Конспект урока по обществознанию на тему Подвижники Руси и землепроходцы (4 класс)

Раздел Обществознание
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Подвижники Руси и землепроходцы.

Цель урока: объяснить ученикам понятия «подвижник», «землепроходец», «праведник»; познакомить с развитием самых направлений творчества людей(книгопечатание, открытие новых земель).

Задачи:

Познавательные: формировать представление о первых печатных книгах, о деяниях наших земляков в XVI-XVII вв.

Развивающие: развивать мышление у учеников, умение работать с картой.

Воспитывающие: воспитывать чувство уважения к своему народу.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А.А.; карточки; презентация.

План урока.

I. Организационный момент.

-приветствие

-знакомство с учениками

-проверка готовности детей к уроку

II. Актуализация прежних знаний.

-работа по карточкам

-кроссворд

-беседа

III. Формирование новых ЗУН

-чтение текста на стр. 36-39.

IV. Первичное повторение, закрепление, обобщение материала.

-задание в рабочей тетради.

-работа с карточками.

V. Итоги урока.

VI. Постановка домашнего задания.

Работа в рабочих тетрадях №2,3; стр. 20.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начался урок. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Садитесь.

-Ребята, сегодняшний урок окружающего мира буду вести я, меня зовут Айзиля Шамилевна. Все готовы к уроку?(Да)

Актуализация прежних знаний.

-работа по карточкам.

Первым в истории Руси венчался на царство …….(Иван IV). Для управления огромной страной молодой царь создал ………(Земский собор) и …….(Судебник). Для укрепления торговых связей нужен был безопасный путь по (Волге на Восток). Поэтому по пути царского войска в Казань царь повелел строить городки-крепости………(Свияжск, Михайлов, Шатск).

-Ребята вы любите решать кроссворды?

-Сейчас я вам прочитаю загадки, кто знает ответ, поднимает руку и отвечает.

5) Что за кустарник ароматный?

Ягод вкус его приятный -

Висят, как черный виноград,

И каждый пробовать их рад!

Давно у вас в саду растет,

Свой дом не бросит, не уйдет,

Теперь его там родина.

Как куст зовут? (Смородина)

6) У него на теле пятна,

Он высок невероятно,

Превышает ростом шкаф

Даже маленький ...(жираф)

7) Вот такой он очень жёлтый

В Африке растёт всегда,

Обезьянкина еда.(банан)

8)Она бывает Отечественная, есть у России и у каждого человека. Что это?(история)1) С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин -

Это спелый...(апельсин)

2) Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Какое это время года?(осень)

3) Всё время стучит,

деревья долбит.

Но их не калечит,

а только лечит.(дятел)

4) Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её (Ворона)

10) Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.(зима)9) Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ...(отнимаем)

-Какое слово получилось?(подвижники)

-Я ещё добавила бы к этому слову слова «праведники», «землепроходцы».

-Ребята, как вы понимаете значения этих слов? (ответы детей)

- Праведники - это люди, которые ищут правду, добиваются справедливости. Подвижники- люди, которые двигают жизнь вперед, привносят в нее что-то новое. Землепроходцы- это люди, которые идут в новые земли, осваивают их.

Формирование новых ЗУН.

-Теперь откройте страницу 36. По цепочке будем читать текст.

После 1-го абзаца задаю вопрос.

-Какой труд был написан митрополитом Макарием?(он написал книгу «Великие Четьи-Минеи»). О чем эта книга?(о жизни святых людей)

-Кто такой Иван Федоров?(человек который возглавил дело книгопечатание). Сможем ли мы назвать его подвижником?(да). А почему ты так думаешь?(потому что с его помощью на свет вышла первая русская печатная книга).

-Ребята рассмотрите рядом с названием темы картинку, на которой изображена печатная страница. Что вы можете сказать о её оформлении?(красочная, наверху нарисованы узоры).

-Чтение текста на странице 38, «Встречь солнцу».

-В каком веке народ коми вошёл в состав Руси и что они сделали?(В 15 веке народ коми вошёл в состав Руси и вместе с русским народом стал расширять границы общего Отечества на восток).

-О ком мы прочитали?(о Семёне Ивановиче Дежнёве). Кто он и что он сделал?(он мореход, землепроходец-путешественник, исследователь Сибири, в 1648 году прошел Берингов пролив, отделяющий Америку от Азии, торговец пушиной).

Первичное повторение, закрепление, обобщение материала.

-Сейчас давайте откройте рабочую тетрадь. Страница 21. Прочитайте задание упражнения №4.

-Сейчас давайте поработаем с карточками.


Соедините фамилию человека с его деятельностью на благо Руси.

Историческая личность

Вид деятельности

  1. Митрополит Макарий

  2. Иван Федоров

  3. Семён Дежнёв

А. Создатель книги «Великие Четьи минеи» и составитель летописного свода княжеств в общую историю Руси

Б. Первый книгопечатник Руси

В. Русский мореход, исследователь Сибири, торговец пушиной

Ответы:А1;Б2;В3.

Итоги урока.

Итак ребята, наш урок подходит к концу. Вы все сегодня хорошо поработали, были активными. Особенно……. .

Постановка домашнего задания.

Дома поработаете на рабочих тетрадях. Запишите в дневнике домашнее задание. Выполнить упражнения №2,3 на странице 20. Во втором упражнении вам нужно будет придумать и нарисовать свой знак и написать какой смысл в него ты вкладываешь. А в 3 упражнении вам нужно найти и записать пословицы и загадки о книгах.

-Всем спасибо за урок. Досвиданья.

© 2010-2022