- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 6 класс
Рабочая программа по обществознанию 6 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дворникова Е.П. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ № 10
_____________ /Калугина М.Е./
« » _________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
6 КЛАСС
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Дворникова Екатерина Павловна
учитель истории и обществознания.
с. Покровское 2015 год.
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа: Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» (6 класс) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию./Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. _ Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011.
Программа предполагает проведение 1-го часа в неделю (всего 35 часов)
Структура документа: Рабочая программа по обществознанию 6 класс представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, содержание курса.
Общая характеристика учебного предмета. «Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной,
наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Задачи курса:
- создание условий для социализации личности;
-воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
-формирование знаний и интеллектуальных умений;
-воспитания уважения к семье и семейным традициям;
-формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
-воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
-воспитания уважения к трудовой деятельности.
Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Требования ФГОС к результатам обучения по курсу «обществознание»:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:
-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых соц. ролей;
-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Раздел II. Содержание курса.
Название разделов.
Кол-во часов
ГлаваI. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
7
Глава II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
7
Глава III.СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
4
Глава IV. ПОЛИТИКА И ПРАВО
6
Глава V. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
4
Глава VI. РЕБЁНОК В ОБЩЕСТВЕ
5
Итоговое повторение.
2
ИТОГО:
35
Раздел III. Перечень учебно-методического обеспечения.
«Обществознание. 6 класс» под редакцией Кравченко А.И. Москва «Русское слово» 2013 год.
Обществознание 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2013.
Данный курс рассчитан на 35 учебных часов. Учебник «Обществознание. 6 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., Л. Ф. Ивановой рассчитан на 12 параграфов. Резерв времени предлагается использовать на методическую проработку содержания курса. Заключительные уроки по каждой теме могут быть проведены с применением специальных рубрик учебника.
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов.
Календарно-тематическое планирование данной Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Учебно-методический комплект для учащегося 6
- Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. под редакцией Кравченко.
Дополнительная литература для учащихся:
- «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Медиаресурсы:
- Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.
Ресурсы Интернета:
- fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
- school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для
общеобразовательной школы
- festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Список литературы
- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2012;
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;
- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;
- Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2012.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с
социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Раздел V. Календарно-тематическое планирование. Обществознание 6 класс.
№
Тема урока
К
о
л.
ч.
Элементы содержания
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Дом.задание
Дата
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ГлаваI. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (8ч.)
1
Введение. Как работать с учебником. Задачи и содержание курса.
Введение. (чтение) с.4-5
2
Что такое общество?
1
Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.
Изучение нового материала
Знать:
-Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.
---Содержание каждой из сфер общественной жизни.
- Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.
Письменный опрос
$ 1, с.7-12- прочитать, в.2 рассказ.
3
Происхождение и развитие человека
1
Основное понятие темы: человек - биосоциальное существо; человек, природа, культура, цивилизация.
Комбинированный урок
Давать сравнительный анализ. Участвовать в беседе, решать проблемы. Делать выводы, оценивать события и явленияс разных точек зрения.
Устный опрос
$2 , с. 12- 16 -прочитать, в1 сообщение.
4
Исторические ступени развития общества
1
Исторические ступени развития общества
Комбинированный урок
Анализировать, участвовать в беседе, в дискуссиях, решать проблемные вопросы, делать выводы. Выработать собственное осознанное и ответственное отношение к трудовой деятельности.
Опрос. Письменные задания.
$ 3, с.17-23- прочитать, в.3 дать определение понятиям..
5
Современное общество
1
Современное общество, его положительные и отрицательные стороны. Роль технического прогресса в развитии человеческого общества.
Урок исследование
Описывать основные социальные объекты, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов, приводить примеры социальных отношений, решать познавательные и практические задачи.
Опрос. Письменные задания
$ 4, с.24-27- прочитать, в1-.2 мини сочинение.
6
Человечество как сумма поколений
1
Причины конфликта поколений, роль культурной памяти и культурного наследия в жизни человечества.
Комбинированный урок
Переносить ранее полученные знания нового материала, сравнивать, анализировать, учувствовать в дискуссии.
Опрос. Письменные задания
$ 5, с.28-32- прочитать, в.1-2 составить родословную семьи.
7
Человек, общество, природа
1
Взаимодействие человеческого общества с природой.
Комбинированный урок
Работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства РФ, работать в группе, выступать публично.
Опрос. Творческие задания.
$ 6, с.34-38- прочитать, практикум с. 39 (устно)
8
Итоговое занятие по теме «Что такое общество»
1
Повторительно-обобщающий
Определить необходимый ответ из ряда
предложенных.
Переносить ранее полученные знания нового материала, сравнивать, анализировать, учувствовать в дискуссии.
Контрольное тестирование
сообщения
Глава II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (6ч)
9
Что такое экономика?
1
Экономика и производство, Ресурсы, используемые в экономике для производства товаров и услуг.
Комбинированный урок
Устанавливать первичные связи, анализируя и выявляя главное в рабочем материале. Участвовать в беседе, решать проблемные вопросы, делать выводы. Знать : производители, потребители.
Письменный опрос
$ 7, с.40-43 прочитать, в.2 рассказ.
10
Рынок
1
Роль и значение рынка в развитии экономике
Урок исследование.
Устанавливать первичные связи, анализируя и выявляя главное в рабочем материале. Участвовать в беседе, решать проблемные вопросы, делать выводы. Знать: товары, услуги.
Письменный опрос
$ 8, с.44-47- прочитать, подготовить сообщение.
11
Что такое предпринимательство и бизнес?
1
Первичные знания по экономике и производству.
Комбинированный урок
Работать с документами, выделять главное, актуализировать ранее изученное, участвовать в беседе.
Знать: стадии развития капитализма.
Письменный опрос
$ 9, с.47-51- прочитать.
12
Домашнее хозяйство
1
Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.
Комбинированный урок
Знать из чего складываются доходы и расходы семьи.
Знать цель составления семейного бюджета.
Уметь приводить примеры семейных хозяйств в родном городе.
Знать: как формируются и распределяются налоги.
Письменный опрос
$ 10, с.51-55- прочитать.
13
Экономическая деятельность подростков
1
Причины и суть экономической деятельности подростка.
Комбинированный урок
Решать познавательные и практические задачи, осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста, описывать основные социальные объекты. Знать: молодёжная политика.
Письменный опрос
$ 11, с.55-61- прочитать, практикум.
14
Труд с точки зрения закона
1
Выяснить, как в трудовом, гражданском законодательствах представлены и защищены права взрослых и подростков.
Комбинированный урок
Знать основные положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным.
- Характеризовать сущность безработицы.
Знать какие гарантии дает государство для защиты от безработицы.
Опрос.
Тест.
$ 12, с61-67- прочитать, дать определения понятиям.
Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3ч.)
15
Тест «Экономическая сфера общества»
Социальная структура общества.
1
Большие и малые социальные группы, причины существования социального неравенства.
Повторительно-обобщающий
Изучение нового материала
Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.
Знать основные группы общества;
Уметь приводить примеры больших социальных групп в российском обществе.
Работать с текстом учебника, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу.
Контрольное тестирование
Сообщения
$ 13, с.69-72- прочитать, в.1 сообщение.
16
Социальная структура общества.
Семья
1
Сущность семьи, ее функции. Типы семьи.
Комбинированный урок
Решать познавательные и практические задачи, осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста, описывать основные социальные объекты.
Письменный опрос
$ 14, с.72-77- прочитать.
17
Правила и нормы поведения в обществе
1
Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Этикет. Закон.
Комбинированный урок
Знать, для чего нужны в обществе законы.
Работать с текстом учебника, дополнительными источниками, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу.
Тест.
$ 15, с.78-82- прочитать.
Глава IV. ПОЛИТИКА И ПРАВО (6ч.)
18
Тест «Социальная сфера общества»
Государство и граждане
1
Этапы становления государства, его функции и признаки, взаимосвязь государства и мирного сообщества.
Изучение нового материала
Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.
Работать с документами, материалом учебника, выступать публично.
Контрольное тестирование
Устный опрос.
$ 16, с.83-90- прочитать.
19
Право на службе человека
1
Механизм защиты права от несправедливости и зла, источники права и их отличительные черты, права и обязанности несовершеннолетних.
Комбинированный урок
Решать познавательные и практические задачи, осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста, описывать основные социальные объекты.
Письменный опрос.
$ 17, с.91-95- прочитать.
20
Конституция - основной закон страны
1
Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.
Комбинированный урок
Работать с документами, материалом учебника, выделять главное выступать публично.
Письменный опрос.
$ 18, с96-100 - прочитать.
21
Право и правопорядок
1
Взаимосвязь правопорядка и законности; система судебной власти в РФ.
Комбинированный урок
Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.
Письменный опрос.
$ 19, с.100-104- прочитать.
22
Как защититься от несправедливости
1
Роль суда в защите законности и правопорядка в стране, способы защиты граждан, принципы и порядок деятельности судов в РФ.
Комбинированный урок
Описывать основные социальные объекты, сравнивать социальные объекты, осуществлять поиск информации.
Письменный опрос.
$ 20, с.105-110- прочитать.
23
Итоговое занятие по теме: «Политика и право».
1
Повторительно-обобщающий
Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.
Контрольное тестирование
сообщения
Глава V. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (4 часа)
24
Наука и образование.
1
Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.
Урок дискуссия
Решать познавательные и практические задачи, осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста, описывать основные социальные объекты.
Устный опрос.
$ 21, с111-118- прочитать, в.1,2. (устно)
25
Мораль
1
Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.
Комбинированный урок
Работать с документами, материалом учебника, выделять главное выступать публично.
Тест.
Творческие задания
$ 22, с.118-122- прочитать.
26
Идеал и ценности
1
Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.
Комбинированный урок
Работать с документами, материалом учебника, выступать публично, анализировать обобщать, делать выводы, задуматься над проблемой толерантности.
Устный опрос.
$ 23, с.123-127- прочитать.
27
Итоговое занятие по теме: Духовная сфера общества».
1
Повторительно-обобщающий
Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.
Контрольное тестирование
Повторить $ 21-23.
Глава VI. РЕБЁНОК В ОБЩЕСТВЕ (6ч.)
28
Ребенок в семье
1
Мир детства, отличия взрослых и детей, три стадии детства, место ребенка в школе.
Урок практикум
Работать с документами, материалом учебника, выступать публично, анализировать обобщать, делать выводы.
Тест.
Творческие задания
$ 24, с. 130-135- прочитать.
29
Взаимоотношения детей и родителей
1
Взаимоотношения детей и родителей.
Основные понятия темы: дети; родители.
Урок-исследование.
Участвовать в беседе, дискуссиях, решать проблемные вопросы, делать выводы.
Тест.
Творческие задания
$ 25, с. 136-140- прочитать.
30-31
Социализация ребёнка
Ребенок в школе.
2
Школа в разные исторические времена, роль и методы обучения. Основные черты современной школы.
Урок практикум
Работать с документами, материалом учебника, выступать публично, анализировать обобщать, делать выводы.
Тест.
Творческие задания
$ 25-26
прочитать.
32
Друзья и ровесники
1
Дружба в разные исторические времена, основные черты современной школы.
Основные понятия темы: дружба; верность.
Урок изучения нового материала
Выяснить отличия дружбы от товарищества и приятельства.
Описывать основные социальные объекты, сравнивать социальные объекты, осуществлять поиск информации.
Тест.
Творческие задания
$ 27 с. 147-152- прочитать.
33
Итоговое занятие по теме «Ребенок в обществе»
1
Повторительно-обобщающий
Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.
Контрольное тестирование
Подготовка к тесту, повторить $ 24-27.
Глава VII. Повторение. (2 часа).
34
Контрольное занятие по теме за курс обществознания 6 класс.
1
Основные положения курса.
Урок проверки знаний.
Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.
Контрольное тестирование
Подготовка к тесту, повторить $ 1-27, повторить термины.
35
Итоговое занятие по теме за курс обществознания 6 класс.
1
Основные положения курса.
Повторительно-обобщающий
Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.
Контрольное тестирование
Подготовка к тесту, повторить $ 1-27, повторить термины.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании методического объединения. Зам. директора по УВР
учителей гуманитарного цикла
_____________ /Харичкина Л.Д./
Протокол № ___ от «____»__________ 2015 г.
Руководитель МО « »______________2015г.
_______________/Хожаева Л.Н./