- Преподавателю
- Обществознание
- РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чайкивская О.П. |
Дата | 30.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТЕМА: «РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Преподаватель: Чайкивская О.П.
г. Донецк 2012 г.
ТЕМА: Религия в современном мире.
ЦЕЛИ УРОКА: 1 . Обобщить и закрепить знания учащихся по теме
«Религия в современном мире», ознакомить учащихся с неоднозначной ролью религии в современном обществе.
-
Развивать логическое мышление, умение учащихся делать
сообщения, высказывать свое мнение, учитывая альтернативные точки зрения, развивать навыки самостоятельной работы.
-
Формировать у учащихся представление о незыблемости
принципа свободы совести, развивать познавательный интерес.
ТИП УРОКА: урок обобщающего повторения.
ВИД УРОКА: доклады учащихся, фронтальный опрос,
эвристическая беседа, тестирование. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: информационный,
репродуктивный.
ХОД УРОКА:
I. Введение В Организацию повторения (Слово учителя: тема урока, цели урока, основные направления повторения).
2 мин.
IL Актуализация опорных знаний.
-
Работа на карте (города - религиозные центры) 2 мин.
-
Сообщения по опережающим заданиям:
4мин
4мин
4мин.
4 мин.
Когда и почему она
-
христианство - Гридина JI.
-
ислам - Чаплыгина В.
-
буддизм - Ходакевич Ю.
-
Фронтальный опрос.
-
Дайте определение термина «религия».
возникает?
-
Какие мировые религии вам известны?
-
Назовите священную книгу христиан и священную книгу ислама.
-
Какую религию принято называть религией без бога?
-
Выступление учителя по теме «Роль религии в современном мире».
7 мин.
По данным американского института «Гэллап» в Бога верят 95% - жителей Африки, 96% - Латинской Америки, 94% - США, 89% - Азии, 78% - Европы. Эти данные свидетельствуют о широком распространении религии. Значительно возросло влияние религии в нашей стране. По телевидению мы нередко видим богослужения, освящение зданий, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются ранее разрушенные церкви и монастыри. В некоторых негосударственных школах появился предмет «Закон Божий».
Мы уже говорили о том, что в наши дни религиозная деятельность обрела новый размах и новые формы. Почему? Начнем с характеристики воздействия религии на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. Проповедь нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла и насилия век. В Коране записано: «Ведь что бы вы ни делали из добра - поистине Аллах про то знает». Поражают своей мудростью библейские заповеди: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», «Когда творите милостыню, не трубите об этом», «Не судите, да не судимы будете.» Приведенные нравственные правила не утратили своего значения, с их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Да и служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел поразмыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь советом. Они часто обращаются со словами утешения даже к самым «потерянным» слоям общества - преступникам.
Во все времена одним из главных факторов, цоддерживавших религиозность, был страх, растерянность человека перед лицом опасности, не разрешимых проблем. Часто больные одинокие отчаявшиеся люди ищут утешения в боге, начинают верить в чудеса. Особенно возрастает влияние церкви в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться, на помощь приходит религия. Религия издавна была носительницей культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества. Среди них соборы Василия Блаженного и Парижской Богоматери, мечети, минареты, пагоды, рублевская троица и фрески Симона Ушакова, труды В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, Библия и Коран и многое другое.
Далее обратимся к политической жизни общества. Несмотря на отделение церкви от государства, во многих странах сохраняются позиции религии в политической практике. Отметим в этой связи такие факты как, присяга на Библии в суде и при вступлении на некоторые должности, например, на должность президента США. В вооруженных силах некоторых стран имеются военнослужащие капелланы.
Означает ли вышесказанное, что религия на всех этапах жизни общества играла только положительную роль? В религиозной деятельности прошедших веков были и фанатизм и религиозные войны и инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в ереси и догматизм, направленный против передовой для своего времени науки. Далеко не все религиозные деятели дали образец выполнения моральных заповедей. В настоящее время вокруг религии вертится немало шарлатанов, спекулирующих на суевериях. Противоречива паттт*-гт*тл т> ггшпрллр.яном мине. Одной из наиболее острых проблем, провозгласили в 198U г. противоборствующие Иран и Ирак войну, в которой погибли тысячи людей. Или другой пример - движение сикхов (индийская религиозная община), выступающих за создание национального государства Халистан, которые прибегли к организации убийства (Индиры Ганди), чтобы добиться своих целей. Под час церковь вмешивается в государственные дела, некоторые религиозные деятели ратуют за введение в школе обязательных молитв, ограничение политической активности женщин.
Таким образом, воздействие религии на личность противоречиво: оно содержит в себе и положительные и отрицательные аспекты. С одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, с другой стороны - проповедует покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей, а отдельных случаях религия способствует агрессивности верующих.
Все выше сказанное не означает, что человека можно заставить
верить или не верить в Бога, отправлять религиозные обряды или нет,
нарушать принцип свободы совести. Это личное дело каждого человека. Ни одно государственное учреждение или общественная организация не в праве привлечь кого-либо к уголовной ответственности за его веру или неверие.
III. Диагностика и анализ глубины и прочности знаний
(тестирование). 15 мин.
Тестовые задания
-
В каком году возникает православие:
а) 1954г.;
б) 1380г. г;
в) 1054г.
-
что характерно для протестанизма:
а) служба на латыни;
б) служба на родном языке;
в) пышный культ.
Эталон: б. ( Р = 1 )
ЗКто является главой католицизма в настоящее время:
а) Вазген II;
б)Бенедикт IX
в) Алексий II.
Эталон: б.
-
Когда и где возникает буддизм:
а) в I веке н.э. в Риме;
б) в I тысячелетии до н. э. в Индии;
в) в 7 веке н. э. в Западной Аравии.
Эталон: б.
-
В Новом Завете говорится о :
а) сотворении Вселенной;
б) о всемирном потопе;
в) о миссии и Иисуса Христа.
Эталон; б.
-
Какую религию можно считать религией без бога:
а) христианство;
б) буддизм;
в) ислам.
Эталон: б.
-
В каких странах ислам является государственной религией
а) в странах Востока;
б) в странах Европы;
в) в странах Южной Америки.
Эталон: а. ( Р = I )
-
Основной спорный вопрос между религией и наукой:
а) вопрос о налогах;
б) вопрос об устройстве Вселенной;
в) вопрос о библейских патриархах.
Эталон: б. ( Р = I )
-
Христианство относится:
а) к нетрадиционным религиям;
б) к мировым религиям;
в) к национальным религиям.
Эталон: б. ( Р = I )
-
Что характерно для ислама:
а) любовь к ближнему;
б) отречение от земных радостей;
в) нетерпимость к другим религиям.
Эталон: в. ( Р = I )
-
Крещение Руси связывают с именем:
а) князя Владимира;
б) князя Ярослава;
в) князя Игоря.
Эталон: а. ( Р = I )
-
Храм Василия Блаженного находится:
а) в Твери;
б) в Москве;
в) в Ростове.
Эталон: б. ( Р = I )
-
Основатели протестантизма это:
а) Кальвин;
б) Моисей;
в) Лютер.
Эталон: а, в. ( Р = 2 )
-
Составьте пары:
-
православие а) Раввин
-
протестантизм б) Папа Римский (Р=4)
-
католицизм в)Митрополит 4 ял/ттят/гям
-
Составьте пары:
-
Христианство а) Коран
-
Ислам б) Веды
-
Буддизм в) Библия
-
Иудаизм
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок. 3 мин.
Анашкина М. - 5 Андрюшков А. - 3 Герасименко Н. - 4 Гладская 0.-4 Гридина Р. - 5 Гроздь Я. - 3 Зимина 0.-4 Китриш Н - 4 Козлова М - 3 Кожурин А - 4
Колесникова М - 4 Лащенова 0.-4 Манолов Е. - 4 Сёмина Е. - 3 Ходакевич Ю - 4 Топольницкий Л - 4 Чаплыгина В - 5 Шакула Е - 4 Ярцева 0-4