• Преподавателю
  • Обществознание
  • Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус

Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематический комплекс воспитательной системы школы

«От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико - ориентированного обучения школьников в условиях перехода на ФГОС.


Глушенкова Анжелика Валерьевна,

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 90»

Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

Правовое образования в школе включает: систему воспитательных и обучающих действий, средства профилактики правонарушений и преступлений, условия для формирования индивидуальных способностей получения навыков социального функционирования (самостоятельного и автономного существования после школы), направленные на формирование у школьников уважения к праву, собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности, позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

Система правового обучения в нашей школе включает в себя три основных компонента: учебно-методический, информационный, воспитательно - профилактический.

Остановимся на краткой характеристике каждого из них.

Учебно-методический компонент (учебно - предметная сфера) предполагает интеграцию базового и дополнительного образования, вовлечение обучающегося в проектно-исследовательскую деятельность повышает его познавательный интерес, учит прогнозировать успех, анализировать свои действия и поступки.

Начальный уровень гражданско - правовой культуры обеспечивает обучающихся информацией о начальном уровне правовых знаний, об усвоении и навыках практического применения правовых знаний, о творческих способностях и возможностях обучающихся.

Профильный уровень - обеспечивает приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права, юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умение сравнительного анализа правовых понятий и норм, составления некоторых правовых документов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству, выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. В рамках единого практико-ориентированного пространства школы для учащихся создаются условия для знакомства со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя.

Изучение основ правовых знаний в школе осуществляется с раннего возраста в системе непрерывного образования.

Начальная школа: программа - комплекс «Я - маленький гражданин России»

Средняя школа: УМК по программе основного общего образования по обществознанию А. И. Кравченко (6-9кл.): факультативы: «Государственные символы России» (5 - 9 кл.), элективные курсы «Основы правовых знаний», «Я - гражданин России» (8-9кл.)

Старшая школа (в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения): факультатив «Теория государства и права»; элективные курсы «Права человека», «Основы правовых знаний»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОУ «СОШ №90»



.

«От правовых знаний к гражданской позиции»

Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в усМетодические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус

Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в усМетодические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в усМетодические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в усМетодические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в усМетодические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус

Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус

Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус

Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус

Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в усМетодические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в усМетодические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус

Учебно-методический компонент предполагает интеграцию базового и дополнительного образования, вовлечение обучающегося в научно-исследовательскую деятельность повышает его познавательный интерес, учит прогнозировать успех, анализировать свои действия и поступки.

Формирование основ правовой грамотности (программы):

Начальная школа

- Комплексная программа «Я - маленький гражданин России».

Средняя школа:

- УМК по программе основного общего образования по обществознанию А. И. Кравченко.

- факультатив: «Государственные символы России»

-Элективные курсы: «Я - гражданин России», «Основы правовых знаний».

Старшая школа

-Факультатив «Теория государства и права».

-Элективные курсы: «Права человека», «Основы правовых знаний», «Правовой практикум».

Решение учебных задач практического характера (основные формы работы):

Активные формы уроков:

- урок - конференция, дебаты, семинар, дискуссии, интеграция, защита проектов, погружение.

Внеклассная работа по предмету:

- тематические модули, посвященные героическим событиям истории российского государства,

- предметные недели, декады,

- олимпиады, конкурсы, викторины, фестивали,

- литературно - поэтическая композиция: «Три ступени, ведущие вниз».

Дополнительное образование:

- комплексна программа: «Я - гражданин России» (1-11классы)

- тематические экспозиции, выставки и экскурсии.

Информационный компонент позволяет искать резервы повышения успеваемости, уровня знаний, пересмотреть свои жизненные позиции на основе практико - ориентированного обучения и проектной деятельности.

Информационный компонент включает:

  • Банк нормативно - правового

обеспечения деятельности ОУ.

  • Банк программно - методического

обеспечения правового образования и воспитаний школьников;

  • Постоянно действующие семинары,

консультации для обучающихся и учителей по вопросам гражданско - правового воспитания.

  • Правовой всеобуч.

  • Постоянная рубрика в школьной

газете - «Имеем право».

  • Конкурсы СМИ (тематических газет,

плакатов, листовок и т.д.)

  • Школьный сайт.

Воспитательно - профилактический компонент включает:

- сферу внеклассной работы в рамках уклада школьной жизни,

- сферу дополнительного образования,

- систему педагогического сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

- систему профилактики правонарушений в школе.

В основе воспитательно - профилактической работы лежит практико-ориентированное обучение, основанное на усилении деятельностного подхода через:

- ситуационное моделирование, конструирование некой правовой, экономической, политической или другой жизненной ситуации,

- приобретение навыков использования норм права при решении учебных и практических задач, осуществлении исследований по правовым темам, ведении деловых переговоров, самостоятельном составлении отдельных видов юридических документов,

Профилактическая работа

  • - Работа Совета по профилактике правонарушений.

  • - Реализация социального проекта «Социальная гостиная»

Внеклассная работа.

- реализация тематических модулей - традиций: «День Конституции», «День защиты ребенка», «День независимости».

- развитие системы школьного самоуправления и соуправления,

- проведение тематических классных часов, часов общения, встреч со специалистами правоохранительных органов,

- организация летнего туда и отдыха обучающихся,

- акции: «Мы голосуем за мир», «Молодежь против наркотиков».

Профориентационная работа:

- работа предметных проектно-исследовательских лабораторий, творческих мастерских,

- заседания клуба «Формула успеха» в рамках спецкурса «Основы социализации личности и планирование карьеры»,

- проектирование индивидуальной траектории личностного и профессионального роста.





Технологии обучения

  • обучение в сотрудничестве;

  • метод анализа конкретных ситуаций;

  • деловые, политико - правовые игры;

  • «портфолио» ученика;

  • индивидуальный, дифференцированный подход к обучению;

  • формирование критического мышления;

  • метод проектов;

  • погружение;

  • рефлексия.



Организационно - деятельностные игры - как средство формирования правовой компетентности и организации коллективной мыследеятельности.

Это особая форма осмысления общественно-исторической практики, площадка социального опыта обучающихся в атмосфере психологически благоприятной как для учеников, так и для педагогов, в которой используется комбинация имитационных и эвристических методов, позволяющих решить комплексные задачи по формированию умений и навыков, применению их в нестандартных ситуациях.

Игры:

- «Ловушки на дорогах» (ПДД) (1-5кл.),

- «Я гражданин» (5- 6кл),

- «По горячим следам», «Последствия мелкого хулиганства», (7-9кл);

- «Делопроизводство в современном офисе»; «Бюджет молодой семьи»; «Детективное агентство в действии»; «Суд присяжных», «Налоги» (9-11кл).

Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус



СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО


Практико-ориентированный подход в системе гражданско - правового образования реализуется на основе тесного сотрудничества с семьей, ресурсного взаимодействия школы с государственными и общественными, культурно - просветительскими учреждениями, соответствующими иными общественными организациями.




Основные формы работы:

  • Активные формы уроков: урок - конференция, семинар, дебаты, дискуссии, интеграция, защита проектов, погружение посредством вычленения правового контекста из отношений, поведения человека в обществе в правовой жизненной ситуации.

  • Внеклассная работа по предмету: предметные недели, декады, предметные олимпиады, конкурсы, викторины, фестивали; работа предметных проектно - исследовательских, творческих мастерских, лабораторий обучающихся на основе социального партнерства.

Информационный компонент включает:

  • банк нормативно - правового обеспечение деятельности образовательного учреждения,

  • банк программно - методического обеспечения правового образования и воспитаний школьников;

  • правовой всеобуч: страничка на сайте школы, постоянно действующие семинары - тренинги по вопросам гражданско - правового воспитания;

  • постоянная рубрика в школьной газете «Имею право»;

  • конкурсы СМИ (тематических газет, плакатов, листовок и т.д.)

Воспитательно - профилактический компонент включает сферу внеклассной работы в рамках уклада школьной жизни на основе интеграции права со смежными предметами и проведения организационно - деятельностных игр; сферу дополнительного образования при тесном сотрудничестве с семьей, ресурсном взаимодействии школы с государственными и общественными, культурно - просветительскими учреждениями, соответствующими иными общественными организациями; систему психолого - педагогического сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся в рамках реализации траектории личностного и профессионального роста; систему профилактики правонарушений в школе.

В основе воспитательно - профилактической работы лежит практико-ориентированное обучение, основанное на усилении деятельностного подхода через ситуационное моделирование, конструирование некой правовой, экономической, политической или любой другой жизненной ситуации.

Основные формы работы:

  • Работа Совета по профилактике правонарушений.

  • Развитие системы школьного самоуправления и соуправления.

  • Тематические часы общения, встречи со специалистами правовой сферы.

  • Организация летнего туда и отдыха обучающихся.

  • Работа «Социальной гостиной»

  • Проведение литературно - поэтических композиций «Три ступени вниз».

Тематические модули: «День Конституции», «День защиты ребенка», «День независимости»; посвященные славным и героическим событиям истории российского государства.

  • Тренинг личностного роста и профессионального самоопределения в рамках профориентационного клуба «Формула моего успеха» на базе спец курса «Основы социализации личности и планирования карьеры»;

  • Профессиональные пробы через участие в городских, областных, российских, международных конкурсах, акциях: «Мы голосуем за мир», «Мир - без наркотиков», «Поменяй конфету на сигарету».

  • Школьный фестиваль «Инициатива» (секция по гражданско - правовому воспитанию)

Практико-ориентированный подход в системе гражданско - правового образования требует применения следующих технологий обучения: обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, формирование критического мышления, организационно - деятельностные игры, «портфолио», интеграция, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; погружение, рефлексия.

В центре правового воспитания - организационно - деятельностные игры. (ОДИ) - наиболее эффективное средство организации коллективной мыследеятельности и социализации обучающихся в групповой форме, когда ученик погружен в реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию и принимает самостоятельные решения, что позволяет ему увидеть поле собственных действий, обеспечивая переход от правовых знаний к правовой компетенции и гражданской позиции.

Приведем, в качестве примера, некоторые из них:

Начальная школа: «Ловушки на дорогах» (ПДД) (1-5кл.).

Средняя школа: «Я гражданин» (5- 6кл), «Последствия мелкого хулиганства», «По горячим следам» (7-9кл) и т.д.

Старшая школа: «Делопроизводство в современном офисе»; «Бюджет молодой семьи»; «Детективное агентство в действии»; «Суд присяжных», «Налоги».

Участвуя в игре, школьники получают возможность осознать достижения индивидуальных и коллективных результатов (ценностно-смысловая компетентность), выработать рефлексивное отношение к происходящему посредством поиска ответов на вопросы:

- Что я делаю? (анализ предметного содержания).

- Как я делаю? (анализ способов деятельности).

- С какой целью я это делаю? (осознание своих ценностных ориентаций, личное самосовершенствование).

Таким образом, в процессе практико-ориентированного обучения формируется готовность обучающихся к самореализации в «пространстве собственной индивидуальности», усиливается учебно-познавательный интерес, мотивация достижения, стремление к самостоятельному «добыванию» новых для себя знаний и умений, обеспечивается взаимодействие всех субъектов обучения с ориентацией на качественный результат, повышение уровня воспитанности и формирование гражданско - правовой позиции школьников.

Список литературы:

  1. Ямбург В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию.- М.: Смысл, 2001

© 2010-2022