Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Порхова»

Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)


Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)













конспект урока

обществознания

в 11 «М» классе


учителя истории МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №1

г. Порхова»

Яковлевой Ларисы Анатольевны




Технологическая карта


Тема

Диалог культур

План

  1. «Вызов»: решение задачи на толерантность.

  2. Осмысление:

1.Многозначность и разнообразие определения толерантности.

2. «Декларация принципов толерантности»

3. Толерантность в искусстве.

4. Толерантное поведение.

5. Проявление толерантности в нашем городе.

6. Поликультурность в моей семье.

III. Выводы

IV. Домашнее задание

V. Рефлексия

Цели урока


  1. Образовательные:

освоение основных понятий: диалог культур, толерантность, полиэтничность, поликультурность, гендерные группы, многоконфессиональность, ксенофобия, глобализация.

  1. Воспитательные:

    • уважение общественного многообразия, проявляющегося в признании существования разных мировоззрений, конфессий, этносов, культур, социальных групп и т.п.

  • обучение ценностям и навыкам «жизни сообща»

  1. Развивающие :

  • развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия,

• самоорганизации,

• умение работать на интерактивной доске,

• анализировать документы,

• формулировать на основе приобретенных знаний собственные оценочные суждения и аргументы,

• проводить исследования, рефлексию.

Форма урока

Занятие в группах с использованием технологии критического мышления

Возможная личностно значимая проблема


Толерантность является ценностью, необходимой для реализации прав человека. Толерантность - основа человеческого общежития.


Методы обучения и формы организации деятельности учащихся

Иллюстративно-репродуктивный, поисковый, критического мышления, группового взаимодействия

Приемы деятельности учителя и учащихся:

  • мотивация через решение задачи (математический тест на толерантность),

  • работа в группах,

  • индивидуальные задания,

  • исследования,

  • рефлексия

Источники информации

  • Ерохина М.С. К модулю «Диалог культур». - Курсы повышения квалификации учителей истории. - Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова, декабрь 2008

  • Беттиэ. Риэрдон Толерантность - дорога к миру. - М.:Бонфи, 2001,

  • porchov.narod.ru/ - Порхов. История, краеведение, культура

Оборудование

  • мультимедийная установка,

  • интерактивная доска,

  • таблички с названиями групп,

  • чистые листы бумаги, маркеры

  • дидактические материалы (задача, цитаты из «Декларации принципов толерантности», задания для групп)

Подготовка урока

За две недели учащиеся делятся на группы по интересам: «Художники», «Исследователи», «Моя семья». Каждая группа получает индивидуальное задание.

  1. группа «Исследователи». Исследуйте проявления культурного многообразия в вашем городе по предложенным ниже вопросам. В чем проявляется культурное разнообразие в нашем городе? Объектами внимания могут быть:

  • досуговые мероприятия

  • культурные события, праздники

  • общественные организации, ассоциации

  • религиозная практика

  • общественное питание

Как учитываются интересы, вкусы, традиции разных социальных групп? Обеспечивается ли равный доступ к общественным благам, разновидностям общественной деятельности?

  1. Группа «Художники». Существует так называемая социальная реклама, направленная на формирование общественного мнения, развитие гуманистических и демократических ценностных ориентаций населения. Предложите вариант плаката, который мог бы подчеркнуть ценность толерантного поведения и сознания в современном обществе.

  2. Группа «Моя семья». "Поликультурность в моей семье". Напишите ответы на вопросы:

  1. Сказки и стихи каких народов вы читали в детстве?

  2. Какие блюда из кухни разных народов готовят в вашей семье?

  3. Какие продукты, употребляемые в пищу, пришли из культур других народов?

  4. Какие заимствованные слова вы употребляете?

Каждый ответ должен содержать не меньше трех единиц с указанием народа или страны, откуда произошло заимствование.


Комментарии к технологической карте


  1. «Вызов»: решение задачи на толерантность.

Напомню о том, что мы изучаем социальную сферу общества (слайд 1)

Какие вопросы рассматриваются в социальной сфере? Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь людей. Здесь формируется социальная структура, происходит распределение ролей, социальных статусов, возникает взаимодействие людей.

Определить тему нашего сегодняшнего урока поможет небольшая задача (ведь вы - ученики математического класса) (слайд 2).

Представьте себе, что Вы - владелец небольшого гостиничного дома в курортном городке, предоставляющий 8 семейных номеров-блоков приезжим отдыхающим. На момент открытия у Вас в холле собралось 15 семей-претендентов. Вам же нужно заселить имеющиеся 8 номеров. Среди кандидатов представлены следующие группы:

  1. семья пенсионеров из Израиля;

  2. двое мужчин, желающих уединённого отдыха

  1. семья студентов из Ростова-на-Дону с ребёнком, один из супругов - гражданин Нигерии;

  1. семья, которые являются членами общины «Свидетелей Иеговы»;

  2. семья с детьми-инвалидами детства;

  3. цыган-кузнец с женой из-под Ставрополя;

  4. семья из кочевого калмыцкого стана овцеводов;

  5. семья чеченского водителя грузовика из Ачхой-Мартана;

  6. семья грузинского милиционера из Панкисского ущелья;

  1. три таджикских строителя, работающие в соседнем городе;

  2. семья представителей украинской интеллигенции из-под Киева;

  3. группа парней и девушек из Самары, живущихч<оммуной;

  4. семья муллы из Казани;

  5. группа скинхэдов из Санкт-Петербурга;

  6. Семья чернокожих миссионеров из США.

Кто из этих семей окажется лишним? (показ на доске).

Минута на обсуждение в группах (учитель включает таймер).

Заслушивание мнений учащихся.

Решение задачи следующее:

Поселены могут быть те 8 семей, которые либо первыми встали в очередь, либо определить их можно по жребию. Только в этом случае будут соблюдаться принципы толерантности, в основе которых - диалог культур.

II. Осмысление:

Итак, тема нашего урока «Диалог культур» (слайд 3)

Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры. Диалог культур - это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении.

Две недели назад вы разделились на группы «Художники», «Исследователи», «Моя семья». Каждая группа получила свое задание.

Цель урока: (слайд 4)

1. Познакомиться с "Декларацией принципов толерантности",

2. Привести примеры проявления поликультурности окружающей социальной среды,

3. Представить варианты толерантного поведения.

1.Многозначность и разнообразие определения толерантности.

Слово « толерантность» в СМИ можно услышать довольно часто. Буквально недавно, в эту субботу, в программе второго канала «Вести с Сергеем Брилевым» народный артист России, режиссер Андрей Кончаловский, говоря о США, сказал, что «современной Америке не хватает толерантности» (имея ввиду отношения этого государства с другими странами).

Так что же такое толерантность? Оказывается, в разных языках она определяется по-разному.

О многозначности и разнообразии определений толерантности расскажет Марина из группы «Исследователей».

2. «Декларация принципов толерантности»

В 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО была принята «Декларация принципов толерантности» (слайд 5). Некоторые цитаты из данной «Декларации» представлены у вас в папке с материалами к уроку. Гера расскажет о содержании «Декларации».

3. Толерантность в искусстве.

В данной «Декларации» 16 ноября объявлен Международным днем Толерантности» (слайд 6).

Какую иллюстрацию можно предложить для этого листка календаря?

Может, это пара обуви, состоящая из туфлей разного размера и разного фасона. Предложите свой вариант оформления. Группа «Художники» вам слово (слайд 7).

Какими культурными, а может быть благотворительными делами можно привлечь внимание к Международному дню Толерантности»?

Существует так называемая социальная реклама, направленная на формирование общественного мнения, развитие гуманистических и демократических ценностных ориентаций населения. Предложите вариант плаката, который мог бы подчеркнуть ценность толерантного поведения и сознания в современном обществе. Группа «Художники» вам слово (слайд 8).


4. Толерантное поведение.

Работа групп: (непосредственно в классе)

Группа «Художники». Используя «Декларацию принципов толерантности» (1995 г.), раскройте смысл слова "толерантный человек". Продолжите фразы: Быть толерантным человеком, это значит:

Уважать ____

Ценить ______

Постараться понять________

Поддерживать ______

Опровергать ______

Отказаться от ________

Содействовать ________

Работа этой группы сразу на доске Слайд 9. Затем, на следующем слайде, учитель открывает «шторку» на интерактивной доске, где записаны варианты ответов) Слайд 10.

Группа «Моя семья» Используя «Декларацию принципов толерантности» (1995 г.), выпишите черты характера, которые отличают толерантного человека. (Обсуждение, а затем прверка с записью на интерактивной доске). Слайд 11

Группа «Исследователи». 1. Обсудите, какие формы поведения характерны для толерантного и интолерантного класса. Результаты обсуждения запишите в таблицу:

Толерантный класс

Интолерантный класс

(Обсуждение, запись фломастерами на ватманом листе, а затем на интерактивной доске распределение на два столбика.) Слайд 12

В условиях открытого меняющегося мира окружающая нас социокультурная среда впитывает все те влияния, которые испытывает данный регион (полиэтничность, социальная и половозрастная дифференциация, многоконфессиональность, миграции, межкультурные связи с соседними регионами или городами-побратимами, влияние СМИ и т.д.).

5. Проявление толерантности в нашем городе.

Группа «Исследователи»

Исследуйте проявления культурного многообразия в вашем городе по предложенным ниже вопросам Слайд 13. В чем проявляется культурное разнообразие в нашем городе? Объектами внимания могут быть:

  • досуговые мероприятия

  • культурные события, праздники

  • общественные организации, ассоциации

  • религиозная практика Слайд 14-15.

  • общественное питание

Как учитываются интересы, вкусы, традиции разных социальных групп? Обеспечивается ли равный доступ к общественным благам, разновидностям общественной деятельности?

6. Поликультурность в моей семье.

Группа «Моя семья»

"Поликультурность в моей семье". Напишите ответы на вопросы:

  1. Сказки и стихи каких народов вы читали в детстве?

  2. Какие блюда из кухни разных народов готовят в вашей семье?

  3. Какие продукты, употребляемые в пищу, пришли из культур других народов?

  4. Какие заимствованные слова вы употребляете?

Каждый ответ должен содержать не меньше трех единиц с указанием народа или страны, откуда произошло заимствование.

III. Выводы

Подведение итогов: что такое толерантность, диалог культур.

Толерантность - не предательство своих убеждений, не безразличие к чужим, но готовность жить в мире и добрососедстве с теми, кто имеет убеждения и веру, отличные от наших.

IV. Домашнее задание:

1. Составить словарь толерантности: Слайд 16.

гендерные группы-

полиэтничность-

многоконфессиональность-

диалог культур-

глобализация-

ксенофобия-

толерантность-

плюрализм-

национализм-

2. Предложите 7 шагов "Как сделать другого другом"

3. Праздничный круг. Слайд 17.

V. Рефлексия.

Учащиеся пишут SMC - сообщения на маленьких бумажных «телефончиках». (Что запомнилось особенно, что узнали нового, чему научились, что не понравилось, какие чувства вызвал урок, какие есть вопросы?)











Приложение

Метод группового взаимодействия

Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)




Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)


Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)


Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)




РМетодическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)азвитие навыков работы на интерактивной доске
















































Рефлексия


Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)









Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)





Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)


Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)







Дидактические материалы к классному часу


Из Декларации принципов толерантности (1995г.)


Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии....

Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека....

Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе и культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

Проявление толерантности ... не означает отказа от своих или уступка чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

(Из книги: Бэтти Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру.

М.Изд-во "Бонфи





















Математическая задача (тест на толерантность)

Представьте себе, что вы владелец небольшого гостиничного дома в курортном городке, предоставляющий 8 семейных номеров-блоков приезжим отдыхающим. На момент открытия у вас в холле собралось 15 семей-претендентов. Вам же нужно заселить имеющиеся 8 номеров. Среди кандидатов представлены следующие группы:


Методическая разработка по обществознанию на тему Диалог культур (11 класс)





















Кто из них окажется в вашем гостиничном доме?


© 2010-2022