ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

Причины низкой политической активности женщин.         Прежде всего, следует ответить на вопрос, в какой мере низкая степень участия женщин на уровне принятия решений в масштабах общества является наследием прошлого и в какой – ее истоки следует искать в нынешней непро­стой действительности. Несомненно, что здесь действует комплекс разных по своему характеру, источникам и времени происхождения факторов. Рассмот­рим главные из них. 1. Реформирование политической системы со всей очевидностью выяви...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

Щапова Ю.А.. 8 класс. МБОУ г. Иркутска СОШ №50

Научный руководитель: Тугарин А.А. руководитель школьного музея


Причины низкой политической активности женщин

Прежде всего, следует ответить на вопрос, в какой мере низкая степень участия женщин на уровне принятия решений в масштабах общества является наследием прошлого и в какой - ее истоки следует искать в нынешней непростой действительности. Несомненно, что здесь действует комплекс разных по своему характеру, источникам и времени происхождения факторов. Рассмотрим главные из них.

1. Реформирование политической системы со всей очевидностью выявило «двойной стандарт» отношения общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях социальной практики. Юридическое равенство прав женщин и мужчин оказалось нетождественным равенству возможностей. Выявился большой разрыв между юридическими нормами и официальной риторикой, с одной стороны, и повседневным жизненным опытом, с другой. Оказалось, что женщинам необходимо вновь завоевывать свое право на участие в политической деятельности, начиная практически с нуля.

2. Опыт прошлого политического участия также может быть частичным объяснением теперешнего отсутствия энтузиазма и политической активности у женщин. Сегодняшняя ситуация - это ответ на те роли, которые им предлагались, на «двойной гнет», который женщины испытывали и испытывают. В условиях острого экономического кризиса домашняя нагрузка на женщину усилилась, разрушена почти полностью или стала недоступной из-за высоких цен система платных услуг населению, снизились возможности доступа к детским дошкольным учреждениям, к различным формам местного и семейного отдыха. У женщин сейчас мало времени на политическую активность. Но в тоже время может быть именно эта ситуация и подтолкнет женщин к организации, выражению и отстаиванию своих интересов.

3. Обнажился и развился консервативно-патриархальный стереотип отношения к женщине, существующий в массовом сознании. Он присутствует и по сей день в средствах массовой информации, имеет своих сторонников и среди некоторой части самих женщин, и среди парламентариев, и среди членов правительства.

4. Важным фактором, бесспорно отразившимся на продвижении женщин, стала проводимая партиями политика. При всем многоликом разнообразии, плюрализме ныне существующих политических партий они оказались единодушны в фактическом нежелании продвигать женщин к власти. Это проявляется как в программных документах, так и в политической работе среди женщин.[1] Сейчас вопрос стоит так - в состоянии ли сами женщины сформулировать свою политическую задачу самостоятельно или они и дальше будут продолжать оставаться объектом, а не субъектом политического процесса.

Женщина - политик и ее имидж.

Женщине следует помнить, что это совершенно иной мир - мир публичной политики. Схема, по которой строится имидж, предполагает сокращение числа женских характеристик. Женщина - политик обладает также и позитивом, невозможным для мужчины - политика. Но она может быть импульсивной, как просто женщина. Разнообразие её арсенала должно опираться на чёткий анализ, поскольку она выступает в рамках публичной политики, как её полноценный игрок. Пути построения политического имиджа по Г.Г. Почепцову: Имидж должен спроецировать ту задачу, которая поставлена на данный момент. А) определение требований аудитории. Б) формулировка характеристик, составляющих имидж. В) перевод характеристик в разные контексты (визуальные, вербальные, событийные, семантические и т.д.).[2] В рамках имиджа политического лидера выделены три аспекта: портретный, профессиональный, социальный. Имидж как сообщение, которое посылается населению. Важной характеристикой является авторитетность. Образ направлен в сторону позитивной идеализации. Имиджмейкер выступает в роли «переводчика», призванным перевести текст на ряд других языков. Центральными становятся следующие «переводы»: - на язык аудитории, поэтому имиджмейкер чётко вычленяет те или иные типа аудитории, поскольку для каждого из них должны быть созданы свои собственные тексты - на собственный язык, поскольку слова не столько убедительны, как события - на визуальный язык, так как визуальная - более достоверная и не отфильтрованная. Формируя в себе лидера, женщина не должна постоянно доказывать окружающим и тем более себе, что занимается именно своим делом. На это уходит много сил и собственного здоровья. Примерно одна треть всех нервных расстройств у бизнеследи происходит от конфликта их роли лидера на работе и дома. Считают, что главная помеха деловой карьеры многих женщин - в неумении женщин ладить между собой, «играть в команде», быть снисходительными к недостаткам других людей. Но у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным лидером. Женщина - лидер обладает более тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Правда, ее больше, чем мужчин, подстерегает опасность пойти на поводу у своих эмоций. А истеричность и лидерство - вещи несовместимые.[3,121-122]

Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления. Считают, что мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, а женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Но бывает и наоборот. Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчина реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она четко различает дело и развлечения. Создание делового имиджа необходимо рассматривать как целостную систему, включающую в себя различные аспекты разносторонних областей знания - психологию, социологию, философию, этикет и т.д. Умелое сочетание женственности и деловых качеств леди и политика только закрепит ее позиции как личности и как специалиста в группе.[4,96] Женщина-руководитель в определенной степени занимает конкретную социальную нишу, в которой имеет свои социальные роли: - домашняя, где доминирует институт брака, семьи, матери, жены, дочери и так далее;- общественная, где главный критерий не «женское начало», где женщина, внутренне не принимая эту роль, внешне ее принимает, что называется, по соглашению сторон. Женщина, вступающая на путь политической борьбы, кроме горячего желания и убежденности в том, что именно на политическом поприще она сможет проявить свои способности и возможности, должна иметь ряд достоинств: 1.Самодостаточность, профессионализм, умение общаться с самыми различными людьми - от чиновников до бомжей. Терпимость, гибкость, умение прощать, доброта, искренность, надежность. Чувство юмора, мудрость, умение следить за собой, быть ухоженной, элегантной, оптимистичной, праздничной.
2.Умение и желание постоянного совершенства, поскольку политика - это борьба за идею и ее воплощение в жизнь, поэтому, чтобы завладеть умами интеллигентной части избирателей, а также убедить умудренных жизнью людей, практически ориентированных, что ты что-то стоишь в действительности и готова отстаивать их интересы. А для этого необходимо совершенствоваться каждый день, умение слушать аудиторию, учиться у нее, обрабатывать гигантское количество информации. 3. Отличная высокопрофессиональная команда, слаженно работающая с начала и до конца выборов. Для этого женщине необходимы навыки гармонизации взаимодействия людей, знание законов командообразования. А это владение навыками «мозгового штурма», создающего «суперразум», способный преодолеть любые препятствия. 4.Достаточные средства для проведения избирательной кампании. Поддержка семьи, особенно супруга. Но бывает так, что именно супруг отказывает своей жене в помощи, когда она вступает на политическое поприще. Часто женщина выигрывает для того, чтобы доказать мужу свою состоятельность, и у нее это получается. Поэтому, если муж не поддерживает, это может стать дополнительным стимулом для преодоления предвыборной дистанции.
5.Демонстрировать своеобразие пола. Что женщина может лучше мужчины, что в ней как в личности принадлежат именно женщине, что женщина быстрее поймет и лучше сформулирует. Доброта, всепрощение, чувствительность, улыбчивость, женственность. Чем больше ты женщина, тем лучше ты политик. Чем ярче выражено своеобразие пола, тем успешнее женщина может продвигаться в политике.[5,79]

Объективное и субъективное в восприятии женщины - политика

В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей. С одной стороны, как правило, с трудом воспринимается способность женщин к лидерству, самостоятельности, объективности, масштабности мышления, политическому манёвру. Эти качества считаются мужскими.

С другой стороны, сложившаяся модель руководителя налагает свой отпечаток на образ женщины-лидера. Он формируется на основе некоего «мужского» стандарта. В соответствии с ним одежда, поведение, манера обращения женщины претерпевают своеобразные изменения.[6,296] В результате компрометируется сама идея женщины - руководителя. И происходит все это в немалой степени «с благословения» и для «удобства» мужчин, занимающих руководящие должности и не желающих поступиться традиционно выработанными нормами, привычным поведенческим ритуалом.

Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных, в России нет. В тоже время есть ряд косвенных актов, которые путем предоставления различных трудовых льгот, связанных, прежде всего с родительством, и сориентированных только на одного родителя - мать, предписывают именно женщине, совмещать семейные функции с работой в общественном производстве. В силу этого женщина рассматривается как работник, имеющий массу «льгот», следовательно, «ненадежный» кандидат для продвижения в структурах управления.

Помимо социально - экономических факторов в движение приводится также социально-культурная норма, которая регулирует поведение человека в определенных условиях. Её основу составляют ограничения и запреты, с помощью которых общество стандартизирует поведение своих членов. Кроме того, в ней содержатся положительные предписания, указывающие, как можно и должно вести себя, соблюдение которых в большой мере обеспечивается внутренними психологическими установками. «Поведенческий репертуар» и установки лидера - производные от соционормативной культуры общества. А она сегодня не включает, а отторгает женщину и настроена на мужчину.[7,98]

Мы разделяем мысли И. Кона о том, что «характер» общественных взаимоотношений между полами зависит не только и не столько от самого полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания престижности мужских и женских занятий».

Глубинные причины живучести традиционного отношения к женщине проявляются в наибольшей степени именно в управленческой сфере как привилегированном, престижном виде деятельности, определяющем высокий социально-экономический статус.[8]

В целях преодоления процесса отторжения женщин от реальных структур управления важно учитывать следующие факторы: профессиональный рост и профессиональную компетентность, конкурентоспособность индивида, качество структуры социально-бытовой сферы.[9]

Принятие решений - особый вид деятельности, отличающийся высокой ответственностью и требующий не только полной отдачи творческих сил, а нередко и рабочего дня сверх установленных его границ. Поэтому достижение качественно нового уровня участия женщин в принятии решений зависит и от кардинальных преобразований быта с той целью, чтобы он не ограничивал реализацию способностей и индивидуальных устремлений женщин.

Как свидетельствует исторический опыт, всякое продвижение женщины к освоению новой социальной роли всегда сопровождалось разной степенью неодобрения со стороны консервативно настроенной части общества, которая усматривает в этом посягательства на свои права и опасается утратить свои привычные привилегии. Так было, когда женщина добивалась и права на образование, и права на труд, и политического равноправия. То же самое происходит и когда она приблизилась к рычагам управления. Проведенные различными международными центрами и институтами исследования свидетельствуют: участие женщин в управлении на всех уровнях - фактор стабилизирующий. Там, где женщины составляют 30-40% в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано.

Список литературы

  1. zafeminizm.ru/ru/

  2. feministki.livejourfeministki.livejournal.com/nal.com/

  3. Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. М., 1995.

  4. Артемьева Л. Женщины и политика./ Развитие личности. - 2004. - №1. - с. 97

  5. Глухова А. В., Политическое самоопределение женщин в процессе становления гражданского общества в России./ Воронежский госуниверситет. Сборник статей. - 2009.

  6. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С.246.

  7. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. С.89.

  8. Никовская Л. Женщины в политике: за и против./ spravedlivo-online.ru

  9. Руденко Н. Женщина в политике./ womenclub.ru


© 2010-2022