- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по экономике
Рабочая программа по экономике
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Андрова Н.С. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по экономике
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике составлена на основе примерной программы МО РФ по экономике для 10-11 класса базовый уровень, соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по экономике для 10 -11 классов общеобразовательных школ (автор И.В. Липсиц). Программа составлена на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11.Для реализации данной рабочей программы используется следующий УМК: Учебник: Экономика. Основы экономической теории. В 2-х книгах под редакцией доктора экономических наук, профессора С.И. Иванова. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. Пособие для учителя «Уроки экономики в школе» в 2-х книгах. Савицкая Е.В.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в популяции экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; - подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качеств наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и рядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной.
Учебно-тематический план
№п/п
Тема
Количество часов
1
Что такое экономика
5
2
Типы экономических систем
4
3
Как работает рынок
6
4
Конкуренция
5
5
Основы денежного механизма
5
6
Банковская система
6
7
Человек на рынке труда
3
8
Социальные проблемы рынка труда
7
9
Роль фирм в экономике
5
10
Экономика семьи
3
11
Экономические задачи государства
9
12
Организация международной торговли
3
13
Экономическое устройство современной России
3
14
Итоговый, резервный уроки
4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 час)
Экономика и экономическая наука (5 час)
Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.
Экономические системы (4 час)
Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.
Рынок (6час)
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.
Конкуренция (5 час.)
Понятие конкуренции. Условия возникновения конкуренции. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Антимонопольная политика государства.
Основы денежного механизма(5 час.)
Причины возникновения и формы денег. Функция денег в экономике. Роль. Деньги - особый товар.
Банковская система (6час)
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Человек на рынок труда (3 час)
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Формирование заработной платы.
Социальные проблемы на рынке труда(7 час)
Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Трудовой контракт. Прожиточный минимум.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Роль фирм в экономике (5 час)
Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.
Семейная экономика (3 час)
Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование.
Роль государства в экономике (9 час)
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Организация международной торговли (3 час)
Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Экономическое устройство современной России (2 час)
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.
Итоговое повторение. Резерв. 4 час.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
-
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
-
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
-
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
-
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
получения и оценки экономической информации;
-
составления семейного бюджета;
-
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Литература
1) Липсиц И. В. Экономика. Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-пресс, 2008 г.;
2) Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. - М.: Вита-пресс, 2008г.;
3) Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2008 г.;
4) Экономика. Основы экономической теории. В 2-х книгах под редакцией доктора экономических наук, профессора С.И. Иванова. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования