Рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ВОИНА-АФГАНЦА АЛЕКСЕЯ ДЕМЯНИКА



Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ___

от «__» _____ 2015 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

___________________

«__» _____ 2015 г.

Утверждено

Директор школы

_______________

«__» _____ 2015 г.

Рабочая программа

по обществознанию для 6 класса

Учитель Богомаз Светлана Ивановна

Количество часов в 1 полугодии:

16

Всего:

35

В неделю:

1

Плановых контрольных уроков:

0

Программа составлена на основе:

  • обязательного минимума содержания основных образовательных программ;

  • примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. -М.: Дрофа, 2007.;

  • авторской программы по обществознанию Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: программа курса для 6-7 кл.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008.

Учебник:

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». 6 класс - М.: «Русское слово», 2012.




2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки РО:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ министерства образования РФ от 18.07.2003 № 2783).

  2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089).

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».

  4. Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. -М.: Дрофа, 2007.

  5. Авторской программы по обществознанию Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: программа курса для 6-7 кл.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008

  6. Основной образовательной программы МБОУ Комбайновской оош им. воина-афганца А. Демяника на 2015-2016 учебный год.

  7. Учебного плана МБОУ Комбайновской оош им. воина-афганца А. Демяника на 2015-2016 учебный год.

  8. Годового календарного учебного графика МБОУ Комбайновской оош им. воина-афганца А. Демяника на 2015-2016 учебный год.

  9. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Комбайновской оош МБОУ Комбайновской оош им. воина-афганца А. Демяника (приказ №3 от 14.01.2015г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта. Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию.

В учебно-методический комплект входят:

1.С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-7 классы». - М.: «Русское слово», 2008.

2.Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2012.

3.Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 6 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2012.

П о с о б и я д л я у ч а щ и х с я:

Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая., ИКТ.

Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

воспитание гражданственности и любви к Родине;

создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 6 классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 6 классе, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Рабочая программа 6 класса рассчитана на 35 учебных часов, по 1 часу в неделю. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.





















Программа курса «обществознание»

6 класс (35 часа)


Раздел I. Общество и человек (6 часов)

Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество - целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Тема 2. Происхождение и развитие человека

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек - биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек - биосоциальное существо.

Тема 3. Исторические ступени развития общества

Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.

Тема 4. Современное общество

Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть - Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы - символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Тема 5. Человечество как сумма поколений

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Тема 6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.

Раздел II. Экономическая сфера общества (6 часов)

Тема 7. Что такое экономика?

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.

Тема 8. Рынок

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

Тема 10. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.

Тема 11. Экономическая деятельность подростков

Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.

Тема 12. Труд с точки зрения закона

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности - Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора.

Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.


Раздел III. Социальная сфера общества (3 часа)

Тема 13. Социальная структура общества

Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность - нищета.

Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

Тема 14. Семья

Семья - малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.

Основные понятия темы: семья; брак.

Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе

Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Раздел IV. Политика и право (5 часов)

Тема 16. Государство и граждане

Государство - фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

Тема 17. Право на службе человека

Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.

Тема 18. Конституция - Основной закон страны

Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция - закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ - глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации - высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Тема 19. Право и правопорядок

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Основные понятия темы: законность; правопорядок.

Тема 20. Как защититься от несправедливости

Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

Основное понятие темы: правосудие.

Раздел V. Духовная сфера общества (3 часа)

Тема 21. Наука и образование

Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: наука, общественные науки; образование; самообразование; знание.

Тема 22. Мораль

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.

Тема 23. Идеал и ценности

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Раздел VI. Ребенок в обществе (4 часа)

Тема 24. Ребенок в семье

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Основное понятие темы: детство.

Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания - решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.

Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

Основные понятия темы: дети; родители.

Тема 26. Ребенок в школе

История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.

Тема 27. Друзья и ровесники

Дружба. Отношения дружбы. Верность.

Основные понятия темы: дружба; верность.

Текущее и итоговое повторение и обобщение (8 часов)


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общеста и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах,

-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения

Владеть компетенциями:

  • информационно-поисковой;

  • учебно-познавательной;

  • коммуникативной;

  • рефлексивной;

  • смыслопоисковой.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой.

Выведение итоговых оценок

По четвертям и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по обществознанию усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

Формы и средства контроля:

1. Фронтальный опрос

2. Индивидуальный опрос

3. Понятийный диктант

4. Работа по карточкам

5. Решение ситуативных задач

6. Индивидуальная беседа

7. Проверка практического задания

8. Проверка творческого задания

9. Тестирование

Проверка и оценка знаний и умений учащихся по обществознанию

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.

В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.

Критерии оценивания

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


Критерии и нормы оценивания ЗУН учащихся

Оценка устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

















Календарно-тематическое планирование.



Раздел

Количество часов

Изучение нового и закрепление

Из них административная

контрольная работа (проект)

Общество и человек

6

6


Экономическая сфера общества

6

6


Социальная сфера общества

3

3


Политика и право

5

5


Духовная сфера общества

3

4


Ребенок в обществе

4

4


Текущее и итоговое повторение и обобщение

8

8



ВСЕГО

35

35

0

















Поурочное планирование.

п/п

Дата проведения

занятия

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

1.

02.09.2015

Что такое общество?

общество; общественная жизнь; страна; государство;

Объяснить значение понятий. Называть сферы общества, характеризовать ступени развития

-общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы

Беседа

2.

09.09.2015

Общество

сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Устный опрос

3.

16.09.2015

Происхождение и развитие человека

человек - биосоциальное существо

Устный опрос

4.

23.09.2015

Исторические ступени развития общества

аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс

Беседа

5.

30.09.2015

Современное общество

научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество

Беседа

6.

07.10.2015

Человечество как сумма поколений

поколение; культура; культурное наследие

Устный опрос

7.

14.10.2015

Поколения вещей

Устный опрос

8.

21.10.2015

Человек, общество, природа

биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы

Фронтальный опрос

9.

28.10.2015

Повторительно-обобщающий урок: «Общество и человек»

Фронтальный опрос

10.

11.11.2015

Что такое экономика?

экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель

Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде

Беседа

11.

18.11.2015

Рынок

рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад

Устный опрос

12.

25.11.2015

Что такое предпринимательство и бизнес?

предпринимательство; бизнес; фирма; капитал

Фронтальный опрос

13.

02.12.2015

Домашнее хозяйство

домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь

Беседа

14.

09.12.2015

Экономическая деятельность подростков

молодежная экономика; карманные деньги

Фронтальный опрос

15.

16.12.2015

Труд с точки зрения закона

право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия

Беседа

16.

23.12.2015

Повторительно-обобщающий урок: «Экономическая сфера общества»

Фронтальный опрос

17.

13.01.2016

Социальная структура общества

социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство

Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе

Опрос

18.

20.01.2016

Семья

семья; брак

Фронтальный опрос

19.

27.01.2016

Правила и нормы поведения в обществе

социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность

Фронтальный опрос

20.

03.02.2016

Государство и граждане

государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы

Объяснять смысл понятий. Называть основные признаки государства. Характеризовать современное государственное устройства России. Объяснять, что такое гражданство и каковы пути его приобретения.

Объяснять значение как конституции в государстве

Рассказать о роли и сохранении правопорядка в стране. Называть правоохранительные и судебные органы. Распознать о способах защиты от несправедливости

Беседа

21.

10.02.2016

Право на службе человека

право; юридический закон

Беседа

22.

17.02.2016

Право на службе человека

юридическая ответственность; преступления

Фронтальный опрос

23.

24.02.2016

Конституция - основной закон страны

Конституция; президент; депутаты; разделение властей

Фронтальный опрос

24.

02.03.2016

Право и правопорядок

законность; правопорядок

Устный опрос

25.

09.03.2016

Как защититься от несправедливости?

правосудие.

Беседа

26.

16.03.2016

Повторительно-обобщающий урок: «Политическая сфера общества»

Фронтальный опрос

27.

23.03.2016

Наука и образование

наука; общественные науки; образование; самообразование; знание

Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей

Фронтальный опрос

28.

06.04.2016

Наука и образование

наука; общественные науки; образование; самообразование; знание

Фронтальный опрос

29.

13.04.2016

Мораль

мораль; моральный поступок; аморальный поступок

Устный опрос

30.

20.04.2016

Идеал и ценности

идеал; идеалист; идеализация

Беседа

31.

27.04.2016

Ребенок в семье

детство

Объяснить отличия детей и взрослых. Рассказывать о воспитании детей в разные исторические эпохи. Объяснить причины конфликтов в семье и назвать пути их решения. Характеризовать современную школу. Объяснить значение понятий дружба, верность, предательство.

Устный опрос

32.

04.05.2016

Взаимоотношения детей и родителей

дети; родители

Фронтальный опрос

33.

11.05.2016

Ребенок в школе

общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования

Фронтальный опрос

34.

18.05.2016

Друзья и ровесники

дружба; верность

Беседа

35.

25.05.2016

Итоговое повторение

Фронтальный опрос






Материально-техническое и информационно-техническое

обеспечение рабочей программы.

Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию:


  1. 1С: Школа. Экономика и право. 9 - 11 класс. [Электронный ресурс]. - М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.

  2. Обществознание. 8 - 11 класс. [Электронный ресурс]. - М.: Новый диск, 2004.

  3. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. - М.: 1С, 2002.

Технические средства обучения.

1. Аудиоколонки колонки.

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.

Интернет-ресурсы

Основные Интернет-ресурсы:

kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

edu.ru - федеральный портал «Российское образование»

school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

fsu.edu.ru - федеральный совет по учебникам МОиН РФ

ndce.ru - портал учебного книгоиздания

vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»

prosv.-ipk.ru - институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»

internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»

vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы:

hitp://idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

76-82.ru - сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам

hist.ru - исторический альманах «Лабиринт времен»

historia.ru - электронный журнал «Мир истории»

historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса

ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

istrodina.com - сайт журнала «Родина»

lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

levada.ru - Левада-Центр изучения общественного мнения

lib-history.info - историческая библиотека

old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:

oldgazette.narod.ru - сайт «Старые газеты»

praviteli.narod.ru - сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС

rusarchives.ru - сайт «Архивы России»

vciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения

warheroes.ru - биографии Героев Советского Союза и России

http:/patriotica.ru/subjects/stalinism.html - библиотека думающего о России

elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека

Литература и средства обучения

Для обучающихся:

1. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных школ.- М.: Русское слово, 2012.

Для учителя:

1. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных школ.- М.: Русское слово, 2012.

2. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко - Волгоград: Учитель,2007.

Дополнительная:


  1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10-11 кл. М.: Вита-пресс,2000

  2. Алексеева А., Стреляный А. Азубка для несовершеннолетних. - М., 1985.

  3. Алексеева А. Азбука нравственности.- М.,1976

  4. Алексеев В.П. Становление человечества.-М.,1984.

  5. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1994.

  6. Андреев М.Л. происхождение человека и общества.-М.,1988.

  7. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М.,1989.

  8. Балакина Т.И. История русской культуры: Эксперимент. Учеб. Пособие для учащихся ст. классов. М.: аз, 1999.

  9. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. Труды. М.: Моск. Психол.-социал. Ин-т; Флинта,1999.

  10. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Учеб.-метод. Справочник для студентов вузов, обучающихся по неэконом. Специальностям и направлениям. М.: Финансы и статистика,1997.

  11. Вебер М. Наука как призвание и профессия: Самосознание европейской культуры 20 века. М., 1991.

  12. Волкова Е.В. Этика: Учеб. Пособие для 10-11 кл. М.: Русское слово,2001.

  13. Волченко Л.Б. На работе, в гостях и дома.- М.,1985.

  14. Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Граждановедение. Демократия: государство и общество.- М.,1997.

  15. Гинзбург М.Р. Путь к себе.- М.,1991.

  16. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: краткий словарь.- М.,1990.

  17. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. Пособие для учащихся. 10-11 кл. средней (полной) школы к факультативному курсу по обществоведению. 3-е изд., перераб. И доп. М.,2000.

  18. Девятайкина Н.И. история средних веков: Учебник для 7 кл. общеобразоват. Школы. М.: ЦГО, 2000.

  19. Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996.

  20. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. начала экономики: Раб. тетрадь. 5-6 классы. М.: Вита-пресс,2001.

  21. история политических и правовых учений: Учебник. Под ред. О.Э. Лейбста. М.: Юрид. Литература,1986.

  22. Казакова А.П. Школьнику о рыночной экономике: Учеб. Пособ. 2-е изд. М.: Гном-пресс: Новая школа,1998.

  23. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь: Справочник. М.,2002.

  24. Кистяковский Б.А. Общество и индивид. Социологические исследования. 1996 №2.

  25. Кон И.С. Словарь по этике.- М.,1983.

  26. Коробочкин И.П. Музыканты шутят. - М.,1990.

  27. Кравченко А.И. Социология: Учеб пособие для студентов высш. пед. Учеб заведений. М., 2002.

  28. Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознанание: Вопросы теории и методики. Метод. Пособ. Для учителя с дидак. Материалами. М.:школа-пресс,2000.

  29. лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

  30. Липсиц И.В. Экономика: История и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 кл. общеобр. Учр. М.:Вита-пресс, 2002.

  31. Липсиц И. В. Экономика без тайн. -М., 1993.

  32. Лихачёв Д.С. Прошлое-будущему: статьи и очерки.-Л.,1985.

  33. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд.Томск. ун-та,1998.

  34. Матюшин Г.Г. Нравственные отношения: Сущность, специфика, противоречия, особенности развития. М.:МГЗПИ, 1997.

  35. Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избр. Труды по Социологии. СПб.: Алетейя,1998.

  36. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. -М.,1991.

  37. Никитин А.Ф. Конституционное право. Конституция РФ.-М.,1995.

  38. Никитин А.Ф. Право и политика: учеб пособ.-М.,1997.

  39. Никитин А.Ф. основы обществознания: Учебник для 8 класса. М.:Дрофа,2002.

  40. Овсянникова М.Ф. Краткий словарь по этике.-М.,1983.

  41. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.,1984.

  42. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М.,1987.

  43. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учеб.пособ. для 9 кл. М.,2001.

  44. Соколов Я.В. Граждановедение.-М.,1994.

  45. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество.- М.,1992.

  46. Урсул А.Д. Государство и стратегии устойчивого развития. М.: РАГС,2000.

  47. Фридман Л.М., Кулашна И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.,1991.

  48. Фролова И.Т. Философский словарь.- М.,1980.

  49. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993-1998.

  50. Ягодинский В.Н. Наш этикет.-М.,1988.

  51. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя.- М.,1985.

  52. Яковец Ю.В. История Цивилизаций. М.: Вла-Дар, 1995.

Основные документы:

1. Всеобщая декларация прав и свобод человека,1948.

2. Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка, 1989.

3. Европейская конвенция о защите прав детей, 1996.

4. Декларация прав ребёнка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959.

5. Конституция РФ, 1993.

6. Семейный кодекс РФ.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,2012.

8. Трудовой кодекс РФ.

9. Президентская программа «Дети России». Указ Президента РФ от 18.08.1994. №1696.


© 2010-2022