Рабочая программа факультативного курса «Граждановедение»

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа факультативного курса «Граждановедение»

9 класс


Пояснительная записка


Статус документа

рабочая программа составлена в соответствии с программой среднего (полного) образования по обществознанию (базовый уровень) и примерной программы основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует, содержание предметных тем образовательного стандарта и распределяет учебные часы по разделам курса.

Структура документа

рабочая программа включает разделы - титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы (основной и дополнительной), календарно - тематическое планирование, приложения к программе.

Общая характеристика предмета

курс «Граждановедение» изучается в 9 классе основной общеобразовательной школы, рассчитан на 34 часа.

Цель курса

формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.

Задачи курса

способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ;

стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально - гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.

Предполагаемые формы обучения

занятия разных типов (практические работы, работа с нормативными документами, решение правовых задач, диспуты и другие).

Предполагаемые результаты

умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курсов обществознанию, определяет уровень подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и максимальный объем учебной нагрузки школьников и на основе общеобразовательной программы по «Обществознанию » для 9 класса.

Учебно-тематический план

№ п/ п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Тема 1. Современное общество

8

3

Тема 2. Человек среди людей

5

4

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества

12

5

Тема 4. Политика и право

5

6

Тема 5. Духовная жизнь общества

3

7

Итоговое повторение

1

Содержание тем учебного курса

Введение (1 час)

Итоговая аттестация по обществознанию.

Тема 1. Современное общество.(8 часов)

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

Тема 2. Человек среди людей. (5 часов)

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Многообразие малых групп. Роли человека в группе. Групповые нормы и санкции. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (12 часов)

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости.

Тема 4. Политика и право. (5 часов)

Основы Конституционного строя Российской федерации. Назначение и задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека .Принципы конституционного устройства РФ.

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Место несовершеннолетних в системе трудового и семейного законодательств. Правовое регулирование, трудовая дисциплина и охрана труда несовершеннолетних. Соблюдение принципа наилучшего обеспечения прав ребёнка в семейном праве.

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Тема 5. Духовная жизнь общества. (3часа)

Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.

Образование и самообразование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Итоговое повторение (1 час)


Список литературы:

1. Обществознание 8-9 кл. Под ред. А. Ф. Никитина

2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. - М.., 1998

3. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. Сост. С. И. Володина и др.- М.: Вита - Пресс, 2000

4. Введение в обществознание: 8-9 кл. Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2000

5. Основы экономической теории: Учебник для 9-10 кл. Гос. Унив. - Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова - В 2-х книгах. М.: Вита - Пресс,2003

6. ГИА 2009(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . - М.: Издательство «Экзамен»,2009.

7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. - сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.

8. Конституция РФ.- М.,2005

9. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. - М., 2002.

10. Автономов Введение в экономику. - М.: Вита - Пресс, 2008

11. Сборник кодексов РФ. - М.,2002




Поурочное планирование по курсу ««Основы обществознания» 9 класс


№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Введение. ГИА как форма итоговой аттестации




Тема 1. Современное общество



2-4

Общество - динамичная саморазвивающаяся система



5-7

На пути к современной цивилизации



8-9

Глобальные проблемы современности




Тема 2. Человек среди людей



10-12

Социальная структура



13-14

Многообразие малых групп




Тема 3. Экономическая сфера жизни общества



15-18

Право собственности



19-22

Потребитель и его права



23-26

Измерители экономической деятельности




Тема 4. Политика и право



27-28

Основы Конституционного строя РФ



29

Механизм принятия законов в РФ.



30

Место несовершеннолетних в системе трудового и семейного законодательств



31

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних




Тема 5. Духовная жизнь общества



32

Формы и разновидности культуры



33

Образование и самообразование



34

Личность и мораль



35

Итоговое повторение





© 2010-2022