Урок-игра из серии “Интеллектуальный бизнес”

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информация о конкурсной разработке:

Название разработки - система дидактических материалов по обществознанию 10-11 классов по теме «Виды контроля результатов обучения» - тематический контроль проверяет усвоение программного материала по крупной теме курса (представлен повторительно-обобщающий урок - игра по теме «Политика и право»)



Учитывая психологические особенности развития подросткового возраста, особенности современной ситуации в обществе, исходя из опыта работы и результатов диагностики, учитель разработал систему повторительно-обобщающих уроков в игровой технологии с групповой формой работы, направленную на развитие творческого потенциала детей.

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении:

1) игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация;

2) в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности - внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление;

3) игра создает условия, при которых может развиться творчество.

Суть игры заключается в общении «на равных», где исчезает робость, происходит внутреннее раскрепощение, это классический способ обучения действием.

Противоречие между необходимостью развития творческих способностей и недостаточной разработанностью дидактического аспекта использования игры в процессе обучения обусловило актуальный интерес к теме.

Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает искусственным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приемов происходит при урочной форме по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Спектр целевых ориентиров игры широк - дидактические, воспитательные, развивающие (в том числе творческие способности), социализирующие.

Учитель предлагает комплексный тип ролевой игры для проверки и обобщения знаний, по количеству участников - групповой.

Учителем разработана серия игры по теме «Интеллектуальный бизнес» (8-11кл.).

Целью этой разработки является развитие творческих способностей учащихся. К основным характеристикам разработки относятся следующие:

  • Форма игры - групповая,

  • Основное правило игры - правило хода, за успешное выполнение которого игроку и команде-фирме присваивается определенное количество монет (от 1 до 7, от сложности задания),

  • Механизм игры - определенный порядок выполнения игровых действий (конкурсных заданий) по регламентированной и одинаковой для всех участников схеме.

Вся структура игры взаимосвязана между собой, каждый этап оказывает определенное воздействие на результат. Следует отметить, что порядок конкурсных заданий можно менять в зависимости от целей и задач урока, уровня сложности изучаемого материала, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом, настроя на тот или иной вид деятельности у всех его участников.



Структура игры.


  1. этап - учитель и ученики ставят цель и задачи, которые будут достигнуты в ходе игры, участники объединяются в фирмы, проводят выборы должностных лиц, придумывают название фирмы, оформляют документацию, проходят инструктаж о правилах игры, таким образом, происходит «погружение в игру». Затем непосредственно переходим к игровым заданиям.

  2. этап - «Разминка» - содержатся задания на воспроизведение репродуктивного характера (знание дат, понятий, карты, крылатых выражений, исторических личностей). Количество монет, которое команда может заработать - от 2 до 4.

  3. этап - «Размышлялки», «Шарады» - предполагает упражнения на смекалку, находчивость, поиск оригинальных вариантов решения познавательных задач, сочинение синквейна, проявление актерских способностей в пантомиме, вопросы на размышление по узловым проблемам изученного материала (количество премиальных монет от 3 до 5).

  4. этап - «Совет президентов», «Гонка за лидером», «Интеллект-десерт» - предусматриваются проблемные задания на аргументацию своей точки зрения, дискуссионного характера (от 4 до 7 монет).

  5. На заключительном этапе используется нетрадиционная оценка знаний: полученные монеты в фирме делят как зарплату между ее участниками, от нее и зависит оценка за урок. Затем происходит рефлексия, взаимо и самооценка, подведение итогов игры. Применяются нетрадиционные методы стимулирования - премируется фирма, честно уплатившая налоги, сделавшая отчисления на благотворительность, социальные нужды.

Эти приемы адаптированы к другим разделам обществознания, к курсу истории, наполнены иным содержанием задания, введены новые конкурсы. Несомненным достоинством разработанных игр является возможность трансформации в другие области знания, за счет чего происходит развитие навыков экономической культуры школьников.

Среди описанного, с точки зрения новизны, особо выделяется своеобразие приемов и средств, используемых учителем, условия деятельности (наряду с кабинетом используется и рекреация для работы президентов в выездном конкурсе); нетрадиционные методы стимулирования и оценки знаний. Данная система уроков апробируется семь лет, существует положительная динамика.


Оборудование урока

  • Маркеры;

  • Чистые листы бумаги;

  • Письменные принадлежности;

  • Табличка с названием и логотипом фирмы;

Для успешного проведения игры необходимо дополнительное оборудование урока:

  • лицевые счета;

  • бейджики с указаниями должностей-ролей;

  • карточки с заданиями;

  • ведомости учета зарплаты

  • экран, проектор

  • презентация


Повторительно-обобщающий урок-игра из серии "Интеллектуальный бизнес"

по теме:

"Политика и право".


Место урока: данный урок является предпоследним, после него следует - работа над ошибками итоговое тестирование по разделу.

Цель урока: повторить и обобщить знания по разделу "политико-правовая сфера общества", выявить проблемы; затруднения у учащихся при изучении материала.

Задачи - обозначены после объявления каждого этапа игры.


Организация учебной деятельности.

Групповая игра - ролевая, соревновательного характера.

Учащиеся объединяются в "фирмы" - группы из 4-6 человек, участники которых придумывают названия, логотип; выбирают роли - президента фирмы, бизнесмены - референтов, зарабатывающих монеты своим интеллектом, главного бухгалтера, ведущего финансовую документацию - расчётный счёт фирмы, куда записываются все монеты.

Монеты - условная денежная единица, с помощью которой команды производят расчёты между собой и учителем - координатором. За усиленное выполнение игрового задания, ответы на вопросы, дополнительное кол-во монет (от 1 до 7, в зависимости от сложности). В конце игры президент (коллегиально) распределяет заработанные фирмой монеты как зарплату между сотрудниками и заполняет соответствующую ведомость, уплатив налоги. От величины зарплаты зависит и оценка за урок.

Счёт - очень важный дидактический аспект применения игры, он даёт отличную возможность объективно оценить успешность практически любого игрового действия фирмы или участника. При этом кроме призовых монет, к командам или участникам могут быть применены штрафные санкции за нарушение правил игры, некорректность в общении, невыполнение заданий, информационную помощь учителя - координатора.

Задачи каждого этапа игры:

1 Мнемотехника актуализация знаний по теме, развитие памяти и внимания.

2 Разминка- повторение основных понятий раздела, развитие памяти внимания.

3 Гонка за лидером - применение знаний, терминов в нестандартной ситуации, установление межпредметные связей, развитие ассоциативного мышления.

4 - Совет при президенте - анализ высказывания, сравнение, аргументация своей точки зрения.

5 - Размышлялки - применение основных знаний понятий раздела на практике (анализ документов, решение ситуационных задач).

6 - Пантомима - формирование умения выделять существенные признаки понятий, психологическая разрядка.

Организация учебной деятельности: групповая ролевая игра соревновательного характера.





Ход урока-игры:


  1. Приветствие. Цель и задачи урока, которые будут достигнуты в ходе игры, ставят ученики и учитель. Участники объединяются в фирмы, проводят выборы должностных лиц, придумывают название фирмы, оформляют документацию, оговаривают правила игры, т.е. происходит "погружение в игру". Затем непосредственно переходят к игровым заданиям.

  2. Ребята - возьмите, пожалуйста, бланки "Мои ожидания", каждый заполните левое поле "До" - Вы ожидаете от урока. (1-2 мин.) Спасибо!

  3. 1) Мнемотехника - эта игра не оценивается, проводится для актуализации знаний по теме, развития памяти и внимания.



Проходит конкурс в три тура:

  • учитель читает 10 слов, дети слушают, ничего не записывая. Когда учитель всё перечислит, дается время, и дети записывают слова, которые запомнили. По окончании мы выявим победителей.

  • Аналогично второй и третий туры.

I тур:

Политика право государство власть мораль конституция республика закон традиции обычай.


II тур:

Монархия референдум импичмент суверенитет эмансипация преступление президент дееспособность собственность наследник.


III тур: Прокуратура тоталитаризм конференция хулиганство страхование потребитель налоги контракт консерватизм партия.

Подведение итогов (среднее арифметическое число - у кого больше?).


2) Разминка (количество монет за ответ от 1 до 3)

Теперь - мы повторим основные понятия раздела, к тому же данное конкурсное задание способствует развитию памяти, логики.

-политика -право -признаки государства -право -типы лидерства -дееспособность -правоспособность

-Назвать формы национально-государственного устройства

-признаки правового государства

-дополните схемы: - Типы политических режимов

  • Формы правления


Подводим итоги, заносим результат в расчётный счет фирмы.


3) Гонка за лидером (От 1 до 5 монет) - Этот конкурс направлен на применение знание терминов в нестандартной ситуации. Дети установят межпредметные связи и "подключат" ассоциативное мышление. Фирмы получают именные карточки (3 мин.) В первом задании необходимо угадать сказку; Во втором - спрятаны известные пословицы, строчки из стихов, переведённые на нормативный юридический язык. Задача - восстановить первоначальные фразы.

Например: свидетельница преклонного возраста даёт противоречивые двусмысленные показания с прогнозом благополучного исхода дела на 50 процентов. (Ответ: бабушка надвое сказала).

Карточки с заданиями №1, 2, 3, 4.


Ответы: карточка №1: 1)Красная Шапочка

2) "Сижу за решёткой в темнице сырой…"

3) А.М. Горький "На дне".

карточка №2: 1) Заячья избушка.

2) Двум смертям не бывать, а одной не миновать

3) Н.А. Некрасов

карточка№3: 1) Колобок

2) Укатали сивку крутые горки

3) Ляпкин-Тяпкин

карточка№4: 1) Царевна-Лягушка

2) "Унылая пора, очей очарованье"

3) Глупов


Подведение итогов, занесение данных в лицевой счёт.


4) Совет при президенте (4 - 7 монет) - более сложный конкурс, требующий умений анализировать высказывание, сравнить, аргументировать точку зрения. Обсуждение идёт коллегиально, отвечает - президент. Время на подготовку - 7 минут, защита 3-4 минуты.

Карточки №1, 2, 3, 4.


5) Размышлялки (3-5 монет) - в данном задании применение знаний основных понятий раздела на практике (анализ документов, решение ситуационных задач) - 4-5 мин.

Карточки №1, 2, 3, 4 (приложение 3).

Ответы к карточкам:

№1 - 1) президентская республика

2) преступление, квалифицируется "повреждения имущества по неосторожности"; уголовная ответственность - с 16 лет, (УК).

№2 - 1) парламентская республика

2) нарушено избирательное право студентки (по конституции РФ); необходимо обратиться к председателю избирательной комиссии с заявлением.

№3 - 1) 1-й документ характерен для тоталитарного, 2-й - для авторитарного государства.

2) ст. 35 - Закона "О защите прав потребителей": исполнитель обязан возместить клиенту двукратную стоимость вещи или в трёхдневный срок предоставить аналогичную.

№4 - 1) первый вариант - демократический режим, второй вариант характерен для тоталитарного режима.

2)по уголовно-процессуальному кодексу РФ - допрос несовершеннолетнего проходит в присутствии взрослых, представляющих интересы ребёнка; протокол перед подписанием должен быть прочитан. Кроме того, несовершеннолетнего запрещено допрашивать в ночное время ( с 22:00 до 6:00 утра).

Подведение итогов.


6) Политическая пантомима (4 монеты - за артистизм и точность в выделение признаков явления или понятия; 4 монеты - за угадывание пантомимы с первой попытки, 3 монеты - со второй, 2 монеты - с третей. Фирмы показывают пантомимы друг другу.) Это задание способствует формированию умения выделять существенные признаки того или иного понятия, явления; при этом происходит психологическая разрядка. Дети смогут продемонстрировать свои актёрские способности, посредством жестов, мимики, пластики, подручных средств, без слов - показать загаданное понятие.

Пантомима: 1.президент,

2. выборы,

3. референдум,

4.конституция

Вы к этому готовы?

Если дети не готовы - Второй вариант: изготовление значков (из бумаги с клеевым краем) на тему: "Права ребёнка, или Ребёнок - тоже человек!".

За каждый значок - 2 монеты.

Например: - Детей нет, есть люди

- Возраст не признак ума!

- И обо мне ещё сложат песню!

- Ребёнок имеет право на слово!

Подводим итоги.

  1. Теперь, ребята в фирмах, подсчитав заработанную сумму, "делят" зарплату; вносят в ведомость данные (после уплаты подоходного налога).

Определяется победитель в игре - фирма, игрок.

Выставляются оценки.

Вывод: Сегодня на уроке мы повторили, обобщили знания по теме. Цели - достигли. Выявлены проблемы в знаниях (указать какие).


  1. Необходимо провести рефлексию о работе в группе.

Детям необходимо заполнить правое поле анкеты "Ваше ожидание" в графе - "После".

Оправдались ли ожидания?

Необходимо в заключение урока собрать материалы, поблагодарить за урок.




8

© 2010-2022