Конспект открытого урока на тему Наша Родина - Россия (5 класс)

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по обществознанию в 5 «Г» классе

на тему: «Наша Родина - Россия».

Учитель: Лопаева А.А.

Этап работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

Взаимное приветствие учителя и учащихся;

  • проверка подготовленности учащихся к уроку;

  • организация внимания и внутренней готовности

2.

Изучение нового материала. Данный этап предполагает:

Тип урока: комбинированный

Учащиеся СМОГУТ определить, что Россия является федерацией, она состоит из субъектов; называть признаки РФ; воспроизводить при опоре на учебный материал права субъектов РФ.

СМОГУТ выступить оппонентом, защитить свою точку зрения, выразить свое отношение к изучаемому материалу.

Цели:

Познавательные: смогут познакомиться с основными понятиями темы Наша Родина -Россия.

Развить навыки работы с определениями, смогут давать объяснения понятиям, решать проблемные задания.

Воспитательные: смогут выразить свое отношение к учебному процессу, сформировать активное участие в процессе обучения; использовать содержательные возможности материала, формировать оценочные суждения.

Развивающие: смогут сформировать умения и навыки составления схем, изучая новый материал, умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системности критического мышления.

Дидактическая цель.

Способствовать созданию условий для усвоения нового материала, формирование опыта творческой деятельности, проблемной ситуации для постановки учебной цели.

Методическая цель (задача). Продолжить работу по обучению работ с визуальным материалом, составления простых схем в соответствии с целями, и ситуацией заданной модели урока.

Использование метода «Кроссенс»

Слово учителя:

Итак, ребята, вы видите перед собой таблицу. Все иллюстрации в ней и слова связанны между собой, и если их объединить, то мы получим одно общее для них слово. Подумайте, какое это слово? (Россия)

Молодцы. А теперь послушайте одно стихотворение А. Прокофьева и попробуйте определить, о чём сегодня мы будем говорить на уроке.

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России как о нашей Родине)

Значит тема нашего сегодняшнего урока? (Наша Родина - Россия).

Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Ученики записывают тему урока: Наша Родина - Россия.

Слово учителя:

Как вы думаете, что конкретно в рамках данной темы мы будем изучать?

(Ответы учащихся).

Правильно!

Обобщив ваши ответы, давайте выделим цели нашего урока:

- изучить, как устроено наше государство;

- рассмотреть понятие Родина

И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос.

Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной?

Слово учителя:

А теперь назовите мне синонимы к слову «Россия» (страна, Родина, государство)

А что такое государство? Сейчас я вам предлагаю нарисовать государство. Ваши ассоциации с этим словом (народ, границы, герб, закон, армия, флаг, кремль и т.д.). Рассмотрим их. Из этого следует выделить признаки государства.

Запишем их:

  1. Наличие публичной власти

  2. Взимание налогов

  3. Разделение на отельные территории

  4. Наличие границ

  5. Независимость от других государств

  6. Наличие законов

Для того, чтобы изучить устройство нашего государства давайте посмотрим на карту. Откройте в учебнике страницу 94. Перед вами карта. Обратите внимание на её название. (по просьбе учителя один из учеников зачитывает вслух название карты: Российская Федерация).

Наше государство называется Россия или Российская Федерация. Слово федерация означает «союз, объединение». Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет. Давайте обратимся к главному закону нашей страны - Конституции РФ. Статья 5 пункт 1 Конституции РФ гласит:

«Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации»

Итак, что же такое субъект Федерации? Давайте запишем понятие. Субъект Федерации - части федеративного государства (республики, области, края, города)

Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права.

Давайте с вами запишем права субъектов РФ:

  1. Право иметь свою территорию.

Вопрос к ученикам: Ребята, а в каком субъекте РФ живем мы с вами? (Карта Магаданской области).


  1. Право иметь свой герб и флаг. (Флаг и герб Магаданской области).

  2. Право обучать детей на родном языке. (с. Гадля - изучение в начальной школе эвенского языка)

Вернёмся к нашей таблице. Посмотрите, о чём мы ещё сегодня не говорили сегодня (русский язык)

Давайте разберемся: является ли русский язык родным для всех людей, которые живут в Российской Федерации?

- Нет, т.к. Россия - это многонациональное государство; народы, проживающие в России, говорят более чем на 100 языках.

Обратимся к статье 68 пунктам 1,3 Конституции РФ.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития

Русский язык является государственным языком:

  1. Составляются документы;

  2. На русском языке Россия ведет переговоры между субъектами;

  3. Русский язык изучают во всех школах.

Давайте с вами немного поиграем. Когда я шла к вам на урок, все слова в пословице перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить. Что же у нас получилось? Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. Как вы понимаете эту пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте мне на вопрос: что такое Родина? Что вы можете назвать своей Родиной? (Россию, Магаданскую область, посёлок Ола)

Должен ли человек любить Родину? Почему?

Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два слова звучат рядом - Родина-мать. Скажите, а как дети должны относиться к своей матери? (любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.) Вот так и люди должны относиться к своей Родине.

А как называют человека, который любит свою Родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот). Откройте свои учебники на стр. 97. Обратите внимание на то, как И.М. Тоидзе изобразил Родину-мать. Этот плакат был напечатан в 1941 г. - в год, когда началась ВОВ. Посмотрите на него и подумайте, к чему призывает этот плакат? Мы, как патриоты своей страны, должны в любой момент быть готовы защищать свою Родину.

Молодцы, вы работали хорошо! Давайте подведём итог урока.

3

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться создавать опорный конспект

Цель, которую ставит перед собой учитель: выяснить, насколько правильно учащиеся поняли новый материал.

Что мы сегодня узнали о России? (Ответы учащихся)

Россия

  • Является федерацией

  • Состоит из субъектов

  • Субъекты обладают равными правами

  • Русский язык является государственным

  • Является многонациональным государством

  • Является нашей Родиной

Слово учителя:

Итак, мы возвращаемся с вами к нашему основному вопросу: Почему Россия является вашей Родиной? И я прошу вас ответить. (Ответы учеников)

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Методы организации работы: словесные.

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: самооценка, отметка

Слово учителя:

Учитель оценивает их работу учащихся.

4

Домашнее задание

Цель: закрепить знания по теме Наша Родина - Россия.

§11

Написать на отдельном листе письмо другу в Америку о своей Родине.


© 2010-2022