- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая разработка урока Духовный мир личности
Методическая разработка урока Духовный мир личности
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Удовица Н.В. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Методическая разработка урока. Обществознание. 10 класс.
Тема «Духовный мир личности».
Разработала: Удовица Надежда Васильевна, учитель истории и обществознания.
2015г.
Цели урока:
Личностные:
-осознать необходимость развития духовной жизни личности для её становления и проявления индивидуальности,
-формировать толерантное отношение к духовному миру другого человека,
-понимать духовное многообразие и особенности современного мира.
Метапредметные:
-устанавливать причинно-следственные связи при построении логических рассуждений о специфике духовного мира человека и протекание его духовной жизни.
Предметные:
-знание базовых понятий «духовный мир личности» , «духовные ценности» , «духовные потребности» , «мораль».
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Проверка домашнего задания
2.Мотивация
3. Изучение нового материала
4.Рефлексия
5.Домашнее задание:
Работа с текстом. Лихачёв Д.С. Нравственные вершины. Книга беспокойств.-М., 1991.-С.328,329.
«Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.
Память-преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный»- это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам , к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.
Совесть- это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной…
Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким-родным и друзьям, старым друзьям… так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его порой ошибками и тяжёлыми воспоминаниями и быть устремлённым в будущее, строить это будущее на « разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.
Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего « светла» ( пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.
Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества - это активная память человечества, активно введённая в современность».
Беседа
1.Особенности духовного мира человека:
-духовный мир личности -это сложный и многомерный феномен;
- определение «духовности»
-«духовный мир человека» в различные исторические эпохи
2.Мораль, идеалы и ценности как духовные ориентиры личности:
-понятия: «мораль», «категорический императив», «идеал», «ценности», «патриотизм», «гражданственность», «самовоспитание».
- шкала жизненных ценностей:
- ценности жизни (сама жизнь, здоровье, мир);
-материальные ценности (комфорт, деньги и пр.);
- социальные ценности (карьера, признание и пр.);
- духовные ценности (творчество, искусство, вера, любовь).
Вопросы и задания к тексту:
1.Найдите в тексте определение культуры.
2.Согласны ли вы с определениями совести и безответственности, данными академиком Лихачёвым Д.С.? Дайте своё определение этих понятий.
3.Раскройте на примерах смысл и значение трёх видов памяти- семейной, народной и культурной. Объясните, в чём проявляется их взаимосвязь.
4.Подробно разъясните смысл выражения «историческая память народа формирует нравственный климат ,в котором живёт народ». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте.
1.Является ли духовный мир человека неким ключом к пониманию его индивидуальности и личностной неповторимости?
2. Познаваем ли духовный мир человека и ка мы можем судить об особенностях протекания его духовной жизни?
Стр.118-словарь.
Стр 110-111-работа с учебником.
Стр. 111-114-работа с учебником.
Задание: составьте свою шкалу жизненных ценностей, проранжировав их по степени значимости
Беседа:
1.Что для вас является приоритетным в шкале личностных ценностей и почему?
2.К какому разделу ценностей можно отнести патриотизм и гражданственность?
3. Является ли самовоспитание и самосовершенствование личности для вас значимыми личностными ценностями и какое мсто они заняли в вашей шкале ценностей?
4.Формируются ли ценности у личности самостоятельно , или на их формирование можно повлиять?
Сделайте вывод о духовной жизни человека.
Прочитать стр.110-114.Написать эссе «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».
Л.Н.Толстой.