Методические материалы к курсу «Обществознание». Социологические методы в изучении обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социологические методы в изучении обществознания

Одна из наиболее сложных задач, решаемых на уроках обществознания, - показать учащимся конкретное содержание основных социологических понятий, убедить в том, что социологические схемы и теоретические построения - не затейливая игра в пустые категории, а оправданный способ постижения реальной жизни.

Очень важно, чтобы учащиеся приучились видеть за научными абстракциями и статистическими выкладками судьбы людей с их планами, потребностями, идеалами и интересами.

Для решения этой задачи необходимо познакомить учащихся с некоторыми методами современной социологии, со способами изучения конкретной социальной среды.

Поэтому на уроках обществознания уместны задания и упражнения, требующие проведения элементарного социологического анализа. В обучении можно использовать, например, тестирование, интервью, анкетирование, наблюдение.

Тесты (от англ. test - проба, испытание) в обучении чаще всего применяются для проверки знаний по предмету. Использовать тестовые задания в таких целях могут, разумеется, и преподаватели различных обществоведческих курсов.

Подобные тесты нацелены на простое воспроизведение знаний и построены так же, как контрольные тесты, используемые при изучении других предметов. Существуют, однако, и тестовые задания, соответствующие специфике именно обществоведческих интегрированных курсов.

Как известно, тест - это техника изучения и измерения не поддающихся непосредственному наблюдению сложных свойств, качеств личности, социальной, профессиональной группы и т.д. Тестирование применяется, например, тогда, когда необходимо измерить знания, умения, личностные ориентации, выявить особенности личности. Таким образом, основная функция теста - диагностическая.

Являясь инструментом анализа и самоанализа, тест представляет собой эффективное методическое средство преподавания основ социальных наук. Тесты на самоанализ могут быть применены на уроках-практикумах, цель которых - развитие определенных качеств личности учащихся.

Например, при изучении экономического или правового материала учащимся можно предложить

тест «Оцени себя».

Этот тест рассчитан на взрослого человека, ищущего реальную работу, однако студенты вполне могут поработать с ним как с учебно-игровым заданием.

Перед тем, как Вы пойдете устраиваться на работу, необходимо оценить собственные знания и возможности. Ведь при разговоре с работодателем Вы должны быть абсолютно уверены, что действительно можете выполнить работу, на которую претендуете. Проанализируйте свои возможности.

  1. Перечислите организации, в которых Вы работали, и укажите стаж работы в каждой.

  2. С какой техникой Вы можете работать (автомашина, сварочные аппараты, пишущая машина, компьютер, стиральная машина и т. п.)?

  3. Какое Вы получили образование и профессиональную подготовку?

  4. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

  5. Перечитайте свои ответы на предыдущие вопросы и попытайтесь определить хотя бы три профессии или рода занятий, которым Вы могли бы посвятить себя.

  6. Возможно, при найме у Вас попросят рекомендацию. Напишите фамилии и адреса лиц, которые могут поручиться за Вас.

Учащимся, уже знакомым с некоторыми тестами, можно предложить самостоятельно составить тест, используя материал учебной темы.

Цель такой работы - не только проверить усвоение материала, но и оценить степень осмысления информации, создать условия для применения знаний.

Для того чтобы убедить коллег в посильности таких творческих домашних заданий для студентов, приведу тест, который был разработан студентами после изучения темы «Религиозное мировоззрение и его особенности».

Тест «Религиозен ли я»

позволяет определить взгляды человека как религиозные или атеистические.

  1. Человек создан Богом. Согласны ли Вы с этим мнением?

  2. Верите ли Вы в вечную жизнь души?

  3. Верите ли Вы в эсхатологический конец мира?

  4. Нужно ли любить ближнего своего как самого себя?

  5. Существует ли душа?

  6. Существует ли грех человека перед Богом?

  7. Можно ли быть безгрешным?

  8. Согласны ли Вы с мнением, что цель жизни состоит в достижении духовного блага?

  9. Верите ли Вы в то, что человеческий разум на Земле единственный?

  10. Состоится ли страшный суд - как ответ перед Богом за грехи человеческие?

Каждый положительный ответ оценивается двумя баллами, неопределенный («не знаю») - одним; отрицательный ответ - ноль баллов.

Сумма баллов от 0 до 7 свидетельствует об атеистическом характере взглядов.

Выраженное религиозное мировоззрение присуще тем, кто наберет 19 баллов и более.

Разработка тестов привносит в уроки игровой элемент. В то же время подобная учебно-игровая деятельность помогает учащимся разобраться в собственных ценностных ориентациях, уточнить свои взгляды на мир, на общество. Это тоже очень важная функция тестов.

При изучении политологического материала работа с тестами позволит учащимся лучше понять, какую роль политика играет в их жизни, придаст известную отчетливость политическим воззрениям, симпатиям, антипатиям учащихся.

Тест «Я и политика».

Интересуетесь ли Вы политикой - вопрос не праздный.Предлагается десять вопросов (и утверждений) с тремя возможными ответами, из которых надо выбрать один. Если Вы отвечаете на вопрос «да», то получаете 3 балла; «не уверен» - 2 балла; «нет» - 1 балл.

  1. Хорошо ли я знаю руководителей государства (их фамилии, занимаемые должности)?

  2. Есть ли у меня четкая политическая позиция?

  3. Смогу ли я в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения?

  4. Могу ли я спрогнозировать политическую ситуацию?

  5. Часто ли я просматриваю в газетах статьи и другие материалы о внутренней и внешней политике государства?

  6. Если по телевизору идет передача на политическую тему, я обязательно смотрю эту передачу (да, нет).

  7. Я хорошо представляю себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим (да, нет).

  8. Когда идет предвыборная кампания или подготовка к референдуму, я интересуюсь ее развитием (да, нет).

  9. Я считаю, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме (да, нет).

  10. В будущем я хотел бы активно принимать участие в политической жизни города, страны (да, нет).

Теперь подсчитаем баллы.

от 26 до 30 баллов - Вы имеете четкую политическую позицию;

от 16 до 26 баллов - Вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но Ваши взгляды не отличаются определенностью;

менее 16 баллов - Ваши интересы далеки от политики.

Тест «Мои политические взгляды»

Внимательно прочитайте вопросы. Выбрав тот или иной ответ, зачеркните проставленную рядом с ним букву.

  1. Считаете ли Вы, что и законодательной и исполнительной властью в стране должен обладать парламент? (Да - А; нет - Б.)

  2. Во главе государства должен находиться президент с широкими полномочиями и сильной реальной властью. (Да - В; нет - Г.)

  3. Надеетесь ли Вы на успешный ход экономических реформ в России? (Да - Д; нет- Е.)

  4. Верите ли Вы, что Россия может стать ведущей державой мира? (Да - Ж; нет- 3.)

  5. Являетесь ли Вы сторонником жесткой политической цензуры? (Да - Л; нет - М.)

  6. Согласны ли Вы с утверждением, что писать и говорить можно все, если это не запрещено законом? (Да - Н; нет - О.)

  7. Часто ли Вы смотрите телепередачи на политические темы? (Да - П; нет - Р.)

  8. Интересуетесь ли Вы ходом обсуждения законопроектов? (Да - С; нет - Т.)

  9. Часто ли Вы вступаете в спор на политические темы со своими товарищами? (Да- У; нет - Ф.)

  10. Отстаиваете ли Вы в споре свое мнение? (Да - X; нет - Ц.)

  11. В каком году был избран первый президент России? (1990 г. - Ю; 1991 г. - Й, 1989 г. - Я.)

Если Вы зачеркнули буквы А, Г, Д, Ж, М, Н, П, С, У, Х, Й, то Вы сторонник парламентаризма; Вы оптимистично воспринимаете политические явления, события и обладаете навыками полемики; Вы демократ по убеждениям.

Если Вы зачеркнули буквы Б, В, Е, 3, Л, О, Р, Т, Ф, Ц, Я (или Ю), то Вы пессимистично воспринимаете политические явления и события, слабо ориентируетесь в политике; при этом Вы сторонник авторитарного режима.

На уроках, посвященных философским проблемам, воззрениям и учениям философов, можно использовать игровой тест-интервью, цель которого- выяснить предрасположенность тестируемого к отвлеченным размышлениям.

С этим тестом учащиеся работают коллективно. Преподаватель предлагает студентам проверить свою склонность к философствованию.

В качестве своего рода эталона используются изречения, приписываемые Фалесу, древнегреческому мудрецу из Милета, жившему в 625-547 гг. до н.э.

Учитель задает ученикам приведенные ниже вопросы.

Полученные ответы сопоставляются с теми, которые некогда дал Фалес. Ученики могут вступить в спор друг с другом, противопоставить свой ответ мнению Фалеса, усомниться в однозначности ответа.

  1. Что старше всего? - Бог, ибо он не рожден.

  2. Что больше всего? - Пространство, ибо оно охватывает весь мир, в котором вмещаются вещи.

  3. Что мудрее всего? - Время; оно уже породило одно и породит другое.

  4. Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.

  5. Что обще всем? - Надежда: ее имеют и Те, у кого нет ничего другого.

  6. Что полезнее всего? - Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти себе применение и стать полезным.

  7. Что самое вредное? - Порок, ибо в его присутствии портится почти все.

Варианты использования тестов-интервью на уроках обществознания довольно разнообразны.

Например, возможен блиц-опрос учащихся. Предлагается ответить на вопрос: кем Вы себя ощущаете - брянцем, россиянином, жителем СНГ? Результаты этого социологического мини-исследования можно учитывать на последующих уроках при изучении различных современных социально-политических процессов и явлений.

Сходный прием позволяет проиллюстрировать теоретическое положение о том, что самосознание у разных людей разное, показать относительность и субъективность самосознания.

В ряде случаев тестирование или интервьюирование могут сочетаться с таким социологическим методом обработки информации, как ранжирование (распределение по порядку).

Так, на уроках, посвященных правам человека, можно предложить назвать конкретные права человека, представляющие для них субъективную ценность. Все предложения по порядку фиксируются на доске. Следующий этап - ранжирование, в результате которого выделяются 6-8 самых важных с точки зрения студентов прав. Учащиеся голосуют за каждое предложение определяют самые актуальные для них права человека. Потом учащимся предлагается проверить, включены ли эти права во Всеобщую Декларацию прав человека, в Конституцию России.

Таким образом, особенностью использования социологических методов исследования в обучении является их обращенность к личным проблемам учащихся. Объектами социологических исследований чаще всего становятся не социальные институты, а духовный мир человека, отношения личности и общества.


© 2010-2022