Технологическая карта урока обществознания 6 класс

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока обществознания «Человек славен добрыми делами», 6 класс   Тип урока: урок открытия нового знания Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах. Цель урока.  Способствовать формированию представлений о добре и зле, главной этической норме – «золотом правиле нравственности». Основные понятия. Мораль, пр...
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бурмантова Лилия Борисовна

Учитель обществознания МАОУ «Покчинская ООШ»


Технологическая карта урока обществознания «Человек славен добрыми делами», 6 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.

Цель урока. Способствовать формированию представлений о добре и зле, главной этической норме - «золотом правиле нравственности».

Основные понятия. Мораль, принципы морали: гуманность, справедливость, милосердие, терпимость; нормы морали, этика, функции морали: регулирующая, ориентирующая, коммуникативная, воспитательная.

Учебник: Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2010

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность».

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Проявляют заинтересованность

не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.

-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Учащиеся приветствуют учителя и друг друга

Личностные: осознавать свои эмоции, адекватно их выражать и контролировать.

2.Актуализация знаний (выявление места и причины затруднения)

Прослушивание звукового файла: Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк» :video.meta.ua/4700017.video

Басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

Организует диалог с учащимися по вопросам:

О чем эта сказка? Каких добрых людей ты встречал? Кого называют добрым?

Добрые поступки или люди?

Работа с притчей об императоре, который любил птиц (Приложение №1):

Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?

Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока.

Проблемный вопрос:

Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?

Попробуйте точнее определить, что вам нужно узнать для успешного решения проблемы.

Прослушивание


















Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения

Слушают


Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему и цель урока.

формулируют проблему урока Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь.

Составление плана действий

Познавательные: умение анализировать, делать выводы, обобщать, осуществлять поиск нужной информации из практического опыта, формулировать проблему.

Коммуникативные: умение слушать мнения др.учеников и излагать свое мнение, аргументировать и подтверждать фактами.

Регулятивные: (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, планирование, целеполагание, прогнозирование)

Личностные: аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

3. Открытие нового знания и формулирование вывода

1. Какие ассоциации вызывает у вас понятие добро?

Назовите ассоциации к этому слову.

Какие поступки вы бы назвали добрыми?

- А что для вас добро? (попробуйте дать определение)




Что же такое ЗЛО?

Назовите ассоциации к слову ЗЛО.

Сформулируйте определение. ЗЛО - Это….

- Назовите поступки или качества человека, которые вы характеризуете как «зло»?

Как вы думаете, что люби больше ценят: добро или зло? Почему?

Как вы понимаете народные пословицы:
«От добра, добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит». «Худо тому, кто добра не делает никому». «Час в добре побудешь, все горе забудешь». «Кто живет в добре, тот ходит в серебре». «Много желать - добра не видать». «За худом пойдешь, добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том и правды мало»; «Бедного обижать, себе добра не желать»; «Доброе имя дороже богатства»

2.Организует работу по прочтению и обсуждению сказки:

Сказка

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

- Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.

Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «о, это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек». (URL : rusedu.ru/detail_20267.html)

- Как вы охарактеризуете поступок цветка?

- А какие качества вы увидели в бабочке?

- Какая мораль в этой сказке?

3. Работа с текстом учебника, рубрики «Путешествие в прошлое», с. 197.

Беседа по Вопросам:

- Чему учит нас золотое правило?

- Почему главное правило морали называют золотым?

- Почему это правило живет много тысяч лет?

1.Самостоятельное выполнение задания, называют несколько ассоциаций вслух.

Предлагают свои варианты определения.

Записывают определения в тетрадь

ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру

Работа в парах: каждая пара получает пословицу, необходимо объяснить смысл пословицы.

2.Читают текст сказки, обсуждают ее, высказывают свою точку зрения, отвечают
на вопросы.










1.Читают текст на с. 197: рубрика «Путешествие в прошлое»

Отвечают на вопросы, определяют золотое правило, высказывают свое мнение, определяют правила доброго поведения.

Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта; владение смысловым чтением, умение анализировать, обобщать, доказывать

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию, оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои черты характера, вырабатывать доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные: работать по плану, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

4.Первичное осмысление и закрепление изученного

Творческое
задание «Очеловечить человечка» (Приложение 2)

Делит учащихся на группы, объясняет смысл задания, создает творческую атмосферу

Выполняют задания, готовят презентацию, представляют своего человечка

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

5.Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Проводит беседу по вопросам:

- Что сходного в образе человечка получилось у каждой группы? Какие различия?

- Случайны эти сходства и различия или нет?

- Удалось ли придумать идеального человечка? В чем вы видите идеальные черты?

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми

Демонстрация клипа «Делай добро и оно к тебе вернется»

youtube.com/watch?v=bSSLC0Zg6dw

Соотнесение цели урока с результатом.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке







Заполнение рабочего листа - самоанализ деятельности. (Приложение 3)

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, оценивания (самооценивания).

6.Домашнее задание

домашнее задание: §19, читать,

задания на выбор:

- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

- составить правило «Как быть добрым»

- написание мини-размышления «Добрым называют человека, который…»

Записывают домашнее задание.

Задания на выбор

Приложение №1 Притча об императоре, который любил птиц

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:

-Зачем столько птиц?

Император ответил:

-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми

-Кто же кормит птенцов? -поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов?- спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал,- признался император .

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.

- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.

Приложение 2 Творческое задание «Очеловечить человечка»

Класс делится на несколько групп и получает набор: контур человека из плотной бумаги, клей, ножницы, цветная бумага, маркеры.

Каждая группа должна не только дать имя и одеть человечка, но и наделить его определенными человеческими качествами, а затем подготовить презентацию своего человечка.

Приложение 3

Самоанализ деятельности_____________________

Дата проведения урока___________

Из предложенных утверждений отметь те, с которыми ты согласен (на).

Мне было интересно работать на уроке.

Мне понравилось работать в группе.

В процессе работы у меня возникли затруднения.

Результатом работы я доволен(на).

Список используемых Интернет-ресурсов:

  1. metod-kopilka.ru/plan_konspekt_uroka_po_obschestvoznaniyu_na_temu-40058.htm конспекты уроков обществознания

  2. nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2015/03/26/tehnologicheskaya-karta-uroka-obshchestvoznanie-6-klass технологическая карта урока обществознания

  3. sakura121988.ucoz.ru/load/konspekt_uroka_tema_bud_smelym/1-1-0-4 сайт учителя истории и обществознания

  4. Поурочные разработки по обществознанию для 6 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова

  5. Комплекс уроков по обществознанию Боголюбова Л.Н. dvd-диск

© 2010-2022