- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект очень интересного занятия Дом, в котором мы живём
Конспект очень интересного занятия Дом, в котором мы живём
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусева С.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
"Дом, в котором мы живём"
Программное содержание:
-
Обобщение знаний о России, видах жилища, растениях и животных леса.
-
Закрепление умений складывать слова из слогов, определять и изображении эмоциональные состояний, конструировать из крупного строителя.
-
Повторение пословиц, загадок и сказок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребята, я хочу вам предложить игру "Дом, в котором мы живём". Сегодня вы будете строителями, а строить мы будем необычный дом.
- А что такое ДОМ? (это место, где люди вместе живут, соблюдают общие правила, следят за чистотой и т.д.)
- Из чего строят дом? (ответы детей)
- Мы наш дом сегодня будем строить вот из этих блоков (показ карточек). Каждый блок мы положим на место только тогда, когда выполним задания. Все они под цифрами и разного цвета. Цифра на карточке соответствует номеру блока, а цвет - команде, у которой такого же цвета значок. Итак, все готовы? Тогда приступаем к строительству дома.
- Для начала проведём разминку:
- С чего начинается строительство дома? (с закладки фундамента);
- Фундамент - это основа дома и она должна быть прочной. Поэтому на вопросы из этого конверта будем отвечать все вместе. (он без №)
Вопросы (оранжевой карточки):
-
Как называется крестьянский дом в русской деревне? (изба);
-
Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне? (хата);
-
Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев? (вигвам);
-
Дворец, крепость у рыцарей? (замок);
-
Шалаш, покрытый шкурами у народов Севера? (чум);
-
Постройка из жердей, покрытых ветками, травой? (шалаш);
-
Отдельное помещение в доме с кухней, ванной и др. комнатами? (квартира);
-
Временное помещение из натянутой на основу ткани? (палатка).
- Вы правильно ответили на все вопросы. Основание нашего дома положено.
- Приступим к возведению стен. В игру приглашаются дети с красными карточками. Отвечать будем на вопросы под № 1 - какого он цвета? (красный) Посмотрим, что здесь. Оказывается, в здесь вопросы об истории нашей страны:
-
Какие цвета имеет Российский флаг?
-
Что и кто изображены на гербе России?
-
Назовите столицу России.
-
Президента России.
-
Как одним словом назвать людей, живущих в России?
-
Что такое "малая родина"?
-
Как называется наш город, и в какой области он находится?
-
Назовите главную реку России.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП: из букв сложить название городов России
В игру приглашаются дети с синими карточками. Отвечать будем на вопросы под № 2 -
- Конверт 2 (синий).
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чём шумишь листвой
Ночью тёмной грозовой?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре.
-
Какие деревья растут в лесах России?
-
Какие в лесах водятся животные?
-
Назовите лесные ягоды.
-
Каких лесных птиц вы знаете?
-
Знаете ли вы лекарственные растения, какую пользу они приносят?
-
Какое дерево принято считать символом России?
-
Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет?
-
Назовите правила друзей природы (нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, уносить с собой животных, разжигать костёр, ломать...)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Какие грибы можно встретить в лесу?
КА-РО-МАС-ЛЁ-СЫ-ЕЖ-НОК
НО-ПОД-ОСИ-ВИК-РЫ
НУШ-КАПЕ-НОК-ВОЛ-О
Физминутка "Генеральная уборка":
- Все мы знаем, что чистота - залог здоровья, а чистота в доме - это условие уюта и комфорта. Поэтому потренируемся в проведении весёлой генеральной уборки.
ПРАВИЛА: 2 команды. Ребёнок метлой загоняет мяч в обруч, лежащий на полу. Только после этого можно положить одну игрушку в корзину. Метлу передаём следующему игроку.
- Продолжаем строительство дома. И я приглашаю ребят с зелёными карточками.
А там (открываю) - загадка:
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает,
Тот много знает.
- Что это? (книга)
КНИЖКИНЫ ВОПРОСЫ:
-
Кто автор сказок «Теремок», «Репка»?
-
Волшебница, исполняющая желания Емели?
-
Как называется русская народная сказка, главный герой которой - хлебобулочное изделие? (колобок)
-
Что всегда побеждает в русских народных сказках?
-
Назовите фамилию русского поэта - сказочника.
-
Кто помог королевичу Елисею найти невесту (ветер, ветер, ты могуч...)
-
Для чего люди в старину придумывали загадки?
-
Отгадайте из какой это сказки:
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна:
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)
ВСЕМ ДЕТЯМ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: (ответы можно хором)
По тропе шагая бодро
Сами воду тащат вёдра (По щучьему велению)
Охраняют град не зря
33 богатыря
В граде том богатство есть
Злата, серебра не счесть (Сказка о царе Салтане)
Рыбка не простая
Чешуёй сверкает
Плавает, ныряет
Желанья исполняет (Сказка о рыбаке и рыбке)
Лисичка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)
- И у нас остался последняя карточка- желтая под № 4. Все люди, живущие в одной стране, должны знать традиции и обычаи своего народа. А знаете ли их вы?
-
Как было принято встречать гостей на Руси? (хлебом-солью)
-
Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти)
-
Старинная женская крестьянская одежда - платье без рукавов (сарафан)
-
Что означает поговорка "Работать спустя рукава"?
-
Какие ремёсла и промыслы существуют в России? (жостово. гжель, хохлома, дымковская игрушка...)
-
Какой сувенир считается символом России? (матрёшка).
-
Какие праздники отмечаются на Руси с давних пор? (Рождество, святки, масленица).
-
Закончи пословицу: Кто не работает, ... (тот не ест)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ продолжи:
Хочешь есть калачи... (не сиди на печи)
Труд человека кормит...(а лень портит)
Кто любит труд... (того люди чтут)
Без труда не выловишь... (и рыбку из пруда)
- Посмотрите, вот мы и возвели стены дома! Чего же в нём ещё не хватает? (крыши) Пусть это будет крыша настроений и пожеланий.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: На столах лежат круглые листы бумаги - это головы нам надо нарисовать лица людей, которые будут жить в нашем доме (эмоции). (Дети рассказывают о рисунках).
- Вот и закончилось наше строительство. Дом получился чудесный, правда ребята?
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? (о природе, истории, литературе, традициях России и русского народа).
- Как вы думаете, как называется наш общий дом, в котором живут (Россия)
- Правильно, это дом, в котором помнят свою историю, хранят обычаи и традиции, любят и берегут природу, почитают и уважают людей. Я надеюсь, что, когда вы вырастите, вы сделаете всё для того, чтобы наш дом - наша страна стала ещё лучше, краше и сильнее.
Конспект внеклассного занятия Дом в котором я живу
Тема: Дом, в котором я живу.
Цели занятия:
- помочь сориентироваться в ближайшей социокультурной среде, представляющей своеобразную микромодель внешнего мира и включающей в себя его важнейшие ценности - одухотворённый мир людей и мир вещей, служащих человеку;
- подвести детей к осознанию необходимости личного участия в благоустройстве родного очага, поддержанию семейных традиций и уклада;
- воспитывать чувство привязанности к родному дому и ответственности за его судьбу.
К занятию подбираются репродукции картин, фотографии, рисунки с изображением семейных сцен в домашнем интерьере. Дети заранее приносят различные семейные реликвии (награды, фотографии, иконки, вышивки и т.п.)
Ход занятия
Учитель:
- На прошлых занятиях мы с вами говорили о своих семьях, о своём роде, к которому принадлежит ваша семья.
А сегодня мы поговорим о родном, отчем доме. У каждого человека есть родной дом, в котором живет его семья. У кого-то это отдельная квартира, у кого-то , может быть, отдельный дом.
Каждый дом - это неповторимый, особенный мир со своим укладом, порядком, ритмами, традициями, праздниками, со своей особенной жизнью.
прослушивание 1и2 куплетов песни «Родительский дом» муз. Шаинского.
- Ребята, как вы понимаете выражение «родительский дом - начало начал»?
Учитель обобщает ответы детей:
В доме родителей началась и идёт ваша жизнь. Именно с него началось ваше знакомство с большим миром, миром людей, животных, вещей. Здесь вы произнесли своё первое слово, впервые встали на ножки и сделали первый самостоятельный шаг, прочитали первую книжку, впервые ощутили мамину ласку, пережили первую радость и первую обиду.
Всё впервые происходит с человеком в родительском доме. Вот почему так говорится - «родительский дом - начало начал».
Давай те сейчас все вместе представим в памяти свой родной дом, любимый уголок в нём.
Закройте глаза,… что вы видите, слышите, чувствуете?
Ответы детей.
Учитель:
-вот мы как будто побывали в гостях у друг друга, прониклись добрыми чувствами, вспомнили родной дом.
Знаете ребята, а мне кажется, что родной дом живой. Он, как и мы, когда-то родился, его построили, украсили. Он дышит, смотрит глазами-окнами на улицу; звуки, которые мы слышим в нём, это разговор дома с нами. Ему небезразлично, как люди, живущие в нем, относятся друг к другу.
- как вы думаете, что не нравится вашему дому?
- а что радует наш дом?
А знаете ли вы, как в старые времена строили дом наши предки? Как выбирали место? Как новоселье справляли?
Ученик:
Дом старались построить на чистом возвышенном месте - на пригорке, на берегу реки, чтобы вид из окон был красивым. Строили дом всей семьёй, приглашали на помощь родных и соседей. Вместе с ними потом праздновали новоселье. А первыми в новый дом впускали петуха или кошку, из людей первыми заходили старики. Из печи старого дома приносили угольки для растопки печки в новом доме, а иногда даже кашу начинали варить в старом доме, а доваривали в новом. Приглашали священника осветить новый дом, чтобы стоял долго и люди в нем жили счастливо, дружно, в достатке. Так из дома в дом, из поколения к поколению переходили традиции домашнего уюта, ритмы жизни, порядок и правила.
Учитель:
Дом строили так, чтобы в нем было удобно жить, и чтобы он был красивым. Посмотрите, какие красивые дома строили в нашем селе (рассматривание фотографий, выделение особенностей каждого дома: наличники, крыльцо, ворота и т.д.). А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в прошлое. Практически все домашние вещи, окружающие нас, имеют свою историю.
Во многих семьях хранятся старинные вещи, оставшиеся от прабабушек и прадедушек. Наверное, с этими вещами связанны какие-то интересные истории, воспоминания о различных событиях. Такими вещами могут быть красивая чашка или ваза, фотографии, ордена и медали, старинные монеты, икона или крестик, шкатулка или прялка, детская игрушка… в этих вещах история вашей семьи и вашего дома. Эти вещи называются - реликвии. (Дети рассматривают принесённые не урок, рассказывают о их истории)
А в новом доме всегда устраивали праздники.
- Есть ли у вас любимые семейные праздники? Какие?
-Как ваш дом к ним готовится?
- А вы участвуете в подготовке к домашним праздникам?
Учитель:
- Праздник - это замечательно, но все мы знаем пословицу «делу время, а потехе - час». Как вы её понимаете?
(ответы детей).
Учитель:
- Праздник тем и радостен, что бывает не часто, его ждут, готовятся, о нём мечтают. Гораздо больше в нашей жизни будничных дней, заполненных заботами и трудом. Когда много и честно потрудишься, тогда и веселишься на празднике с чистой совестью, с удовольствием.
Наш дом - это не просто здание, в котором мы живём, это наша семья, близкие, родные люди, привычные и любимые вещи, игрушки, домашние любимцы - кошка, собака, попугайчик или хомячок. Вот как много всего! А мы уже говорили, что дом любит порядок и чистоту. Все вещи в нем имеют свои места. Чтобы поддерживать порядок и уют в доме, все члены семьи должны трудиться. У старших обязанностей больше, у младших меньше, но домашние трудовые обязанности есть у всех.
- Кто и какие дела выполняет у вас в доме?
- Справедливо ли распределяются обязанности у вас в семье? (Ответы детей).
Итог: Ваш дом, ваша семья всегда ждут вас и любят. Ваши родные волнуются о вас. Ваш дом - это самое теплое место на земле.
Вы вырастете, уйдете в большой незнакомый мир от мамы и папы. Когда-нибудь построите дом для своей семьи, где будут расти ваши дети, но душа будет тянуться к первому отчему, родительскому дому. Я хочу, чтобы и свой дом вы сделали добрым, приветливым, гостеприимным и счастливым.