Рабочая учебная программа по обществознанию 7 класс

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






















Рабочая учебная программа

___________обществознание____________

(наименование учебного предмета)

для учащихся______7___ класса

на 2015-2016 учебный год





Составлена на основе примерной программы: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват.организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014.

Составитель: Суворова Г.А. - учитель обществознания__ высшая__ квалификационная категория


г. Нефтегорск

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы (полного) общего образования по обществознанию.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основ объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществоведения в 7 классе - это третий этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В курсе 7 класса изучаются два направления - человек и закон, человек и экономика.

Цели и задачи:

  1. развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции;

  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения нормам;

  3. усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;

  4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско -правовой деятельности.

Не являясь теоретически насыщенным, курс, тем не менее, представляет определенную сложность в овладении, т.к. требует от школьника подросткового возраста обращения к собственному внутреннему миру, выполнение большинства учебных и творческих заданий связано с необходимостью работы над собой, что предполагает приложение значительных морально-волевых усилий. Данное обстоятельство определяет высокий воспитательный и развивающий потенциал курса.

Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Предусмотрен урок итогового повторения, итоговая контрольная работа. Структура курса включает в себя 3 раздела. Первый раздел - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Второй раздел - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Изучение курса осуществляется в соответствии с принципами компетентностного подхода, личностно ориентированного обучения. Курс имеет гуманистическую, развивающую и здоровьесберегающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий. Ведущими в преподавании курса являются технологии, максимально направленные на решение задачи социализации подростков: игровые технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ. При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий - беседы, ролевые и деловые игры, тренинги, способствующие формированию функциональной грамотности подростков. Предусмотрено широкое применение интерактивных упражнений («карусель», «дебаты», «аквариум», «живая линия» и др.) в целях формирования коммуникативной культуры учащихся и поддержания двигательной активности семиклассников.

С и с т е м а о ц е н и в а н и я: устный и письменный опрос, проверка качества выполнения практических заданий.

Домашнее задание, как правило, дифференцировано: учащимся предлагаются как репродуктивные, так и творческие задания различного уровня сложности.

Текущие виды контроля - это поурочные тесты, диктанты, доклады, сообщения, фронтальные устные опросы, проверка схем, таблиц, развернутых планов, тезисов, конспектов, кроссвордов, рабочих тетрадей, взаимопроверка, проверка групповых заданий, защита презентаций.

Формы контроля:

- тестирование;

- задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

- моделирование жизненных ситуаций

В изучении данного курса будут использованы следующие технологии:

1) проблемное обучение;

2) проведение дискуссий (диалогов);

3) технологии дифференцированного обучения;

4) технология групповой деятельности;

5) технология развивающего обучения;

6) технология саморазвития личности;

7) технология критического мышления


























Тематический план

Учебная тема

всего

часов

в том числе на:

примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

теоретические

практические

контрольные работа


1.

Введение

1

1

-

-


2.

Регулирование поведения людей в обществе

12

6

5

1

2

3.

Человек в экономических отношениях

15

9

5

1

3

4.

Человек и природа

5

2

2

1

2

5.

Итоговое повторение

2


1

1



Всего

34

17

13

4

5


Резерв

-






Итого

34

17

13

2

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обществознание 7 класс

урока

Изучаемый раздел, тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Основные понятия

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

По факту

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Вводный урок

1



Стр. 5-6

Вводное тестирвание

Глава I. Регулирование поведения людей в обществе. 12 часов

2

Что значит жить по правилам?

1

Характеристика социальных норм, формирование первобытного права, особенности поведения в Интернете

Социальные нормы, табу, обычаи, традиции, этикет, сетикет

1.Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

2. Отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

1.Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
2.Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.

3. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия)

1.Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;

умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.

§1, стр.15 «Учимся общаться в Интернете»

3-4

Права и обязанности граждан.

2

Права и свободы граждан РФ, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права

Права и свободы, неотчуждаемость прав

1.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.
2.Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству

1. Владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

1. Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ.

2. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.

3. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты.

5. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних.

§2, стр. 16-19; стр. 21, вопрос № 2-3 (письменно)

§2, стр.19-22; «Учимся пользоваться своими правами» (письменно)

5

Почему необходимо соблюдать законы?

1

Определение государственного правопорядка, демократическое устройство, правовая справедливость в действии, свобода и ответственность

Закон, законодательные органы, демократический политический режим. Справедливость, Конституция, Афинская демократия, свобода и ее границы

1.Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

1. Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.

1. Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. 2.Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости.

§3

6

Защита Отечества.

1

Выявление обязанностей граждан по Конституции, защита Отечества, как священная обязанность

Долг, обязанность, защита Отечества, присяга, герои Великой Отечественной Войны

1.Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству

1. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.

2.Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки зрения.

1.Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.

2.Активизировать знания учащихся из курса истории о регулярной армии, военной службе и воинском долге. 3.Приводить примеры важности подготовки к исполнению военного долга.

§4, стр. 38 «Учимся быть мужественными»

7-8

Для чего нужна дисциплина?

2

Почему нужно соблюдать социальные нормы, что такое нормы и санкции.

Дисциплина и ее разновидности, воля, самовоспитание.

Внешняя и внутренняя дисциплина

1.Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

1.Подкрепление изученных положений конкретными примерами.

1.Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. 2.Характеризовать различные виды дисциплины.

§5, стр. 39-43, «Картинная галерея»

§5, стр. 44-48 «В классе и дома» (вопрос №5 письменно)

9

Виновен - отвечай.

1

Определение правомерного поведения

Определение противоправного поведения

Законопослушный человек, правопорядок, прокурор, гуманное отношение к людям.

Проступок, преступление, грабеж, кража, ущерб, штраф.

1.Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

1.использование элементов причинно-следственного анализа.

2.Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

1.Характеризовать ответственность за нарушение законов. 2.Определить черты законопослушного поведения. 3.Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. 4.Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних.

§6

10-11

Кто стоит на страже закона

2

Представление правоохранительных органов и их функционал, судебная власть, что такое правосудие.

Прокуратура, таможня, правопорядок, адвокатура, нотариат.

Суды, правосудие, ФСБ, презумпция невиновности, полиция

1.Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству

1. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.

2.Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки зрения.

1.Называть правоохранительные органы Российского государства. 2.Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов.

3.Различать сферу деятельности правоохранительных органов, выделяя при этом сферу деятельности судебной системы. 4.Исследовать несложные практические ситуации.

§7, стр. 55-59; стр. 63, вопрос №1 (письменно)

§7, стр. 60-63

12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон»

1


1. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов.

1.Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. 2.Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для учащихся.

Глава II. Человек в экономических отношениях. 15часов

13-14

Экономика и её основные участники.

2

Экономика, как хозяйство; экономика, как наука; типы хозяйств. Основные элементы товарного производства.

Экономика, производство, продукт, натуральное и товарное хозяйства, экономические блага.

Товарное производство, производительность труда, товар, потребитель (спрос), производитель (предложение).

1.Мотивирован-ность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

2.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны

1.Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
2.Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
3.Владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

1.Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. 2.Приводить примеры их деятельности. 3.Описывать различные формы организации хозяйственной жизни.

4.Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.

§8 (I часть) «В классе и дома» №4 (письменно)

§8 (II часть), стр. 70 вопрос в зеленой рамке письменно

15

Мастерство работника.

1

Понятие мастерство и его элементы, трудовая деятельность - как фактор получения дохода.

Квалификация, карьерный рост, труд, заработная плата, производительность труда

1.Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

2.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

1.Описывать составляющие квалификации работника. 2.Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы.

3.Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда.

§9 «В классе и дома»

16-17

Производство: затраты, выручка, прибыль.

2

Главные вопросы экономики: что производится, как производится, вопросы специализации и возникновения затрат.

Формирование себестоимости товара, определение прибыльности как экономического эффекта.

Внешние и внутренние затраты, переменные и постоянные затраты.

Факторные доходы:

  • заработная плата

  • рента

  • процент

  • прибыль

1.Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

2.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

1.Владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества.

Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства.

§10 (I часть), стр. 89 «В классе и дома» №1 (письменно)

§10 (II часть), стр. 90-91 «Прогноз» (учить)

18-19

Виды и формы бизнеса.

2

Введение понятия правового оформления предпринимательства, определение различных форм бизнеса. Правовое оформление предпринимательской деятельности, формы бизнеса.

Бизнес, виды бизнеса.

Собственность, индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерное общество.

1.Мотивирован-ность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

2.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны

1. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов.

1.Разъяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. 2.Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. 3.Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе.

4.Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций.

§11, подготовка к дискуссии, стр. 96 (по группам)

§11, подготовка к дискуссии

Промежуточное тестирование

20

Выгодно ли быть честным бизнесменом? (практикум)

1

От чего зависит успех бизнеса? Связан ли успех с полученной прибылью? Должен ли предприниматель чувствовать ответственность перед обществом?

Повтор терминов с §8 - §11

1.Мотивирован-ность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

2.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны

1.Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

1.Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций.

21-22

Обмен, торговля, реклама.

2

Истоки формирования обменных процессов, понятие собственности и ее формирования.

Реклама - как коммуникативное средство в экономических процессах.

Потребительная стоимость, меновая стоимость, цена товара, торговля.

Реклама и ее разновидности.

1.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны

1. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов.

Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя.

§12 (I часть), стр. 98-101 «Проверь себя» №4 (письменно)

§12 (II часть), «Проверь себя» №5 (письменно)

23-24

Деньги, их функции.

2

Деньги как эквивалент обмена, разновидности денег.

Функции денег.

Деньги, эквивалент, номинал.

Средство обращения, средство платежа, валюта.

1.Мотивирован-ность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

1.Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
2.Владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег.

§13 (I часть), «В классе и дома» (письменно)

§12 (II часть)

24-25

Экономика семьи.

2

Семейное хозяйство, имущество семьи.

Аспект формирования семейного бюджета.

Личное подсобное хозяйство, доход семьи

Бюджет, обязательные платежи.

1.Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству

1. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов.

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.

§14 (I часть), подготовка к К.Р., найти материал о формировании хозяйства в РФ

§14 (II часть)

26

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях».

1



Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для учащихся.

27

Практикум.

1



Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.


Глава III. Человек и природа. 5 часов

28

Воздействие человека на природу.

1

Взаимодействие двух систем «природа» и «общество»

Производящее хозяйство, техногенные аварии, исчерпаемте и неисчерпаемые экологические проблемы.

1.Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

2.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

1.Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
2.Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
3.Владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы, атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе.

§15, «В классе и дома» (письменно), сообщения об отношениях человека с природой

29

Охранять природу - значит охранять жизнь.

1

Правила защищающие природу, значение сохранности заповедной зоны для государства

Охрана природы, природопользование.

1.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

1.Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.

Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали.

§16 (I часть), вопрос №4 (письменно)

30

Закон на страже природы.

1

Взаимодействие прав и обязанностей граждан, природоохранные мероприятия государства.

Правила природоохраны, государственные инспекторы.

1.Мотивирован-ность на посильное и созидательное участие в жизни общества.

1. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.

2.Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки зрения.

Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы.

§17

31-32



Итоговый практикум.


2











Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов учащихся.

33-34








Заключительные уроки


2









Проведение диагностики результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 8 классе.

Итоговое тестирование






Требования к уровню подготовки обучающихся.


В связи со спецификой предмета, некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками школьников. Тем не менее, показателями сформированности ряда компетенций у учащихся в результате изучения курса можно определить следующее:

Учащиеся должны

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей и свое собственное с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.









































Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

  • сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

  • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

  • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

  • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

  • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

  • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

  • делает элементарные выводы;

  • путается в терминах;

  • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

  • не может аргументировать собственную позицию;

  • затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

  • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • не раскрыл проблему;

  • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

  • информацию представил не в контексте задания;

  • отказался отвечать.




























Контроль уровня обучения

При изучении каждого раздела курса осуществляется диагностика и контроль. Основными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения обществознанию с учетом специфики содержания курса являются:

  • словарная работа;

  • понятийный (терминологический) диктант;

  • анализ педагогически адаптированных текстов;

  • решение ситуационных задач;

  • творческие задания-задачи;

  • сочинение-миниатюра;

  • мини-проект;

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);

  • простейшие виды публичных выступлений;

  • тесты;

  • анкетирование.

По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме.
























Список литературы:

Учебно-методический комплект:


  1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс., М., - «Просвещение», 2013.

  2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Электронное приложение к учебнику 7 класс (CD).

  3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс., М., - «Просвещение», 2014.

  4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс., М., - «Просвещение». 2013.

5. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват.организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (12 ч)

Социальные нормы в правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры..Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость

Защита Отечества - долг и обязанность. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях (15 ч)

Основные участники экономики производители и потребители. Натуральное и товарное хозяйство.

Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.

Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

Тема 3. Человек и природа (5 ч)

Человек - часть природы. Значение природных ресурсов как основ жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.









© 2010-2022