Конспект урока по обществознанию на тему Основы конституционного строя Российской Федерации

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по обществознанию 03.02.16

Класс: 9-Б

Учитель: Аблязизов Э.Р.

Тема: Основы конституционного строя Российской Федерации

Цель урока:

  • Обучающая Восприятие учащимися и первичное осознание Конституции как документа, определяющего принципы развития общества.

  • Воспитывающая Воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.

  • Развивающая Развитие навыка самостоятельной работы с различными источниками информации.

Задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение основных принципов конституционного строя России.

  2. Осуществлять нравственное воспитание учащихся: уважение к закону, патриотизм, гуманизм.

  3. Развивать самостоятельность мышления (умение анализировать информацию), познавательные умения (составление схем, формулирование выводов).

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Вид урока: урок-путешествие по страницам КРФ.

Оборудование: учебники «Боголюбов Л. Н. Обществознание», тексты КРФ, оформленная доска.

План изучения нового материала:

  1. Понятие конституционного строя.

  2. Основные принципы конституционного строя РФ.

Основные понятия урока:

Конституционный строй, принципы конституции.

Ход урока:

I. Организационный этап

Приветствие. Учитель проверяет выполнение гигиенических требований к уроку (напоминает о правильной посадке за партой, регулирует освещенность класса). Отмечает отсутствующих. Желает успешной работы на уроке.

- Сегодня у нас второй урок по изучению Конституции России.

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

Мы работаем по следующему плану (план записан на доске, по ходу урока учитель обращается к записи).

Вы получите оценку за устные ответы и за работу по ходу изучения новой темы.

II. Повторение

  1. Фронтальный опрос (2-3 мин.)

-Что означает термин «конституция»? (устройство, постановление)

-Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)

-Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? (все законы в нашей стране ориентируются на Конституцию и принимаются в порядке, установленном Конституцией, она обладает прямым действием, т. е. на ее статьи можно ссылаться, обращаясь в суд)

- В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства? («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»)

-Какие 3 главных задачи решает Конституция?

  1. Сформулируйте цель нашего урока.

Ответы учащихся:

- Изучить основные положения конституции, чтобы уметь применять их в жизни.

III. Изучение нового материала

  1. Слово учителя.

Сегодня вы познакомитесь с основами конституционного строя.

Слово «строй» означает определенное устройство общества.

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции (на доске).

Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества. Конституционный строй имеет свой фундамент - основные принципы. Давайте с ними познакомимся.

  1. Задание (работа учащихся с КРФ и текстом учебника, параграф 13, стр. 104-108)

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Что она означает?

-Она означает, что Россия провозглашена демократическим, правовым государством.

Учитель. Из этого какой мы можем сделать вывод? (см. стр. 104)

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Что она закрепляет?

-Она закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Физкультминутка

- встали, потянулись, опустили руки.

- повернулись к окну, посмотрели на предмет, находящийся вдали, перевели взгляд на предмет, находящийся вблизи (2-3 раза).

Статья 3

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

О чем она говорит?

-Она говорит о том, что народ России является источником власти.

Статья 3

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Какой принцип заложен?

-Заложен принцип народовластия.

Учитель. Что значит «через органы государственной власти»? (см. стр.105)

Статьи 1,5

  1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

  2. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Что они означают?

-Они означают, что Россия провозглашена федеративным государством.

Учитель. Почему федеративное устройство для России единственное из возможных? (см. стр.106)

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Какой принцип этой статьи?

-Принцип разделения властей.

Статьи 7,14

  1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

  2. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Какие принципы заложены в статьях?

-Социальная защита человека, отделение церкви от государства.

Учитель. Что означает понятие «светское государство»? (см. стр. 108)

Ответы:

-Эти принципы - основа нашего государства.

-Они регулируют все стороны нашей жизни

IY. Закрепление изученного материала.

- Итак, мы рассмотрели принципы, составляющие основу нашего конституционного строя (учитель еще раз обращает внимание на вывешенные плакаты).

V. Итоги урока

Подведем итоги урока.

Учитель. Достигли ли вы цели, поставленной на уроке?

Ответы:

- Мы запомнили основные положения нашей конституции, принципы, на которых основывается конституционный строй государства: гуманизм, федерализм, демократизм. Знаем, что Россия светское и социальное государство.

Учитель. Как полученные знания пригодятся вам в жизни?

Ответы:

-Мы знаем, что у нас есть права, и за их защитой нужно обращаться в государственные органы.

- Мы можем управлять своим государством: участвовать в референдумах, выборах.

- Если я попаду в трудную ситуацию, например, останусь без работы или заболею, государство мне поможет, т. к. наше государство - социальное.

Учитель, комментируя, выставляет оценки за работу на уроке.

YI. Домашнее задание.

Ответить на вопросы к §13, выполнить задания на выбор стр. 109.







© 2010-2022