Урок по обществознанию на тему Деньги, их функции

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по обществознанию в 7 классе Тема: "Деньги, их функции".

Цели: Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег. Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы. Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности - разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание» 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; карточки с заданиями.

Основные термины: бартер, эквивалент, деньги, функции и виды денег, номинал, аверс, реверс, легенда, гурт.

Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок - исследование.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Начинаем наш урок. Желаю всем нам плодотворной работы

  1. Актуализация опорных знаний по теме «Обмен, торговля, реклама»

Вспомним материал, изученный на прошлом уроке.

проверка домашнего задания дать определение понятий: «стоимость», «цена товара», «бартер», «торговля», «реклама»

Стоимость - мера, с помощью которой определяется ценность товара и его полезность.

Цена товара -сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг.

Торговля -отрасль хозяйства, реализующая товары путем купли - продажи.

Реклама - информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.

- объяснить значение русских пословиц: «Хорошо дешево не бывает», «Дорожиться - товар залежится, продешевить - барышей не нажить»

3. Переход к новой теме, выяснение целей урока:

Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что такое обмен, реклама, цена товара, торговля и ее формы. Все знания, полученные на предыдущих уроках нам необходимы при изучении темы сегодняшнего урока.

О чем мы будем говорить на уроке, мы узнаем, отгадав загадку.

Что получают в день зарплаты?

Что прячут в сундуках пираты?

За что конфеты продают?

Какое слово вышло тут?

(Деньги)

- Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.

- Хотите ли вы узнать о денежном мире? (ответы детей).

- Конечно же, на сегодняшнем уроке основополагающая Цель: мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами и функциями.

Эту цель мы будем решать в течение 2-х уроков

- Запишите тему урока: «Деньги, их функции»

План урока

  1. Как деньги стали деньгами

  2. Функции денег.

  3. Деньги меняют обличье.

Раздаются карточки для актуализации знаний. В них необходимо отметить знаками Знаю+, не знаю-, хочу узнать - восклицательный знак

Вопрос

Всегда ли существовали деньги?

Какие функции выполняют деньги?

Какие виды денег вы знаете?

Какая наука изучает монеты?

Что такое аверс, реверс, гурт?

Начало урока


Окончание урока


Отложите карточки в сторонку. В завершении урока посмотрим, получили ли вы ответы на свои вопросы.

4. Изучение нового материала:

1. Учитель: - Деньги… Одни утверждают, что деньги - зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги - это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей). А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово "деньги"? Напишите их на доске. (Приём "Корзина чувств": на доске вывешивается слово "Деньги", а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. (Деньги - магазин, копилка, банк, машина, компьютер, телефон).

2. Учитель: Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми.

А всегда ли были такие деньги, что и сейчас?

Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики работают парами).

Текст: «Что было деньгами».

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли "солинусы". У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Проверьте кластер по слайду

Учитель: - Теперь представим себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть разные предметы. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на выполнение задания - 3 минуты. (раздать предметы)

Учитель:

- Довольны ли вы товарами, на которые обменялись?

- Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар)

Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга)

- Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

Да

  1. Учитель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Люди нашли решение, товар сначала меняли на товар - посредник. Потом уже этот товар, на нужную вещь. Этот товар- посредник выступал в роли эквивалента.

Запишем: Эквивалент - нечто равноценное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

Так появились первые деньги - вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту.

Металлы, отличались такими свойствами, как:

- относительно высокая собственная стоимость.

- они могут долго сохранять свои свойства без изменений

-легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.

Учитель:

- Так что же означает термин «деньги»?

Запись в тетради

«Деньги - это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

6. Учитель:

- А знаете ли вы как произошли названия денег?

Выступление ученика: Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты, при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме.

На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»

Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать».

Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.

Деньги носили в кожаных кошельках, которые привязывали к поясу. Небольшие суммы завязывали в платок и носили за пазухой. Простые люди прятали деньги за щеку.

7. Учитель: Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.

- Какие же функции выполняют деньги?

Будем изучать информацию и

Перед вами «фишбоун». Что такое «фиш» в перводе с английского (рыба), «боун» (кость). Рыбная кость. Чтобы рыба была полноценной необходим костяк. Так и в любом другом деле. Представим в виде рыбной кости функции денег.

Функции денег

Работа с учебником с. 138

Мера стоимости

При помощи денег сравниваются между собой разные товары, определяется их стоимость. У товаров появляется цена - стоимость товара, выраженная в деньгах.

Средство обращения

Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. При совершении акта купли - продажи деньги покупателем передаются из рук в руки продавцу. Деньги должны присутствовать реально.

Средство платежа

Как средство платежа деньги используются при выплате зарплаты, при продаже товаров в кредит, при оплате штрафов и т. д.

Средство накопления

Функцию средства накопления выполняют деньги, непосредственно не участвующие в обороте.

Мировые деньги

Деньги как всеобщее платёжное средство между странами. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы, в первую очередь золото. В наши дни эту роль выполняют некоторые национальные валюты - доллар США, фунт стерлингов, евро.

5. Закрепление изученного

Учитель: - А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Задание на с. 147 учебника

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку (1). (Мера стоимости).

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. (2) (средство платежа).

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (3) (Средство обращения).

Оставалось еще целое богатство - четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (4). (Средство накопления)

Вот когда дерево даст плоды - гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5). (мировые деньги)

Учитель: - Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки - наличные и безналичные.)

С развитием банков металлические деньги сменились банкнотами (расписки, которые выдавали банки при приеме на хранение определенного количества золота). В России бумажные деньги стали выпускать с 1769 г. и их называли ассигнациями. Затем появились чеки. Следующий шаг в развитии денег- появление денег - неведимок - электронных денег.

-обобщение ответов детей

Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей деньги - объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» - монета). Запись - нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

В XX веке возникла Бони́стика (фр. bonistique) -вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки.

6.А сейчас практическая работа

Учитель:

- У вас на столе лежат монеты. Рассмотрите их. У монет есть специальный язык - язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Язык монеты.

Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс - оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства

Легенда - надпись на монете.

Номинал - нарицательная стоимость монеты

Гурт - боковая поверхность монеты.

7. Итог урока. Рефлексия

Учитель: - Ребята, вернемся к табличкам, которые мы оформили в начале урока и сдадим.

  • Больше всего на уроке мне понравилось…

  • Самая ценная информация для меня…

  • Было трудно…

Учитель: Мир денег - удивительный и необычный. Человечество уделяет теме денег большое внимание. Но не надо превращать их в единственную цель в жизни.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: "Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга". Именно так и надо относиться к данной экономической теории.

На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали …(выставление оценок).

V. Домашнее задание: П. 13, вопросы и задания.





© 2010-2022