Проблемные вопросы при изучении раздела право в школе

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кригина Любовь Ивановна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 1 им. М. Горького с углублённым изучением английского языка», г. Арзамас. [email protected]

Проблемные вопросы при изучении раздела «право» в школе.

Проблемы содержания раздела «право» в школе.

Строительство правового государства - процесс длительный и сложный. Изменения, происходящие сегодня в правовой системе, - позитивный показатель развития российского государства. Принятие новых нормативно-правовых актов, отвечающих современным реалиям, - необходимое условие становления правового государства, обеспечения правовой грамотности и правовой культуры населения. Оно необходимо для развития и функционирования институтов демократии в России.

В Конституции РФ Россия уже объявлена правовым государством. Это, на наш взгляд, преувеличение. Действительность во многом опровергает данное положение статьи 1 Конституции. Формулировка была бы точнее, если бы фиксировала процесс формирования правового государства. Процесс этот в России идет неоднозначно, противоречиво, проблемно.

Учителю важно учитывать, что многие вопросы права являются дискуссионными, до конца не решенными, проблемными. Вряд ли следует давать по ним безапелляционный ответ. А если известны разные позиции, то, возможно, следует оговориться о существовании разных подходов, выделив из них наиболее приемлемый.

Необходимо обращать внимание и на то, что среди юристов и законодателей имеет место разное понимание права и справедливости применительно к разрешению любой конкретной ситуации, а также на то, что изменения в стране диктуют приведение в соответствие с ними и государственно-правовых понятий, которое происходит не так быстро, как хотелось бы.

Учитель, преподающий основы права в рамках курса обществознания в основной и средней школе осознаёт, что многие вопросы системы права РФ находятся в стадии решения, следовательно, обращает внимание учащихся на то, что, возможно, ряд проблем именно им и предстоит решать в ближайшем будущем. Вот некоторые из них.

Проблемные вопросы Экологического права.

1. Нормативы качества природной среды, т.е. показатели предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере, воде, а также в почвах могут меняться в связи с общественной динамикой. Кроме того, такие нормативы устанавливаются индивидуально применительно к источникам выбросов, сбросов, складирования отходов и других источников воздействий на природную среду, к добывающим природные ресурсы видам деятельности или иным категориям природопользования, что не исключает противоречий.

2. Российское экологическое право установило так называемый экономический механизм регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Он заключается в платности пользования природными ресурсами, плате за загрязнение окружающей среды (за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов), установлении налоговых и кредитных льгот, проведении экологического страхования. Эта система не является бесспорной, ибо плата за экологические правонарушения и их последствия порой ничтожно мала.

Проблемные вопросы Семейного права.

1.Отношения фактического сожительства в современной России очень широко распространены, большинство будущих супругов до официальной регистрации брака предпочитают какое-то время жить без оформления своих отношений. Вместе с тем государство эту практику как бы не замечает и не обеспечивает партнеров в фактическом сожительстве правовой защитой, аналогичной защите партнеров в браке.

2.В России практика применения суррогатного материнства постоянно расширяется, а многие проблемы остаются юридически не решенными.

Проблемные вопросы Трудового права.

Сегодня при заключении трудового договора допускается огромное количество ошибок, неточностей, как со стороны работника, так и со стороны работодателя. Работники часто подписывают неправомерный документ, а причиной этого, как правило, бывает элементарное незнание правил его составления, своих прав.

Проблемные вопросы Уголовного права.

Понятно, что в любом, даже самом цивилизованном обществе наряду с положительными изменениями происходят и некие отрицательные. В России, идущей по пути формирования правового государства, проблемы и сложности не исключаются, а наоборот, являются неизбежными. Замалчивать факты правовых нарушений при изучении соответствующих тем, естественно, нельзя. Учащиеся, особенно старшеклассники, подмечают все промахи и недочёты в функционировании правовой системы.

«Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться... Наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести», - так считал Конфуций. Учащиеся находят в СМИ примеры противоречивости системы наказаний за преступления:

- сравнение учащимися наказаний виновному за неудавшуюся попытку ограбления ювелирного магазина (13 лет лишения свободы) и виновному в непреднамеренном убийстве нескольких лиц (3 года лишения свободы, порой и условно) обесценивает в их глазах значимость положений ст.2 главы 1 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы - высшая ценность;

- лишение права должностного лица, нанесшего непоправимый материальный ущерб государству занимать соответствующую государственную должность в течение трёх лет без возмещения при том причинённого ущерба вызывает у учащихся сомнение в том, что данное должностное лицо за 3 года раз и навсегда избавится от склонности к коррупции.

Отмечают учащиеся и несовершенство правотворчества (например, отсутствие такого элемента, как санкция, в структуре ряда норм права), недостаточность или вовсе отсутствие правоприменительной практики по ряду вопросов права в РФ.

Проблемы учебной программы раздела «право» в школе.

Правовые вопросы в курсе обществознания не являются сквозными, изучаемыми из класса в класс, начиная с шестого, либо затрагиваются бегло, либо вовсе не затрагиваются (например, в 10 классе по программе Л.Н.Боголюбова).

Проблемы преподавания раздела «право».

Особое значение имеет практическая направленность при изучении правовых вопросов. Ученики должны понимать: зачем изучается материал, почему учащиеся должны, к примеру, знать основные способы защиты прав человека. Школьникам не нужны знания об абстрактном праве, им необходимо знать, где, когда и как они будут иметь возможность их применять, зачем это нужно лично им. Изучение российского современного права должно опираться на реальные текущие изменения. Для оперативного знакомства с текущим нормотворчеством необходимо использовать «Российскую газету» или другие официальные издания.

Известно, что право является системой государственных норм, правил, предписаний, обязанностей и запретов. Такая его трактовка скучна для школьников, изначально настраивает их негативно по отношению к этому предмету. Для формирования у учащихся позитивного образа права и его роли в жизни общества и отдельного человека возникает необходимость менять способы подачи материала на уроках. Это ставит перед учителем проблему выбора соответствующих приёмов, технологий, методов.

Особенно важными видятся критическая оценка происходящего в правовой сфере, выделение положительных и отрицательных явлений, понимание сущности проблемы, поиск альтернативных решений. Если мы хотим научить школьников воспринимать право положительно, выработать у них уважение к закону, необходимо, чтобы в изучаемом материале доминировали позитивные примеры изменений в правовой сфере.

При изучении права целесообразно, основываясь на деятельностном подходе, применение активных форм учебной работы школьников. К ним относятся: технология критического мышления, метод проектов, метод проблемного изложения, к достоинствам которого в формирования правовой культуры можно отнести следующие: обеспечивает выявление учащимися новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях; способствует формированию мировоззрения учащихся (высокая самостоятельность усвоения знаний трансформирует их в убеждения); формирует личностную мотивацию, способствует формированию правовой активности школьников, которые в процессе познания права приобретают умения и навыки правового поведения в реальной жизни.

© 2010-2022