям развития конституционных идей в России [8], а также особенностям советских конституций [9], что дает возможность будущим поколениям самим оценить историю конституционных основ Российского государства.

Авторы остальных проанализированных учебников (Л. Г. Ионин и др. [10], Д. Д. Данилов и др. [11]) уделяют истории российской Конституции слишком мало внимания, не вынося ее рассмотрение в отдельную тему параграфа или даже пункта параграфа, а лишь упоминая о ныне действующей Конституции в контексте иных рассматриваемых тем (к примеру- при раскрытии вопроса о том кто имеет право на правотворчество в современной России, автор упоминает Конституцию РФ, дату и способ ее принятия как документ, по которому был учрежден парламент [12].

Следует также отметить, что разнится и спектр вопросов, освещающих конституционную историю Российского государства в школьных учебниках обществознания.

Так, например, П. А. Баранов и др., отражают вопросы становления конституционных идей не только в мировой практике, но и в России, уделяя внимание особенностям советских конституций [13]; подробно раскрывают историю создания нынешней конституции [14] (чего мы не увидим ни в одном другом проанализированном учебнике обществознания, поскольку авторы ограничиваются лишь упоминанием способа ее принятия- всенародного голосования), четко и схематично представляет ее структуру и особенности [15].

Авторы иных учебников не углубляются в историю конституциональных основ российского государства (исключение- Л. Н. Боголюбов, и др., которые в учебнике по обществознанию для 9 класса дают краткую справку об истории создания советских конституций, делая это на половине страницы[16]), не только не уделяя им должного внимания, но и совершенно не касаясь данного вопроса (Л. Г. Ионин и др. [17],Д. Д. Данилов и др.[18]).

Следует также отметить, что в проанализированной учебной литературе представлены различные выдержки из Конституции РФ 1993 года (2, 3 и 7 статьи I главы Конституции РФ у Д. Д. Данилова и др.[19], статьи с 45 по 53 у Л. Г. Ионина и др.[20]; из проекта конституции Н. М. Муравьева (1-3, 10-11, 13-14 статьи) у Л. Н. Боголюбова и А. И. Матвеева и др. [21]; из ряда документов, служащих источником права в странах Запада и США (Декларации независимости США (июля 1776 г.), Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1789 г., Франция), Конституции Французской республики (3 июня 1958 г.), Конституции Итальянской республики (22 декабря 1947 г.), Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.), Основного закона Федеративной республики Германии (25 мая 1949 г.), Конституции Королевства Испании (27 декабря 1978 г.) у Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова и др. [22]. Т. о., авторы учебной литературы в вопросах конституционной истории более склонны доверять своему нынешнему и европейскому опыту, нежели опыту своего государства в советский период.

Так, только П. А. Баранов и др. позволили себе поместить в конце параграфа №17 («Развитие конституционных идей России») выдержку из советской Конституции 1977 года (6 статья) [23], что говорит о их стремлении показать преемственность конституционных основ. Об этом свидетельствует и задание к документу, в котором необходимо ответить на следующий вопрос: «Почему в процессе демократизации политической системы, начавшемся в конце 80-х гг. XX в., именно эта статья являлась «камнем преткновения» между демократами, требовавшими ее отмены, и коммунистами-ортодоксами, выступавшими за «незыблемость основ»?» [24].

Выводы.

По нашему мнению, наиболее полная и объективная картина конституционной истории Российского государства представлена в учебнике П. А. Баранова и др.

В целом, следует признать, что для формирования патриотических чувств и конституционных ценностей в сознании молодых граждан ни объем, ни содержательная часть учебного материала школьного курса обществознания явно недостаточны. В большинстве учебников остается неосвещенной конституционная история предыдущих поколений (в том числе и советского периода), не показана преемственность знаний, часто проскальзывает субъективизм в определении значимости тех или иных эпох, а, следовательно, и их исторического опыта. Кроме того, явно прослеживается

навязывание авторами приверженности существующему строю.

Список литературы.



  1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [ и др. ]; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2013.-С.5.

  2. Право. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [ и др. ]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 5-е изд., с изм.- М.: Просвещение, 2011.-286 с. С.218-286.

  3. Боголюбов Л. Н., Лукашева Е.А. и др.- Указ. Соч. -С.223.

  4. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2013.-223 с.

  5. Боголюбов Л.Н., Матвеев А. И. и др. -Указ. Соч.-С.120-134

  6. Там же. -С. 103,105.

  7. Баранов П.А. Право: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, К.С. Романов; под общ. ред. Г.А. Бордовского.- М: Вентана-Граф, 2010.-400 с., С. 112-190.

  8. Баранов П.А. Указ. Соч.-С. 114-117.

  9. Там же.- С. 117-119.

  10. Ионин Л. Г. Обществознание. Человек в глобальном мире. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Г. Ионин, Л. В. Поляков; под ред. Л. В. Полякова.- М.: Просвещение, 2009.- 368 с.

  11. Данилов Д.Д., Сизова Е. В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н., Повлова Н. С., Паршина С. В. Обществознание: 9 класс. Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100». М: Баласс,2012.-240 с.

  12. Ионин Л. Г.и др. Указ. Соч.- С. 98.

  13. Баранов П.А. и др. Указ. Соч.-С.117-119.

  14. Там же. - С. 121-122

  15. Там же. - С.-123-125

  16. Боголюбов Л.Н., Матвеев А. И. и др. Указ. Соч.-С.-105-106.

  17. Ионин Л. Г. и др. -Указ Соч.

  18. Данилов Д. Д. и др. -Указ Соч.

  19. Там же.- С. 146-147.

  20. Ионин Л. Г. и др. -Указ Соч.-С. 105-107

  21. Боголюбов Л.Н., Матвеев А. И. и др. -Указ. Соч.-С.109.

  22. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».-9-е изд.-М.: Просвещение, 2013.-351 с.

  23. Баранов П.А. и др. Указ. Соч.-С.119.

  24. Там же.

Дмитрий Васильевич, паспорта учебника Д. Д. Данилова на привычном месте нет (странно!), поэтому записала как смогла, исправлю.

Сделала примерно. Хотела бы выслушать Ваше мнение. И очень нужна помощь, так как мысли топчутся на одном месте.

P.S. Прошу прощения за возможные помарки, недочеты и т.д.

© 2010-2022