Методическая разработка урока Духовный мир личности

Цели урока: Личностные: -осознать необходимость развития духовной жизни личности для её становления и проявления индивидуальности, -формировать толерантное отношение к духовному миру другого человека, -понимать духовное многообразие и особенности современного мира. Метапредметные: -устанавливать причинно-следственные связи при построении логических рассуждений о специфике духовного мира человека и протекание его духовной жизни. Предметные:   -знание базовых понятий «духовный мир личности» , «ду...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»Методическая разработка урока Духовный мир личности









Методическая разработка урока. Обществознание. 10 класс.

Тема «Духовный мир личности».

Разработала: Удовица Надежда Васильевна, учитель истории и обществознания.



2015г.

Цели урока:

Личностные:

-осознать необходимость развития духовной жизни личности для её становления и проявления индивидуальности,

-формировать толерантное отношение к духовному миру другого человека,

-понимать духовное многообразие и особенности современного мира.

Метапредметные:

-устанавливать причинно-следственные связи при построении логических рассуждений о специфике духовного мира человека и протекание его духовной жизни.

Предметные:

-знание базовых понятий «духовный мир личности» , «духовные ценности» , «духовные потребности» , «мораль».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Проверка домашнего задания























































2.Мотивация





3. Изучение нового материала























4.Рефлексия

5.Домашнее задание:


Работа с текстом. Лихачёв Д.С. Нравственные вершины. Книга беспокойств.-М., 1991.-С.328,329.

«Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.

Память-преодоление времени, преодоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный»- это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам , к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.

Совесть- это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной…

Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким-родным и друзьям, старым друзьям… так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его порой ошибками и тяжёлыми воспоминаниями и быть устремлённым в будущее, строить это будущее на « разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.

Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего « светла» ( пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.

Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества - это активная память человечества, активно введённая в современность».

Беседа





1.Особенности духовного мира человека:

-духовный мир личности -это сложный и многомерный феномен;

- определение «духовности»

-«духовный мир человека» в различные исторические эпохи

2.Мораль, идеалы и ценности как духовные ориентиры личности:

-понятия: «мораль», «категорический императив», «идеал», «ценности», «патриотизм», «гражданственность», «самовоспитание».

- шкала жизненных ценностей:

- ценности жизни (сама жизнь, здоровье, мир);

-материальные ценности (комфорт, деньги и пр.);

- социальные ценности (карьера, признание и пр.);

- духовные ценности (творчество, искусство, вера, любовь).

Вопросы и задания к тексту:

1.Найдите в тексте определение культуры.

2.Согласны ли вы с определениями совести и безответственности, данными академиком Лихачёвым Д.С.? Дайте своё определение этих понятий.

3.Раскройте на примерах смысл и значение трёх видов памяти- семейной, народной и культурной. Объясните, в чём проявляется их взаимосвязь.

4.Подробно разъясните смысл выражения «историческая память народа формирует нравственный климат ,в котором живёт народ». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте.









































1.Является ли духовный мир человека неким ключом к пониманию его индивидуальности и личностной неповторимости?

2. Познаваем ли духовный мир человека и ка мы можем судить об особенностях протекания его духовной жизни?



Стр.118-словарь.

Стр 110-111-работа с учебником.

Стр. 111-114-работа с учебником.





Задание: составьте свою шкалу жизненных ценностей, проранжировав их по степени значимости

Беседа:

1.Что для вас является приоритетным в шкале личностных ценностей и почему?

2.К какому разделу ценностей можно отнести патриотизм и гражданственность?

3. Является ли самовоспитание и самосовершенствование личности для вас значимыми личностными ценностями и какое мсто они заняли в вашей шкале ценностей?

4.Формируются ли ценности у личности самостоятельно , или на их формирование можно повлиять?

Сделайте вывод о духовной жизни человека.

Прочитать стр.110-114.Написать эссе «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

Л.Н.Толстой.





© 2010-2022