Программа Гражданско - патриотическое воспитание учащихся 5 - 11 классы

  Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам школ и к самой системе школьного образования. Злободневным становится формирование и развитие общеучебных умений. Одним из приоритетов школы все настойчивей провозглашается познавательная компетентность учащихся. Найдутся сегодня педагоги, которые выступят противниками идеи о том, что путь к компетентности современного выпускника лежит через формирование общих умений и навыков. Но, не научившись плавать, человек не способен дост...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Гражданско - патриотическое воспитание учащихся 5 - 11 классыПрограмма Гражданско - патриотическое воспитание учащихся 5 - 11 классы0,


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты - Мансийского района


«Средняя общеобразовательная школа»

п. Красноленинский






Программа

Гражданско - патриотического

воспитания учащихся

через урочную и внеклассную деятельность

2015 - 2018 годы






Автор: учитель истории и

обществознания I категории

Щеткова Юлия Александровна


2015

Введение. Теоретическое обоснование программы

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам школ и к самой системе школьного образования. Злободневным становится формирование и развитие общеучебных умений. Одним из приоритетов школы все настойчивей провозглашается познавательная компетентность учащихся. Найдутся сегодня педагоги, которые выступят противниками идеи о том, что путь к компетентности современного выпускника лежит через формирование общих умений и навыков. Но, не научившись плавать, человек не способен достигнуть высоких результатов в данном виде спорта. Эффективное формирование и развитие общеучебных умений предполагают соответствующее методическое обеспечение этого процесса. Ключевым компонентом методического обеспечения является программа. Ее основное предназначение - дать базисный объем знаний по предмету каждому ученику, открыть перспективы к дальнейшему познанию. Программа ориентируется именно на каждого ученика, и ее освоение становиться точкой измерения качества знаний по предмету. Я придерживаюсь мнения о том, что без дополнительной работы по любому предмету, а именно внеклассной деятельности, достичь высоких результатов невозможно. Особенно широкое поле деятельности открывается перед педагогами гуманитарного цикла. Формирование гражданско - патриотических качеств является основой в работе учите истории и обществознания. В период, когда в обществе прослеживаются бездуховность, погоня за материальными благами, правовой нигилизм, такая работа становиться наиболее актуальной. Развитие правового образования и правовой культуры, неразрывно связаны с развитием духовности, нравственности и мировоззрения личности. Ставя перед собой задачи воспитания и образования, педагог должен четко осознавать к чему он стремится и через какие педагогические приемы и методы он может реализовывать свои устремления. Мне импонирует высказывание Сенеки: «Если ты не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным». Исходя из этого определения, я решила создать своеобразную программу на перспективу, определив основным направлением деятельности внеклассную работу по предмету. Работа в малокомплектной школе имеет свои преимущества: небольшое количество учащихся может служить дополнительным плюсом при индивидуальной работе с ними. В школе практикуется систематическая индивидуальная работа с учащимися, которые стремятся повысить качество своего образования. Раз в неделю, в соответствии с графиком, ученик может прийти для консультации в кабинет истории, при желании он может получить необходимую консультацию в любой другой день недели. Работа учителя ведется с учетом особенностей каждого ученика и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Цели и задачи программы:

  • Оказание помощи учащимся в выборе своей траектории развития;

  • Привитие навыков самообучения и самовоспитания;

  • Развитие социального интеллекта (овладение коммуникативными способами и приемами взаимодействия);

  • Развитие рефлексии.

При выборе своей траектории, учащийся должен точно уяснить необходимость своего активного участия в процессе познания, он должен обладать определенной мотивацией учения и постижения знаний об обществе, в котором живет. Для чего ему необходимы более высокие результаты? Как он может достичь качественного роста? Какова перспектива применения своих достижений? Эти и другие вопросы должны быть не просто поставлены перед учащимися, каждый из них должен дать на них ответ, исходя из которого и будет осуществляться процесс познания. Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе гражданско - правового воспитания были в равной степени заинтересованы все стороны: учитель, ученик, родитель. Каждая составляющая учебного процесса должна точно знать не только свою задачу, но и пути ее решения.

Пути реализации программы:

  • Через формирование учебно - управленческих умений учащихся;

  • Через формирование учебно - информационных умений;

  • Через формирование учебно - логических умений;

  • Через исследовательскую деятельность учащихся.

Содержание программы

Учебно - управленческие умения.

С семидесятых годов в педагогической науке был поставлен вопрос о рассмотрении учения как процесса самоуправления. Исходя из этого, работа должна строиться, прежде всего, на формировании навыков управленческого цикла. Под последним понимается целостная совокупность сориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых последовательно, а иногда параллельно. В состав управленческого цикла включаются такие виды деятельности:

  • Планирование, то есть определение целей и средств их достижения;

  • Организацию, то есть создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов;

  • Контроль, то есть сбор информации о процессе выполнения намеченных планов;

  • Регулирование, то есть корректировка планов и процесса их реализации;

  • Анализ, то есть изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов.

Большое значение в самоуправлении играет самоконтроль. Самоконтроль во внеклассной деятельности означает регуляцию школьником своей работы с целью обеспечения результатов, соответствующих предъявляемым требованиям, нормам, правилам. Основными средствами самоконтроля являются схемы, алгоритмы решений, памятки, образцы заполнения, ключи к программным материалам и т.д. В процессе внеклассной деятельности функция передачи учителем знаний должна уменьшаться, а доля самостоятельности учащихся соответственно расти.

Учебно - информационные умения.

Понятие «информация» обычно рассматривается в контексте понятия «информационный подход». С позиции этого подхода информация представляет собой сведения, включенные непосредственно в коммуникативный процесс: источник информации; сведении; канал передачи сведений; получатель. Информация появляется только в процессе коммуникации, следовательно, учебно - информационные умения включают в себя и учебно - коммуникативные умения. Исходя из этого, можно констатировать, что учебно - управленческие умения ставят учебные задачи, проектируют пути их выполнения, а учебно - информационные умения становятся средством достижения поставленных задач. Учебно - информационные умения обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных и воспитательных задач. Наиболее распространенными можно назвать три группы учебно - информационных умений:

  • Умения работать с письменными текстами;

  • Умения работать с устными текстами;

  • Умения работать с реальными объектами как источниками информации.

Учебно - логические умения.

Под учебно - логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения поставленных задач. В основе логических умений лежит мышление. Оно представляет собой опосредованное отражение связей между объектами действительности, ведущие к получению новых знаний. Наряду с понятием «мышление» традиционно используется термин «интеллект». Если мышление - это процесс решения задач с целью получения новых знаний и создание чего - либо, то интеллект - это характеристика общих способностей, необходимых для всего процесса познания, то есть не только для мышления, но и для воображения, памяти, внимания, речи и т.д.

Способы мыслительной деятельности традиционно делятся на действенные, образные и логические. Логические умения являются важнейшим компонентом мыслительной деятельности, ибо одной из существенных характеристик мышления является то, что это логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на решаемой проблеме. Посредством учебно - логических умений информация структурируется для обеспечения поступательного движения от незнания к знанию.

Исследовательская деятельность учащихся.

Современная школа все больше ориентирована на проектное обучение. Одним из элементов проектного обучения можно считать приемы исследовательской деятельности учащихся. Учебный и воспитательный процесс, организованный по технологии исследовательского обучения, представляет собой поиск новых познавательных ориентиров, в котором учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Технология исследовательского обучения имеет следующие этапы:

  • Столкновение с проблемой (ввод в проблемную ситуацию, постановка проблемы и актуализация внутреннего и внешнего противоречия. Коллективное обсуждение целей и способов их достижения);

  • Сбор данных;

  • Работа в микрогруппах (обработка и классификация данных);

  • Выстраивание объяснения по собранным данным;

  • Защита выработанных позиций, анализ исследования;

  • Выводы (определение новых проблем, рефлексия, обсуждение трудностей, выявление ошибок, путей их преодоления).

Из всего вышеизложенного следует, что технологии обучения характеризуются рациональной организацией учебной деятельности, возможностью получить желаемый результат с наименьшими затратами, методологическим уровнем рассмотрения педагогических проблем, внедрением системного мышления, позволяющего сделать учебный процесс управляемым, упорядоченностью действий, гарантирующих достижение педагогических целей.

Механизм реализации программы.

Основные направления программы

Цели выбранного направления

Формы проведения работы по направлениям

Формирование учебно - управленческих умений

Уменьшение функции передачи учителем знаний и увеличение доли самостоятельности учащихся

  • Более широкое привлечение учащихся к различного рода конкурсам, викторинам, конференциям;

  • Отработка навыков получения информации через сеть Интернет, СМИ;

  • Работа с текстами газет; с юридической литературой;

  • Отработка приемов аналитической работы с текстами.

Формирование учебно - информационных умений

Привитие навыков поисковой работы для переработки и использования получаемой информации

  • Использование алгоритма работы с газетным материалом;

  • Практика работы с историческими и юридическими документами.

Формирование учебно - логических умений

Организация поступательного движения от незнания к знанию, от простого к сложному, формирование понимания причинно - следственных связей.

  • Составление логических схем;

  • Решение практических задач;

  • Составление планов работы над проблемой.

Формирование навыков исследовательской деятельности

Поиск новых познавательных ориентиров, подход к проектной деятельности учащихся

  • Подготовка сообщений об отдельных исторических личностях (их роли в формировании гражданского общества);

  • Подготовка докладов по отдельным периодам истории;

  • Исследование спорных вопросов истории права, попытка сформировать свое отношение к вопросу;

  • Написание рефератов.


Учебно - методическое обеспечение программы

Для выполнения намеченной программы в школе и личной копилке имеются достаточно интересные и полезные материалы. Настольной книгой любого учителя являются методические журналы по предмету. В них можно найти массу примеров современных уроков, внеклассных мероприятий, рекомендаций по исследовательской деятельности школьников, тематику проектов по предмету и т.д. Я не являюсь сторонником полного копирования предложенных методик, но наиболее значимые моменты стараюсь использовать в своей работе. Выше уже говорилось о том, что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга. Использование предложенных схем и таблиц на уроке позволяет отрабатывать практические умения школьников, способность их видеть главное. При внеклассной работе полученные навыки помогают быстрее ориентироваться в предложенном материале. Использование учебно - методического пособия позволяет решать многие задачи в вопросе повышения интереса к предмету, стремления получить дополнительную информацию. Опорой в работе с учащимися становятся идеи и мысли выдающихся педагогов страны. Они являются стартовой площадкой в начале пути, дают пищу для размышления на определенных этапах работы. Наиболее значимые труды педагогов перечислены в данной программе.

Методическая литература

  1. Алексеева М.Я. «Организация научно - исследовательской деятельности на уроках истории». Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 4, 2003 г.

  2. Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. «Научно - исследовательская работа учащихся». Журнал «Преподавание истории в школе» № 3, 2005, с. 31.

  3. Бокарева Г., Кикоть Е. «Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся». Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы» № 6, 2002, М., «Сентябрь».

  4. Виноградова М.В., Лебедева И.А. «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и информатики». Журнал «Преподавание истории в школе» № 9, 2009 г.

  5. Иванова Л.Ф. «Проектная работа в обучении обществознанию». Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 2, № 3, 2007 г.

  6. Иоффе А.Н. «Мотивация в обучении истории и обществознанию». Журнал «Преподавание истории в школе» № 6, 2009 г.

  7. Клименко А.В., Подкозлина О.А. «Проектная деятельность учащихся». Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 9, 2002 г.

  8. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Журнал «Преподавание истории в школе» № 4, 2002 г.

  9. Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение - что это?». Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы» № 3, 2004, М., «Сентябрь», с. 46

  10. Переверзев Л. «Проектный подход и требования к учителю». Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы» № 4, 2002 г.

  11. Рыбина О. «Проектная деятельность учащихся в современной школе». Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы» № 1, 2004 г.

  12. Савенков А. «Принципы исследовательского обучения». Журнал «Директор школы»

№ 9, 2008 г.

  1. Сергеев И.С. «Освоил метод проектов… Что дальше?». Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 9, 2005 г.

  2. Тысько Л.А. «Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию». Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 4, 2006 г.

  3. Цитович Т.Г. «Формирование умений написания эссе на уроках обществознания». Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 7, 2003 г.

Материально - техническое обеспечение программы

Помимо обширной методической базы, в школе есть хорошие Интернет - ресурсы. На данном этапе есть возможность использовать медиатеку. Ученик, при желании имеет возможность использовать энциклопедическую литературу, поработать в интернете, провести анализ нескольких источников, поработать с первоисточниками. Наличие в школьном арсенале «КМ - школы» дает хорошие шансы учителям работать на перспективу. Возможность использовать новые технологии повышает интерес учащихся к таким предметам как история и обществознание. Поиски материала для исследовательских работ ведутся более успешно, повысился уровень выполнения этих работ. Применение новых технологий в системе будет содействовать вовлечению учащихся во внеклассную работу по предмету. В школе имеется кабинет истории, который также несет на себе определенную нагрузку в выполнении поставленных задач. У учителя есть возможность систематизировать и использовать в своей работе накопленный раздаточный материал, таблицы, картины, настенные карты. Продуманное оформление кабинета дополнит знания учащихся по отдельным темам, привлечет их к интересным фактам истории России и края.

Ожидаемые результаты.

  1. Повышение уровня правовой культуры, успешное развитие его собственной траектории.

  2. Повышение уровня самооценки учащимся, преодоление закомплексованности и боязни ошибиться.

  3. Повышение интереса к предмету через новые виды деятельности, развитие навыков самостоятельной работы.

  4. Приобретение первоначальных навыков исследовательской деятельности каждым учащимся.

  5. Частные попытки наиболее сильных учеников приобрести навыки проектной деятельности по гражданско - патриотическому направлению.

  6. Повышение активности учащихся в пропаганде своей исследовательской деятельности, участие в конкурсах разного уровня, формирование ПОРТФОЛИО.

Список используемой литературы

  1. Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение - что это?». Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы», № 3, 2004 г.

  2. Переверзев Л. «Проектный подход и требования к учителю». Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы», № 4, 2002 г.

  3. Семенова Н. «Применение эффективных технологий обучения (технологические карты для учителя)». Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы», № 3, 2003 г.

  4. Татьянченко Д., Воровщиков С. «Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников». Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы», № 5, 2002 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты - Мансийского района


«Средняя общеобразовательная школа»

п. Красноленинский

План

работы

по реализации программы

Гражданско - патриотического

воспитания учащихся

(2015 -2016 учебный год)



Учитель истории и

обществознания I категории

Щеткова Юлия Александровна


п. Красноленинский

2015


Сегодня ребенку сложно понять, что хорошо, а что плохо. Поэтому необходимо объяснить подрастающему поколению, что главная ценность общества - это человеческая жизнь. С приходом демократии человек с одной стороны получил свободу выбора, возможность самовыражаться и самореализовываться, права и свободы гражданина теперь не просто слова.

С другой стороны - очень часто через средства массовой информации ребенок получает негативную информацию, искажение правовой культуры, морально - нравственных ориентиров. Каждый день дети сталкиваются с насилием, с подтверждением того, что прав тот, кто сильнее. Даже просмотр детских передач и мультфильмов зачастую несет негативные последствия (демонстрируются драки, убийства, похищения, воровство и т.д.). У ребенка складывается ощущение, что все это в порядке вещей, у него появляются криминальные кумиры. В итоге повышается уровень подростковой преступности.

Задача семьи, школы, педагогов в том, чтобы направить молодых людей по пути толерантности, уважения к правам окружающих. Учащимся нужно приводить как можно больше положительных примеров поведения. Им нужно разъяснять общечеловеческие ценности, учить сохранять и передавать эти ценности другим. Профилактические своевременные действия помогут предотвратить многие проблемы развития личности ребенка. С этой целью мной была разработана программа на перспективу (3 - 5 лет). Первым шагом к реализации данной программы стал план работы по гражданско - патриотическому воспитанию на 2015 - 2016 учебный год.

План работы составлен с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов, способностей воспринимать тот материал, который им предложен. Цель данных занятий:

  • Более полное и глубокое изучение права;

  • Развитие правовой культуры;

  • Формирование гражданской активности;

  • Воспитание патриотического (гражданского) отношения к своей Родине, своей семье.

  • Укрепление исторической памяти, уважения к историческому прошлому страны;

  • Воспитание чувства ответственности за будущее страны, края.

Для более легкого и эффективного усвоения большинство занятий проводится в игровых формах, в проектной и практической деятельности. Практическая деятельность имеет особое значение, поскольку именно через практику легче осознать суть происходящего и наглядно продемонстрировать результаты деятельности. Игровые формы наиболее популярны и понятны школьникам среднего звена. Через игру идет усвоение необходимых знаний. В предложенных мероприятиях используются элементы игры, психологического тренинга, «мозгового штурма», «корзинки идей» и т.п. Для каждого класса предусмотрена определенная тематика и форма работы. Занятия планируются проводиться 1 раз в четверть в каждом классе, начиная с 5 - го.

№ п/п

Класс

Тема занятия

1

5

Конвенция о правах ребенка (брейн - ринг)

2

6

Где граница твоих прав (деловая игра)

3

7

Я - россиянин, я - гражданин (круглый стол)

4

8

Права ребенка в современном мире (конкурс сочинений)

5

9

Брейн - ринг по правам человека и гражданина

6

10

«Если б я был судьей…» (проектная деятельность)

7

11

Каким быть гражданину XXI века? (брифинг)

8

5

Зачем человеку права и как ими пользоваться (беседа с использованием сказочных сюжетов)

9

6

Как защищать свои права (практикум)

10

7

В какой бы я хотел жить стране (мини проекты)

11

8

Закон суров, но это закон (правовые «Крестики - нолики»)

12

9

«Знаешь ли ты …?» (викторина)

13

10

Формирование избирательного права в России (исследовательские работы)

14

11

Я - избиратель (деловая игра)

15

5

Права и обязанности школьника (беседа, анализ ситуаций из школьной жизни)

16

6

Декларация прав человека (путешествие в прошлое)

17

7

Международные организации по защите прав человека («Звездный час»)

18

8

Моя Россия (конкурс плакатов, стихов и т.п.)

19

9

Работа над проектами «идеального государства»

20

10

Игра по праву «О, счастливчик»

21

11

«Бессмертен тот, Отечество кто спас» (мероприятие, посвященное героям Отечественной войны 1812 года)

22

5

С чего начинается Родина (рисунки, сочинения)

23

6

Защитник Отечества!? (дискуссия «долг» или «обязанность»)

24

7

Я и моя семья (гостиная, приглашаются члены семей, знакомство с историей семьи, ее традициями)

25

8

Моя правовая культура («Морской бой» по праву)

26

9

Круглый стол «Моя малая родина»

27

10

Патриотизм - стиль жизни (мероприятие, посвященное Победе в ВОВ: «Морской бой»)

28

11

Я - достойный гражданин своей страны («Своя игра»)


© 2010-2022