ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СПО

1.Научно-практическая новизна и обоснованность (научные, методологические и методические основания программы). Вопрос духовно-нравственного воспитания обучающихся профессиональных образовательных учреждений является  важной проблемой современного общества. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления будущих профессионалов о главных человеческих духовных ценностях вытесняютс...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа духовно-нравственного развития

обучающихся

1. Название образовательного учреждения.

ГБОУ СПО "Самарский государственный издательско-полиграфический техникум"

2. Название программы.

"Я - гражданин"

3. Ф.И.О. автора программы, должность.

Гуревич Феликс Яковлевич, преподаватель

Аннотация

1.Научно-практическая новизна и обоснованность (научные, методологические и методические основания программы).

Вопрос духовно-нравственного воспитания обучающихся профессиональных образовательных учреждений является важной проблемой современного общества. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления будущих профессионалов о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными. Перед образовательными учреждениями стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности обучающегося.

Основанием программы духовно-нравственного развития обучающихся послужили следующие документы и ориентиры:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации»,

- Федеральный государственный образовательный стандарт СПО,

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- опыт воспитательной работы в гражданско-правовом направлении.

Методологическую основу программы составляет системно-деятельностный подход к исследованию проблем духовно-нравственного развития обучающихся профессиональных образовательных организаций, воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

в качестве дополнительных использованы личностно-деятельностный, культурологический подходы, позволяющие реализовывать воспитательную работу с обучающимися в гражданско-правовом направлении.

В качестве методической основы выступают:

-теории нравственного формирования личности (О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева);

-теория духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков).

2. Актуальность и перспективность ( необходимость программы).

Актуальность и значимость программы состоит в том, что ориентация образовательной организации на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России будет способствовать осуществляемому в процессе социализации последовательному расширению и укреплению ценностно-смысловой сферы личности, формированию способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

3. Цель - обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

4. Задачи :

- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре российского народа;

- воспитывать в обучающихся трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

- воспитывать нравственные качества личности студента;

- способствовать освоению студентами основных социальных ролей, моральных и этических норм.

5. Адресат ( описание контингента потенциальных участников программы):

обучающиеся профессиональной образовательной организации

6. Продолжительность курса (сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на 2 года.

Этапы реализации

Содержание деятельности

Сроки реализации

1 этап - диагностический

1.Разработка системы мониторинга.

2.Оценка актуального уровня духовно-нравственного развития: организация диагностики обучающихся

Сентябрь-ноябрь 2015 года

2 этап - реализация программы

1.Реализация мероприятий проекта

Декабрь-2015 года -март 2016 года

3 этап - итоговая

диагностика

1. Мониторинг с целью выявления динамики происходящих изменений

Апрель -май 2016 года

4 этап - анализ проделанной работы

1.Проблемно-ориентированный анализ итогов реализации проекта.

2.Обобщение и распространение опыта реализации проекта

Август - ноябрь 2016 года

7. Периодичность знаний 1 раз в неделю

8. Продолжительность занятий 45 минут

9. Ожидаемые результаты реализации программы

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;

- представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия с другими людьмии в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду, жизни:

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников профессиональной образовательной организации, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации - социальными партнерами техникума.

10. Способы , обеспечивающие гарантию прав участников программы.

Гарантия прав участника программы обеспечивается "Правилами работы" , которые вырабатываются на первом занятии.

11. Сферы ответственности участников программы и руководителя программы.

Участники несут ответственность за :

- соблюдение правил групповой работы ;

- свое поведение.

Ответственность за происходящее возлагается на преподавателя в пределах своей компетенции.

Он несет персональную ответственность за:

- жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- адекватность используемых диагностических и развивающих методов, обоснованность рекомендаций; также за совершение иного аморального проступка.

Преподаватель обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб обучающемуся или его окружающим.

В ходе занятий преподаватель взаимодействует с родителями подростков, посещающих занятия по гражданско-правовому направлению воспитательной работы, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с другими педагогами.

12. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы: (требования к специалистам, реализующим программу ; перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы; требования к материально-технической оснащенности учреждения):

- преподаватель истории и обществознания;

- компьютеры, телевизионный проектор, медиатека по общественным дисциплинам.

13. Методы и формы работы: лекции, беседы, экскурсии, диспуты, проблемные уроки, кинотерапия, деловые игры.

14. Диагностические методики:

Основные результаты духовно-нравственного развития обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; диспуты, самооценочные суждения обучающихся

15. Список литературы (не старше 5 лет):

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

2. Корчак Я. Воспитание личности гражданина. Кн. для учителя.- М.: Просвещение. 2010.

3. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - С. 49.

4. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2013.



© 2010-2022