- Преподавателю
- Обществознание
- ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СПО
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СПО
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гуревич Ф.Я. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа духовно-нравственного развития
обучающихся
1. Название образовательного учреждения.
ГБОУ СПО "Самарский государственный издательско-полиграфический техникум"
2. Название программы.
"Я - гражданин"
3. Ф.И.О. автора программы, должность.
Гуревич Феликс Яковлевич, преподаватель
Аннотация
1.Научно-практическая новизна и обоснованность (научные, методологические и методические основания программы).
Вопрос духовно-нравственного воспитания обучающихся профессиональных образовательных учреждений является важной проблемой современного общества. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления будущих профессионалов о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными. Перед образовательными учреждениями стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности обучающегося.
Основанием программы духовно-нравственного развития обучающихся послужили следующие документы и ориентиры:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт СПО,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- опыт воспитательной работы в гражданско-правовом направлении.
Методологическую основу программы составляет системно-деятельностный подход к исследованию проблем духовно-нравственного развития обучающихся профессиональных образовательных организаций, воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
в качестве дополнительных использованы личностно-деятельностный, культурологический подходы, позволяющие реализовывать воспитательную работу с обучающимися в гражданско-правовом направлении.
В качестве методической основы выступают:
-теории нравственного формирования личности (О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева);
-теория духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков).
2. Актуальность и перспективность ( необходимость программы).
Актуальность и значимость программы состоит в том, что ориентация образовательной организации на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России будет способствовать осуществляемому в процессе социализации последовательному расширению и укреплению ценностно-смысловой сферы личности, формированию способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
3. Цель - обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
4. Задачи :
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре российского народа;
- воспитывать в обучающихся трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитывать нравственные качества личности студента;
- способствовать освоению студентами основных социальных ролей, моральных и этических норм.
5. Адресат ( описание контингента потенциальных участников программы):
обучающиеся профессиональной образовательной организации
6. Продолжительность курса (сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 2 года.
Этапы реализации
Содержание деятельности
Сроки реализации
1 этап - диагностический
1.Разработка системы мониторинга.
2.Оценка актуального уровня духовно-нравственного развития: организация диагностики обучающихся
Сентябрь-ноябрь 2015 года
2 этап - реализация программы
1.Реализация мероприятий проекта
Декабрь-2015 года -март 2016 года
3 этап - итоговая
диагностика
1. Мониторинг с целью выявления динамики происходящих изменений
Апрель -май 2016 года
4 этап - анализ проделанной работы
1.Проблемно-ориентированный анализ итогов реализации проекта.
2.Обобщение и распространение опыта реализации проекта
Август - ноябрь 2016 года
7. Периодичность знаний 1 раз в неделю
8. Продолжительность занятий 45 минут
9. Ожидаемые результаты реализации программы
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;
- представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия с другими людьмии в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников профессиональной образовательной организации, относятся:
-
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
-
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
-
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации - социальными партнерами техникума.
10. Способы , обеспечивающие гарантию прав участников программы.
Гарантия прав участника программы обеспечивается "Правилами работы" , которые вырабатываются на первом занятии.
11. Сферы ответственности участников программы и руководителя программы.
Участники несут ответственность за :
- соблюдение правил групповой работы ;
- свое поведение.
Ответственность за происходящее возлагается на преподавателя в пределах своей компетенции.
Он несет персональную ответственность за:
- жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- адекватность используемых диагностических и развивающих методов, обоснованность рекомендаций; также за совершение иного аморального проступка.
Преподаватель обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб обучающемуся или его окружающим.
В ходе занятий преподаватель взаимодействует с родителями подростков, посещающих занятия по гражданско-правовому направлению воспитательной работы, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с другими педагогами.
12. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы: (требования к специалистам, реализующим программу ; перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы; требования к материально-технической оснащенности учреждения):
- преподаватель истории и обществознания;
- компьютеры, телевизионный проектор, медиатека по общественным дисциплинам.
13. Методы и формы работы: лекции, беседы, экскурсии, диспуты, проблемные уроки, кинотерапия, деловые игры.
14. Диагностические методики:
Основные результаты духовно-нравственного развития обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; диспуты, самооценочные суждения обучающихся
15. Список литературы (не старше 5 лет):
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
2. Корчак Я. Воспитание личности гражданина. Кн. для учителя.- М.: Просвещение. 2010.
3. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - С. 49.
4. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2013.