Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция

Разработка представляет собой своеобразный конспект урока обществознания в 10 профильном классе, точнее конспект нового материала. В нём дано определения понятия "общение", указаны функции общения. Представлена классификация видов общения. Основное внимание уделено рассмотрению  общения как трёхстороннего процесса: коммуникации, интеракции, перцепции. При рассмотрении общения как коммуникации акцент сделан на средства общения (вербальное и невербальное общение, виды и значение последнего), на ос...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЩЕНИЕ

Общение - это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение предполагает использование знаковых систем.

Функции общения:

1) Социализации - формирование и развитие межличностных отношений в качестве условий становления человека как личности.

2) Познавательная - познание людьми друг друга.

3) Психологическая - осуществление определённого воздействия на психологическое состояние человека.

4) Организационная - организация совместной деятельности людей.

Виды общения.

I.

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция

II.


  1. Общение как коммуникация, интеракция и перрцепцияМежду реальными субъектами

2) Общение как коммуникация, интеракция и перрцепцияМежду реальным субъектом и иллюзорным партнёром (тот, на которого переносят свойства реального субъекта; ему приписываются несвойственные ему качества субъекта общения: домашние животные, игрушки).

3) Общение как коммуникация, интеракция и перрцепцияМежду реальным субъектом и воображаемым партнёром (Бог, образ другого человека, внутренний голос; проявляется во внутреннем диалоге, диалоге с образом другого человека, молитве).

4) Общение как коммуникация, интеракция и перрцепцияМежду воображаемыми партнёрами - художественными образами произведений (художественными персонажами).



Общение представляет собой трёхсторонний процесс.


Коммуникация ООбщение как коммуникация, интеракция и перрцепцияОбщение как коммуникация, интеракция и перрцепцияБЩЕНИЕ Интеракция

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция

Перцепция

Общение как коммуникация

Коммуникация - обмен информацией (знаниями, идеями, представлениями и т.д.)

Специфика информационного обмена между людьми.

  1. Коммуникатор и реципиент - активные субъекты: равноправны, равноценны, активны, свободны. Присутствует осознанное вступление в информационный контакт, информация не просто воспринимается, но и видоизменяется, дополняется, уточняется.

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция


  1. Взаимное влияние друг на друга коммуникатора и реципиента

  2. Наличие единой или сходной системы кодирования и декодирования информации («общий язык»). Тезаурус - общая система значений, принимаемых всеми членами группы + одинаковое понимание ситуации общения.

  3. Наличие барьеров в процессе коммуникации.

Средства общения

Передача информации возможна только посредством знаковых систем.

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепцияОбщение как коммуникация, интеракция и перрцепцияОбщение как коммуникация, интеракция и перрцепция

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепцияОбщение как коммуникация, интеракция и перрцепция


Вербальное общение (речевое, словесное) Невербальное общение

Речь - универсальное средство коммуникации.

В процессе вербальной коммуникации осуществляется последовательная смена процессов кодирования и декодирования информации.

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепцияОбщение как коммуникация, интеракция и перрцепция Коммуникатор Реципиент

кодирует декодирует

Затем происходит смена коммуникативных ролей, позволяющая определить эффективность общения (понял ли реципиент смысл).

Невербальное общение


Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция

Значение: усиливает или ослабляет вербальное воздействие.

Особенности общения в современном мире

  1. облегчена передача информации при общении (сокращено время передачи информации);

  2. меняется структура коммуникативного опыта человека (необходимость «достраивания», конструирования партнера по коммуникации, правил взаимодействия с ним);

  3. интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмысления и усвоения, как следствие - «информационный бум» негативно сказывается на психике человека.

Общение как взаимодействие (интеракция)


Процесс взаимодействия включает два элемента:

  1. внешний - регламентированный порядок действий, этика общения.

  2. внутренний - психологическая сторона взаимодействия: вступая во взаимодействие, люди удовлетворяют определенные потребности, связанные с поддержанием их психологического равновесия:

- потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса;

- потребность в поддержании хороших отношений, иначе человек испытывает психологический дискомфорт.

Взаимодействие представляет собой систематическое, устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнёра, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

Проявления взаимодействия людей:

  1. Кооперация - координация сил участников, что приводит к успешному взаимодействию.

  2. Конкуренция - соперничество, противостояние, как следствие - расшатывание совместной деятельности, возникновение препятствий для взаимодействия.

Стратегия взаимодействия в процессе общении

В процессе совместной деятельности разные люди ведут себя по - разному: успешно работают в одиночестве, сотрудничают, добиваются успеха только подчинив окружающих и т.д. Стратегия зависит от психологической совместимости партнеров. Психологическая совместимость - сочетание коммуникативных партнеров, при котором одни максимально дополняют других. Наиболее совместимы люди, имеющие высокую потребность в общении. Стратегия взаимодействия зависит и от социальных качеств людей, которые ярко проявляются во взаимодействии.

1. Доминантный собеседник

Недоминантный собеседник

Напористый, жесткий, легко перебивает собеседника, болезненно реагирует, если перебивают его. Не объясняет, а «втолковывает». Его не беспокоит, уместно ли его обращение к собеседнику, не помешает ли он. Лидирует в общении.

С ним нужно держаться спокойно и уверенно. Не стоит пресекать или высмеивать его манеру или словесные приемы.

Чуткий, застенчивый, нерешительный, чуток к внешним признакам силы собеседника. Склонен перекладывать ответственность за общение на другого.

Нужно хвалить, подбадривать, поощрять его, дать ему почувствовать, что он сам в состоянии принять решение.

2. Мобильный собеседник

Ригидный собеседник

Контактен, легко переключается на общение с другого вида деятельности, хотя легко отвлекается. Речь быстра, мимика переменчива. В разговоре перескакивает с одной темы на другую. При решении проблемы ему в голову приходят десятки версий.

Нужно помочь ему сосредоточиться на выбранной линии поведения.

В беседу включается не сразу, постепенно набирает обороты, после этого проявляет основательность. Идеальный слушатель, говорит вдумчиво, подбирает наиболее точные слова, не любит, когда перебивают. Если обидят, отходит не скоро.

При разговоре с ним не раздражаться, не торопиться завершать начатый разговор, пока партнер не уяснит себе самое главное. Нужно еще раз повторить, о чем договорились.

3. Экстраверты

Интроверты

Расположен к общению. Уверен, что люди всегда могут понять друг друга. Чтобы привлечь внимание, он способен на экстравагантные поступки. Обид не помнит.

Не склонен к внешней коммуникации. Ему кажется, что его не поймут. Они кажутся многим странными, т.к. они ведут как бы внутренний разговор с собой.

Общение в юношеском возрасте особо важно, т.к.:

- канал информации, которую не сообщают взрослые;

- в результате вырабатываются навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права;

- формируется эмоциональный контакт, чувство групповой принадлежности, солидарности, что вызывает состояние эмоционального благополучия.

Общение как восприятие

Проблема восприятия в межличностном общении определяется следующими моментами:

  1. отношения носят субъект - субъектный характер, каждый из субъектов стремится определенным образом представить себя, создать необходимое впечатление;

  2. восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны, могут зависеть от настроения партнера, нередко происходит приписывание партнеру черт, которыми он не обладает, что приводит к ошибкам в понимании партнера;

  3. восприятие связано с эмоциональной стороной межличностных контактов.

Механизмы социальной перцепции

способы, при помощи которых люди воспринимают и определенным образом понимают и оценивают друг друга.

  1. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, способность человека сочувствовать и сострадать. Формы эмпатии:

- повторение - непосредственное, непроизвольное воспроизведение эмоции др. человека (в группе маленьких детей);

- переживание - переживание ситуации, в которой находится др. человек (следим с замиранием сердца);

- сочувствие, сопереживание - способность человека откликаться на чувства др. человека, радоваться или печалиться вместе с ним или за него.

Отрицательные эмоциональные переживания другого человека (печаль, горе) легче вызывают эмпатию, чем положительные.

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция

2. Аттракция - форма восприятия и понимания, основанная на формировании по отношению к человеку устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности. Проявляется благодаря дружбе, любви.

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепцияОбщение как коммуникация, интеракция и перрцепция

3. Казуальная атрибуция - приписывание человеку определенных причин поведения. Оно основано на сходстве этого поведения с известными прототипами или с собственным поведением в аналогичной ситуации. Не всегда этот механизм способствует общению.

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция

4. Идентификация - субъект ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нем. Важную роль идентификация играет в профессиональной деятельности педагогов, психологов, следователей. В сочетании с эмпатией позволяет добиваться понимания, видения другого, постижения его мотивов и смысла деятельности.

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция

5. Социальная рефлексия - самовосприятие и интерпретация собственных действий, своих особенностей и их влияния на впечатления др. людей. То есть происходит не только сосредоточение человека на содержании своих мыслей, но и выяснение того, как понимает и воспринимает нас партнер по общению.

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция

Стереотипы и «эффекты восприятия»

Общение нередко строится на основе стереотипов и порождает «эффект восприятия» партнера.

Стереотип - устойчивый, нередко упрощенный образ какого - либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. Это своего рода штамп, который мы накладываем на ситуацию, кажущуюся нам похожей, но на самом деле таковой не являющейся.

Наличие стереотипов помогает во многих ситуациях: они помогают ориентироваться в социальной среде. Но в них есть место и ошибкам, и заблуждениям. Что влияет на формирование стереотипов? Прежде всего, это воздействие групповых норм. С точки зрения многих, разумно то, с чем согласно большинство, отступление от такого представления воспринимается как аномалия. Вторая причина - внутренняя предрасположенность человека к общепринятой оценке мира, к его порой искаженному восприятию.

Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция Английский мыслитель Ф. Бэкон назвал внутреннюю предрасположенность к стереотипам, к общепринятой оценке мира проблемой «идолов».

«Идолы рода» - ошибки, совершаемые под влиянием общественного мнения. Ошибка состоит в уверенности человека в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам. Другой стереотип - человек допускает, что при неизменных обстоятельствах останется прежним и поведение человека. Третий стереотип - человек склонен объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других - их личными качествами. «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».

«Идолы пещеры» - стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем распространившиеся на другие сферы. Их еще называют эффектами. Один из наиболее распространенных эффектов - «эффект ореола» - ситуация, когда мнение о партнере, его достоинствах и недостатках как бы окутывает его реальный образ. «Эффект проекции» проявляется, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки. «Эффект порядка» состоит в том, что на общее впечатление от общения оказывают влияние полученные ранее сведения. «Эффект ложного общения» - на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей соц. группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов. «Призраки пещеры» - это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».

«Идолы рынка (площади)» Идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и ведет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям». «Призраки площади (рынка)» - следствие общественной природы человека, - общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».

«Идолы театра» - искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских учений, которые мешают его движению к истине, возникают под давлением авторитетов, обнаруживаются в преклонении перед мнением великих. «Призраки театра» - это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

© 2010-2022