- Преподавателю
- Обществознание
- Урок-игра из серии “Интеллектуальный бизнес”
Урок-игра из серии “Интеллектуальный бизнес”
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семенова И.В. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Информация о конкурсной разработке:
Название разработки - система дидактических материалов по обществознанию 10-11 классов по теме «Виды контроля результатов обучения» - тематический контроль проверяет усвоение программного материала по крупной теме курса (представлен повторительно-обобщающий урок - игра по теме «Политика и право»)
Учитывая психологические особенности развития подросткового возраста, особенности современной ситуации в обществе, исходя из опыта работы и результатов диагностики, учитель разработал систему повторительно-обобщающих уроков в игровой технологии с групповой формой работы, направленную на развитие творческого потенциала детей.
Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении:
1) игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация;
2) в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности - внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление;
3) игра создает условия, при которых может развиться творчество.
Суть игры заключается в общении «на равных», где исчезает робость, происходит внутреннее раскрепощение, это классический способ обучения действием.
Противоречие между необходимостью развития творческих способностей и недостаточной разработанностью дидактического аспекта использования игры в процессе обучения обусловило актуальный интерес к теме.
Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает искусственным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приемов происходит при урочной форме по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Спектр целевых ориентиров игры широк - дидактические, воспитательные, развивающие (в том числе творческие способности), социализирующие.
Учитель предлагает комплексный тип ролевой игры для проверки и обобщения знаний, по количеству участников - групповой.
Учителем разработана серия игры по теме «Интеллектуальный бизнес» (8-11кл.).
Целью этой разработки является развитие творческих способностей учащихся. К основным характеристикам разработки относятся следующие:
-
Форма игры - групповая,
-
Основное правило игры - правило хода, за успешное выполнение которого игроку и команде-фирме присваивается определенное количество монет (от 1 до 7, от сложности задания),
-
Механизм игры - определенный порядок выполнения игровых действий (конкурсных заданий) по регламентированной и одинаковой для всех участников схеме.
Вся структура игры взаимосвязана между собой, каждый этап оказывает определенное воздействие на результат. Следует отметить, что порядок конкурсных заданий можно менять в зависимости от целей и задач урока, уровня сложности изучаемого материала, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом, настроя на тот или иной вид деятельности у всех его участников.
Структура игры.
-
этап - учитель и ученики ставят цель и задачи, которые будут достигнуты в ходе игры, участники объединяются в фирмы, проводят выборы должностных лиц, придумывают название фирмы, оформляют документацию, проходят инструктаж о правилах игры, таким образом, происходит «погружение в игру». Затем непосредственно переходим к игровым заданиям.
-
этап - «Разминка» - содержатся задания на воспроизведение репродуктивного характера (знание дат, понятий, карты, крылатых выражений, исторических личностей). Количество монет, которое команда может заработать - от 2 до 4.
-
этап - «Размышлялки», «Шарады» - предполагает упражнения на смекалку, находчивость, поиск оригинальных вариантов решения познавательных задач, сочинение синквейна, проявление актерских способностей в пантомиме, вопросы на размышление по узловым проблемам изученного материала (количество премиальных монет от 3 до 5).
-
этап - «Совет президентов», «Гонка за лидером», «Интеллект-десерт» - предусматриваются проблемные задания на аргументацию своей точки зрения, дискуссионного характера (от 4 до 7 монет).
-
На заключительном этапе используется нетрадиционная оценка знаний: полученные монеты в фирме делят как зарплату между ее участниками, от нее и зависит оценка за урок. Затем происходит рефлексия, взаимо и самооценка, подведение итогов игры. Применяются нетрадиционные методы стимулирования - премируется фирма, честно уплатившая налоги, сделавшая отчисления на благотворительность, социальные нужды.
Эти приемы адаптированы к другим разделам обществознания, к курсу истории, наполнены иным содержанием задания, введены новые конкурсы. Несомненным достоинством разработанных игр является возможность трансформации в другие области знания, за счет чего происходит развитие навыков экономической культуры школьников.
Среди описанного, с точки зрения новизны, особо выделяется своеобразие приемов и средств, используемых учителем, условия деятельности (наряду с кабинетом используется и рекреация для работы президентов в выездном конкурсе); нетрадиционные методы стимулирования и оценки знаний. Данная система уроков апробируется семь лет, существует положительная динамика.
Оборудование урока
-
Маркеры;
-
Чистые листы бумаги;
-
Письменные принадлежности;
-
Табличка с названием и логотипом фирмы;
Для успешного проведения игры необходимо дополнительное оборудование урока:
-
лицевые счета;
-
бейджики с указаниями должностей-ролей;
-
карточки с заданиями;
-
ведомости учета зарплаты
-
экран, проектор
-
презентация
Повторительно-обобщающий урок-игра из серии "Интеллектуальный бизнес"
по теме:
"Политика и право".
Место урока: данный урок является предпоследним, после него следует - работа над ошибками итоговое тестирование по разделу.
Цель урока: повторить и обобщить знания по разделу "политико-правовая сфера общества", выявить проблемы; затруднения у учащихся при изучении материала.
Задачи - обозначены после объявления каждого этапа игры.
Организация учебной деятельности.
Групповая игра - ролевая, соревновательного характера.
Учащиеся объединяются в "фирмы" - группы из 4-6 человек, участники которых придумывают названия, логотип; выбирают роли - президента фирмы, бизнесмены - референтов, зарабатывающих монеты своим интеллектом, главного бухгалтера, ведущего финансовую документацию - расчётный счёт фирмы, куда записываются все монеты.
Монеты - условная денежная единица, с помощью которой команды производят расчёты между собой и учителем - координатором. За усиленное выполнение игрового задания, ответы на вопросы, дополнительное кол-во монет (от 1 до 7, в зависимости от сложности). В конце игры президент (коллегиально) распределяет заработанные фирмой монеты как зарплату между сотрудниками и заполняет соответствующую ведомость, уплатив налоги. От величины зарплаты зависит и оценка за урок.
Счёт - очень важный дидактический аспект применения игры, он даёт отличную возможность объективно оценить успешность практически любого игрового действия фирмы или участника. При этом кроме призовых монет, к командам или участникам могут быть применены штрафные санкции за нарушение правил игры, некорректность в общении, невыполнение заданий, информационную помощь учителя - координатора.
Задачи каждого этапа игры:
1 Мнемотехника актуализация знаний по теме, развитие памяти и внимания.
2 Разминка- повторение основных понятий раздела, развитие памяти внимания.
3 Гонка за лидером - применение знаний, терминов в нестандартной ситуации, установление межпредметные связей, развитие ассоциативного мышления.
4 - Совет при президенте - анализ высказывания, сравнение, аргументация своей точки зрения.
5 - Размышлялки - применение основных знаний понятий раздела на практике (анализ документов, решение ситуационных задач).
6 - Пантомима - формирование умения выделять существенные признаки понятий, психологическая разрядка.
Организация учебной деятельности: групповая ролевая игра соревновательного характера.
Ход урока-игры:
-
Приветствие. Цель и задачи урока, которые будут достигнуты в ходе игры, ставят ученики и учитель. Участники объединяются в фирмы, проводят выборы должностных лиц, придумывают название фирмы, оформляют документацию, оговаривают правила игры, т.е. происходит "погружение в игру". Затем непосредственно переходят к игровым заданиям.
-
Ребята - возьмите, пожалуйста, бланки "Мои ожидания", каждый заполните левое поле "До" - Вы ожидаете от урока. (1-2 мин.) Спасибо!
-
1) Мнемотехника - эта игра не оценивается, проводится для актуализации знаний по теме, развития памяти и внимания.
Проходит конкурс в три тура:
-
учитель читает 10 слов, дети слушают, ничего не записывая. Когда учитель всё перечислит, дается время, и дети записывают слова, которые запомнили. По окончании мы выявим победителей.
-
Аналогично второй и третий туры.
I тур:
Политика право государство власть мораль конституция республика закон традиции обычай.
II тур:
Монархия референдум импичмент суверенитет эмансипация преступление президент дееспособность собственность наследник.
III тур: Прокуратура тоталитаризм конференция хулиганство страхование потребитель налоги контракт консерватизм партия.
Подведение итогов (среднее арифметическое число - у кого больше?).
2) Разминка (количество монет за ответ от 1 до 3)
Теперь - мы повторим основные понятия раздела, к тому же данное конкурсное задание способствует развитию памяти, логики.
-политика -право -признаки государства -право -типы лидерства -дееспособность -правоспособность
-Назвать формы национально-государственного устройства
-признаки правового государства
-дополните схемы: - Типы политических режимов
-
Формы правления
Подводим итоги, заносим результат в расчётный счет фирмы.
3) Гонка за лидером (От 1 до 5 монет) - Этот конкурс направлен на применение знание терминов в нестандартной ситуации. Дети установят межпредметные связи и "подключат" ассоциативное мышление. Фирмы получают именные карточки (3 мин.) В первом задании необходимо угадать сказку; Во втором - спрятаны известные пословицы, строчки из стихов, переведённые на нормативный юридический язык. Задача - восстановить первоначальные фразы.
Например: свидетельница преклонного возраста даёт противоречивые двусмысленные показания с прогнозом благополучного исхода дела на 50 процентов. (Ответ: бабушка надвое сказала).
Карточки с заданиями №1, 2, 3, 4.
Ответы: карточка №1: 1)Красная Шапочка
2) "Сижу за решёткой в темнице сырой…"
3) А.М. Горький "На дне".
карточка №2: 1) Заячья избушка.
2) Двум смертям не бывать, а одной не миновать
3) Н.А. Некрасов
карточка№3: 1) Колобок
2) Укатали сивку крутые горки
3) Ляпкин-Тяпкин
карточка№4: 1) Царевна-Лягушка
2) "Унылая пора, очей очарованье"
3) Глупов
Подведение итогов, занесение данных в лицевой счёт.
4) Совет при президенте (4 - 7 монет) - более сложный конкурс, требующий умений анализировать высказывание, сравнить, аргументировать точку зрения. Обсуждение идёт коллегиально, отвечает - президент. Время на подготовку - 7 минут, защита 3-4 минуты.
Карточки №1, 2, 3, 4.
5) Размышлялки (3-5 монет) - в данном задании применение знаний основных понятий раздела на практике (анализ документов, решение ситуационных задач) - 4-5 мин.
Карточки №1, 2, 3, 4 (приложение 3).
Ответы к карточкам:
№1 - 1) президентская республика
2) преступление, квалифицируется "повреждения имущества по неосторожности"; уголовная ответственность - с 16 лет, (УК).
№2 - 1) парламентская республика
2) нарушено избирательное право студентки (по конституции РФ); необходимо обратиться к председателю избирательной комиссии с заявлением.
№3 - 1) 1-й документ характерен для тоталитарного, 2-й - для авторитарного государства.
2) ст. 35 - Закона "О защите прав потребителей": исполнитель обязан возместить клиенту двукратную стоимость вещи или в трёхдневный срок предоставить аналогичную.
№4 - 1) первый вариант - демократический режим, второй вариант характерен для тоталитарного режима.
2)по уголовно-процессуальному кодексу РФ - допрос несовершеннолетнего проходит в присутствии взрослых, представляющих интересы ребёнка; протокол перед подписанием должен быть прочитан. Кроме того, несовершеннолетнего запрещено допрашивать в ночное время ( с 22:00 до 6:00 утра).
Подведение итогов.
6) Политическая пантомима (4 монеты - за артистизм и точность в выделение признаков явления или понятия; 4 монеты - за угадывание пантомимы с первой попытки, 3 монеты - со второй, 2 монеты - с третей. Фирмы показывают пантомимы друг другу.) Это задание способствует формированию умения выделять существенные признаки того или иного понятия, явления; при этом происходит психологическая разрядка. Дети смогут продемонстрировать свои актёрские способности, посредством жестов, мимики, пластики, подручных средств, без слов - показать загаданное понятие.
Пантомима: 1.президент,
2. выборы,
3. референдум,
4.конституция
Вы к этому готовы?
Если дети не готовы - Второй вариант: изготовление значков (из бумаги с клеевым краем) на тему: "Права ребёнка, или Ребёнок - тоже человек!".
За каждый значок - 2 монеты.
Например: - Детей нет, есть люди
- Возраст не признак ума!
- И обо мне ещё сложат песню!
- Ребёнок имеет право на слово!
Подводим итоги.
-
Теперь, ребята в фирмах, подсчитав заработанную сумму, "делят" зарплату; вносят в ведомость данные (после уплаты подоходного налога).
Определяется победитель в игре - фирма, игрок.
Выставляются оценки.
Вывод: Сегодня на уроке мы повторили, обобщили знания по теме. Цели - достигли. Выявлены проблемы в знаниях (указать какие).
-
Необходимо провести рефлексию о работе в группе.
Детям необходимо заполнить правое поле анкеты "Ваше ожидание" в графе - "После".
Оправдались ли ожидания?
Необходимо в заключение урока собрать материалы, поблагодарить за урок.
8