- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа факультативного курса «Граждановедение»
Рабочая программа факультативного курса «Граждановедение»
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чечина Ю.В. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа факультативного курса «Граждановедение»
9 класс
Пояснительная записка
Статус документа
рабочая программа составлена в соответствии с программой среднего (полного) образования по обществознанию (базовый уровень) и примерной программы основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует, содержание предметных тем образовательного стандарта и распределяет учебные часы по разделам курса.
Структура документа
рабочая программа включает разделы - титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы (основной и дополнительной), календарно - тематическое планирование, приложения к программе.
Общая характеристика предмета
курс «Граждановедение» изучается в 9 классе основной общеобразовательной школы, рассчитан на 34 часа.
Цель курса
формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса
способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально - гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Предполагаемые формы обучения
занятия разных типов (практические работы, работа с нормативными документами, решение правовых задач, диспуты и другие).
Предполагаемые результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курсов обществознанию, определяет уровень подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и максимальный объем учебной нагрузки школьников и на основе общеобразовательной программы по «Обществознанию » для 9 класса.
Учебно-тематический план
№ п/ п
Разделы программы
Количество часов
1
Введение
1
2
Тема 1. Современное общество
8
3
Тема 2. Человек среди людей
5
4
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества
12
5
Тема 4. Политика и право
5
6
Тема 5. Духовная жизнь общества
3
7
Итоговое повторение
1
Содержание тем учебного курса
Введение (1 час)
Итоговая аттестация по обществознанию.
Тема 1. Современное общество.(8 часов)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Тема 2. Человек среди людей. (5 часов)
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Многообразие малых групп. Роли человека в группе. Групповые нормы и санкции. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (12 часов)
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.
Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости.
Тема 4. Политика и право. (5 часов)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Назначение и задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека .Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Место несовершеннолетних в системе трудового и семейного законодательств. Правовое регулирование, трудовая дисциплина и охрана труда несовершеннолетних. Соблюдение принципа наилучшего обеспечения прав ребёнка в семейном праве.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3часа)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Образование и самообразование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Итоговое повторение (1 час)
Список литературы:
1. Обществознание 8-9 кл. Под ред. А. Ф. Никитина
2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. - М.., 1998
3. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. Сост. С. И. Володина и др.- М.: Вита - Пресс, 2000
4. Введение в обществознание: 8-9 кл. Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2000
5. Основы экономической теории: Учебник для 9-10 кл. Гос. Унив. - Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова - В 2-х книгах. М.: Вита - Пресс,2003
6. ГИА 2009(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . - М.: Издательство «Экзамен»,2009.
7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. - сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.
8. Конституция РФ.- М.,2005
9. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. - М., 2002.
10. Автономов Введение в экономику. - М.: Вита - Пресс, 2008
11. Сборник кодексов РФ. - М.,2002
Поурочное планирование по курсу ««Основы обществознания» 9 класс
№ урока
Наименование разделов и тем
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1
Введение. ГИА как форма итоговой аттестации
Тема 1. Современное общество
2-4
Общество - динамичная саморазвивающаяся система
5-7
На пути к современной цивилизации
8-9
Глобальные проблемы современности
Тема 2. Человек среди людей
10-12
Социальная структура
13-14
Многообразие малых групп
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества
15-18
Право собственности
19-22
Потребитель и его права
23-26
Измерители экономической деятельности
Тема 4. Политика и право
27-28
Основы Конституционного строя РФ
29
Механизм принятия законов в РФ.
30
Место несовершеннолетних в системе трудового и семейного законодательств
31
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних
Тема 5. Духовная жизнь общества
32
Формы и разновидности культуры
33
Образование и самообразование
34
Личность и мораль
35
Итоговое повторение