- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию элективный курс 10-11 класс
Рабочая программа по обществознанию элективный курс 10-11 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лукьянова И.О. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторских программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т. для 10 класса, курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» Сахарова А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н., для 10 класса, а также национально-регионального компонента исторического образования Фокеевой И.М.
Курс «Всеобщая история» для 10 класса охватывает период с древнейших времен до конца XIX в. Программа построена на основе концентрической концепции исторического образования. Рабочая программа по курсу всеобщей истории позволяет дать целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобализирующемуся миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру. Программа содействует единой концепции исторического образования. Программа рассчитана на 34 часа.
Курс «История России» в 10 классе охватывает период с древнейших времен до конца XIX в. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 68 часов.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 10 классе:
Цели курса:
-
способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;
-
углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей, явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;
-
помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
-
формирование исторического мышления учащихся;
-
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
-
формирование навыков ответа на фактологические и проблемные вопросы;
-
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
-
расширение и обобщение знаний по истории;
-
изучение истории через сравнение разных стран, хронологическую синхронизацию событий в мире, анализ конкретных событий и их влияния на историю;
-
рассмотрение истории как многофакторного процесса.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
-
формирование правовой культуры школьников;
-
формирование представлений об общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
-
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
-
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
-
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Используемые УМК:
-
Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Программа курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса. - М.: Русское слово, 2005.
-
Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 10 класса. - М.: Русское слово, 2009.
-
Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И., Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса. - 2-е изд. - М.: Русское слово, 2002
-
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 10 класса. - М.: Русское слово, 2006
-
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII-XIX вв. Учебник для 10 класса. - М.: Русское слово, 2006
-
Электронное пособие. Всеобщая история.
-
Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
-
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
-
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.
-
Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования. - К.: Тарих, 2003
На изучение истории в 10 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов - из расчета 2 часа в неделю, но в связи с большим объемом материала из школьного компонента добавлен 1 час, таким образом, рабочая программа составлена на 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
-
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
-
периодизацию всемирной и отечественной истории;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
-
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Ожидаемые результаты:
-
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
-
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
-
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
-
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
-
Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Календарно-тематическое планирование по истории в 10 классе.
Количество часов:
Всего 102 часа; в неделю 3 часа. Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века-34 часа; история России с древнейших времен до 19 века в 2-х частях-68 часов.
Планирование составлено на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования 2004 года по предмету « История», авторских программ курса « Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.
№
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды контроля
Планируемые результаты
Домашнее задание
Дата
План
Факт
Раздел 1. Меняющийся облик мира (5 часов)
1.
Этапы развития исторического знания.
1
изучение нового материала
устный опрос
Знать характерные черты исторической науки
§1-2-3 с.5-24 прочитать,
01.09
01.09
2.
Проблемы периодизации всемирной истории
1
комбинированный
Ответы на вопросы
Уметь выделять этапы развития человечества
§3 с.25-34-прочитать, в.3-табл.
01.09
02.09
01.09
02.09
3.
Первобытная эпоха
1
лекция
устный опрос
Знать, что такое история
§4-5 с.36-55-прочитать
03.09
03.09
4.
Деспотии Востока
1
практикум
проверка таблиц
Уметь выделять признаки государства
§6 с.57-66-прочитать, в.4-схема
08.09
08.09
5.
Расширение ареала цивилизации
1
контрольный
тест
§7-8
09.09
09.09
6.
Города-государства Греции и Италии
1
комбинированный
работа с текстом
Уметь выделять общее и различное
§9 с.80-87-прочитать, в.3-таблица
10.09
10.09
7.
Борьба за господство над Средиземноморьем
1
комбинированный
работа по карте
Уметь работать с картой
§10 с.88-95-прочитать, ответить на вопросы
15.09
15.09
8.
Возвышение Рима.
1
практикум
сообщения учащихся
Уметь выступать перед группой учащихся
§11-1 с.96-108-126прочитать, в.3-таблица
16.09
16.09
9.
Крушение империй Древнего мира.
1
практикум
работа по карте
Уметь работать с картой
§12-13с.110-126-прочитать, с.126 в.4-таблица
17.09
17.09
10.
Мир эпохи Средневековья
1
практический
проект
Знать особенности американских и африканских цивилизаций
§14-15 с.127-144-прочитать
22.09
22.09
11.
Экспансия ислама
1
комбинированный
работа с текстом
Знать причины кризиса Арабского халифата
ответить на вопросы
23.09
23.09
12.
Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе
1
комбинированный
работа с документом
Уметь работать с дополнительной литературой
§16-17 с.145-157-прочитать
24.09
24.09
13.
Византия и Восточная Европа в V-X вв.
1
комбинированный
работа с текстом
Знать славянские племена и места их расселения
§18 с.158-168-прочитать, в.5-таблица
29.09
29.09
14.
Западная Европа в XI-XIII вв. Крестовые походы
1
лекция
ответы на вопросы
Знать причины обострения конфликтов между церковной и светской властью
§19 с.170-178-прочитать, ответить на вопросы
30.09
30.09
15.
Общественно-политическое развитие государств Европы
1
контрольный
тест
§20-21
01.10
01.10
16.
Государства Азии в период европейского Средневековья
1
лекция
ответы на вопросы
Знать причины кризиса Монгольской империи
§22 с.192-200-прочитать
06.10
06.10
17.
Международные отношения и войны Средневековья
1
лекция
ответы на вопросы
Уметь объяснять исторические понятия
§23-24 с.200-211-прочитать, в.6-понятия
07.10
07.10
18.
Духовная жизнь европейского Средневековья
1
комбинированный
§25 с.212-219-прочитать, реферат
08.10
08.10
19.
Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия.
1
семинар
работа с текстом
Уметь выделять ценностные ориентиры
§26-27 с.220-233- прочитать, ответить на вопросы
13.10
13.10
20
Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации
1
семинар
работа с текстом
Уметь объяснять процессы развития государств
§28-29 с.234-245- прочитать, ответить на вопросы
14.10
14.10
21.
Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе
1
практикум
работа над таблицами и схемами
Знать причины религиозных войн
§30-31 с.246-257-прочитать
15.10
20.10
22.
Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм
1
практикум
исследование
Уметь оценивать эпоху Просвещения
§32-33 с.259-279-прочитать, с.268 в.5-таблица
20.10
20.10
23.
Война за независимость в Северной Америке
1
практикум
проверка таблиц
Знать причины войны за независимость
§34 с.280-291-прочитать, ответить на вопросы
21.10
21.10
24.
Великая французская революция
1
практикум
работа над таблицей и схемами
Знать причины революции во Франции и её последствия
§35-36 с.292-308-прочитать, в.1-таблица
22.10
22.10
25.
Промышленный переворот в Англии.
1
комбинированный
сообщения учащихся
Уметь выступать перед группой
§37-с.310-318-прочитать, материал об изобретениях,в.2-таб
27.10
27.10
26
Европа: противоречия промышленной эпохи.
1
практикум
исследования
Знать, как развивались государства в период промышленного переворота
§38с.318-323-прочитать,в.2-табл.
28.10
10.11
27.
Идейно-политическое развитие стран Запад-ной Европы XIX в.
1
комбинированный
опрос
Уметь оценивать развитие стран Европы в XIX в.
§39 с.324-331-прочитать, в.2-таблица
29.10
10.11
28.
Наука и искусство в XVIII-XIX вв.
1
практикум
реферат
Знать, как развивалась наука и образование в XIX в.
§40 с.332-339-прочитать, в.2-таблица
03.11
10.11
29.
Страны континентальной Европы в период промышленного переворота.
1
комбинированный
опрос
Уметь оценивать развитие стран Европы в XIX в.
§41-42- с.340-357-369 прочитать, в.7- таблица
04.11
11.11
30.
Страны Западного полушария в XIX веке.
1
лекция
ответы на вопросы
§43 с.358-369-прочитать,ответить на вопросы
05.11
12.11
31.
Мир Востока в XVIII веке.
1
практикум
работа над таблицей и схемами
Знать особенности развития стран Востока
§44-45-с.370-398-прочитать, в.9-сравнить пути развития
10.11
17.11
32
Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока.
1
комбинированный
Работа с текстом
Уметь работать с дополнительной литературой
§46-47 с.384-398- прочитать,в.6-табл.
11.11
18.11
33.
Эволюция системы международных отношений в Новое время
1
комбинированный
работа по карте
§48 с.399-408-прочитать, ответить на вопросы
12.11
19.11
34.
Повторение и проверка знаний «Развитие стран мира в разные периоды истории»
1
контрольный
контрольная работа
17.11
24.11
Содержание изучаемого курса
«История России с древнейших времен до конца XIX века»
Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 3 часов в неделю (102 часа) 68 часов - история России.
№
Тема
Количество часов
Раздел I
Предыстория народов России. Начало Руси
7 часов
Раздел II
Русь в 11-12 веках
6 часов
Раздел III
Русь в 13-15 веках
5 часов
Раздел IV
Россия в 16 веке
4 часа
Раздел V
Россия в 17 веке
7 часов
Раздел VI
Россия в конце 17-18 вв
11 часов
Раздел VII
Россия в первой половине 19 века
9 часов
Раздел VIII
Россия во второй половине 19 века
19 часов
Итого:
68 часов
Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся.
Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований, к уровню подготовки обучающихся осуществляется в рамках методической диагностики, разработанной в процессе практической профессиональной деятельности с учётом специфики учебной дисциплины, требований к уровню её преподавания и уровню подготовки учащихся. Система методической диагностики, представленная в рабочей программе, в равной степени используется в процессе преподавания, как истории, так и обществознания в школе III ступени.
Под методической диагностикой понимаются способы системного исследования предметного обучения, основанные на определённых принципах, единых параметрах и комплексном применении различных методов выявления достижений учащихся в процессе преподавания истории и обществознания.
В качестве методов диагностики исследования уровня усвоения содержания и уровня сформированности умений, формируемых в рамках курса истории взяты общие (тестирование), традиционные (анкетирование, интервью) и специфические (творческое сочинение, познавательная задача, фиксированный устный ответ) методы. Общая структурная модель содержания методической диагностики выглядит следующим образом:
-
входная диагностика;
-
промежуточная диагностика;
-
итоговая диагностика;
Учебно-методическое обеспечение:
-
Буганов В. И. История России: Конец XVII - XIX век: Учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов ; По ред. А. Н. Сахарова.- 8-е изд., перераб. И доп.- М. : Просвещение, 2009.-304 с.
-
Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Сахаров, В. И. Буганов; Под ред. А. Н. Сахарова. - 8-е изд.- М. : Просвещение, 2009.- 272 с.
-
Карты, таблицы периода истории России;
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне По истории
Критерии оценивания
Критерии
5 (ОТЛ.)
4 (ХОР.)
3 (УД.)
2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
Требования к уровню подготовки учащихся в 10-м классе
Знать / Понимать:
-
основные виды исторических источников;
-
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до конца XIX в., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
-
работать с хронологией;
-
работать с историческим источником;
-
работать с исторической картой;
-
описывать исторические события и памятники культуры;
-
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
-
понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
-
анализировать причины текущих событий в России и мире;
-
высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;
-
использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебная литература:
Агафонов С.В «Схемы по истории России с древнейших времён до конца XIX век. 10 класс»
Агафонов С.В. «Схемы по всемирной истории с древнейших времён до конца XIX века»
Загладин Н.В. «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века». 10 класс»
Загладин Н.В..Симония Н.А. «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс»
Загладин Н.В..Симония Н.А. «Всеобщая история. 10 класс»
Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. «Методические рекомендации по использованию учебников: Загладин Н.В. «всемирная история с древнейших времён до конца XIX века.10 класс»; Загладин Н.В. «Всемирная история.XX век. 11 класс» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и программа курса. Профильное обучение»
Загладин Н.В., Козленко С.И. «Программа курса и тематическое планирование «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до наших дней. 10-11 класс»
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России к учебнику Сахарова А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс»
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России к учебнику Сахарова А.Н., Боханова А.Н. «История России. XVII-XIX века. Часть 2.10 класс»
Козленко С.И. «Методические рекомендации по использованию учебников: Сахарова А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс», Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России. XVII-XIX века. Часть 2. 10 класс», Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. «История Отечеств. XX-начало XXI века. 11 класс» при изучении на базовом и профильном уровнях» и программа курса. Профильное обучение»
Сахаров А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс»
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России. XVII-XIX века. Часть 2.10 класс»
Сахаров А.Н, Боханов А.Н. «Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века»
Старобинская Г.И. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочное планирование. 10 класс»
Старобинская Г.И. «История России XVII-XIX века. Поурочные методические рекомендации. 10 класс»
Старобинская Г.И. «Рабочая тетрадь к учебнику А.Н.Сахарова «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс» 2 ч.
Электронные учебные материалы
Электронное пособие. Всеобщая история.
Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.
Календарно - тематическое планирование по истории России.
Номер урока
Название разделов, тем, уроков.
Требования к уровню подготовленности учащихся
Домашнее задание
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Глава 1. Предыстория народов России. Начало Руси.(7ч).
1
Введение.
Знать: - предыстория, история, неолитическая революция, присваивающее и производящее хозяйство, индоевропейцы.
- основные этапы предыстории народов России.
- особенности социального расслоения.
Знать: - праславяне.
- происхождение славян, их расселение. Восточнославянские племена и их соседи.
- Занятия, общественный строй и верования восточных славян- « военная демократия », политеизм, прародина славян;
Уметь: - характеризовать пути движения славян, занятия и общественный строй у восточных славян.
- используя историческую карту показывать расселение союзов племен и характеризовать взаимоотношения восточных славян и их соседей.
- устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян.
- объяснять сущность «военной демократии».
- характеризовать языческую культуру
1
18.11
25.11
2
Появление человека на территории Восточной Европы. Формирование народов.
1
19.11
25.11
3
Появление славян. Славяне в 5-7 веках. Религия древних славян.
1
24.11
26.11
4
Предпосылки образования древнерусского государства.
Появление государства у восточных славян.
1
25.11
01.12
5
Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава.
1
26.11
02.12
6
Русь во времена Владимира Святославовича.
1
01.12
03.12
7
Повторение. Начало Руси.
1
02.12
08.12
Глава 2. Русь в 11-12 веках. (6ч).
8
Правление Ярослава Мудрого.
Знать: - внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда.
-междоусобные войны, династический брак, Русская Правда, кормление, вотчина;
- основные положения Русской Правды
Уметь: - называть причины междоусобных войн, знать их основных участников.
- разъяснять сущность, порядка наследования киевского престола
Знать: - неравенство русского общества XI - первой четверти XII в.
- возникновение феодальной земельной собственности.
- власть и церковь.
- основные категории населения Киевской Руси
Уметь: - выявлять различия между видами земельной собственности
Знать: - междоусобица.
- особенности правления потомком Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
- борьба с половецкими вторжениями
Уметь: - выявлять тенденции начинающейся политической раздробленности
Знать: - христианская культура и языческие традиции.
- культура, житие, икона, фреска, миниатюра.
- памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные).
- основные литературные жанры, раскрывать их содержание
- особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства.
Уметь: - выявлять особенности древнерусской культуры.
- определить влияние Византии на культуру Древней Руси.
- определять влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси.
- доказать присутствие языческого элемента в современной культуре.
- участвовать в разработке и презентации проекта по теме.
1
03.12
09.12
9
Русское общество в 11 веке.
1
08.12
10.12
10
Владимир Мономах - великий киевский князь. Время новых усобиц.
1
09.12
15.12
11
Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово-Северское княжества.
1
10.12
16.12
12
Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь в 12-начале 13 вв.
1
15.12
17.12
13
Культура Руси 10-начало 13 вв.
1
16.12
22.12
Глава 3. Русь в 13-15 веках. (5ч).
14
15
Начало монголо-татарского вторжения на Русь.
Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский.
Знать: - образование Монгольского государства. Монгольское нашествие.
- проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); - определить причины поражения русских земель.
Уметь: - выявлять предпосылки завоеваний монголов, нашествия шведов и немцев.
- характеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь и экспансии с запада.
-определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества.
- выявлять последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории.
- высказывать оценочные суждения о влиянии монгольского ига на складывание российской цивилизации.
Знать: - особенности борьбы за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.
- этапы объединения земель вокруг Москвы.
- причины возвышения Москвы.
- выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально- политические, культурные);
Уметь: - характеризовать этапы объединительного процесса.
- анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).
- соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия.
- Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Дмитрия Донского
Знать: - особенности культурного развития русских земель и княжеств.
- влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
- достижения русской культуры XIV-XV веков.
Уметь: - выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры.
- характеризовать достижения культуры.
- выявлять основные тенденции развития культуры XIV-XV веков.
- участвовать в разработке группового проекта по теме.
1
1
17.12
22.12
23.12
24.12
16
Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15 вв.
1
23.12
29.12
17
Москва - центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. Образование единого государства России. Иван 3.
1
24.12
30.12
18
Культура и быт 14-15 вв.
1
29.12
31.12
Глава 4. Россия в 16 веке. (4ч.).
19
20
Реформы Ивана Грозного.
Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство.
Знать: - особенности установления царской
1
1
30.12
31.12
12.01
13.01
власти.
- реформы середины XVI в.
- создание органов сословно-представительной монархии.
- опричнина: причины, последствия.
- основные направления внешней политики Ивана Грозного
Уметь: - определять характер политического курса Избранной рады.
- характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия).
- определять основные задачи внешней
21
В предверии Смуты.
1
12.01
14.01
22
Культура и быт конца 15-16 вв.
1
13.01
19.01
Глава 5. Россия в 17 веке. (7ч).
23
Смутное время.
Истоки коррупции.
Модульный блок.
Знать: - Смутное время, интервенция, семибоярщина.
- институт самозванчества.
- восстание под руководством
- польско-шведская интервенция.
- народные ополчения.
Уметь: -выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества).
- характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II.
- сравнивать первое и второе ополчения, их роль в освобождении Москвы.
-определять последствия и историческое значение Смуты.
Знать: - особенности укрепления центральной власти.
- становление абсолютизма.
- церковный раскол. Старообрядчество.
- рост территории.
Уметь: - излагать и характеризовать содержание церковной реформы, реформ центрального и местного управления.
- рассмотреть проявление тенденций абсолютизма во внутренней жизни страны.
- характеризовать правление Федора Алексеевича, регентство Софьи Алексеевны
Знать: - народные восстания: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание под руководством С. Т. Разина.
Уметь: - излагать в хронологической последовательности события Соляного бунта, восстания под руководством С. Разина.
- характеризовать народные движения XVII в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения).
- высказывать оценочные суждения о причинах поражения повстанцев.
Знать: - Смоленская война, Русско-польская война 1654-1667 гг., русско-турецкая война, вечный мир, присоединение Сибири
Уметь: - называть основные направления внешней политики
- определять итоги внешней политики России ХVII в.
Знать: - развитие культуры народов России.
- усиление светских элементов в русской культуре.
- государство и церковь. Ереси.
Уметь: - называть достижения русской культуры, давать им краткую характеристику.
- выявлять особенности культурного развития России в XVII в..
- характеризовать достижения русской культуры.
- определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса.
- участвовать в разработке и презентации группового проекта по теме
1
14.01
21.01
24
Первые Романовы. «Священство» и «царство».
1
19.01
21.01
25
Хозяйство и сословия. «Бунташный» век.
1
20.01
26.01
26
Внешняя политика России в 17 веке. Присоединение Сибири. Нерусские народы России.
1
21.01
27.01
27
28
Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
Культура и быт 17 века.
1
1
26.01
27.01
28.01
02.02
29
Повторение. Россия в 17 веке.
1
28.01
03.02
Глава 6. Россия в конце 17-18 вв. (6ч).
30
Начало славных дел Петра.
Знать: - Северная война. Борьба с Османской империей. Каспийский поход.
Уметь: - излагать в хронологической последовательности события Северной войны, Азовских походов, Прутского, Каспийского походов.
- определять основные направления и задачи внешней политики Петра I;
- характеризовать события внешней политики по
плану: причины, подготовка, этапы, итоги,
причины победы/поражения,
Последствия.
- определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями
Знать: - экономическое развитие России. Особенности российской промышленности
- изменения в социальной сфере. Политика государства в отношении дворянства, «крестьянская» политика.
- реформа системы государственного управления
Уметь: - излагать содержание реформ Петра I.
- выявлять предпосылки реформ, особенности российских мануфактур, политику протекционализма, меркантилизма,
- характеризовать реформы Петра I(по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию);
- выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма.
- участвовать в обсуждении проблемы «Как сочетались в политике Петра национальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?»
Знать, уметь: - выявлять причины дворцовых переворотов;
- характеризовать особенности царствования Екатерины I, Петра П, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III по самостоятельно выбранным критериям;
-называть основные события внутренней и внешней политики периода;
- разъяснять сущность понятий: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, бироновщина. - участвовать в разработке групповых проектов по теме
Знать: - «Просвещенный абсолютизм». Усиление крепостничества. Меры «экономического либерализма».
- Превращение дворянства в господствующее сословие в ХУШ в.
- излагать содержание реформ Екатерины П.
- определять задачи и сущность политики «просвещенного абсолютизма»;
- проследить преемственность и противоречия реформ Петра I и Екатерины II;
- выявлять причины укрепления крепостничества
Знать: - основные направления внешней политики: борьба за выход в Черное море, разделы Речи Посполитой.
Уметь: - выделять основные итоги внешней политики Екатерины II
- прослеживать превращение России в мировую державу
Знать: - основные движения: астраханское восстание, восстание под руководством К. Булавина, движения работных людей, крестьянская война под руководством Е. Пугачева.
Уметь: - показывать на карте районы, затронутые восстанием;
- излагать в хронологической последовательности события социальных движений.
- выявлять причины народных движений XVIII в., выявлять причинно-следственные связи между народными движениями XVII и XVIII вв.;
- характеризовать народные движения XVIII в. (выявлять причины, социальный состав, требования повстанцев, причины поражения, итоги и последствия)
Знать: - просвещение в России.
- культура народов России XVIII в. и ее связи с европейской и мировой культурой.
Уметь: - называть достижения русской культуры XVIII в., давать им краткую характеристику.
- выявлять особенности культурного развития России в XVIII в.;
- характеризовать роль М.В. Ломоносова и его вклад в науку и культуру России.
- определить влияние европейских стран
на развитие российской культуры.
- участвовать в разработке и презентации групповых проектов
1
02.02
04.02
31
Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования. Продолжение Северной войны.
1
03.02
09.02
32
Реформы Петра Великого.
1
04.02
10.02
33
Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого. Личность Петра Великого.
1
09.02
11.02
34
Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война.
1
10.02
17.02
35
Золотой век Екатерины 2.
1
11.02
18.02
36
Внешняя политика России во второй половине 18 века. Великие русские полководцы и флотоводцы.
1
16.02
24.02
37
Русская церковь в 18 веке. Хозяйственное развитие России в 18 веке.
1
16.02
25.02
38
Сословия и социальные группы. Народы России.
1
17.02
25.02
39
40
От Булавина до Пугачева.
Культура, духовная жизнь и быт в 18 веке.
1
1
18.02
24.02
25.02
02.03
Глава 7. Россия в первой половине 19 века. (9ч).
41
Россия в начале 19 века. Короткое царствование Павла 1. Начало царствования Александра 1.
Знать: - Негласный комитет.
- особенности сословной политики (меры в отношении крестьянства).
- проекты М. М. Сперанского.
Уметь: -характеризовать государственные реформы Александра I;
- раскрывать понятие «аракчеевщина».
- выявлять факторы развития внутренней политики первой четверти XIX в..
- выявлять причины восстания декабристов.
- характеризовать основные направления
внутренней политики Александра I.
- иметь и аргументированно высказывать собственную позицию по вопросу об эффективности проводимых реформ
Знать: - причины, этапы и итоги участия России в наполеоновских войнах.
- Войны с Персией, Турцией.
- причины, события и итоги Отечественной войны 1812 г., заграничных походов русской армии.
- основные решения Венского конгресса.
Уметь: - излагать в хронологической последовательности и с использованием карты событий Отечественной войны 1812 г.
- определять основные направления внешней политики России первой четверти ХIХ в.
- участвовать в разработке группового проекта «Герои Отечественной войны 1812 г.»
Знать: - усиление государственного аппарата и режима личной власти Николая I.
- социально-экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика).
- «династический кризис»;
- выявить влияние декабристского движения на социально-политическое развитие России;
- характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии;
- теория «официальной народности» С.С. Уварова, знать и объяснять основные идеи.
Знать: - основные особенности восточного направления во внешней политике России.
- Кавказская война, крымская война.
Уметь: - излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события Крымской войны.
- рассмотреть понятие «восточный вопрос» и определить его влияние на внешнеполитический курс России в XIX в.
- определить причины, подготовку к войне, цели и планы сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны
Знать: - особенности развития Российской культуры первой половины ХIХ в.
- обращение к национальным истокам.
Уметь: - называть и давать оценку достижениям русской культуры первой половины XIX в.
- выявлять особенности культурного развития России в первой половине XIXв.
- определять влияние Отечественной войны 1812 г., движения декабристов, либеральных реформ на развитие российской культуры.
- участвовать в разработке и презентации групповых проектов по теме
1
25.02
03.03
42
43
Начало Отечественной войны 1812 года.
Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии.
1
1
02.03
03.03
04.03
10.03
44
Внутренняя политика Александра 1 после Отечественной войны. Выступление декабристов. Начало правления Николая 1.
1
04.03
11.03
45
46
Попытки укрепить империю.
Общественная жизнь России при Николае 1. Крымская война.
1
1
09.03
10.03
11.03
16.03
47
48
Образование и наука в первой половине 19 века. Золотой век русской культуры.
Русская православная церковь в первой половине 19 века.
1
1
11.03
16.03
17.03
18.03
49
Повторение « Россия в первой половине 19 века»
1
17.03
31.03
Глава 8. Россия во второй половине 19 века. (19ч).
50
51
52
Накануне отмены крепостного права.
Отмена крепостного права в России.
Основные положения реформы 19 февраля 1861 года.
Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины; называть альтернативные варианты отмены; знать основные положения реформы.
Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки хар-ра и значение сой. Реформ
Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки хар-ра и значение сой. Реформ
Называть основные направления эконом.пол. госуд.,
объяснять причины замедления темпов роста промышленного произв., называть и показывать на карте.
Называть цель и основные направления внешней политики 60-70 - х гг.
Знать дату войны, её причины и характер; знать карту; нать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского м\д;
победы России в войне с Турцией
Уметь анализировать
роль развития культуры
1
1
1
18.03
06.04
31.03
01.04
06.04
07.04
53
Государственные преобразования в 60-70-е гг. 19 века.
1
01.04
08.04
54
55
Внешняя политика России в 60-70-е гг. 19 века.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
1
1
06.04
07.04
14.04
14.04
56
57
Промышленность и транспорт в пореформенной России.
Сельское хозяйство после отмены крепостного права.
1
1
08.04
13.04
15.04
20.04
58
59
Общественное движение в 60-70-е гг. 19 века.
Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877-1878гг
1
1
14.04
15.04
21.04
22.04
60
61
62
Россия в конце 19 века.
Промышленный подъем 90-х гг. 19 века. Достижения и просчеты.
Россия в первые годы правления Николая 2.
1
1
1
20.04
21.04
29.04
27.04
28.04
29.04
63
64
65
Образование и наука второй половины 19 века.
Архитектура, скульптура и живопись.
Театр, музыка, печать и книгоиздательское дело.
1
1
1
27.04
28.04
29.04
05.05
05.05
06.05
66
Русская православная церковь во второй половине 19 века.
1
04.05
12.05
67
Повторение. Россия в 19 веке.
1
05.05
13.05
68
Контрольная работа по теме «Россия в 19 веке»
1
06.05
18.05