- Преподавателю
- Обществознание
- Сценарий обучающий (информационного) урока по теме Массовая культура
Сценарий обучающий (информационного) урока по теме Массовая культура
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова Л.П. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий обучающий (информационного) урока
Автор: Морозова Лилия Петровна
Предмет: обществознание
Класс: 11
Тема: Массовая культура
Учебно-методическое обеспечение: тексты различного типа, таблица «Массовая культура», компьютер, экран, выставка книг
Время реализации: 1час 30 минут (2 урока)
Цель: Создание условий для формирования понимания разных форм культуры и место массовой культуры в современном мире.
Задачи:
1) познакомить с формами культуры, показать основные черты массовой культуры, причины ее появления, проанализировать современный этап массовой культуры;
2) развивать умения осуществлять информационный поиск, сопоставлять анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к массовой культуре, «человеку массы».
Занятие проводиться с использованием кейс - метода
Формулировка проблемы: Массовая культура - как одно из проявлений глобализации общества.
Выскажите своё мнение по следующим вопросам:
-
Истоки массовой культуры.
-
Противоречия массовой культуры.
-
Массовая культура в повседневной жизни.
-
Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?
-
Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?
Урок 1.
Вводно-мотивационный этап.
Актуальность темы: Массовая культура стала неотъемлемой частью жизни общества. Ее продукты вошли в нашу повседневную жизнь. У нее много сторонников и противников. Ученые-обществоведы ведут острые диалоги о ее сущности и предназначении.
Вводная беседа с учащимися: учащимся предлагается проработать тексты по проблемам и вопросам для анализа по таблице «Формы культуры» см. таблица 1
Текст 1. Культуры в культуре
Текст 2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры
Текст 3. Философские основы массовой культуры
Текст 4. Элитарная культура как антипод массовой культуры
Текст 5. Современные подходы к анализу культуры
Информация для записи «Массовая культура»
Вопросы для анализа
-
Почему возникла массовая культура?
-
Что такое элитарная культура?
-
Можно ли считать элитарную культуру антиподом массовой культуры?
-
Приведите примеры элитарной культуры.
-
Что такое экранная культура?
-
Почему в обществе возникает маргинальная культура?
-
Существует ли, с вашей точки зрения, мировая культура? Аргументируйте свой ответ.
-
Возможна ли единая культура для всего человечества? Ответ обоснуйте.
-
Каковы проблемы современной отечественной культуры?
Текст 6.Оценка массовой культуры.
Текст 7. Противоречивость массовой культуры.
Выводы можно сделать такие:
1. В любом обществе духовная культура не представляет собой единого и монолитного целого. Ибо в любом обществе наряду с эстетически развитыми и одаренными людьми, есть люди с неразвитым вкусом, равнодушные к искусству или просто ленивые. Поэтому в сфере культуры всегда существует разделение на элитарное и массовое искусство.
2. Между элитарной и массовой культурой нет четко выраженных границ. То, что вчера было элитарным, сегодня может быть популярным. И наоборот: отдельные явления массовой культуры становятся желанными для эстетствующей элиты.
Урок 2.
1 этап.Урок начинается с работы над вопросами по группам.
Вопросы для первой группы
-
Почему массовая культура возникает на рубеже XIX-XX вв.?
-
Что вы понимаете под стандартизацией духовной культуры?
-
Какие две сферы достаточно четко обозначились в жизни работающего человека?
-
Как ответил рынок на запрос работающего человека?
-
Почему и как возникла массовая литература?
-
Что породило массовое общество?
-
Какую характеристику давали «человеку массы» философы без лица?
-
Нарисуйте портрет «человека массы», опираясь на характеристику X. Ортега-и-Гасета.
-
Как стали воспринимать «человека массы» в середине XX в.?
-
Нарисуйте портрет «массового среднего класса».
-
Что собой представляет теория демассификации?
-
Выразите свое отношение к «человеку массы».
Вопросы для второй группы
-
Что охватывает термин «массовая культура»?
-
Назовите и охарактеризуйте основные особенности массовой культуры.
-
Охарактеризуйте и проанализируйте общедоступность массовой культуры.
-
Чем вызвана общедоступность?
-
Можно ли напрямую связывать произведения массовой культуры с их низким уровнем?
-
Можно ли проводить аналогию между понятиями «массовая культура» и «плохая культура»? Почему?
-
Охарактеризуйте и проанализируйте занимательность массовой культуры.
-
Чем она вызвана?
-
К каким последствиям она приводит?
-
Охарактеризуйте и проанализируйте серийность и тиражируемость. В чем проявляется эта черта?
-
Охарактеризуйте и проанализируйте пассивность восприятия.
-
Охарактеризуйте и проанализируйте ее коммерческий характер.
-
На что ориентируются производители продукции?
-
Как и где создаются произведения массовой культуры?
-
Что является показателями спроса?
Вопросы для третьей группы
-
Когда в России зародилось массовое общество?
-
Поясните на примерах процесс его зарождения.
-
Какой факт зафиксировали литературные и художественные критики?
-
Как менялась социальная ориентация искусства?
-
Что произошло в 1920-1930 гг.?
-
Какие обстоятельства стали решающими в этом процессе?
-
На что была ориентирована массовая культура в Советской России?
-
Какие ценности вобрала в себя массовая культура?
-
Приведите примеры массового искусства в эти годы.
-
Дайте характеристику эволюции массовой культуры в 60-е гг. XX в.
-
Какие ценности господствуют в массовом сознании в наши дни?
-
Какие особенности имеет массовая культура в России по сравнению с Западом?
Обсуждаются ответы.
2 этап. Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым. Существуют как ее защитники, так и критики. Заполним таблицу по тексту.
"Плюсы" массовой культуры
"Минусы" массовой культуры
3 этап. Учитель совместно с учениками формулирует выводы и подводит итог урока: таким образом, мы рассмотрели развитие в современном обществе массовой и элитарной культуры. Кроме этого по-прежнему важные позиции сохраняет и народная культура - культура, созданная непрофессиональными авторами, включающая в себя сказки, былины, песни, мифы, предания.
Вывод: Массовая культура - закономерный этап в развитии человеческой культуры. Она не плоха и не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения. Нельзя бояться массовой культуры, но сидеть только на ее "скудном пайке" - значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии. Нельзя пренебрегать и возможностями элитарной культуры, которая не только духовно обогащает человека, но и проникает в массовую культуру, оказывает влияние на ее развитие и глубину.
Литература
-
Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2011
-
Человек и общество. 10-11 кл. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой - м.: Просвещение, 2009
-
Человек и общество: Современный мир. 11 кл. / Под ред. В.И. Купцова, 2007
-
Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2011
-
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 частях. Часть 1.10 класс/ под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2010
-
Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебное пособие для студентов пед.вузов: в 2 частях. Часть 2 - М:ГИЦ ВЛАДОС, 2001
-
Бегнеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс - М.: ВАКО, 2008
-
Гуревич П. С. Философия культуры. - М., 1995.
-
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. В 2-х тт. Т. 2., - М, 1990.
-
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.
-
Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX век, М., Мнемозина.2000.
-
Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс, М., Эксмо, 2008.
-
Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран XX век, М., Русское слово, 2006.
-
Обществознание, 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова, Волгоград, Учитель, 2008.
-
Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997.