Методическая разработка лекционного занятия на тему Традиционные семейные ценности народов мира (СПО)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка лекционного занятия на тему Традиционные семейные ценности народов мира (СПО)Методическая разработка лекционного занятия на тему Традиционные семейные ценности народов мира (СПО)Ирбитскийфилиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

Среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Тема: «Традиционные семейные ценности народов мира».



по учебной дисциплине «Этика и культура межнациональных отношений»

специальность: Акушерское дело, Сестринское дело, Лечебное дело

3 курс






Ирбит

2015



Рассмотрено

на заседании

ЦМК по ОГОПД

протокол № __

от «___» _________2015

председатель_________



Разработчик:

преподаватель первой категории Ирбитского филиала ГБОУ СПО «СОМК» дисциплины «Этика и культура межнациональных отношений», Огай Л.В.










Дисциплина

Этика и культура межнациональных отношений.

Тема занятия

Традиционные ценности народов мира

Тип и форма занятия

Аудиторное теоретическое занятие (комбинированное).

Продолжительность занятия 90 минут.

Образовательные цели занятия

Студент должен уметь:

- высказывать свою точку зрения;

-применять полученные знания в области научных исследований и профессиональной деятельности;

-излагать свои выводы проблем межнациональных коммуникаций.

-Уметь анализировать, обобщать и давать оценку традиционным ролям в различных религиозных семьях.

Студент должен знать:

- Что такое ценности семьи.

- Роль мужчины и женщины в религиозных культурах.

- Почитание семьи.

-Знать нормы семейных ценностей религий мира.

Цели воспитания и развития

Познавательные:

- Изучить, понятие «Семейные ценности».

-Выяснить особенности семейного быта.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, устную речь.

Развивать чувства солидарности, толерантности.

Воспитательные:

Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Развитие общих компетенций

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повешение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Методы обучения

Информационно-развивающие.

Междисциплинарные связи (интеграция)

Обществознание, история, психология.

Обеспечение занятия:

Методическое обеспечение

Технологическая карта занятия, конспект лекции, учебник (Бателеаан П. Межкультурное образование - больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243; Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. - Мир2014 г)

Наглядные пособия

Раздаточный материал

Текстовые задания

ТСО.

Компьютер, мультимедийный проектор

Список литературы


  1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. -Мир2014 г.

  2. Тишков В. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества / Этнопанорама. 2013. №1-2. С2-12.

  3. Бателеаан П. Межкультурное образование - больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243

План проведения занятия

№ п/п

Этапы

Задания и рекомендации

Развитие общих компетенции

Хронология

(мин)

1

Организационный

Проверка и готовность к занятию

3

2

Сообщение темы и мотивация

Тема «Традиционные ценности народов мира».

Цели занятия:

  1. Рассмотреть традиции религии создания семьи.

  2. Определить роли мужчины и женщины в семьях религиозных культур.

  3. Проанализировать вопрос отношения к родителям в семьях религиозных культур.

Тема студентам нужна для того, чтобы они смогли найти общий язык с пациентами и их семьями, т.к. пациенты могут быть разных национальностей.

5

3

Исходный контроль

Проверка д/з, решение тестовых заданий на тему «Религии мира» Приложение 1

ОК 6.

5

4

Изложение нового материала

1.Традиции религии создания семьи.

Сообщение студента:

«Состояние современной христианской семьи».

«Состояние современной исламской семьи».

«Состояние современной буддистской семьи».

2. Традиционные роли мужа, жены, отца, матери.

3.Почитание родителей.

4. Семейный быт.

ОК 8, ОК 10.

30

5

Самостоятельная работа студента

Заполнение сравнительной таблицы «Традиционные роли мужчины и женщины»

Приложение 2

ОК 8.

15

6

Закрепление и систематизация изученного материала

Определить особенности отношений к семье, в том числе к родителям. Для выполнения задания необходима работа с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», татарская сказка «Три дочери» Приложение 3, изречение Будды.

ОК 6.

10

7

Подведение итогов занятия

Подведение итогов занятия(работа с таблицей), самостоятельно в тетради заполнить таблицу, зафиксировать основные ценности семейной жизни. Необходимо проставить «+» в тех графах, которые соответствуют найденному из предложенных текстов. Приложение 4

ОК 10.

15

8

Домашнее задание

Сообщение «Какие ценности семьи существуют в вашей семьи»

5

Преподаватель: Огай Л.В.





План - конспект учебного занятия:


  1. Организационный момент.

Преподаватель проверяет готовность студентов к учебному занятию, проверка домашнего задания (Приложение 1 тестовые задания).

Мотивация учебного занятия.

На занятии мы сегодня будем оценивать вашу самостоятельность, активность, правильность ваших суждений, точность мыслей.

Перед вами студенты на столе лежит инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».

Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? - спрашивает Муравей.

- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничего.

Как Вы поняли, почему погиб Лепесток?

А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

(ответ) Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы. К сожалению, не все народы мира, представители разных религий не ценят семью как ячейку общества, ценности семьи. Давайте с Вами познакомимся с семейными ценностями народов мира - это и будет темой нашего занятия.

  1. Объяснение новой темы.

Тема нашего занятия «Традиционные семейные ценности народов мира»

Цель нашего занятия:

  1. Рассмотреть традиции религии создания семьи.

  2. Определить роли мужчины и женщины в семьях религиозных культур.

  3. Проанализировать вопрос отношения к родителям в семьях религиозных культур.



  1. Традиции религии создания семьи

Сегодня на занятие мы должны рассмотреть состояние современной семьи разных религиозных культур и оценить перспективы ее дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании. В то же время необходимо учитывать, что существует и эволюция семьи, обусловленная ее собственными внутренними закономерностями развития.

А сейчас давайте рассмотрим традиции религий создания семьи на примере (христианства, ислама, буддизма).

Первую рассмотрим христианскую модель семьи.

С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» - написано в «Домострое». Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли.

Христианская семья основывается на добровольном ответственном браке одного мужчины и одной женщины, в котором реализуются и проявляются отношения любви, честности и непорочности.

Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность.

А как сейчас выглядит современная христианская семья?

Вам было предложено подготовить сообщение «Состояние современной христианской семьи»

(Заслушивание сообщения студентом)

Следующую рассмотрим исламскую модель семьи.

Современный ислам объявляет семью первейшим и важнейшим элементом человеческого общества, источником обновления людей. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. В исламе брак считается добродетелью, праведностью и актом поклонения Творцу. Не одобряются мужчины и женщины, отрекающиеся от брачной жизни. Характерно стремление максимально упростить процедуру заключения брачного договора. Для признания брака действительным достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов в присутствии двух свидетелей. Главное, чтобы эта процедура не была тайной и скрытой, а проходила открыто и гласно в деревне, квартале, доме.

Главой мусульманской семьи является мужчина. «Ислам сделал мужчину наставником жены, надзирателем за тем, чтобы домашние дела шли должным и правильным образом. Отличительной особенностью семейно-брачных отношений в мусульманской семье является многоженство, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье)

А как сейчас выглядит современная исламская семья?

Вам было предложено подготовить сообщение «Состояние современной исламской семьи»

(Заслушивание сообщения студентом)

И последняя буддистская модель создания семьи.

В проповедях Будды есть немало указаний на то, что лучше и мудрее быть верным одной супруге или супругу, не злоупотреблять чувствами и не ухаживать за другими партнерами Примечательным считаем, что верность в браке признается абсолютной истиной. Человек должен осознать трудности, испытания и страдания, через которые приходится проходить, чтобы просто поддерживать семейную жизнь. Они могут усилиться в несколько раз, если он сталкивается с ними на фоне дополнительных трудностей, созданных им самим. Понимая человеческую слабость, Будда в одном из правил учил «Брак - это узы содружества, в которое мужчина и женщина вступают на всю жизнь». Тремя основными принципами, которые следует развивать семье, являются терпение, терпимость и понимание. В то время как любовь должна быть узлом, связывающим партнеров друг с другом, для поддержания счастливой семьи необходимы и материальные условия. Подобающим считается в семейной паре открытость сердец и душ, где нет места секретам и т.п. Появление секретов порождает подозрение, а подозрение - это элемент, способный уничтожить любовь в брачном союзе. Подозрение порождает ревность, что в свою очередь, порождает злость, злость создает ненависть, ненависть переходит во враждебность, а враждебность может повлечь за собой большие страдания, включая кровопролитие, самоубийство.

А как сейчас выглядит современная буддистская семья?

Вам было предложено подготовить сообщения «Состояние современной буддистской семьи»

(Заслушивание сообщения студента)

Обсуждения сообщений.

Вот мы с Вами познакомились с основными традициями создания семьи разных религиозных культур и их отличительными особенностями, а так жерассмотрели, как сейчас выглядит современная семья.



  1. Традиционные роли мужа, жены, отца, матери

В рамках изучения темы занятия важным аспектом является - роль мужчины и женщины в разных религиозных семьях. (Приложение 2)

Сейчас разделитесь, пожалуйста, на 3 группы. Каждой группе предлагается изучить информационный материал и заполнить таблицу, которая раскроет и покажет положение мужчины и женщины в разных религиозных семьях. Для выполнения задания дается - 10 мин

Инструкция.Для заполнения таблицы Вам необходимо прочитать предложенные тексты и заполнить графы, выбирая из текста только самое важное на ваше усмотрение.

Традиционные роли мужчины и женщины


Религия

Роль отца

Роль мужа

Роль матери

Роль жены

Христианство


Буддизм


Ислам



В конце работы проходит подведение итогов, каждая группа представляет результаты своей работы (обсуждение ответов).

Спасибо за выполненную работу.














  1. Почитание родителей

Традиции религиозной культуры, народные обычаи.говорят о том, как важно почитать людей, давших тебе жизнь, воспитавших тебя и научивших жить в окружающем мире. Особое внимание и забота необходимы людям пожилого возраста. Они надеются на поддержку молодого поколения.

Отношение к родителям отражено очень ярко во всех религиях мира.

В священной книге христиан Библии много говорится о почитании своей семьи и воздаянии должного родителям. Апостол Павел учил:

«Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо этого требует справедливость».

- Что означают слова апостола «этого требует справедливость»?

Это означает: Дети всем обязаны родителям, которые заботятся о них, любят, во всём отказывают себе ради их блага. Поэтому честно и справедливо ответить такой же заботой и почитанием тем, кто дал тебе жизнь и вырастил тебя.

Что означают слова апостола «этого требует справедливость»?

Дома Вы должны были прочитать Л. Н. Толстого "Старый дед и внучек". Давайте вместе поразмышляем над произведением и ответим на следующие вопросы, (соблюдая все правила беседы).:

- Почему сын и невестка перестали сажать деда за стол?

- Почему невестка решила давать старику еду в лоханке?

- Кому обычно дают еду в лохани?

- Как вы думаете, правы или нет были сын и невестка?

- Как вы охарактеризуете отношение сына к своему старому отцу?

- Можно ли считать это проявлением хамства?

- Что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу?

Вывод: Произведение Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» - это произведение об отношении родителей и детей; отношения переходят из поколение в поколение. И в заключение хотелось бы отметить, что как ты относился к своим родителям, так и к тебе будут относиться дети.

Дома Вы должны были прочитать татарскую сказку «Три дочери».

О добром отношении к матери говориться в сказке «Три дочери».

Давайте поразмышлять над произведением и ответить на следующие вопросы соблюдая все правила беседы:

- Можно ли эту сказку назвать поучительной и почему?

- О какой человеческой ценности она рассказывает?

- Как мы можем проявить своё доброе отношение и любовь к близким ?

Вывод: у мусульман почитание родителей - одна из главных обязанностей человека. Ей посвящены многие хадисы- изречения Пророка Мухаммеда и рассказы из его жизни.

«Хранить добрую память»

Согласно учению Будды, дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям: поддерживать их, исполнять свои обязанности по отношению к ним, сохранять семейный уклад и традиции, вести себя так, чтобы быть достойным наследства, хранить добрую память о родителях после их смерти.

Будда говорил, что дети никогда не смогут оплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за любовь и доброту, которые родители подарили детям. Если родители не идут по пути просветления, дети не должны отвергать их, а обязаны помочь им измениться.

«Не злословь отца своего и мать свою»

В Торе осуждается тот, кто «злословит отца своего и мать свою». В ней говорится:

«Почитай отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Как вы,уважаемые студенты, понимаете смысл слова «злословит»?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети всем обязаны родителям, которые заботятся о них, любят, во всём отказывают себе ради их блага. Поэтому честно и справедливо ответить такой же заботой и почитанием тем, кто дал тебе жизнь и вырастил тебя.









  1. Семейный быт

И у нас остался последний вопрос, это семейный быт в семье разных религиозных культурах состоит по -разному. Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов - это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Многие события семейной жизни и быта тесно пересекаются с религиозными обычаями и традициями.

В священном Коране сформулированы правила поведения в семье, обществе.

Ныне общество должно быть обеспокоено проявлением аморальности, без духовности, жесткости. «Не своих родителей. Обилие имущества приносит богатство, истинным богатством является богатство души».

Примерами душевного богатства, искренности и чистоты отношений между мусульманами в повседневной жизни являются уважение и глубокое почитание.

К семейным удовольствиям в христианской семье относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира - для себя и для людей.

Прежде всего, домашний быт и уклад, например, в православной семьи должны быть связаны с молитвенными и богослужебными суточными, недельными и годовыми кругами Церкви - молитва должна быть ежедневною, а праздники Церкви должны стать и праздниками семьи, и соответствующим образом отмечаться. Подобная ритмичность жизни - необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи и ее членов.

Подведение итогов занятия.

Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка Мухаммеда, Нирваны учение Будды.

Инструкция. Внимательно прочитайте тексты и зафиксируйте основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить «+» в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.


Основные ценности

Ислам

Буддизм

Христианство

Любовь мужа и жены

Ложь

Любовь родителей к детям

Согласие

Прощение

Измена

Забота

Гордость

Богатство

Уважение

Семейные традиции



Обсуждение

Итоги занятия. Чему научились, что вспомнили.

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я научился…

у меня получилось …я смог…я попробую…урок дал мне для жизни… мне захотелось.

И в заключение нашего занятия назовите отличительные особенности исламской, христианской, буддистской семьи.

Домашнее задание сделать сообщение.





Приложение №1

Выберите правильный ответ:

  1. Религию от иных форм духовной культуры общества отличает свойства:

А) Признание идеи сотворенной мира высшими нематериальными силами.

Б) Отражение предметов и явлений материального мира посредством художественных образов.

В) Выдвижение гипотез, проведение экспериментов.

Г) Построение стройной непротиворечивой логической системы доказательств.

2. Какая из черт отличает религию от иных форм культуры:

А) Предъявление требований к поведению человека.

Б) Объяснение социальных явлений.

В) Отражение мира в художественных образов.

Г) Утверждение теоцентрической картины мира.

3. Мировой религией является:

А) Язычество.

Б) Индуизм.

В) Иудаизм.

Г) Ислам.

4. Какую функцию религия иллюстрирует регулярный показ телепередач, в которых популярно раскрывается основные догматы церкви?

А) Мировоззренческую .

Б) Прогностическую.

В) Производственную

Г) Административную.

5.Дополните суждения:

Существуют мировые религии христианство, ислам…….

Критерии оценки при выполнении тестовых заданий.

Оценка «5» (отлично) - 90-100% правильных ответов

Оценка «4» (хорошо) - 80-89% правильных ответов

Оценка «3» (удовлетворительно) - 70-79% правильных ответов

Оценка «2» (неудовлетворительно) - меньше 70 правильных ответов



Приложение №2


Христианство

Библия называет мужа "главой жены" (Ефес. 5:23) и также говорит: "Жене глава - муж" (1 Кор. 11:3). При этом не следует мужьям превозноситься над женами из-за того, что так установлено Иеговой. Истина состоит в том, что ни один муж ничего не сделал такого, чтобы заслужить привилегию и обязанность быть главой своей жены и семьи. То, что мужчина является главой, не есть наградой за хорошее поведение, поэтому ни один мужчина не должен хвалиться тем, что он глава своей жене. Муж является главой жены и семьи по одной причине: такова воля Божья.

Муж - глава семьи. Мужчина может быть хорошим мужем только тогда, когда он достаточно зрел, чтобы выполнять свои обязанности. Муж не должен быть подобен ребенку, который непостоянен в мыслях и в реальной жизни. Роль мужа и отца подразумевает большую и серьезную ответственность, ибо Бог дал мужу роль лидера и главы дома. То, насколько хорошо он будет соответствовать этой роли, окажет большое влияние на счастье и стабильность всей семьи.

Обсуждая требуемые качества епископа, Святой Дух говорит о мужчинах: "Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом..." (1 Тим. 3:4,5). Да, именно муж/отец должен управлять домом, а не жена и дети. Ещё в саду Эдемском Иегова сказал Еве: "И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Быт. 3:16). Всякий человек, который хочет угождать Богу, будет принимать этот план Всевышнего.

Муж должен делать все, что в его силах, чтобы обеспечивать материально свою семью. Читаем: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5:8). К сожалению, некоторые мужья и отцы не обращают внимания на такую обязанность, в результате чего их семьи сталкиваются с серьезными трудностями. Когда муж ленив и не работает так, как должно, это позор и грех. Вот библейский принцип для всех: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3:10).

Роль жены в доме - помощница. Прежде всего, жена должна помогать мужу, а не мешать ему. Прежде чем Бог сотворил Еву, Он сказал об Адаме: "...не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2:18). Какого помощника сотворил Бог? Он сотворил женщину, чтобы она была женой Адама. Это не униженное положение, но роль, которую определил Бог, а значит, это хорошо для женщины.

Библия учит, что жена должна повиноваться мужу своему. В Писаниях сказано: "Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе" (Кол. 3:18); "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены... но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" (Ефес. 5:22-24).

Правильное поведение жены - это слава мужу (1 Кор. 11:7), а в конечном итоге и Богу. Итак, жёны должны повиноваться мужьям. Есть ли в этом что-то новое? Совсем нет. Святой Дух воодушевляет сестер во Христе подражать Сарре, жене Авраама. Но зачем подражать Сарре и в чем? Вот ответ библейский ответ: "Так некогда и святые жёны, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям: так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином, вы - дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха" (1 Пет. 3:5,6). Женщинам-христианкам надо учить своих дочерей не требовать равной с мужьями власти в браке, но учить своих дочерей тому, что Бог говорит: жены должны повиноваться мужьям. А что если муж предъявляет к жене такие требования, которые не отвечают воле Божьей? Прочтем ответ Бога из книги Деяний 5:29: "Должно повиноваться больше Богу, нежели.

Споры могут внести остроту в ваши отношения и дать стимул для их развития. Например, очень активный муж может научиться у своей более спокойной и погруженной в себя жены как быть более внимательным и вдумчивым. А жена, в свою очередь, может поучиться у своего мужа как быть более решительной и идти на риск.

Но если в ваших отношениях существуют три-четыре области разногласий, вам нечему будет учиться друг у друга - вы будете только сражаться! В действительно удачном браке супруги часто думают, чувствуют и действуют одинаково, сохраняя при этом свою неповторимость. Индивидуальности мужа и жены, которые долгое время живут вместе, сливаются в одно целое. С течением времени их взгляды, интересы и стиль жизни становятся все более схожими. Многие из них даже внешне становятся похожи друг на друга!

Итак, Бог установил институт брака, который должен существовать по правилам Божиим. Если.

Вопрос семьи и благополучия - извечный вопрос. Но ответ есть, и он очень прост. Хотите счастья для себя и своих детей, примите Божий план относительно брака! И пусть Бог помогает вам в этом.

Ислам

Ислам учит, что Аллах создал все взаимодополняющими парами, и поэтому мужчины и женщины имеют равную духовную ценность. Такое понимание стало значительным шагом вперед по сравнению с доисламской эпохой, когда женщины считались не более, чем имуществом, которым отцы и мужья были вправе распоряжаться по своему усмотрению. У дочерей не было права наследования; в младенчестве их часто погребали заживо. Принцип равенства перед Аллахом дал женщинам значительные права и свободу в то время, когда они считались низшими существами. Однако наряду с этим ислам всегда принимал во внимание физические различия между полами; сама идея стирания разницы между социальными ролями мужчин и женщин немыслима для мусульман; они указывают на падение нравственности и распад семей в тех обществах, где нарушалось традиционное распределение ролей между мужчинами и женщинами. Освятив институт брака, ислам внес неоценимый вклад в жизнь женщин:

Назначение мусульманской женщины прежде всего состоит в том, чтобы быть женой и матерью, руководить домашним хозяйством, растить детей, заботиться об их религиозном и нравственном воспитании. Хотя мусульманской женщине разрешается ходить на работу, немногие это делают. Тем не менее в современном мире все больше мусульманских женщин получают профессиональное образование, в том числе и высшее. Женщины, исповедующие ислам, ведут себя скромно и одеваются в соответствии с законами ислама. Находясь на улице или на работе, они стараются не привлекать к себе внимание. Если они ловят мужской взгляд, то не отвечают на него, а отводят глаза.Скромность и вера неразрывно связаны; если потеряешь одну, лишишься и другой. Каждая религия имеет особый характер; характером Ислама является скромность (Хадис)

Женщины обычно покрывают голову каким-либо шарфом или вуалью; руки они закрывают до запястий, а ноги - до щиколоток. Ношение черной "чадры" или вуали, покрывающей лицо, зависит от местных обычаев и не является требованием ислама. Когда женщина становится матерью, она берет на себя огромную ответственность. Давая жизнь новому существу, она должна помнить неотъемлемые права каждого ребенка:

  • право на жизнь и равные возможности в жизни;

  • право на законность - каждый ребенок;

  • имеет право носить имя своего отца;

  • право на хорошее и любящее воспитание.

Несмотря на равенство, которое Коран дает мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако социальное положение мужчины в значительной степени зависит от того, насколько он является хорошим мужем и отцом. Мужчина должен материально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким обществом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключается в лидерстве, ответственности, исполнении долга перед семьей, а также занятости в сфере экономики, бизнеса, торговли и коммерции.Лучший подарок, который отец дает своим детям, - хорошее образование и воспитание (Хадис)

Поэтому ислам запрещает любую интимную связь вне брака. Мусульмане не верят, что сексуальная свобода, предшествующая решению о вступлении в брак, дает что-нибудь для будущей стабильности данной семьи. Утверждение, что супружеская пара должна "испытать" и таким образом лучше "узнать" друг друга, является абсурдом для мусульман. В обществах, где к сексуальной свободе относятся с терпимостью, многие браки неудачны, а процент разводов очень высок. Мусульмане не будут приветствовать брак с партнером, обладающим значительным "опытом" предыдущих связей, потому что такой человек может искать развлечений на стороне даже после бракосочетания.

Специфические особенности семьи и брака в буддизме

Прежде всего, будем исходить из того, что брак в буддизме считается общественным институтом, а не долгом, налагаемым религией на человека. Это уже первое важное отличие отношения к семье и браку в буддизме от ислама, где состоять в браке является священной обязанностью мужчины, а безбрачие считается греховным состоянием.

Отношение к браку как к общественному соглашению или институту, созданными людьми для собственного благополучия и счастья является более демократическим. Институт брака и семьи служит для поддержания порядка и гармонии в процессе продолжения рода и, тем самым, отличает человеческое общество от мира животных. В буддизме нет правил, требующих от человека вступать в брак, оставаться холостым или жить в полном безбрачии. Нет таких правил, которые обязывают буддистов рожать детей или ограничивают рождаемость.

Будда учил, что существует пять способов проявления родителями любви к своим детям:

  • уводить их от зла;

  • побуждать их делать добро;

  • обеспечить их образование;

  • устроить им подходящий брак;

  • передать им в своё время наследство[viii].

Первые несколько лет жизни очень важны для формирования мировоззрения, и в этот период самую важную роль играют родители. Дети впитывают не только то, что они говорят, но и их поступки. Дитя, будучи созданными ими, входит в мир, наследуя их моральные ценности. Отсюда острая необходимостьхорошего примера, достойного подражания, стремления к подобию их отношения для своих детей. Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует много традиций проявления взаимоуважения и любви, среди которых хорошо известна древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. При это дарящий получает от своих действий большее удовольствие. Семья для буддистов - это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Важно отметить, что порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением.

В свою очередь Будда прописал и обязанности детей, благодаря которым они могут выражать свою любовь и уважение к родителям:

  • поддерживать своих родителей;

  • исполнять свои обязанности по отношению к ним;

  • поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции;

  • вести себя так, чтобы быть достойным наследства;

  • исполнять свой религиозный долг и приносить религиозные дары родителям даже после их смерти.

Таким образом, мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери, своей семье, самому себе и Будде. Следуя путем родителей и детей, прежде всего, соблюдая обоюдные обязанности, можно достичь в семье мира и покоя, не допуская разлада между родителями и детьми.

Учение Будды о браке основано на главном принципе - каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому важно в первую очередь понимать, что брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь каждому стать лучше. В супружестве есть хорошая возможность развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости и супруг на этом пути к просвещению является главным попутчиком и наставником. Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен играть различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Иначе говоря, у каждого из супругов свои кармические задачи, и, соответственно, не может иметь место превосходство одного над другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя праведному пути.

Также в основном своде правил для мирянина-буддиста прописаны как обязанности мужа, так и жены.

Обязанности мужа по отношению к жене:

  • почитание ее;

  • уважительное к ней отношение;

  • верность;

  • признание ее авторитета;

  • проявление своей любви к ней с помощью подарков.

Выделяется пять способов, с помощью которых хорошая жена проявляет свою любовь к мужу:

  • хорошее ведение домашнего хозяйства;

  • гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи.

  • верность;

  • забота об имуществе семьи;

  • мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.

  • Также Будда говорил, что хорошая жена:

  • относится к мужу с любящей симпатией, как мать;

  • проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;

  • рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;

  • послушна и верна ему, как верный слуга семьи.

Хотя в буддийских текстах ничего не говорится о моногамии и полигамии, мирским последователям рекомендовано ограничиваться одним супругом или супругой.




Приложение 3

татарская народная сказка «Три дочери»

***

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
- Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
- Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.





Старый дед и внучек

Басня Толстого Л. Н.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил:

- Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.











Приложение 4

Семьяв христианской культуре

Семья в православии - это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи - муж, а глава мужа - Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших - главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.

Семья в исламской религиозной культуре

Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья - то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу.
Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе. Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу».
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары - терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Семья вбуддисткой религиозной культуре

Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания. Обрести внутренний покой можно, следуя Восьмеричному пути, который приведёт нас к достижению Нирваны - состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому.

Согласно учению Будды, чтобы последовать этому пути, человек должен стать монахом или монахиней, порвать все элементы связи и дать обет безбрачия.

Однако многие люди не ощущают в себе призвания принять монашеский сан. По мнению Будды, в этом случае они должны вступить в брак и быть хорошим мужем или женой, отцом или матерью. Тогда они также пойдут по пути духовного роста, и на них снизойдёт великое благословение. Поэтому Будда придавал большое значение семейным отношениям, считая, что они могут стать для человека источником огромного счастья или привести к страданиям.

Буддизм учит, что чувство, которые многие называют любовью, - это больше наша потребность в других людях, нежели желание их благополучия. Когда один человек говорит другому: "Я люблю тебя", это часто означает: "Ты мне нужен". Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

Будда не говорил о существовании Бога. Он считал, что размышления о существовании и происхождении Бога будут отвлекать человека от стремления к духовному росту и совершенствованию. Поэтому, когда набожный человек как-то спросил: "Кто такие Боги?", Будда ответил: "Пусть вашими Богами будут отец и мать". Другими словами, лучший способ служения Богу - служение своим родителям. Будда впервые проповедовал свой кодекс социальной этики для людей, выбравших мирской образ жизни, обращаясь к молодому человеку по имени Силья. В этой речи Будда раскрыл обязанности родителей и детей, мужей и жен, учителей и друзей. Проповедь Будды была записана и теперь известна под названием СигалавадаСутта.

Таким образом, каждый человек, каждая нация имеют присущие им не только внешние черты, но и свою душу, свой нрав, характер, этику и свою мораль. Сохранить душу и все её богатства, приумножить их - задача и проблема всех представителей религиозных культур.







© 2010-2022