- Преподавателю
- Обществознание
- Программа кружка по обществознанию «Я и закон»
Программа кружка по обществознанию «Я и закон»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Князева Т.В. |
Дата | 08.09.2013 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28»
Годовое
Тематическое
планирование
на 2013 - 2014 учебный год
кружок
гражданско - правовой направленности
«Я и закон».
Руководитель: Князева Татьяна
Валентиновна
зам. директора по ВР,
учитель истории и обществознания
Муром 2013 год
ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я И ЗАКОН».
Гражданско-правовая направленность в современной педагогике имеет очень большую актуальность. Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные изменения в последние 10 - 15 лет выявили острые противоречия в социализации подрастающего поколения, в полноценном и качественном воспитании школьников, в позиции между школой и семьями воспитуемых. Среди важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого общества, особое место занимает защита прав и интересов несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых отношений. Как свидетельствует статистика, несмотря на общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав несовершеннолетних встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом, в результате чего ребенок становится жертвой произвола взрослых членов общества. Кроме того, несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих права каждого ребенка, делает его участником правонарушений и преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к искажению процесса социализации.
Общая деморализация общества, распространения в СМИ рекламы и сообщений о «прелести » лёгкой и красивой жизни, бесконтрольность, которая сопровождает современных школьников, порой наталкивает их на мысль о безнаказанности и беззаконии. Современный подросток не задумывается над тем, что общественные отношения регулируются законом. Забыв об этом, он естественно и не думает о последствиях, наказании которые будут после совершения правонарушения. Исходя из этого я выделяю следующую цель и задачи данного кружка:
ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей. Снижение уровня правонарушении и преступлений среди несовершеннолетних. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
ЗАДАЧИ: обучающая: 1)познакомить учащихся с основными понятиями: правонарушение, административное право, уголовное право, суд, закон, право;
2) дать детям достоверную информацию об ответственности, наступающей после совершения правонарушения;
3) дать знания о штрафных санкциях при свершении административных правонарушениях .
Развивающая: сформировать у детей понимание данной проблемы, значимость проблемы правонарушений, развивать чувство ответственности за свершённые поступки.
Воспитательная: воспитывать в детях сознательное социально-активное поведение в обществе, воспитывать умение уважать права других людей, умело разрешать конфликты в повседневной жизни.
Принципы:
-Безусловное уважение личности подростка.
- защита прав и законных интересов обучающихся.
-Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.
-Взаимодействие различных заинтересованных служб.
Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:
-
Ролевые игры;
-
Психотехнические тренинги и упражнения;
-
Работа в малых группах;
-
Дискуссии, творческие диалоги;
-
Творческие работы;
Программа построена с учётом обязательного минимума содержания обществоведческого образования для основной и средней (полной) школы, который предполагает изучение значительного блока правовых знаний.
Данный курс разработан на основе:
- программы "Права человека" Пермской Школы прав человека;
- программы модульного курса "Права человека" Молодёжного Центра прав человека и правовой культуры;
- программы "Права человека в современном мире" для лидеров 1некоммерческих организаций Варшавского Хельсинского Фонда по правам 1человека;
- основе профилактических поведенческих программ «Формирование жизненных социально - психологических навыков» и программе Н. В. Вострокнутова «Обучение здоровому образу жизни»
- программы "Тренинг для тренеров" проекта Нидерландского Хельсинского Комитета, Варшавского Хельсинского Фонда по правам человека и Московской Хельсинской группы "Российская правозащитная школа".
Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.
При изложении материала необходимо учитывать особенности возрастного периода учащихся. Главным при ведении кружка должен стать принцип «Не навреди» - то есть, нельзя рассказывать учащимся о том чего он не знает, дабы не разбудить дополнительный интерес к правонарушениям.
Данный курс рассчитан на три года обучения. Преподавание материала происходит по концентрической системе обучения таким образом, что каждая тема рассматривается с каждым годом все более глубже и шире. В каждом разделе имеются как теоретические, так и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с правовыми документами, основными законами РФ. На практике ребята учатся решать реальные жизненные ситуации в соответствии с этими законами и правовыми актами. Практические занятия должны проходить в форме дискуссии, диалога, ролевой игры, творческих заданий. Так же на практических занятиях, возможно, использовать видеотеку, посвященную данной проблеме и различные тексты из художественной литературы. Форма контроля за знаниями учащихся - это устный опрос, который проводится в конце каждого занятия, тестирование по окончанию изучения крупной темы.
В конце курса ученики должны:
уметь
осуществлять свои права на практике;
уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;
уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли - продажи и т. д.) ;
знать
юридические термины и понятия;
знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
владеть
четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;
владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия. Практическая работа.
Теория
Практика
Всего часов
I раздел: «Основные права и свободы человека».
1
Правовые понятия: право на жизнь, свободу, равенство.
1
1
1
3
Право на жизнь: кто его дает
1
1
1
4
Право на свободу
1
1
1
5
Все ли люди равны?
1
1
1
6
Происхождение и природа законов; первые законы человека.
2
2
4
7
Что такое закон?
2
2
4
8
Божественные законы, все ли их соблюдают
2
2
4
9
Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
3
1
4
10
Всеобщая декларация прав человека
3
1
4
11
Конституция РФ.
3
3
6
12
Конвенция о правах ребёнка.
2
1
4
13
Кодекс учащихся общеобразовательной школы № 28.
2
2
4
14
Правонарушение - когда оно наступает?
1
3
4
15
Правонарушение и юридическая ответственность.
4
4
8
15
Система права.
4
-
4
16
Практическое занятие по теме:
«Основные права и свободы человека.» (подготовка, проведение)
-
4
4
17
Политико-правовая игра-форум
«Глобализация. за и против» (подготовка, проведение)
2
4
6
18
Всего по теме 64 часов
II раздел: «Государственные институты, призванные защищать права человека».
Тема «Административные правонарушения».
19
Подросток и правоохранительные органы.
2
2
4
20
Административное правонарушение.
2
2
4
21
Ответственность за административное правонарушение.
2
2
4
22
Административная ответственность: ст. 44,49
1
2
3
23
Административная ответственность: ст. 102, 114.
1
1
2
24
Административная ответственность: ст. 117, 119.
1
1
2
25
Административная ответственность: ст. 121, 158.
1
1
2
26
Административная ответственность: ст. 161,162,.
1
1
2
27
Административная ответственность: ст. 164,164.1,164.2
1
1
2
28
Административная ответственность: ст. 165,178,179.
1
1
2
29
Административное задержание.
1
1
2
30
Обобщение по теме: «Административное правонарушение».
1
1
2
31
Практическое занятие: «Решение задач по административному правонарушению».
-
3
3
32
Игра «Детективное агентство в действии» (подготовка, проведение)
4
2
4
Всего по теме 36 часов.
Тема: «Система уголовного правосудия».
33
Что такое уголовное правосудие?
2
2
4
34
К кому и куда можно обратиться с жалобой?
2
4
6
35
УК РФ. ст. 7,8,9,10
2
2
4
36
УК РФ. ст. 16,17,18,19.
2
2
4
36
Понятие тяжкого преступления.
2
2
4
38
Ответственность за уголовное преступление: предварительное следствие.
2
2
4
39
Ответственность за уголовное преступление: обвиняемый становится подсудимым.
2
2
4
40
Как нужно себя вести, чтобы не стать обвиняемым.
2
4
6
41
Закрепление материала по теме: «Система уголовного правосудия». Ролевая Игра «Суд присяжных». (подготовка и проведение)
4
4
8
Всего по теме: 44 часов.
Всего за первый год обучения: 144 часов
2 год обучения
Социализация подростка в обществе.
1
Понятия проступок, правонарушение, преступление.
2
2
4
2
Отличия административного правонарушения от уголовного преступления.
1
1
2
3
Законодательные акты, регулирующие правоотношение в обществе.
2
-
2
4
Антиобщественные действия.
1
3
4
5
Остановись у преступной черты
1
1
2
6
Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм.
1
2
3
7
Как противостоять влиянию подростковых
антиобщественных группировок
2
2
4
8
Как не стать жертвой преступления
2
2
4
9
От правовых знаний
к гражданской позиции
2
1
3
10
«Пирамида жизни»
2
4
6
11
Разрешение конфликтов без насилия
1
3
4
12
Игра «минуя сети мошенников»
(подготовка и проведение)
3
3
6
13
Всего часов
18
20
44
Подросток в семье.
14
Права ребёнка
Повторение основных прав и обязанностей подростков..
1
1
2
15
Мой выбор.
Мир моих увлечений.
1
1
2
16
Самопонимание.
Самоуважение.
1
1
2
17
Дружба: неписанные законы дружбы.
1
1
2
18
« Право любить: ответственность молодых друг перед другом»
1
1
2
19
Семейное право
1
1
2
20
Права и обязанности супругов
2
2
4
21
Ответственность супругов друг перед другом
1
2
3
22
Проектирование ситуаций взаимопомощи в семье.
2
2
4
23
Игра
«Бюджет молодой семьи» (подготовка, проведение)
2
2
4
Всего часов
13
12
27
24
Подросток - личность психологически и физически здоровая.
25
Реализация программы формирования здорового жизненного стиля у подростков.
20
20
40
Предупреждение насилия в школе.
26
Создание чувства безопасности (физического, психологического, эмоционального)
2
4
6
27
Формирование позитивного самоотношения.
2
2
4
27
Развитие умений устанавливать и поддерживать дружеские отношения
1
3
4
29
Развитие умения ставить цели
1
2
3
30
Развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций.
2
2
4
31
Шесть шагов к отказу от насилия «совесть»
6
6
12
Всего часов
14
19
33
Всего за первый год обучения: 144 часов
3 год обучения
1
Тема 1. Теоретические основы права как системы
2
Система права
1
1
2
3
Правотворчество и процесс формирования права
1
1
2
4
Формы права
1
1
2
5
Действие норм права во времени и в пространстве
1
2
3
6
Реализация права
2
2
4
7
Толкование права: задачи и особенности
2
-
2
8
Повторительно-обобщающий урок.
2
2
Тема 2.Правоотношения и правовая культура
9
Правоотношения и их виды
1
1
2
10
Правонарушения и их характеристика
1
3
4
11
Юридическая ответственность
1
2
3
12
Правосознание и правовая культура
1
1
2
13
Правовые системы современности
1
1
2
14
Повторительно-обобщающий урок.
Промежуточная диагностика
-
2
2
15
Тема 3. Государство и право
16
Понятие государства и его признаки
1
1
2
17
Теории происхождения государства
1
1
2
18
Сущность и функции государства
1
1
2
19
Форма государства
1
1
2
20
Организация власти и управления в стране
1
1
2
21
Правовое государство и его сущность
1
1
2
22
Конституция РФ - Основной закон государства
1
2
3
23
Гражданство как правовая категория
1
1
2
24
Правовой статус человека в демократическом государстве
1
2
3
25
Избирательные системы и их виды
1
-
1
26
Повторительно-обобщающий урок.
Зачёт по Конституции РФ
-
2
2
27
Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы
28
Защита прав человека в государстве
1
1
2
29
Правоохранительные органы РФ
1
1
2
30
Политическая система общества Политическая власть
1
1
2
31
Сущность и организация государства
1
1
2
32
Местное самоуправление
1
2
3
33
Из истории местного самоуправления.
1
-
1
34
Сущность местного самоуправления. Функции местного самоуправления.
1
-
1
35
Местное самоуправление в моем городе
1
3
4
36
Структура и порядок формирования органов местного самоуправления.
1
1
2
37
Политическая жизнь общества
1
-
1
38
Я и политика (семинар. ролевая деловая игра)
2
4
6
39
Частное право
1
-
1
40
Предпринимательство и закон.
1
1
2
41
Трудовые права российских граждан.
2
2
4
42
Семья и право.
Брак и его правовое регулирование.
2
2
4
43
Правовые взаимоотношения родителей и детей.
2
2
4
44
Поведение человека в правовой сфере
-
3
3
45
Почему мы нарушаем закон? Проблемы и противоречия.
1
3
4
46
Право - помощник нашей жизни.
-
3
3
47
Всего часов
44
61
105
48
49
Реализация программы по предупреждению употребления ПАВ.
12
24
36
50
Подведение итогов и повторение всех основных правовых понятий.
2
1
3
Всего часов:
144
Содержание программы:
Содержание кружка «Я и закон» представлено основами важнейших отраслей российского права, знание которых необходимо совершеннолетнему гражданину - полноправному субъекту права. Основное назначение данного курса - научить осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений, с помощью которого обеспечивается всеобщий устойчивый порядок и становятся возможными активные действия человека, так как право препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности.
Таким образом, данный курс являет собой практическое руководство по реализации правомерного поведения на основе действующего законодательства как совокупности нормативно-правовых актов. Понятие "законодательство" - важнейшее системообразующее понятие программы кружка «Я и закон». Программа включает в себя нормы административного, трудового, гражданского права, связанные с применением труда. Первый год обучения рассчитан на 144 часов и в этот период рассматриваются темы: «Основные права и свободы человека», «Государственные институты, призванные защищать права человека», «Административные правонарушения», «Система уголовного правосудия».
Второй год обучения рассчитан так же на 144 часов, в этом периоде используются темы, связанные с социализацией и адаптацией подростка в современном правовом пространстве. Темы: «Социализация подростка в обществе», «Подросток - личность психологически и физически здоровая», «Реализация программы формирования здорового жизненного стиля у подростков» предполагают помимо традиционных форм проведения занятий использовать тренинговые занятия.
На третьем году обучения учащиеся снова углубляются в юридические понятия «право», «закон», «преступление», «правонарушение». Рассматриваются более серьезные и значимые темы «Семейное право», «Признаки правового государства», «Политическая система общества», «Политическая власть», «Местное самоуправление».
Методическое обеспечение программы:
Формы организации учебной деятельности:
Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.
Методы проведения занятия:
Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:
-
Ролевые игры;
-
Психотехнические тренинги и упражнения;
-
Работа в малых группах;
-
Дискуссии, творческие диалоги;
-
Творческие работы;
-
Тренинговые занятия
Педагогические приемы:
-
Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
-
Организации деятельности (приучение, упражнение, словесные указания требование):
-
Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
-
Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
-
Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Список литературы
1. Абчук В. А. Основы предпринимательства. - М., 1998.
2. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9-11 классов. - М., 1998.
3. Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др. - М., 1995.
4. Воскресенская Н. М., Давлетшина Н. В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. - М., 1997.
5. Гараджа В. И. Религиеведение. - М., 1995.
6. Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1-2. - М., 1997.
7. Гуревич П. С. Введение в философию. - М., 1997.
8. Гурина М. Философия. - М., 1998.
9. Дягилев В. В. Занимательная философия. - М., 1996.
10. Елисеев Г. А. История религий. - М., 1996.
11. История. Основы государства и права: Путеводитель абитуриента и старшеклассника. - М., 1998.
12. Кашанин А. В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. - М., 1998.
13. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. - М., 1998.
14. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. - М., 1996.
15. Кравченко А. И. Введение в социологию. - М., 1997.
16. Кулаков А. Е. Религии мира. - М., 1998.
17. Малышевский А. Ф. Введение в философию. - М., 1998.
18. Малышевский А. Ф. и др. Мир человека. - М., 1997.
19. Мухаев Р. Т. Политология. - М., 1997.
20. Мушинский В. О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. - М., 1996.
21. Мушинский В. О. Основы правоведения. - М., 1996.
22. Никитин А. Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. - М., 1995.
23. Никитин А. Ф. Право и политика. Учебное пособие. - М., 1997.
24. Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. - М., 1998.
25. Основы государства и права / Под ред. М. Н. Марченко и П. Ф. Лунгу. - М., 1997.
26. Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б. И. Пугинский, А. А. Рогачев. - М., 1997.
27. Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. - М., 1997.
28. Сморгунов Л., Семенов В. Политология. - СПб., 1996.
29. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. - М., 1997.
30. Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. - М., 1994.
31. Соколов Я. В. Российская Конституция (азбука демократии). Пособие по курсу «Граждановедение». - М., 1995.
32. Суворов О. В. Обществоведение. Зачеты и экзамены. - М., 1998.
33. Уткин Э. А., Мирошникова В. А. Граждановедение. Учебник для средней школы. - М., 1997.
34. Федоров М. В., Еремян В. В. Основы государства и права для поступающих в вузы. - М., 1997.
35. Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М., 1997.
36. Человек и общество. Кн. 1-3 / Под ред. В. И. Купцова. - М., 1993.
37. Шабуров Н. В. Религии мира. - М., 1997.
38. Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право. 10-11 кл. - М., 1997.