Конспект открытого урока по обществознанию Право на Образование

Цель: сформировать у обучающихся представление о необходимости существования школы и права на образование. Задачи:     образовательные: познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути  их решения;     развивающие: продолжить развитие  информационных умений (работа с документами, материалами СМИ); формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права; развивать ко...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ КСШ№2 им Горького


















Тема урока по обществознанию:


ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ


8 класс



Бронников И.В.

учитель

истории и обществознания




















КАРГАТ 2014 г.

Тема: Право на образование»

Цель: сформировать у обучающихся представление о необходимости существования школы и права на образование.

Задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути их решения;

развивающие: продолжить развитие информационных умений (работа с документами, материалами СМИ); формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права; развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;

воспитательные: побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня; воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.

Оборудование: «Правовая мозаика» листы для проверки знания отраслей права и нормативно-правовых актов их .

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА какие группы прав нам известны?

Игра «Правовая мозаика» Распределим права по соответствующим отраслям права.

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы говорим с вами об образовании к отрасли права относится образование?

Что такое образование?

Определение в учебнике стр. 219

ОБРАЗОВАНИЕ - процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре и ценностям мировой цивилизации (Человеческого общества)

Для чего нужно на ОБРАЗОВАНИЕ?

1. Удовлетворение личных потребностей: материальных, духовных - самореализация.

2. Польза обществу - Образование и интеллект - национальное богатство страны!!!

ВЫВОД - Единство интересов личности и общества.

Рассмотреть взаимосвязь уровня образования и уровня жизни общества.

Раздаточный материал - таблица.

Образование - приоритетная задача государства.

История образования - просмотр презентации.

Современная система образования в России. Сделать схему.

Российское образование подразделяется:

  1. на общее образование,

  2. на профессиональное образование,

  3. на дополнительное образование,

  4. на профессиональное обучение.

Закон об образовании гл. 2 ст. 10 непрерывность образования.

общее образование:

дошкольное образование;

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование;

профессиональное образования:

среднее профессиональное образование;

неоконченное высшее образование - бакалавриат;

высшее образование - специалитет, магистратура;

высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации;

дополнительное образование:

дополнительное образование детей и взрослых;

дополнительное профессиональное образование;

профессиональное обучение.

В России существует три основные формы получения образования:

  1. очная (дневная);

  2. очно-заочная (вечерняя);

  3. заочная.

Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

В новом законе об образовании появились новые формы организации образования:

1. сетевое обучение. Сетевая форма реализации образовательных программ - реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

2. электронное и дистанционное обучение.

Нормативно-правовые акты регулирующие права человека на образование:

1. Декларация прав человека ст. 26, доступ к культурным ценностям ст. 27

2. Конституция РФ ст. 43.

3. Конвенция о правах ребенка ст. 28, 29, 30

4. Закон об образовании.

Работа с кейс - ситуацией

Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

1.Родители плохо слышащего ребенка, использующего слуховой аппарат, хотят, чтобы он учился в обыкновенной школе. Директор отказывается принять его, объясняя, что у учителей возникнут трудности в работе с ребенком. Противоречит ли правам ребенка этот отказ?

2. Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит.

Какое право нарушено?

На основании, каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?

4. Закрепление изученного

Построение «дерева целей» ( учащиеся получают заготовку дерева, на ветвях должны дописать цели, связанные с вашим личностным развитием).

- Что нужно приобрести?

-Что нужно увеличить?

-Что необходимо для достижения цели?

-Что нужно развить

Решение сказочных задач

- Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)

- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность жилища)

- Какое право нарушили лиса Алиса и кот Базилио, хитростью выманив у Буратино пять золотых монет? (право на личную собственность)

- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»? (правом на бесплатное образование)

- Какое право нарушила злая волшебница, украв малолетнего принца? (право жить со своими родителями)

- Каким правом пользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница»? (правом на свободное передвижение)

- Какое преступление совершили гуси-лебеди, украв братца? (похищение детей)

- В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? (Золушка)

- Какое право царевны, нарушил Кащей бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак? (вступать в брак по обоюдному и свободному согласию)

- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (право на личную неприкосновенность).

5. Домашнее задание.

Параграф 8. вопросы стр. 74

Приложения

Конвенция о правах ребенка

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи

от 20 ноября 1989 года

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе.

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

Статья 30

В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.


КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел ПЕРВЫЙ

Глава 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Всеобщая декларация прав человека


Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН

от 10 декабря 1948 года.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.


ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ


Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.


Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

5. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Охват населения законченным высшим образованием и величина ВВП на душу населения

Группы стран по охвату высшим образованием

Страна

Доля лиц с высшим образованием в численности населения в возрасте 25-64 года (МСКО 5А/6) в 2002 и в 2005 г. %

Индекс образования

х100

2005 г6

ВВП на душу населения7
$

20028.

20059

I

доля взрослого населения с высшим образованием составляет не менее 15%
(от 15 до 30%)

24 страны

США

29,0

30

97

41950

Норвегия

28,4

30

99

40420

Израиль

25,9

30

95

25280

Нидерланды

21,9

28

99

32480

Исландия

19,9

26

98

33271

Дания

19,8

26

99

33570

Канада

21,0

23

99

32220

Австралия

20,0

23

99

30610

Республика Корея

18,5

23

98

21850

Япония

20,1

22

95

31410

Россия

20,6

21

96

10640

Великобритания

18,6

21

97

32690

Швеция

17,7

21

98

31420

Испания

17,3

20

99

25820

Новая Зеландия

14,8

20

99

23030

Швейцария

16,2

19

95

37080

Ирландия

15,9

18

99

34720

Финляндия

15,6

18

99

31170

Венгрия

14,2

17

96

16940

Польша

12,1

17

95

13490

Германия

13,4

15

95

29210

Греция

12,7

15

97

23620

Франция

12,4

15

98

30540

Среднее значение


21,5

97

30335

II

доля взрослого населения с высшим образованием от 10 до 14%

10 стран

Бельгия

12,8

14

98

32640

Мексика

2,5 13 (2001)

14

86

10030

Чехия

11,9

13

94

15780

Словакия

10,4

13

92

15760

Португалия

7,1

13

93

19730

Италия

10,4

12

96

28840

Бразилия

7,5

11 (2004)

88

8230

Чили

11,3

10

91

11470

Турция

9,3

10

81

8420

Малайзия

10,2

10

84

9120

Среднее значение


12

90

16000

II

доля взрослого населения с высшим образованием менее 10%
9 стран

Уругвай

9,3

-

94

7830

Австрия

9

9

97

29220

Аргентина

9,1

-

95

10880

Таиланд

8,7

-

86

7010

Парагвай

8,6

-

85

4610

Перу

8,.5

-

87

5010

Тунис

3,9

-

75

6760

Ямайка

2,8

-

79

3980

Индонезия

2,1

-

83

3230

Личные права

на жизнь и достоинство

неприкосновенность личности, жилища, частной жизни

свобода совести и вероисповедания

свобода мысли и слова

Политические права

участвовать в управлении государством

обращаться в органы управления

образовывать союзы

Социальные права

частной собственности

право на труд и отдых

на социальное обеспечение,

охрану здоровья благоприятную окружающую среду

свободу экономической деятельности

Образование

Экономические права


© 2010-2022