Материал к уроку Социальная мобильность

В статье рассматриваются понятие социальной мобильности, виды социальной мобильности, выделенные Питиримом Сорокиным — горизонтальная, вертикальная, а также современные классификации социальной мобильности (межпоколенная, внутрипоколенная, организационная, структурная, ко-мобильность, контр-мобильность). В современных исследованиях мобильность приобретает первостепенное, самостоятельное значение. Сегодня мобильность — это жизнь стратификаций, способ их функционирования и воспроизводства. В совре...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальная мобильность

Понятие социальной мобильности характеризует социальную структуру в динамическом аспекте и становится сегодня одной из центральных категорий социальной науки.

Термин «социальная мобильность» или «социальные перемещения», был введен в 1927 году выдающимся русско-американским социологом Питиримом Сорокиным для обозначения любого перехода человека из одной социальной позиции в другую (социальная мобильность - это любой переход индивида, группы или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы меняется).

П. Сорокин выделил формы проникновения людей из одного слоя в другой - индивидуальные (когда перемещение одного человека происходит независимо от других людей) и групповые (когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты), подразделил мобильность по видам - экономическая, политическая, профессиональная. Наконец, по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность.

Горизонтальная мобильность - это перемещение индивида или социального объекта из одной группы в другую, находящуюся на одном и том же уровне (переход из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, смена места жительства). Во всех этих случаях индивид не меняет своего социального статуса. Если перемещение связано со сменой работы (без изменения статуса), говорят о трудовой горизонтальной мобильности, если со сменой жительства (без изменения статуса населенного пункта) - о географической мобильности (миграции).

Вертикальная мобильность - переход из одной страты в другую с изменением социального статуса. В зависимости от направления перемещения, вертикальная мобильность может быть восходяшей и нисходящей.

  • Восходящая мобильность - это переход индивида в более высокий пласт (служебное повышение - например, автомеханик стал директором завода).

  • Нисходящая мобильность - перемещение на более низкую социальную позицию или социальное падение. Например, в конце 90-х гг. ХХ в. по мнению многих исследователей, в российском обществе доминировала тенденция нисходящей социальной мобильности большей части населения. Усиливались противоречия между социальными группами и слоями общества, возникли условия для конфликтов между ними. Одним из показателей этих противоречий является маргинализация значительной части населения страны.

Социальная мобильность может быть практически нулевой, в тоталитарном обществе, где передвижение ограничено и люди прикреплены к одному месту жительства и работы и интенсивной, в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника.

В зависимости от точки отсчета социологи различают также межпоколенную мобильность (интергенерационная мобильность) , когда дети достигают более высокой ступеньки или опускаются ниже статуса родителей и внутрипоколенную мобильность (интрагенерационная мобильность, карьерная), которая предполагает изменение социального статуса индивида на протяжении жизни, его карьеру. За точку отсчета в данном случае принимается статус, которым индивид обладал на своем первом рабочем месте.

Как показал на историческом материале П. Сорокин, факторами групповой социальной мобильности могут быть социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов и пр.

Выделяют также организованную и структурную мобильность.

  • Организованной социальной мобильностью управляет государство. Она может быть добровольной (в связи с общественными призывами - например, комсомольские стройки, строительство БАМа) и недобровольной (например, репатриация малых народов, раскулачивание).

  • Структурная мобильность связана с изменением профессиональной структуры и зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики (сокращением или созданием новых рабочих мест, появлдением или исчезновением целых отраслей экономики). Например, в США с 1900 по 1980 годы количество людей, занятых в сельском хозяйстве, сократилось в 10 раз (мелкие фермеры стали буржуа, а сельхозрабочие пополнили ряды рабочего класса), количество менеджеров-профессионалов за это время удвоилось, а численность торговых работников и служащих увеличилась в 4 раза Структурную мобильность в середине ХХ века определяли три фактора: изменение структуры народного хозяйства и расширение управленческих вакансий; нехватка молодежи в среднем классе; доступность образования.

Напротив, циркулярная или обменная социальная мобильность, иногда называемая также истинной, заключается во взаимном «обмене» индивидами между слоями. Она характеризует социальные перемещения, которые происходят в силу личных достижений или неудач индивидов, а также появлением новых системных возможностей (политических, юридических, образовательных).

Для большинства людей продвинуться вверх по стратификационной лестнице очень трудно. Причины, позволяющие достичь успеха - социальный статус семьи, уровень образования, национальность, выгодный брак, способности, воспитание, место жительства.

Существуют каналы или «лифты» - социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой. П Сорокин в качестве таковых выделил: армию, церковь, школу, политические организации и политические партии, профессиональные организации, семью.

Но если у П. Сорокина мобильность интересна постольку, поскольку характеризует связи в системе иерархий высших и низших слоев, а само перемещение рассматривается как одномоментный акт посредством того или иного лифта (из какой позиции и в какую совершен переход), то сегодня акценты смещаются. В современных исследованиях мобильность приобретает первостепенное, самостоятельное значение. Причин тому несколько:

  • набор, количество и последовательность статусов оказываются все более вариативными; в современных условиях (условиях привычной неопределенности) неудачи перехода в новый статус перестают быть фатальными («или пан, или пропал») - достижение брачного статуса допускает весьма широкий диапазон и не привязано намертво к определенному возрасту или событию (беременность, завершение образования и т. д.)

  • статусы теперь как будто более проницаемы и доступны индивидуальной подгонке; каждая из достигнутых позиций воспринимается как момент движения в постоянно продолжающемся процессе идентификаций, нежели окончательный результат смены одной статусной характеристики на другую. Открытость изменениям становится востребованным качеством, способность «изменить свою жизнь» - значит быть современным. Как считает бельгийский исследователь Кристоф Минке, вездесущность и предписывающий характер (мобильность - адаптивность - успешность) превращает мобильность в современную тотальную идеологию.

Если доиндустриальное общество характеризуется неизменными социальными структурами, цементировавшими принадлежность индивида к определенной ячейке, то в индустриальную эпоху возникла возможность двигаться внутри существующих иерархий. Сегодня мобильность - это жизнь стратификаций, способ их функционирования и воспроизводства. В современном мире все находится в движении, мобильность повсюду. Интересы современных ученых направлены на глобальные и локальные передвижения людей, объектов, капитала, информации, ежедневное использование транспорта, движение через публичное пространство и путешествия материальных вещей в повседневной жизни.

Современная классификация мобильностей:

  • по типу движущихся субъектов/ объектов: индивиды, социальные группы, товары, образы, информация, мусор, отходы(Дж. Урри)

  • по способу передвижения: наземный, морской, воздушный, виртуальный (Келлерман)

  • по направлению движения относительно друг друга, на основании их интересов, ценностей и норм (независимо от того, что движется и каким образом): (Веселкова Н.В.)

  1. ко-мобильность ( со- направленные потоки)

  2. контрмобильность (противонаправленные потоки)

Ко-мобильность развивается там, где разные индивиды преследуют одни и те же интересы, деля одно и то же время и пространство (участники дорожного движения: мобильности согласуются формальными нормами - правилами дорожного движения; участники совместного отдыха - пикника - неформальными).

Контрмобильность - может быть дефектом ко-мобильности (давка в туннеле), результатом столкновения и перекрещивания движений (автомобиль, несущийся наперерез поезду; правительственный кортеж - капитал мобильности распределяется в этом случае неравномерно, т. к. обеспечивается экстраординарный приоритет одному транспортному потоку за счет другого).

Современные исследования поднимают вопросы о культуре и политике мобильности, распределении ресурсов и капиталов, развитии новых неравенств, возможностях, ограничениях и принуждении быть мобильными. В условиях «текучей» современности (З. Бауман) мобильность как таковая все больше превращается из средства в самоценность, когда движение рассматривается не как одномоментный акт смены социальных позиций, а как процесс, с приоритетом времени и пространства (современные люди не делают карьеру десятилетиями, а переходят из фирмы, в фирму, из проекта в проект и подчас более значимой оказывается сама история переходов - накопленная мобильность, ее характеристики. Визу охотнее дают при наличии ранее полученных виз, кредит - ввиду кредитной истории).

Литература

  1. Веселкова Н. В. Новые исследования мобильности: совпадающие и несовпадающие потоки и социальная компетентность

  2. Волков Ю. Г., Добреньков В.И. СоциологияСоциальная мобильность. Формы социальной мобильности

  3. Сорокин П . Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). - М., 1992.

  4. Филиппова В.И. Человек и общество/ Пособие для изучающих обществознание в средней школе.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001

© 2010-2022