Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»


Утверждаю

Директор МКОУ СОШ № 10

_____________ /Калугина М.Е./

« » _________2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

6 КЛАСС

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.


Дворникова Екатерина Павловна

учитель истории и обществознания.













с. Покровское 2015 год.




Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа: Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» (6 класс) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию./Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. _ Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011.

Программа предполагает проведение 1-го часа в неделю (всего 35 часов)

Структура документа: Рабочая программа по обществознанию 6 класс представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, содержание курса.

Общая характеристика учебного предмета. «Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.

«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:

- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной,

наукоемкой трудовой деятельности;

- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и

критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,

анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,

коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.


Задачи курса:

- создание условий для социализации личности;

-воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,

демократическим принципам общественной жизни;

-формирование знаний и интеллектуальных умений;

-воспитания уважения к семье и семейным традициям;

-формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

-воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

-воспитания уважения к трудовой деятельности.

Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

Требования ФГОС к результатам обучения по курсу «обществознание»:

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:

-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых соц. ролей;

-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

относительно целостное представление о человеке;понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Раздел II. Содержание курса.

Название разделов.

Кол-во часов

ГлаваI. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

7

Глава II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

7

Глава III.СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

4

Глава IV. ПОЛИТИКА И ПРАВО

6

Глава V. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

4

Глава VI. РЕБЁНОК В ОБЩЕСТВЕ

5

Итоговое повторение.

2

ИТОГО:

35

Раздел III. Перечень учебно-методического обеспечения.

«Обществознание. 6 класс» под редакцией Кравченко А.И. Москва «Русское слово» 2013 год.

Обществознание 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2013.

Данный курс рассчитан на 35 учебных часов. Учебник «Обществознание. 6 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., Л. Ф. Ивановой рассчитан на 12 параграфов. Резерв времени предлагается использовать на методическую проработку содержания курса. Заключительные уроки по каждой теме могут быть проведены с применением специальных рубрик учебника.

Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

Календарно-тематическое планирование данной Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Учебно-методический комплект для учащегося 6

- Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. под редакцией Кравченко.

Дополнительная литература для учащихся:

- «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

Медиаресурсы:

- Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой

- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.

Ресурсы Интернета:

- fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для

общеобразовательной школы

- festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Список литературы

- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2012;

- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;

- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;

- Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2012.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать

-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

-различные подходы к исследованию человека и общества;

-основные социальные институты и процессы;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с

социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки

собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и

гуманистических ценностей;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



















Раздел V. Календарно-тематическое планирование. Обществознание 6 класс.

Тема урока

К

о

л.

ч.

Элементы содержания

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дом.задание

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ГлаваI. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (8ч.)

1

Введение. Как работать с учебником. Задачи и содержание курса.


Введение. (чтение) с.4-5

2

Что такое общество?

1

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Изучение нового материала

Знать:

-Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

---Содержание каждой из сфер общественной жизни.

- Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Письменный опрос

$ 1, с.7-12- прочитать, в.2 рассказ.

3

Происхождение и развитие человека

1

Основное понятие темы: человек - биосоциальное существо; человек, природа, культура, цивилизация.

Комбинированный урок

Давать сравнительный анализ. Участвовать в беседе, решать проблемы. Делать выводы, оценивать события и явленияс разных точек зрения.

Устный опрос

$2 , с. 12- 16 -прочитать, в1 сообщение.

4

Исторические ступени развития общества

1

Исторические ступени развития общества

Комбинированный урок

Анализировать, участвовать в беседе, в дискуссиях, решать проблемные вопросы, делать выводы. Выработать собственное осознанное и ответственное отношение к трудовой деятельности.

Опрос. Письменные задания.

$ 3, с.17-23- прочитать, в.3 дать определение понятиям..

5

Современное общество

1

Современное общество, его положительные и отрицательные стороны. Роль технического прогресса в развитии человеческого общества.

Урок исследование

Описывать основные социальные объекты, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов, приводить примеры социальных отношений, решать познавательные и практические задачи.

Опрос. Письменные задания

$ 4, с.24-27- прочитать, в1-.2 мини сочинение.

6

Человечество как сумма поколений

1

Причины конфликта поколений, роль культурной памяти и культурного наследия в жизни человечества.

Комбинированный урок

Переносить ранее полученные знания нового материала, сравнивать, анализировать, учувствовать в дискуссии.

Опрос. Письменные задания

$ 5, с.28-32- прочитать, в.1-2 составить родословную семьи.

7

Человек, общество, природа

1

Взаимодействие человеческого общества с природой.

Комбинированный урок

Работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства РФ, работать в группе, выступать публично.

Опрос. Творческие задания.

$ 6, с.34-38- прочитать, практикум с. 39 (устно)

8

Итоговое занятие по теме «Что такое общество»

1

Повторительно-обобщающий

Определить необходимый ответ из ряда

предложенных.

Переносить ранее полученные знания нового материала, сравнивать, анализировать, учувствовать в дискуссии.

Контрольное тестирование

сообщения


Глава II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (6ч)


9

Что такое экономика?

1

Экономика и производство, Ресурсы, используемые в экономике для производства товаров и услуг.

Комбинированный урок

Устанавливать первичные связи, анализируя и выявляя главное в рабочем материале. Участвовать в беседе, решать проблемные вопросы, делать выводы. Знать : производители, потребители.

Письменный опрос

$ 7, с.40-43 прочитать, в.2 рассказ.

10

Рынок

1

Роль и значение рынка в развитии экономике

Урок исследование.

Устанавливать первичные связи, анализируя и выявляя главное в рабочем материале. Участвовать в беседе, решать проблемные вопросы, делать выводы. Знать: товары, услуги.

Письменный опрос

$ 8, с.44-47- прочитать, подготовить сообщение.

11

Что такое предпринимательство и бизнес?

1

Первичные знания по экономике и производству.

Комбинированный урок

Работать с документами, выделять главное, актуализировать ранее изученное, участвовать в беседе.

Знать: стадии развития капитализма.

Письменный опрос

$ 9, с.47-51- прочитать.

12

Домашнее хозяйство

1

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.

Комбинированный урок

Знать из чего складываются доходы и расходы семьи.

Знать цель составления семейного бюджета.

Уметь приводить примеры семейных хозяйств в родном городе.

Знать: как формируются и распределяются налоги.

Письменный опрос

$ 10, с.51-55- прочитать.

13

Экономическая деятельность подростков

1

Причины и суть экономической деятельности подростка.

Комбинированный урок

Решать познавательные и практические задачи, осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста, описывать основные социальные объекты. Знать: молодёжная политика.

Письменный опрос

$ 11, с.55-61- прочитать, практикум.

14

Труд с точки зрения закона

1

Выяснить, как в трудовом, гражданском законодательствах представлены и защищены права взрослых и подростков.

Комбинированный урок

Знать основные положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным.

- Характеризовать сущность безработицы.

Знать какие гарантии дает государство для защиты от безработицы.

Опрос.

Тест.

$ 12, с61-67- прочитать, дать определения понятиям.

Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3ч.)

15

Тест «Экономическая сфера общества»

Социальная структура общества.

1

Большие и малые социальные группы, причины существования социального неравенства.

Повторительно-обобщающий

Изучение нового материала

Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Знать основные группы общества;

Уметь приводить примеры больших социальных групп в российском обществе.

Работать с текстом учебника, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу.

Контрольное тестирование

Сообщения

$ 13, с.69-72- прочитать, в.1 сообщение.


16

Социальная структура общества.

Семья

1

Сущность семьи, ее функции. Типы семьи.

Комбинированный урок

Решать познавательные и практические задачи, осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста, описывать основные социальные объекты.

Письменный опрос

$ 14, с.72-77- прочитать.

17

Правила и нормы поведения в обществе

1

Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Этикет. Закон.

Комбинированный урок

Знать, для чего нужны в обществе законы.

Работать с текстом учебника, дополнительными источниками, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу.

Тест.

$ 15, с.78-82- прочитать.

Глава IV. ПОЛИТИКА И ПРАВО (6ч.)

18

Тест «Социальная сфера общества»

Государство и граждане

1

Этапы становления государства, его функции и признаки, взаимосвязь государства и мирного сообщества.

Изучение нового материала

Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Работать с документами, материалом учебника, выступать публично.

Контрольное тестирование

Устный опрос.

$ 16, с.83-90- прочитать.

19

Право на службе человека

1

Механизм защиты права от несправедливости и зла, источники права и их отличительные черты, права и обязанности несовершеннолетних.

Комбинированный урок

Решать познавательные и практические задачи, осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста, описывать основные социальные объекты.

Письменный опрос.

$ 17, с.91-95- прочитать.

20

Конституция - основной закон страны

1

Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Комбинированный урок

Работать с документами, материалом учебника, выделять главное выступать публично.

Письменный опрос.

$ 18, с96-100 - прочитать.

21

Право и правопорядок

1

Взаимосвязь правопорядка и законности; система судебной власти в РФ.

Комбинированный урок

Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Письменный опрос.

$ 19, с.100-104- прочитать.

22

Как защититься от несправедливости

1

Роль суда в защите законности и правопорядка в стране, способы защиты граждан, принципы и порядок деятельности судов в РФ.

Комбинированный урок

Описывать основные социальные объекты, сравнивать социальные объекты, осуществлять поиск информации.

Письменный опрос.

$ 20, с.105-110- прочитать.

23

Итоговое занятие по теме: «Политика и право».

1

Повторительно-обобщающий

Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Контрольное тестирование

сообщения

Глава V. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (4 часа)


24

Наука и образование.

1

Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.

Урок дискуссия

Решать познавательные и практические задачи, осуществлять поиск информации по заданной теме из учебного текста, описывать основные социальные объекты.

Устный опрос.

$ 21, с111-118- прочитать, в.1,2. (устно)

25

Мораль

1

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.

Комбинированный урок

Работать с документами, материалом учебника, выделять главное выступать публично.

Тест.

Творческие задания

$ 22, с.118-122- прочитать.

26

Идеал и ценности

1

Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Комбинированный урок

Работать с документами, материалом учебника, выступать публично, анализировать обобщать, делать выводы, задуматься над проблемой толерантности.

Устный опрос.

$ 23, с.123-127- прочитать.

27

Итоговое занятие по теме: Духовная сфера общества».

1

Повторительно-обобщающий

Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Контрольное тестирование

Повторить $ 21-23.

Глава VI. РЕБЁНОК В ОБЩЕСТВЕ (6ч.)

28

Ребенок в семье

1

Мир детства, отличия взрослых и детей, три стадии детства, место ребенка в школе.

Урок практикум

Работать с документами, материалом учебника, выступать публично, анализировать обобщать, делать выводы.

Тест.

Творческие задания

$ 24, с. 130-135- прочитать.

29

Взаимоотношения детей и родителей

1

Взаимоотношения детей и родителей.

Основные понятия темы: дети; родители.

Урок-исследование.

Участвовать в беседе, дискуссиях, решать проблемные вопросы, делать выводы.

Тест.

Творческие задания

$ 25, с. 136-140- прочитать.


30-31

Социализация ребёнка

Ребенок в школе.

2

Школа в разные исторические времена, роль и методы обучения. Основные черты современной школы.

Урок практикум

Работать с документами, материалом учебника, выступать публично, анализировать обобщать, делать выводы.

Тест.

Творческие задания

$ 25-26

прочитать.


32

Друзья и ровесники

1

Дружба в разные исторические времена, основные черты современной школы.

Основные понятия темы: дружба; верность.

Урок изучения нового материала

Выяснить отличия дружбы от товарищества и приятельства.

Описывать основные социальные объекты, сравнивать социальные объекты, осуществлять поиск информации.

Тест.

Творческие задания

$ 27 с. 147-152- прочитать.


33

Итоговое занятие по теме «Ребенок в обществе»

1

Повторительно-обобщающий

Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Контрольное тестирование

Подготовка к тесту, повторить $ 24-27.





Глава VII. Повторение. (2 часа).

34

Контрольное занятие по теме за курс обществознания 6 класс.

1

Основные положения курса.

Урок проверки знаний.

Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Контрольное тестирование

Подготовка к тесту, повторить $ 1-27, повторить термины.

35

Итоговое занятие по теме за курс обществознания 6 класс.

1

Основные положения курса.

Повторительно-обобщающий

Знать основные положения урока. Уметь делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Контрольное тестирование

Подготовка к тесту, повторить $ 1-27, повторить термины.



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения. Зам. директора по УВР

учителей гуманитарного цикла

_____________ /Харичкина Л.Д./

Протокол № ___ от «____»__________ 2015 г.

Руководитель МО « »______________2015г.

_______________/Хожаева Л.Н./



© 2010-2022