Статья по правоведению на тему: «Развитие учения о социальной функции государства в XIX – начале XX веков»

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.В. ОВЧАРЕНКО1


«Развитие учения о социальной функции государства в XIX - начале XX веков»

Аннотация:В статье говорится о зарождении в XIX веке учения под названием социальная функция государства и о его постепенном развитии в трудах западных и отечественных юристов вплоть до начала XX века.

Ключевые слова: социальная функция, равенство, социальная защита, благополучие для всех, функции государства, свобода, право, личность.

A.V. OVCHARENKO

«THE DEVELOPMENT OFSOCIALFUNCTIONS IN THEXIX -EARLY XX CENTURIES»

The summary: Thisarticle deals with theoriginin the XIX centurydoctrinecalledthe social function ofthe stateand itsgradual developmentin the works ofnative and foreignlawyers.

Keywords:social function, equality, social protection, prosperity for allfunctions of the state, the freedom, the right personality.

Проблематика социальной функции государства была и до сих пор остается одной из самых важных в юридической науке и практике, так как социальная направленность внутренней политики государства определяет благосостояние граждан, развитость государства, его общественную устойчивость.

Вплоть до начала XIX века идея социального государства не была сформулирована как научная концепция или самостоятельная правовая теория. Положения о достойном материальном существовании и пагубности неравенства являлись всего лишь отдельными аспектами философских и экономических исследований, направленных на поиск наилучшего государственного устройства. Предлагаемые способы достижения счастья всех граждан не имели под собой достаточного обоснования, а некоторые из них носили откровенно наивный, утопический характер, так как сводились к предложениям о принятии справедливых законов, об уничтожении частной собственности, то есть к установлению фактического равенства. Следует согласиться с А.А. Матюхиным, который отмечает, что, только начиная с работ К. Сен-Симона, поиски путей смягчения социального неравенства связываются с научным изучением общества2.

Ко второй половине XIX века сложились объективные предпосылки для возникновения теории социального государства, так как назрела необходимость переосмысления роли государства, его взаимоотношений с обществом и отдельной личностью. Во-первых, в условиях бурного промышленного развития произошло высвобождение значительной части рабочих, что вызвало их обеднение, которое, в свою очередь, способствовало возникновению экономического кризиса. Во-вторых, сложившееся глубокое фактическое неравенство привело к поляризации общества, чреватой социальными потрясениями и новыми революциями.

В такой историко-политической обстановке четко проявился кризис теории индивидуализма. Классический либеральный вариант государства, сложившийся к тому времени в большинстве стран, имел в своем основании принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства, невмешательства в дела граждан.Стала очевидной необходимость новых подходов к пониманию свободы, равенства, справедливости.

П.И. Новгородцев отмечал, что индивидуализму пришлось видоизменить свои требования и перейти к новой политической программе, основанной на новом понимании этих начал3. Причинами проводимых социальных реформ он справедливо называл проникновение европейских государств сознанием того, что для осуществления начал равенства и свободы требуется не только устранение юридических препятствий к их утверждению, но и доставление материальной возможности для наилучшего их проявления.

Среди первых ученых, предложивших концепцию социального государства, особо следует отметить немецких юристов Роберта фон Моля и Лоренца фон Штейна. В 1832 году вышла в свет книга Р. фон Моля «Наука полиции под началом юридического государства». Несмотря на то, что ученый не являлся автором понятия «социальное государство», следует согласиться с мнением В.Г. Постникова о том, что именно в этом труде содержится одно из самых ранних его определений4. Вот что пишет Р. фон Моль: «Задача юридических государств Нового времени состоит в том, чтобы посредством разумной организации общей силы дать возможность, как отдельному члену, так и фактически существующим второстепенным жизненным кружкам развивать все свои силы и преследовать свои разумные цели и чтобы помогать и защищать их в этом»5. Основной целью государства является содействие жизненным целям всех отдельных лиц; этой идеей пронизаны требования, предъявляемые автором государству: «Оно [государство] должно приведением в действие вверенной ему всеобщей силы пополнить отдельные силы, недостаточные для достижения разумных жизненных целей, и таким образом содействовать им»6.

Важной стороной деятельности государства является, по мнению Р. Моля, «помощь государства при затруднительном удовлетворении жизненных потребностей»7. Он называет три причины такого рода затруднений: дороговизну необходимых жизненных средств, бедность и противостоящее право собственности. Ученый справедливо отмечает вредность таких состояний для государства в целом: «В нравственном и юридическом отношении дороговизна действует вредно, уничтожая сознание, что собственными усилиями можно дойти до благосостояния, и этим вызывая горечь и неохоту к новому, быть может, также бесплодному труду: в особенности же легко побуждая лиц, бедствующих и голодающих, к преступлениям всякого рода. Большая и продолжительная дороговизна становится даже опасною в государственном отношении»8. В то же время нельзя не отметить, что необходимость изменения государственной политики автор объясняет в первую очередь именно опасностью политических переворотов, а не признанием за каждым человеком права на достойное существование.

В частности, Р. Моль отмечает: «Существенным условием общего блага являются единство и согласие государства с самим собою. Государство соединяет народную жизнь в одно органическое целое, и поэтому его члены… не должны ничем нарушать существа этого организма»9.

Политико-правовые взгляды Л. Штейна сформировались уже под влиянием социалистических и коммунистических движений в Европе. В соответствии с его теорией задачей государства является благополучие каждого человека: «действительное государство состоит именно из совокупности своих граждан, и что, стало быть, степень цельного личного развития каждого отдельного члена характеризует в то же время степень и содержание развития самого государства. Стало быть, этот успех каждого отдельного члена составляет существенную задачу и благо»10. Ученый отделяет государство от общества, которое состоит из классов, интересы которых часто прямо противоположны. Общество, полагает Штейн, есть необходимый организм, но оно недостаточно, потому что полное индивидуальное развитие в нем возможно только для отдельных лиц, силы отдельной личности ограниченны. Государство же является тем недостающим органом, «абсолютно необходимым в человеческом общежитии», сущность которого состоит в том, что он находит свое высшее развитие «не в развитии одной части общежития, но лишь в развитии всех единичных людей и притом таким образом, что мера и степень его собственного развития определяются мерою развития всех единичных существ»11. Исходя из такого предназначения государства, ученый делает вывод: государство должно быть независимым от классов, надклассовым, в отличие от общества.

Большой вклад в теорию социального государства внес М.В. Баглай. Он определил социальное государство как государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие12.

Несмотря на наличие большого числа работ по указанной проблеме, в ее рамках продолжают назревать дискуссионные вопросы, различные научные взгляды. Критериев, которые позволили бы именовать государство в полной мере социальным, к сожалениюпока нет. Данный вопрос стоит остро в современной России.

Нужно заметить, что формирование модели государства всеобщего благосостояния (как правило, понятия «социальное государство» и «государство всеобщего благосостояния» рассматриваются как синонимичные) предполагает существенную трансформацию функций государства, в первую очередь социальной функции. Очевидно, что статус социального приобретает исключительно то государство, в системе внутренних функций которого,именно социальная функция играет ведущую роль. Поэтому всестороннее исследование социальной функции государства чрезвычайно актуально для отечественной правовой науки и практики, в частности с точки зрения ее места в системе функций.

Попытка сформулировать общее для разных государственных форм определение социальной функции государства принадлежит С.Е. Коробову13. Он полагал, что социальная функция государства - одно из основных направлений (сторон) в его деятельности, осуществляемое в социальной сфере общественных отношений, по обеспечению гражданам достойного уровня жизни, разрешению социальных противоречий и реализации согласованных интересов граждан на основе признаваемых в данном обществе и законодательно закрепленных социальных стандартов.

С позиций историко-правовой науки социальную функцию государства применительно к различным государственным типам можно определить как направление его организационно-правовой и практической деятельности, регулирующее уровень жизни и процессы реализации социально-экономических прав личности в объеме, адекватном конкретному этапу развития общества и государства.

С развитием государства трансформируется его социальное назначение, представления о стандартах уровня жизни, объеме и структуре социально-экономических прав населения, а также о пределах вмешательства государства в социально-экономическую сферу в целом и социально-экономическое положение отдельных групп населения в частности.

В соответствии с данными условиями можно выделить следующие этапы становления социальной функции российского государства:

1) XVII - первая половина XVIII века. Для рассматриваемого этапа характерно появление эпизодических, хаотичных распоряжений высшей власти, направленных на решение отдельных социальных проблем некоторых категорий населения. Такие распоряжения далеко не всегда приобретали законодательную форму. Они, как правило, были лишены преемственности и последовательности. На этом этапе забота о населении еще не воспринималась государством как неотъемлемая часть внутренней политики, но попытки «призрения» самых уязвимых членов общества предпринимались.

2) Вторая половина XVIII - первая половина XIX века. На данном этапе происходит зарождение и постепенное развитие системы социального законодательства. Формируются специальные государственные органы, регулирующие социальные вопросы, что в совокупности способствовало определенной преемственности и последовательности социальной деятельности государства. Социальное законодательство в то время еще не закрепляло, не регулировало социальные права большинства населения. Тем не менее, для ряда категорий (наиболее экономически уязвимых) выработаны относительно стандартизованные меры государственной поддержки. На указанном этапе социальная функция государства начинает восприниматься высшей властью как одно из средств поддержания общественной стабильности и лояльности населения к правящему режиму.

3) Вторая половина XIX - начало XX века. Этот период интересен нам больше всего. В тот период система социального законодательства существенно трансформируется исходя из задачи распространения социальной деятельности государства на широкие слои населения. Обеспечение ряда социальных прав человека (право на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование) начинает восприниматься высшей властью как важная составляющая социальной функции государства.

4) В советский период (октябрь 1917 г. - 1991 г.) развитие функций социалистического государства осуществлялось под влиянием основной идеологической установки - построения общества всеобщего уравнительного материального благополучия с равным, жестко регулируемым доступом населения к социальным благам. В рамках государственной политики патернализма социальная функция приобретает особое значение. Широкий спектр социально-экономических прав (право на труд, жилище, бесплатное образование и медицинское обслуживание, социальное обеспечение и др.) получал закрепление в конституциях СССР 1936 г., 1977 г., конституциях союзных и автономных республик. Так, по Конституции СССР 1936 г. граждане имели право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством, право на ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Конституция СССР 1977 г. закрепляла права граждан на труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, право на жилище, на образование, пользование достижениями культуры. Таким образом, сложился многоотраслевой комплекс социального законодательства, включавший регулирование трудовых отношений, социальных пенсий и т.д.

5) Период становления в нашей стране основ социального государства на демократических принципах, начавшийся в 1990-е гг. и продолжающийся до настоящего времени, предполагает процесс глобальной трансформации социальной функции государства, превращение ее в приоритетное направление государственной деятельности. В рамках этого процесса - качественные изменения социального законодательства, его распространение на все без исключения слои населения; признание государством своей доминирующей роли в обеспечении социально-экономических прав личности и в то же время отказ от всеобъемлющего государственного патернализма в социальной сфере. В соответствии со ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Список использованной литературы:

1) Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. Москва: «Финансовый контроль», 2004.

2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Москва: «Инфра-М», 1998.

3) Бержель Ж.-Л. (Общая теория права) Москва: «NotaBene», 2000.

4) Блок А.Л. Государственная власть в европейском обществе. Взгляд на политическую теорию Лоренца Штейна и на французские политические порядки. СПб, 1880.

5) Большая Юридическая Энциклопедия. Москва: «Эксмо», 2008.

6) Бунякин Н.Е. Концепция становления и развития административного права в России. Тамбов, 2002.

7) Коробов С.Е. Социальная функция государства // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2000.

8) Матюхин А. Институциональный анализ сферы права и государственности. Алма-Ата, 2001.

9) Мелехин А.В. Теория государства и права. Москва: «МаркетДС», 2007.

10) Моль Р. Наука полиции под началом юридического государства. СПб, 1871.

11) Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб, 2000.

12) Окатова А.С. Учение В.М. Гессена о Государстве. Москва, 2009.

13) Олейникова С.С. (Становление социальлной функции государства в системе его внутренних функций) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2011. № 2 (15).

14) Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. № 1.

15) Штейн Л. Учение об управлении и право управления со сравнением литературы законодательств Франции, Англии и Германии. СПб, 1874.

1Анастасия Викторовна Овчаренко - студентка II курса магистратуры Института политики, права и социального развития, МГГУ имени М.А. Шолохова, научный руководитель Ширяева С.В., к.ю.н., доцент.

2Матюхин А.А. Институциональный анализ сферы права и государственности. Алма-Ата, 2001. С. 231.

3Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб, 2000. С. 266.

4Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. № 1. С. 100.

5Моль Р. Наука полиции под началом юридического государства. СПб, 1871. С. 2.

6Моль Р. Наука полиции под началом юридического государства. СПб, 1871. С. 2 - 3.

7Моль Р. Наука полиции под началом юридического государства. СПб, 1871. С. 288.

8Моль Р. Наука полиции под началом юридического государства. СПб, 1871. С. 291 - 292.

9Моль Р. Наука полиции под началом юридического государства. СПб, 1871. С. 28.

10Штейн Л. Учение об управлении и право управления со сравнением литературы законодательств Франции, Англии и Германии. СПб, 1874. С. 7 - 8.

11Блок А.Л. Государственная власть в европейском обществе. Взгляд на политическую теорию Лоренца Штейна и на французские политические порядки. СПб, 1880. С. 4.

12Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Москва: «Инфра-М», 1998. С. 118 - 119.

13Коробов С.Е. Социальная функция государства // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2000.

7


© 2010-2022