Мастер-класс Сократ и мы (10-11 класс)

Мастер- класс «Сократ и мы». Цель: на основе изучения мировоззренческих идей Сократа создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся и эмоционально- ценностного отношения к явлениям мировой цивилизации.Так вот, у меня есть идея раскрыть смысл изречения Сенеки «Люди учатся, обучаясь».Название темы урока я вам предлагаю сформулировать в конце нашего занятия.Далее учитель задает неожиданные вопросы:- когда наступит зима?- какого цвета справедливость?- Петербург является культурной ст...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер- класс «Сократ и мы».

Цель: на основе изучения мировоззренческих идей Сократа создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся и эмоционально- ценностного отношения к явлениям мировой цивилизации.

I этап. Активизация обучающихся и формирование их личного интереса к теме.

Начинаю с беседы: « У вас на партах апельсины. У меня тоже есть апельсин. Если я отдам свой апельсин одному ученику, а он подарит мне свой апельсин, у каждого из нас все равно останется по одному апельсину. Согласны?

Если у меня есть идея и у каждого из вас есть идея, то мы обменяемся идеями, тогда у каждого из нас будет много идей. Согласны?

Так вот, у меня есть идея раскрыть смысл изречения Сенеки «Люди учатся, обучаясь».

Название темы урока я вам предлагаю сформулировать в конце нашего занятия.

Далее учитель задает неожиданные вопросы:

- когда наступит зима?

- какого цвета справедливость?

- Петербург является культурной столицей?

- сколько лет Москве?

- если ночной сторож умер днем, ему будут платить пенсию?

- кому на Руси жить хорошо?

И последний вопрос?- Почему я задаю эти вопросы? Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель обобщает их, говоря: «Обучение начинается с диалога, а диалог- с постановки вопроса».

У Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Так вот, я «увидела» вашу интеллектуальную реакцию, ваше настроение, ваше мнение я услышала. Я поняла, что наш диалог должен состояться.

II этап. Задание. Учитель помогает осознать собственное понимание учебного материала.

Предлагает по буквам расшифровать слово «диалог».

Добро, истина, анализ, логика, образ, гармония.

Задание: используя сочиненные слова, сформулировать несколько правил ведения диалога.

Например:

  1. Соблюдать логику.

  2. Нести добро друг другу.

  3. Анализировать и т.д.

Задание: обратимся к классическим образцам диалога, фрагменту из трактата Платона «Федр», где Сократ ведет диалог со своими учениками.

Читаем текст и формулируем новые правила ведения диалога.

Задание: учитель вводит понятие «диалектика».

В Древних Афинах Сократ привлекал многих людей. Он дарил мудрый диалог любому и ничего не требовал взамен. Это раздражало учителей мудрости (софистов), которые за большие деньги учили не истине, а лишь формальной убедительности.

Потренируемся в софистике. Я прошу вас обосновать, что апельсин лучше яблока; а других наоборот. (Например, апельсин на букву а, яблоко- на я).

Подобное задание учит нас искать аргумент, но не ведет к истине.

Против подобных софизмов выступал Сократ, что привело его на суд. Сократ выступал в суде. Он не защищался, он звал к диалогу, во имя спасения не себя, а граждан Афин.

Заключительная часть. Ответьте на вопросы.

  1. Какие уроки мы можем извлечь для себя из мировоззрения и жизни Сократа?

  2. Полезен ли наш диалог в процессе познания истории?

  3. Какое название можно дать нашему уроку?

Подведение итогов.

Уча вас, я училась сама. Училась вести диалог, училась задавать вопросы и искать ответы, училась понимать других.

Понимать - это исследовать, размышлять, вести постоянный диалог!

Спасибо вам за диалог!





Приложения.

Из трактата Платона «Федр».

Сократ. Стало быть, нам предстоит рассмотреть, как мы только что и собирались сделать, от чего это зависит- говорить и писать хорошо или нехорошо.

Федр. Очевидно.

Сократ. Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?

Федр. Об этом, милый Сократ, я так слышал: тому, кто намеревается стать оратором, нет необходимости понимать, что действительно справедливо, - достаточно знать то, что кажется справедливым большинству, которое будет судить. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, - достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины.

Сократ. «Мысль не презренная», Федр, раз так говорят умные люди, но надо рассмотреть, есть ли в ней смысл. Поэтому нельзя оставить без внимания то, что ты сейчас сказал.

Федр. Ты прав.

Сократ. Рассмотрим это следующим образом.

Федр. Каким?

Сократ. Например, я убеждал бы тебя приобрести коня, чтобы сражаться с неприятелем, причем мы с тобой оба знали бы, что такое конь, да и о тебе я знал лишь то, что Федр считает конем ручное животное с большими ушами…

Федр. Это было бы смешным, Сократ.

Сократ. Пока еще нет, но так было бы, если бы я стал всерьез тебя убеждать, сочинив похвальное слово ослу, называя его конем и утверждая всячески, что стоит эту скотинку иметь не только дома, но и в походе, так как она пригодится в битве, для перевозки клади и еще многого другого.

Федр. Вот это было бы совсем смешно!

Сократ. А разве не лучше то, что смешно да мило, чем то, что страшно и враждебно?

Федр. Это очевидно.

Сократ. Так вот, когда оратор, не знающий, что такое добро, а что- зло, выступит перед такими же несведущими гражданами с целью их убедить, причем будет расхваливать не тень осла, выдавая его за коня, но и зло, выдавая его за добро, и, учтя мнение толпы, убедить ее сделать что - нибудь плохое вместо хорошего, какие, по- твоему, плоды принесет впоследствии посев его красноречия?

Федр. Не очень- то подходящие.

Мастер- класс Сократ и мы (10-11 класс)

© 2010-2022