Методическая разработка урока по теме «Права человека»

Методическая разработка урока по теме «Права человека» С использованием компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). К отличительным признакам КОЗ относится деятельностная составляющая, которая включает: предметные умения, умение работать с информацией и исследовательский умения.Таким образом, использование в данном уроке КОЗы позволяют развивать ключевые компетенции.Тип урока: Изучение нового материала. Цели: Обучающая: Формирование у учащихся понимания значимости прав человека. Развивающая:...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Обществознание.

Тема: Права человека.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

Обучающая: Формирование у учащихся понимания значимости прав человека.

Развивающая: Развитие умения работать с первоисточниками, информационно-коммуникативных компетенций, умение применять знания при решении практических задач.

Воспитывающая: Воспитание политической, правовой культуры и формирование активной жизненной позиции.

Дидактическая задача.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактические средства

I. этап. Организационный (1 мин)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

Подготовка рабочих мест

II. этап. Целеполагание (3 мин)

Определить цель и задачи деятельности учащихся на уроке

Стимул: Ребята, перед тем как назвать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам просмотреть видеосюжет из к/ф «Чучело».


Видеосюжет из к/ф «Чучело»

Задачная формулировка: просмотрите внимательно сюжет и попробйте сами определить тему нашего урока.

Просмотр видеосюжета из к/ф «Чучело».

Итак, о чем этот сюжет?

Анализ сюжета.

Я думаю, что каждый из нас здесь сидящих, хоть раз в жизни испытывал подобную ситуацию. Что нужно для того, чтобы впредь не быть униженным, а самое главное не унизить другого человека?

Ответ: Знать права человека.

Это и будет темой нашего урока

Запись в тетрадь темы урока.

Слайд 1.

Чтобы рассмотреть тему, какие задачи нужно решить?

Определение задач урока.

Слайд 2.

Для эффективной работы на уроке мы с вами разделились на группы. Давайте вспомним правила работы в группах (запись на доске)

Ответы:

  1. выбрать капитана группы.

  2. Получив задание, распределить обязанности.

  3. каждый имеет право высказать свое мнение.

Прийти к единому мнению.

III этап. Изучение нового материала

Права человека напрямую связаныОдним из результатов нашей встречи, будет являться решение головоломки. Создание модели «Каким должен быть гражданин»

Успех решения зависит от эффективности вашей работы в течение всего урока.

А чтобы составить эту модель нам нужно будет решить задачи, которые мы перед собой поставили.

Капитаны команд будут выходить, и брать задания и источники для работы, которые расположены на центральном столе.

На доске ГРАЖДАНИН.

Модель гражданина (разрезанная, по словам) «Гражданин - человек имеющий гражданство данного государства, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией».

1. Определение сущности прав человека (5 мин)

Организация работы над понятием «права человека»

Первая задача, которую мы перед собой поставили - это определить сущность понятия «Права человека»

Итак, попрошу капитанов групп выйти за заданием

Капитаны выходят и вытягивают слова с заданиями

Краткий политический словарь; учебник «Обществознание» п/р Л.Н. Боголюбова, & 25 стр. 273 и памятка;

Отрывок текста Марека Новицкого «Что такоеправа и свободы»

Прочитайте задание, которое вы получили и возьмите необходимые источники

На выполнение работы у вас 5 мин.

1 гр. Дать определение правам человека (словарь)

2 гр. Найти место прав человека в морально правовых нормах (логическая схема «пересечение»)

3 гр. Определить взаимосвязь прав человека и власти.

Задачная формулировка: используя различные источники, дать определение понятию «права человека»

Итог на слайде № 3

Защита работ учащимися по группам

Запись в тетрадь

2. признаки прав человека (5 мин)

Организация работы с афоризмами по определению основных признаков прав человека (универсальность, естественность, неотчуждаемость)

Мы решили первую задачу нашего урока. Капитаны групп, пожалуйста закрепите на доске часть головоломки.

Обратите внимание этого достаточно, чтобы быть достойным гражданином Отечества

Тогда давайте решим следующую задачу.

Второй задачей нашего урока, является: Определить основные признаки прав человека.

Прошу выйти капитанов за заданием.

Озвучьте задание и возьмите необходимые источники

Капитаны составляют из данных слов логическое предложение

Ответ учащихся

ГРАЖДАНИН -

ЧЕЛОВЕК

ИМЕЮЩИЙ ГРАЖДАНСТВО

Стимул: права человека волновали людские умы во все времена. Обнаруженный археологами первый письменный свод законов времен Древнего Вавилона в правление царя Хаммурапи, содержит, как мы бы сегодня сказали, нормы уголовного права, гражданского, а так же и права человека.

А какими же отличительными признаками обладают права человека?

Задачная формулировка: Ваша задача внимательно их прочитать и выделить из афоризма признак, которым обладают права человека

Работа по алгоритму.

1 гр. «как только людей начинают различать по крови в том, что касается прав, - это начало бесчеловечности». (В. Чалидзе)

2 гр. «Естественные права суть те, которые принадлежат человеку по праву его существования…» (Т. Пейн)

3 гр. «Мы должны даже за чудаком признать право на существование» (И.А. Покровский)

Алгоритм работы с афоризмами

Слайд № 4.

Работа в группах

Ответы учащихся по группам.

Запись в тетрадь

Слайд № 5

Вернемся к нашей модели «Гражданина». Капитаны, прошу вас прикрепить следующие слова нашей модели.

Капитаны составляют из данных слов логическое предложение

…ДАННОГО ГОСУДАРСТВА, ОБЛАДАЮЩИЙ…

Наша модель как мы видим, не завершена.

Продолжим решение задач.

IV этап. Первичное закрепление изученного материала.

Работа с документами по правам человека (7+3 мин)

Организация работы с документами

Стимул: Как вы думаете, на что опираются права человека? Назовите их.

Ответы учащихся: На документы: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека

Существует классификация прав и свобод человека:

(на доску)

- личные (гражданские права);

- политические права;

- экономические права….

По какому принципу классифицируются права?


Ответ: По сферам общественной жизни

Итак, нам нужно решить следующую задачу. Прошу выйти капитанов за заданием. Зачитайте задание.

Задачная формулировка: У вас разрезанный текст Всеобщей Декларации прав человека. Ваша задача из этих статей заполнить свое поле

1 гр. Политические права.

2 гр. Личные права граждан.

3 гр. Экономические, социальные и культурные.

Разрезанная Декларация прав человека.

Работа учащихся по заданию

Давайте посмотрим, как вы распределили права.

Запись в тетрадь

Стимул: В вашем учебном заведении тоже есть документ, локальный акт, в котором отражены ваши права как учащихся - это Устав лицея. Какие права в нем отражены?

Ответ: право на образование, культурное право

Задачная формулировка: Проанализируйте извлечение из Устава вашего учебного заведения - определите, какие еще виды прав содержит этот локальный документ?

Работа учащихся.

Ответы: политические, экономические, социальные.

Какие бы вы добавили еще права?

Обсуждение.

Прошу капитанов со словами-заданиями подойти к нашей модели «Гражданин» и прикрепить очередные составляющие.

Капитаны дополняют модель

…ВСЕЙ СОВОКУПНОСТЬЮ ПРАВ…

Решение проблемных ситуаций

У нас вырисовывается модель гражданина. Но на нашем информационном столе есть еще один конверт с заданиями. Я прошу капитанов взять задание

Задачная формулировка: Решить проблемные ситуации

Работа в группах.

Обсуждение решений.

Проблемные ситуации

Прошу капитанов подойти к нашей модели и прикрепить последовательно слова

Продолжение составления модели «Гражданин»

…И…ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНСТИТУЦИЕЙ.

Обратите внимание на нашу модель «Гражданина». Я думаю, что наша модель не завершена.

Как вы думаете, какого слова здесь не хватает?

Ответы учащихся

ОБЯЗАННОСТИ

Почему?

Обсуждение

Любое право имеет обратную сторону… Если я имею право, то я несу обязанность.

Запись в тетрадь модели «Гражданин»

V этап. Контрольный. (5 мин)

Проверка степени осмысления изученного материала

Стимул: Мы с вами сегодня много говорили о правах человека. Что же вы сегодня узнали?

Задачная формулировка: вам необходимо решить тест индивидуально, каждый в своей тетради

Каждый решает индивидуально

Слайд №6 (тест 5 вопросов)

Анализ полученных результатов

самопроверка

Слайд с ответами

Мы с вами на уроке выстроили все вместе, дружно модель гражданина. Только такие граждане могут построить ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - это тема нашего следующего урока.

Домашнее задание

По классификационному признаку (по сферам жизни) прав человека составить таблицу используя текст главы 2 Конституции РФ

VI этап. Рефлексия. (3 мин)

Организация игры

Игра «Я имею право»

Каждая группа определяет, какое право для них значимо на сегодня. Называют: «Я имею право…»

Я закончу сегодняшний урок словами А. Мийкевича «Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права» Спасибо за урок.


© 2010-2022