Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию 9 класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»


Утверждаю

Директор МКОУ СОШ № 10

_____________ /Калугина М.Е./

« » _________2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

9 КЛАСС

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.


Дворникова Екатерина Павловна

учитель истории и обществознания.













с. Покровское 2015 год.




Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа: Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» (9 класс) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию./Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. _ Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011.

Программа предполагает проведение 1-го часа в неделю (всего 34 часов)

Структура документа:Рабочая программа по обществознанию 9 класс представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета.«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.

«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Обществознание в данном учебном заведении не носит концентрический или линейный характер. Используется новый принцип выстраивания этого курса - уровневый. Каждый уровень является ведущим на определенной ступени образования. В V-VII классах обществознание ориентируется на возможность учащихся получить гражданский опыт через практико-ориентированное изучение процессов общественной жизни. В VIII-IX классах усиливается теоретический аспект, школьники систематизируют полученный ранее опыт, знакомятся с научными теориями и концепциями. В X-XI классах происходит осмысление процессов, происходящих в современном глобальном мире с точки зрения полученного ранее опыта и приобретенной системы знаний. Таким образом, выстраивается модель: ОПЫТ - СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - ОСМЫСЛЕНИЕ. Это может быть представлено в виде таблицы.

Ступень образования

Уровень мышления

Уровень действий

Уровень понимания

Уровень коммуникации

1. V-VII классы

Эмпирический

Практический опыт

Как поступать? Что делать? Что такое хорошо, чтотакое плохо?

Я и ближний круг общения(начальная школа).Я - гражданин России (V-VIIклассы)

2. VIII-IX классы

Абстрактный

Систематизация

Как можно поступать? Что я делаю и почему?

Я - представитель гражданского общества

3. X-XI классы

Глобальный

Осмысление

Зачем так поступать? В чем смысл моих действий?

Я в глобальном мире

Каждый следующий уровень (мышления, действий, понимания, коммуникации) не должен пониматься в отрыве от предыдущего - необходимо органически включать на новой ступени то, что было на ранней стадии. Так, например, в X-XI классах будет использоваться практический опыт учащихся и уровень систематизации знаний для осмысления происходящих в обществе явлений. При этом необходимо сохранить межкурсовую преемственность и межпредметное взаимодействие. Уровневый подход сочетает в себе сильные стороны линейности и концентричности. Приоритет отдается практической направленности и конкретности рассматриваемых вопросов. С самого начала изучения предмета делается упор на развитие логики, коммуникативных навыков.

Позитивистский (фактологический) подход в обществознании следует сочетать с проблемным преподаванием. Представляется неэффективным превращать обучение в заучивание набора определенных теорий, признаков, характеристик, законов, терминов и т.п. В старшем школьном звене (X-XI классы) рассмотрение общественных проблем становится ведущим способом рассмотрения содержания обществознания. Преподавание строится на нарастании проблемности в каждом этапе, а так же увеличении доли самостоятельной деятельности учащихся (увеличивается число сообщений, рефератов, проектов).

Цели Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении восьмиклассников:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 8-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Результаты освоения предмета:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

Познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

Трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

Коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Раздел II. Учебно-тематическое планирование. Данный курс рассчитан на 34учебных часа.

9 класс

№ темы

Название темы

Кол-во часов

1

. Политическая сфера.

13

2

Человек и его права.

12

3

Духовная сфера.

9

Итого:

34

Раздел III. Содержание курса.

Раздел I . ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА (13 часов)

Тема 1. Власть

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти.

Тема 2. Государство

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.

Тема 3. Какие бывают государства

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.

Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя.

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.

Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.

Тема 4. Участие граждан в политической жизни

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Опасности политического экстремизма.

Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.

Раздел II. Человек и его права (12 часов)

Тема 5. Право

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Понятие юридической ответственности.

Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права.

Тема 6. Власть и закон

Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов.

Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура.

Тема 7. Право и имущественные отношения

Правовые основы гражданских правоотношений. Участники имущественных отношений. Право и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Права потребителей. Арбитражный суд.

Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск.

Тема 8. Труд и право

Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.

Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд.

Тема 9. Право, семья, ребенок

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.

Тема 10. Преступление

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Основные понятия темы: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних.


Раздел III 3. ДУХОВНАЯ СФЕРА (9 часов)

Тема 11. Что такое культура.

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.

Основные понятия темы: культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.

Тема 12. Нормы и формы культуры.

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции.

Тема 13. Религия.

Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне.

Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

Тема 14. Искусство.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».

Тема 15. Образование.

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик.

Тема 16. Наука.

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.

Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся в 9-м классе

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

«Обществознание. 9класс» под редакцией Кравченко А.И. Москва «Русское слово» 2013 год.

Обществознание 9 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2013.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Дополнительная литература для учащихся:

- «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

Медиаресурсы:

- Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой

- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.

Ресурсы Интернета:

- fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для

общеобразовательной школы

- festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Список литературы

- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки.9 класс.- М: Просвещение, 2012;

- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;

- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;

- Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2010.













Раздел VI. Календарно-тематическое планирование. Обществознание 9 класс.


№ п\п

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

минимального

содержания

образования

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Раздел I. Политическая сфера (13ч.)

Вводное занятие. Политическая сфера общества.

1

Тематическая лекция

Влияние: понятие, формы, способы.

Власть:

А. Понятие, история возникновения и развития

Б. Формы, методы.политическая властью

Пирамида легитимности.

Разделение властей.

Понятия: влияние, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей.

Уметь: анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.

Знать понятия: влияние, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей.

§1

ТУ: написать сочинение « Я и власть»

2-3

Государство

2

Комбинированный урок

Государство- элемент политической системы общества. Причины возникновения государства. Признаки функции государства.суверенитет. Понятия: взаимодействия, взаимовлияние общества и государства, общество делегирует часть прав государству.

Термины: государство, суверенитет, внутренние, внешние функции, политическая система, монополии государства.

Знать причины зарождения государства, его функции их анализировать, основные признаки государства.

Уметь анализировать виды монополии государства: объяснять закономерности развития процессов.

Знать термины: государство, суверенитет, внутренние, внешние функции, политическая система, монополии го-сударства.

§2

Доработать таблицу «Государство»

4

Национально- государственное устройство

1

Комбинированный урок

Две тенденции в межнациональных отношениях. Централизованное государство. Общенациональное государство. Причина распада национальных государств.

Понятие «многовариантность государственного строительства».

Повторение понятия

«межнациональные отношения»

Новые понятия и термины: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенационально государство, империя

Знать: конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения.

Уметь: объяснять процесс создания централизованных государств;

объяснять причины и особенности распада национальных государств.

Знать термины: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенационально государство, империя.

§3

5

Формы правления

1

Тематическая лекция

Формы правления: понятие и виды. Монархия и республика- различные форы правления. Демократия, ее основные признаки.

Понятия: республиканская форма правления, основанная на демократии, способствует наиболее гармоническому развитию личности. Термины: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии

Уметь: сравнивать две формы правления: республику и монархию;

разъяснять сущность демократической формы правления;

анализировать политическую систему государства.

Знать понятия: республиканская форма правления, основанная на демократии, способствует наиболее гармоническому развитию личности; термины: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии

§4

6-7

Политические режимы

2

Комбинированный урок

Политический режим : понятие, типы и формы политических режимов. Демократические и недемократические режимы. Политический режим Российской Федерации. Понятия: статус личности как субъекта или объекта политики определяется политическим режимом.

Термины: политический режим, демократический, недемократический режимы, авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим

Уметь: объяснять особенности политических режимов.

Знать термины: политический режим, демократический, недемократический режимы, авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально- демократический режим

§5 Материал СМИ

8

Гражданское общество и правовое государство

1

Комбинированный урок

Понятие гражданского общества. Пути становления гражданского общества. институт гражданства (гражданин- гражданство).

Правовое государство и его основные признаки.

Понятия: многовариативность взаимосвязей общества и государства ( гражданское общество- основа для правового демократического государства, верховенства права) гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство

Уметь: объяснять сущность явлений, процессов ( гражданское общество, правовое государство);

формулировать и отстаивать свою позицию.

Знать понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институт гражданства (гражданин- гражданство).

§6

9-10

Голосование, выборы, референдум

2

Тематическая лекция

Основные формы участия граждан в политической жизни страны. Голосование. Процедура выборов. Референдум в общественной жизни страны. Понятия: реализация прав граждан на участие в политической жизни страны- важная составляющая гражданской политической культуры.

Активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум.

Собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы

Уметь:

объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни страны;

высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.

Знать понятия: реализация прав граждан на участие в политической жизни страны- важная составляющая гражданской политической культуры;

активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум;

собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы.

§7 Подготовить материал о политических партиях современной России

11-12

Политические партии

2

семинар

Политическая партия и ее основные признаки. Роль политических партий в обществе. Функции политических партий. Особенности содержания программ. Классификация политических партий.

Понятия: наличие легальной политической оппозиции как важнейший признак демократии;

- политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа,

- партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые, революционные, реформистские, реакционные и консервативные, левые и правые центрические партии, многопартийность.

Уметь:

сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию.

Знать понятия: наличие легальной политической оппозиции как важнейший признак демократии;

- политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа,

- партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые, революционные, реформистские, реакционные консервативные, левые и правые центрические партии, многопартийность.

§8

13

Политическая сфера общества

1

Повт.- обобщ. урок

Политическая система современной России.

Внутриполитические проблемы России и пути их решения.

А. Властные отношения, социальная иерархия и борьба за власть.

Б. Национальные отношения в России. Проблема сепаратизма.

В. политическая культура.

Понятия: идеальная модель политического устройства России, отражена в Конституции РФ.

Знать понятия: идеальная модель политического устройства России, отражена в Конституции РФ.

Уметь: называть формы правления, формы национально- государственного устройства;

объяснять роль политики в жизни общества;

характеризовать государство,

приводить примеры участия граждан в политической жизни.

ТУ: написать реферат на тему:

« Политическая социализация молодежи»

14-15

Раздел II.

Человек и его права ( 12ч.)

Право, его сущность и особенности

2

Вводная лекция

Право в системе социальных норм. Права и обязанности. Нормы права.отрасли права. Отрасли права.правовая культура. Понятия: социальные нормы, нормы права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно- правовой акт, международное гуманитарное право

Уметь:

объяснять особый статус права в системе социальных норм;

сравнивать нормы морали и нормы права.

Знать понятия: социальные нормы, нормы права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно- правовой акт, международное гуманитарное право

§9

ТУ:

мини- сочинение «Право в моей жизни»

16-17

Закон и власть

2

Лекция с элементами беседы

Власть и закон история отношений. Система высших органов государственной власти РФ. Принципы разделения властей.

Понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет РФ, Государственная дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат, арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная полиция.

Уметь: давать оценку изученных политико- правовых явлений; формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; объяснять сущность разделения властей.

Знать понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет РФ, Государственная дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат, арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная полиция.

§10

18

Конституция-основной закон государства

1

Комбинированный урок

Конституция:

А. Понятие, структура.

Б. Первые конституции и их значение. Правовой статус человека и гражданина России. Проблема прав человека в России.

Понятия: Конституция РФ- правовая основа политической и правовой системы России, гражданин РФ умеет защитить свои права и обязанности

Уметь: объяснять особенности правового статуса гражданина России;

соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина России.

Знать понятия: Конституция РФ, статус гражданина

§ 11

ТУ: подготовить сообщение на тему « Права, записанные в Конституции: формальность или действительность?»

19-20

Право и имущественные отношения.Потребитель и его права

2


Тематическая лекция

Правовая регуляция имущественных отношений.

А. Субъекты и объекты гражданского права.

Б. Институт права собственности.

В. Сделки и договоры.

Права потребителя в РФ.

Понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск, права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет.

Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск, права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет.

§12-13

21

Труд и право

1

Комбинированный урок

Предмет трудового права. Трудовой договор: заключение и прекращение. Особенности трудовых отношений в области. Труд несовершеннолетних, Охрана труда несовершеннолетних.

Понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор ( контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск.

Уметь:

характеризовать трудовое право как отрасль, трудовой контракт;

характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях;

называть виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения отношений.

Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск.

§14 Сообщение «Трудовой кодекс РФ»

22

Правовые основы брака и семьи

1

Деловая игра

Семейное право отрасль, регулирующая брачно- семейные отношения. Семья, жизненный цикл семьи.заключение и расторжение брака. Права и обязанности супругов . Права и обязанности родителей и детей.

Понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права, права и обязанности подростка

Уметь давать правовую характеристику брачно- семейных отношений;

приводить примеры правового регулирования семейных отношений.

Знать понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права.права и обязанности подростка

§15

23-24

Правонарушения и виды юридической ответственности

2

Комбинированный урок

Преступление и его состав.признаки, формы вины. Основные виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Особенности наказания несовершеннолетних. Правоохранительные органы области. Понятия:

преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды.бездействия, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказания несовершеннолетних, приговор.

Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми.

Уметь: анализировать состав преступления и определять, является ли деяние, или содеяние преступление;

давать оценку изученным правовым явлениям.

Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности.

Знать понятия:

преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды.бездействия, деяние, вина и ее формы, проступок и его виды. презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказания несовершеннолетних, приговор.

§16

Сообщение «Уголовный кодекс РФ»

25

Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ

1

Повт.-. обобщ.урок

Правовая база по защите прав ребенка в области. Современное состояние правовой и социальной защиты детства в крае. Деятельность государственных и общественных организаций, осуществляющих правовую и социальную защиту несовершеннолетних в регионе.

Понятия: особая необходимость в социальной и правовой защите детства в стране и области.

Законодательство России, области и города о местном самоуправлении. Система органов местного самоуправления. Роль органов местного самоуправления в общественной жизни.

Понятия: устав области, города, областная дума, губернатор, правительство области, муниципальное образование, мэр города, администрация, бюджет области, города, дотация.

Уметь: называть основные документы по защите прав детства;

характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в крае.

Знать понятия: особая необходимость в социальной и правовой защите детства в стране и области.Местное самоуправление

Уметь: работать с документами;

сравнивать сопоставлять федеральное и региональное законодательство;

характеризовать систему органов местного самоуправления.

Знать понятия: устав области, города, областная дума, губернатор, правительство области, муниципальное образование, мэр города, администрация, бюджет области, города, дотация

Знать правовые источники по защите прав детства и государственные органы по защите прав ребенка.

26

Раздел III. Духовная сфера (9ч)

Культура

1

Комбинированный урок

Культура: многозначность понятия. Что такое культурный комплекс?

Культурное наследие.

Понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты культуры, духовная и материальная культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.

Уметь: характеризовать духовную жизнь человека и общества;

разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.

Знать правила этикета.

Уметь: анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия.

Знать понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты культуры, духовная и материальная культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.

§17

КУ: анализ культурного наследия своей семьи (в форме таблицы)

27

Культурные нормы

1

Комбинированный урок

Понятие культурной нормы.виды культурных норм. Мораль, ее основные ценности, моральный выбор . Санкции в обществе. Понятия: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкции.

Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются.

Уметь: анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов,разъяснять понятие « мораль общества»;

объяснять назначение тех или иных санкций в обществе.

Знать понятия: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкций.

§18 Подготовить материал об известных обрядах, ритуалах, традициях

28

Формы культуры

1

Комбинированный урок

Элитарная, народная, массовая культура, их взаимосвязь и взаимопроникновение. Субкультура. Молодежная культура. Контркультура.

Понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура.

Знать: сущность основных форм культуры и ее разновидностей;

особенности молодежной субкультуры.

Уметь: анализировать формы культуры : высказывания, суждения,

Знать понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура.

§19

29

Религия

1

Комбинированный урок

Религия: многоплановость понятия. Виды религий.архаичные и мировые религии. Свобода совести и вероисповедания в России.

Понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, куль, символ, мировые религии, культурный символ, ислам, христианство, буддизм.

Знать, что такое культура.

Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, и их проявлении в истории человечества.

Знать: некоторые особенности мировых религий.

Уметь: сравнивать мировые религии, выделять общие черты и различия.

Знать понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, куль, символ, мировые религии, культурный символ, ислам, христианство, буддизм.

§20

ТУ: рефераты по теме «Религии мира»

30

Искусство

1

Комбинированный урок

Что такое искусство? Объекты и субъекты художественной культуры и искусства. Функции художественной культуры и искусства. Влияние искусства на современное общество.

Понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро

Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.

Уметь: пояснять, кто является субъектом художественной культуры;

анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают.

Знать понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро

§21

31

Образование

1

Комбинированный урок

Образование-важнейший институт общества. Образование в современной России.

А. Структура современного образования.

Б. Права и обязанности участников учебного процесса.

Понятия: образование, начальное, основное, среднее образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка.

Знать, что представляет собой образование как институт общества.

Уметь разъяснять

эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

особенности правового статуса ученика современной школы.

Знать понятия: образование, начальное, основное, среднее образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка.

П §22

Сообщение о законе «Об образовании

32

Наука

1

Комбинированный урок

Наука- самая сложная область интеллектуальной деятельности. Функции науки.классификация наук. Особенности современной науки, ее структура.

Понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды научного знания, академия, научно- исследовательский институт.

Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь: осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.

Знать понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды научного знания, академия, научно- исследовательский институт.

П. §23

33

Духовная сфера общества

1

Обобщающий урок

Культура как многоуровневое явление. Нормы и формы культуры. Духовная жизнь человека. Культура современной России.

Понятия: культура, мораль, искусство, наука, религия, образование, система ценностей, культурный комплекс, этикет, менталитет россиянина

Знать: основные понятия темы.

Уметь: сопоставлять сравнивать уровни культуры в разные периоды истории России;

систематизировать и обобщать материал по теме « Духовная сфера общества».

Знать понятия: культура, мораль, искусство, наука, религия, образование, система ценностей, культурный комплекс, этикет, менталитет россиянина

ТУ: составить таблицу « Духовная сфера российского общества»

34

Итоговое повторение и обобщение.

Взаимосвязь права, политики и культуры

1

Итоговый урок по курсу

Роль политики в нашей жизни. Правовая организация политического процесса.

А. Правовая и политическая культура человека в России.

Б. Защита прав, духовная культура общества, влияние духовной культуры на личность, ее социализацию.

Понятия: основные спорные понятия по темам курса.

Знать: высшие органы власти правовые основы организации власти.

Уметь: объяснять взаимосвязь права и политики;

соотносить духовную культуру с правовой и политической.



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения. Зам. директора по УВР

учителей гуманитарного цикла

_____________ /Харичкина Л.Д./

Протокол № ___ от «____»__________ 2015 г.

Руководитель МО « »______________2015г.

_______________/Хожаева Л.Н./



© 2010-2022