- Преподавателю
- Обществознание
- Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция
Общение как коммуникация, интеракция и перрцепция
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фролова Е.В. |
Дата | 28.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОБЩЕНИЕ
Общение - это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение предполагает использование знаковых систем.
Функции общения:
1) Социализации - формирование и развитие межличностных отношений в качестве условий становления человека как личности.
2) Познавательная - познание людьми друг друга.
3) Психологическая - осуществление определённого воздействия на психологическое состояние человека.
4) Организационная - организация совместной деятельности людей.
Виды общения.
I.
II.
-
Между реальными субъектами
2) Между реальным субъектом и иллюзорным партнёром (тот, на которого переносят свойства реального субъекта; ему приписываются несвойственные ему качества субъекта общения: домашние животные, игрушки).
3) Между реальным субъектом и воображаемым партнёром (Бог, образ другого человека, внутренний голос; проявляется во внутреннем диалоге, диалоге с образом другого человека, молитве).
4) Между воображаемыми партнёрами - художественными образами произведений (художественными персонажами).
Общение представляет собой трёхсторонний процесс.
Коммуникация ОБЩЕНИЕ Интеракция
Перцепция
Общение как коммуникация
Коммуникация - обмен информацией (знаниями, идеями, представлениями и т.д.)
Специфика информационного обмена между людьми.
-
Коммуникатор и реципиент - активные субъекты: равноправны, равноценны, активны, свободны. Присутствует осознанное вступление в информационный контакт, информация не просто воспринимается, но и видоизменяется, дополняется, уточняется.
-
Взаимное влияние друг на друга коммуникатора и реципиента
-
Наличие единой или сходной системы кодирования и декодирования информации («общий язык»). Тезаурус - общая система значений, принимаемых всеми членами группы + одинаковое понимание ситуации общения.
-
Наличие барьеров в процессе коммуникации.
Средства общения
Передача информации возможна только посредством знаковых систем.
Вербальное общение (речевое, словесное) Невербальное общение
Речь - универсальное средство коммуникации.
В процессе вербальной коммуникации осуществляется последовательная смена процессов кодирования и декодирования информации.
Коммуникатор Реципиент
кодирует декодирует
Затем происходит смена коммуникативных ролей, позволяющая определить эффективность общения (понял ли реципиент смысл).
Невербальное общение
Значение: усиливает или ослабляет вербальное воздействие.
Особенности общения в современном мире
-
облегчена передача информации при общении (сокращено время передачи информации);
-
меняется структура коммуникативного опыта человека (необходимость «достраивания», конструирования партнера по коммуникации, правил взаимодействия с ним);
-
интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмысления и усвоения, как следствие - «информационный бум» негативно сказывается на психике человека.
Общение как взаимодействие (интеракция)
Процесс взаимодействия включает два элемента:
-
внешний - регламентированный порядок действий, этика общения.
-
внутренний - психологическая сторона взаимодействия: вступая во взаимодействие, люди удовлетворяют определенные потребности, связанные с поддержанием их психологического равновесия:
- потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса;
- потребность в поддержании хороших отношений, иначе человек испытывает психологический дискомфорт.
Взаимодействие представляет собой систематическое, устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнёра, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Проявления взаимодействия людей:
-
Кооперация - координация сил участников, что приводит к успешному взаимодействию.
-
Конкуренция - соперничество, противостояние, как следствие - расшатывание совместной деятельности, возникновение препятствий для взаимодействия.
Стратегия взаимодействия в процессе общении
В процессе совместной деятельности разные люди ведут себя по - разному: успешно работают в одиночестве, сотрудничают, добиваются успеха только подчинив окружающих и т.д. Стратегия зависит от психологической совместимости партнеров. Психологическая совместимость - сочетание коммуникативных партнеров, при котором одни максимально дополняют других. Наиболее совместимы люди, имеющие высокую потребность в общении. Стратегия взаимодействия зависит и от социальных качеств людей, которые ярко проявляются во взаимодействии.
1. Доминантный собеседник
Недоминантный собеседник
Напористый, жесткий, легко перебивает собеседника, болезненно реагирует, если перебивают его. Не объясняет, а «втолковывает». Его не беспокоит, уместно ли его обращение к собеседнику, не помешает ли он. Лидирует в общении.
С ним нужно держаться спокойно и уверенно. Не стоит пресекать или высмеивать его манеру или словесные приемы.
Чуткий, застенчивый, нерешительный, чуток к внешним признакам силы собеседника. Склонен перекладывать ответственность за общение на другого.
Нужно хвалить, подбадривать, поощрять его, дать ему почувствовать, что он сам в состоянии принять решение.
2. Мобильный собеседник
Ригидный собеседник
Контактен, легко переключается на общение с другого вида деятельности, хотя легко отвлекается. Речь быстра, мимика переменчива. В разговоре перескакивает с одной темы на другую. При решении проблемы ему в голову приходят десятки версий.
Нужно помочь ему сосредоточиться на выбранной линии поведения.
В беседу включается не сразу, постепенно набирает обороты, после этого проявляет основательность. Идеальный слушатель, говорит вдумчиво, подбирает наиболее точные слова, не любит, когда перебивают. Если обидят, отходит не скоро.
При разговоре с ним не раздражаться, не торопиться завершать начатый разговор, пока партнер не уяснит себе самое главное. Нужно еще раз повторить, о чем договорились.
3. Экстраверты
Интроверты
Расположен к общению. Уверен, что люди всегда могут понять друг друга. Чтобы привлечь внимание, он способен на экстравагантные поступки. Обид не помнит.
Не склонен к внешней коммуникации. Ему кажется, что его не поймут. Они кажутся многим странными, т.к. они ведут как бы внутренний разговор с собой.
Общение в юношеском возрасте особо важно, т.к.:
- канал информации, которую не сообщают взрослые;
- в результате вырабатываются навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права;
- формируется эмоциональный контакт, чувство групповой принадлежности, солидарности, что вызывает состояние эмоционального благополучия.
Общение как восприятие
Проблема восприятия в межличностном общении определяется следующими моментами:
-
отношения носят субъект - субъектный характер, каждый из субъектов стремится определенным образом представить себя, создать необходимое впечатление;
-
восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны, могут зависеть от настроения партнера, нередко происходит приписывание партнеру черт, которыми он не обладает, что приводит к ошибкам в понимании партнера;
-
восприятие связано с эмоциональной стороной межличностных контактов.
Механизмы социальной перцепции
способы, при помощи которых люди воспринимают и определенным образом понимают и оценивают друг друга.
-
Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, способность человека сочувствовать и сострадать. Формы эмпатии:
- повторение - непосредственное, непроизвольное воспроизведение эмоции др. человека (в группе маленьких детей);
- переживание - переживание ситуации, в которой находится др. человек (следим с замиранием сердца);
- сочувствие, сопереживание - способность человека откликаться на чувства др. человека, радоваться или печалиться вместе с ним или за него.
Отрицательные эмоциональные переживания другого человека (печаль, горе) легче вызывают эмпатию, чем положительные.
2. Аттракция - форма восприятия и понимания, основанная на формировании по отношению к человеку устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности. Проявляется благодаря дружбе, любви.
3. Казуальная атрибуция - приписывание человеку определенных причин поведения. Оно основано на сходстве этого поведения с известными прототипами или с собственным поведением в аналогичной ситуации. Не всегда этот механизм способствует общению.
4. Идентификация - субъект ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нем. Важную роль идентификация играет в профессиональной деятельности педагогов, психологов, следователей. В сочетании с эмпатией позволяет добиваться понимания, видения другого, постижения его мотивов и смысла деятельности.
5. Социальная рефлексия - самовосприятие и интерпретация собственных действий, своих особенностей и их влияния на впечатления др. людей. То есть происходит не только сосредоточение человека на содержании своих мыслей, но и выяснение того, как понимает и воспринимает нас партнер по общению.
Стереотипы и «эффекты восприятия»
Общение нередко строится на основе стереотипов и порождает «эффект восприятия» партнера.
Стереотип - устойчивый, нередко упрощенный образ какого - либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. Это своего рода штамп, который мы накладываем на ситуацию, кажущуюся нам похожей, но на самом деле таковой не являющейся.
Наличие стереотипов помогает во многих ситуациях: они помогают ориентироваться в социальной среде. Но в них есть место и ошибкам, и заблуждениям. Что влияет на формирование стереотипов? Прежде всего, это воздействие групповых норм. С точки зрения многих, разумно то, с чем согласно большинство, отступление от такого представления воспринимается как аномалия. Вторая причина - внутренняя предрасположенность человека к общепринятой оценке мира, к его порой искаженному восприятию.
Английский мыслитель Ф. Бэкон назвал внутреннюю предрасположенность к стереотипам, к общепринятой оценке мира проблемой «идолов».
«Идолы рода» - ошибки, совершаемые под влиянием общественного мнения. Ошибка состоит в уверенности человека в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам. Другой стереотип - человек допускает, что при неизменных обстоятельствах останется прежним и поведение человека. Третий стереотип - человек склонен объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других - их личными качествами. «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
«Идолы пещеры» - стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем распространившиеся на другие сферы. Их еще называют эффектами. Один из наиболее распространенных эффектов - «эффект ореола» - ситуация, когда мнение о партнере, его достоинствах и недостатках как бы окутывает его реальный образ. «Эффект проекции» проявляется, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки. «Эффект порядка» состоит в том, что на общее впечатление от общения оказывают влияние полученные ранее сведения. «Эффект ложного общения» - на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей соц. группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов. «Призраки пещеры» - это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».
«Идолы рынка (площади)» Идолы рынка возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и ведет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям». «Призраки площади (рынка)» - следствие общественной природы человека, - общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».
«Идолы театра» - искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских учений, которые мешают его движению к истине, возникают под давлением авторитетов, обнаруживаются в преклонении перед мнением великих. «Призраки театра» - это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».