Методическая разработка урока по теме Спрос и предложение

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Воронежская область

Советский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №55










Тема урока:


«Спрос и предложение»



Тип урока:

комбинированный с элементами деловой игры


8 класс




Шорстова Ирина Николаевна

учитель истории и обществознания ВКК






Воронеж 2016

Тема урока: «Спрос и предложение»



Цель урока:

1) Познакомить учащихся с основными понятиями рыночной экономики: «спрос» и «предложение»; определить влияние на них ценовых и неценовых факторов.

Задачи:

1) Систематизировать знания учащихся по изучаемой теме.

2) Способствовать пониманию учащимися того, что элементарные знания по основам экономической теории необходимы каждому из нас как потребителю в современной жизни.

3) В ходе деловой игры выделить факторы, влияющие на повышение производительности труда и сформулировать правила рекламы, соблюдение которых приведет к коммерческому успеху.

4) Содействовать формированию умений и навыков анализировать, сравнивать, делать выводы, способствовать развитию речи, логического мышления.

5) Способствовать развитию творческих способностей учащихся, проявлению активности каждого участника, воспитывать чувство коллективизма, умения работать в группе.

Проблемно-познавательное задание:

Можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Какие неценовые факторы определяют величину предложения на рынке?

Оборудование урока:

1) Презентация по теме: «Спрос и предложение»

2) Раздаточный материал - задания для закрепления материала.

3)Таблицы с названием фирм: «Омега», «Вега», «Орион», «Сатурн», «Эверест».

4) Рекламные щиты компаний.

5) Листы бумаги, ножницы, цветные карандаши, печати.

6) Сводная таблица результатов.

7) Ящик для голосования.

8) Интерактивная доска.

Предварительное задание: разработать рекламный плакат издательства и подготовить устную рекламу своей продукции.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Класс предварительно делится на пять групп, которые получают задание по подготовке к деловой игре, готовят рекламные щиты. На уроке учащиеся работают по группам, на столах таблички с названием фирм, раздаточный материал с заданиями.

Вступительное слово учителя: Среди экономистов очень популярной является шутка: «Даже из попугая можно сделать образованного экономиста. Для этого достаточно, чтобы он заучил два слова: «спрос» и «предложение». Без всякого сомнения, эти понятия являются ключевыми в экономической теории, изучающей рыночную экономическую систему. Знания, полученные сегодня на уроке, будут необходимы вам в повседневной жизни.

II. Изучение нового материала.

Демонстрация слайда презентации «Спрос и предложение».

Для потребителя важно, с какими товарами и услугами он имеет дело. Товаром называется продукт труда, удовлетворяющий те или иные потребности человека. Он обладает потребительской стоимостью (полезностью) и меновой стоимостью.

Спрос - это желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью.

Величина спроса - это количество товаров, которые покупатели хотят и могут купить по любой цене за определенный промежуток времени.

Демонстрация слайда презентации «Спрос и предложение».

Предложение - это желание или намерение продавца предложить свой товар к продаже.

Величина предложения - это количество товаров, которые продавцы хотят и могут предложить по определенной цене за определенный период времени.

Закон спроса показывает обратную зависимость между ценой и количеством товара. Закон предложения показывает прямую зависимость между ценой и количеством товаров. Взаимосвязь цены, спроса и предложения можно показать графически (демонстрируется презентация). Между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растет, то растет и предложение, но когда растет предложение, не обязательно вырастет спрос. Почему же между парными категориями нет мира и согласия? Попробуем разобраться в этой ситуации.

Закон спроса можно объяснить, исходя из эффекта дохода и эффекта замены. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо других благ; то есть уменьшение цены увеличивает покупательную способность денежного дохода населения. Эффект замены выражается в том, что при более низкой цене у потребителей появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые стоят дороже. Эффекты дохода и замены совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает желание покупать большее количество продуктов по более низкой цене. На величину спроса влияют неценовые факторы (демонстрация слайда презентации):

  1. Вкусы и предпочтения потребителей (любители шоколада «Воздушный» будут всегда отдавать предпочтения ему, в отличие от шоколада «Аленка»).

  2. Влияние моды и рекламы (пальто, куртки, жакеты из плотной шерстяной ткани в черно-белую клетку не выходят из моды и по праву считаются универсальными предметами гардероба).

  3. Число покупателей на рынке.

  4. Изменение в доходах потребителей (например, при повышение доходов цены на товары лучшего качества повышаются, а на социально-неполноценные снижаются).

  5. Уровень цен на товары-заменители и взаимодополняющие товары (взаимодополняющие товары - теннисный мяч и теннисные ракетки, видеомагнитофон и видеокассета).

Но важно обратить внимание на взаимодополняемость благ. Например, кашу маслом не испортишь, но если вы на диете, то масло не нужно, то есть дополняемость относительная. Абсолютная дополняемость присутствует в следующих примерах: правая и левая перчатка, правый и левый ботинок. Потребление одного невозможно без потребления другого.

  1. Ожидание покупателей (предновогодние распродажи товаров).

  2. Полезность вещи ( в моркови, картофеле, перце есть каротин, из которого образуется витамин А: он повышает защитные функции кожи - барьера для микробов).

  3. Сезонность торговли (осенью закупают овощи на зиму).

Учащимся предлагается самим привести примеры по данным факторам.

В свою очередь на величину предложения влияют следующие факторы (демонстрация слайда презентации):

1) Цена на ресурсы (рабочую силу, сырье, машины, оборудование), необходимые для производства.

2) Доступность технологий (разработка инновационного проекта или известная технология).

3) Налоги и субсидии государства (снижение налогов и увеличение субсидий дает возможность расширение сферы производства).

4) Число продавцов на рынке.

5) Цены на альтернативные товары, которые могут быть произведены с помощью тех же ресурсов (томатный сок «Тонус» и томатный сок «Моя семья»).

6) Ожидание продавцов.

Учащимся предлагается самостоятельно привести примеры по данным факторам.

Уменьшение цен на ресурсы, совершенствование технологии, снижение налогов, увеличение дотаций, улучшения качества применяемых ресурсов приводят к снижению расходов на производство продукции и увеличивают предложение товаров. Если производители ожидают роста цен на свой товар в будущем, то они могут задержать доставку продукции на рынок по сегодняшним более низким ценам. Сокращение предложения изображается графически путем сдвига кривой предложения влево, увеличение предложения - перемещение кривой предложения вправо (демонстрация слайдов).

III. Первичное закрепление нового материала.

Задания для учащихся (демонстрация слайда презентации):

  1. В результате рекламной компании население стало предпочитать кока-колу квасу. Что произойдет с кривой спроса на квас? (Люди стали меньше пить квас, следовательно, спрос на квас уменьшится и кривая спроса сдвигается вправо).

  2. Как изменится спрос на красную икру при увеличении доходов населения? (Спрос на красную икру возрастет и кривая спроса переместится вправо).

  3. Что произойдет с кривой спроса на перловую крупу с ростом доходов потребителей? (Перловая крупа-товар низшей категории с увеличение доходов ее потребление сократится, кривая спроса сдвинется влево).

  4. Что произойдет со спросом на соль при изменении доходов населения? (Спрос на соль не изменится).

  5. Что произойдет с кривой предложения пшеницы при увеличении цен на минеральные удобрения? (Более высокая цена на минеральные удобрения увеличит затраты на производство пшеницы, следовательно ее предложение сократится и кривая сдвинется влево).

  6. Предположим, что в производстве стали внедрена новая технология, обеспечивающая экономию затрат. Что случится с предложением стали на рынке? (Внедрение новой технологии обеспечит снижение затрат на производство и предложение увеличится).

  7. За последние годы в Воронеже появилось много кафе и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на воронежском рынке услуг общественного питания? (Вход на рынок новых продавцов увеличил предложение услуг общепита, кривая предложение переместиться вправо).

Во время выполнения заданий учащимся предлагается на интерактивной доске демонстрировать перемещение кривых на графике.

На величину предложения влияет количество товаров на рынке. Данный фактор зависит от производительности труда. Сегодня на уроке мы попробуем определить, какие факторы влияют на производительность труда.

IV. Организация игровой деятельности.


Деловая игра «Фабрика».

Цель игры: закрепить и углубить полученные знания о производительности труда и методах ее определения; уяснить, какие факторы влияют на производительность труда и каким образом ее можно повысить.

Содержание игры: деловая игра призвана воспроизводить реальную ситуацию производства продукции на предприятии, конкуренцию фирм в борьбе за высшую производительность, выявление путей и способов повышения производительности труда.

Первоначально учитель напоминает участникам основные сведения о производительности труда. В игре количество работников и рабочее время заранее фиксируется, поэтому производительность определяется количеством выпущенной продукции в расчете на одного человека или на единицу времени.

Участники игры разделяются на группы с одинаковым количеством участников. Игра допускает разделение на группы с неодинаковым количеством людей в каждой группе, но это несколько усложнит игру. Выделяются два контролера, помогающие учителю следить за ходом игры и принимать готовую продукцию. Каждая группа образует фирму, избирает президента, руководящего деятельностью фирмы, и устанавливает наименование фирмы. Учитель поручает фирмам организовать производство продукции: маленьких книжечек из листа бумаги.

Для изготовления книжечек лист бумаги сгибается, складывается вдвое, разрывается пополам, затем вновь сгибается, складывается вдвое и опять разрывается. Образуются четыре листика, которые складываются вместе и сгибаются, образуя книжечку из восьми листочков. На каждом листочке должно быть зафиксировано название, а лицевая часть должна выглядеть следующим образом:

МОУ сош № 55

8 «А» класс

Фирма «Орион»

г. Воронеж

2008 год.

В книжечке должна быть аккуратно пронумерованы страницы. Следует предупредить участников игры, что принимается контролером и засчитывается для определения производительности только годная продукция. Заведомый брак вообще не принимается, а некачественная продукция может быть принята контролером, но по сниженной цене.

Перед началом игры каждой фирме выделяется определенное число листов бумаги для изготовления продукции со строгим предупреждением, что начинать изготовление можно только по сигналу учителя. Фирма, нарушившая правила, либо снимается с игры, либо штрафуется на сумму, равную стоимости двух книжек (цена 1 книжки 10 рублей).

Перед фирмами ставится задача: выпустить больше продукции в расчете на одного работника. В игре побеждает фирма, достигающая наибольшего показателя производительности труда.

1 тур. Индивидуальное производство. За две минуты команды должны осуществить выпуск продукции, имея в ограниченном количестве средства труда (лист бумаги на каждого работника, ножницы, два карандаша, печать). В этом туре каждый из работников изготавливает продукцию самостоятельно, индивидуально, разделение труда не допускается. За выпуск качественной продукции фирма получает за одну книгу десять рублей, бракованная либо вообще не засчитывается, либо принимается по сниженной цене, по пять рублей. После окончания первого тура результаты записываются в сводную таблицу (смотри страницу 15).

2 тур. Групповое производство с разделением труда. В этом туре допускается разделение труда, но количество средств труда (карандашей) не увеличивается, время остается прежним. Итоги второго тура сводятся в таблицу, и комментируется результат труда: разделение труда способствует росту производительности.

3 тур. Групповое производство с разделением труда при увеличении средств производства, но время сокращается до одной минуты.

Заключительная часть игры: В заключение игры учитель вместе с контролером и президентами фирм определяет производительность каждой фирмы за весь период игры в виде показателей качественной продукции, приходящего на одного работника, и стоимости продукции в расчете на одного работника. По этим показателям присуждаются места, занимаемые каждой фирмой. Президенты фирм-победителей выступают с сообщениями о том, как их фирме удалось достичь высоких показателей, а учитель комментирует их сообщения, подчеркивая роль определенных факторов, влияющих на производительность труда.

Анализирую результаты игры, ребята делают вывод, что на рост производительности труда влияет:

1) профессионализм работников;

2) организация производства;

3) разделение труда;

4) обеспеченность оборудованием и материалами (выводятся на слайд интерактивной доски).

Низкая производительность труда может быть обусловлена недостаточным количеством и качеством не только орудий труда, но и материальных ресурсов.

Учитель: Увеличивать производство товара до бесконечности нельзя, иначе произойдет перенасыщение рынка и начнется кризис перепроизводства. Разобраться в ситуации помогает маркетинг, изучающий объем спроса и предложений, насыщенность рынка той или иной продукцией, возможности разных групп покупателей приобретать те или иные товары. В условиях перепроизводства особое место отводится рекламе. Существуют различные формы рекламы: рекламный щит, телерадиореклама, презентация, реклама в газете и т.д. Различные фирмы используют различные стратегии в рекламной политике: лозунги, призывы к благоразумию, популярность героев.

Деловая игра «Реклама».

Цель игры: используя различные стратегии рекламной политики, добиться того, чтобы продукция вашего предприятия была более востребована покупателями, нежели товары ваших конкурентов.

Содержание игры: На рынке предложений 5 издательств, которые стремятся выгодно продать свою продукцию. Предварительно каждая из групп получила задание разработки рекламного плаката своего издательства и издаваемой продукции. Каждая из групп в течение двух минут представляет свои товары. Конкуренты могут задавать вопросы. После всех выступлений процесс голосования определяется фирма-лидер. Голосуют представители каждой фирмы, не имея право голоса в защиту себя. Перед выступлениями разрабатываем с учащимися правила рекламы.

Правила рекламы (демонстрация слайда презентации):

  1. Высказывайтесь просто (повседневные слова, краткие предложения).

  2. Высказывайтесь интересно, вызывайте любопытство.

  3. Высказывайтесь прямо.

  4. Высказывайтесь утвердительно.

  5. Излагайте факты.

  6. Будьте правдивы и благопристойны.

  7. Будьте оригинальны, прибегайте к юмору.

  8. Стремитесь привлечь и удержать внимание.

  9. Избегайте прямых сравнений с конкурентами.

Из выступлений рекламных агентов:

«Омега» - За годы работы наша компания стала несомненным лидером на российском рынке печатной продукции. Ассортимент книг, выпускаемый нашим издательством, направлен на широкий круг читателей. Наши изящно выполненные издания подарят вам незабываемые часы захватывающего и увлекательного чтения. Издательский дом «Омега» выпускает издания как классиков детективного жанра, так и наших современников. Романы Д.Донцовой, А.Марининой, Б.Акунина занимают достойное место рядом с признанными мастерами К.Дойлом и А.Кристи. Умелое сочетание таинственного и романтического - залог небывалого успеха книг издательского дома «Омега».

«Орион» - Наше издательство представляет новый журнал красоты и моды для женщин. Прочитав журнал, вы узнаете о направлениях в моде на следующий сезон не только в одежде и обуви, но и в косметике, головных уборах, ароматах. В нашем журнале вы познакомитесь с секретами женской красоты; узнаете, как выглядеть всегда элегантной и привлекательной. Купив наш журнал сегодня, вы бесплатно получаете подписку на месяц вперед. Среди покупателей нашего журнала будет разыгрываться приз - туалетная вода. Купить наш журнал вы можете в кредит, первоначально заплатив 50% стоимости журнала. Для постоянных покупателей цена одного номера будет снижена на 20%. Покупайте наш журнал.

«Сатурн» - Современные автомобили - это самое распространенное средство передвижения. Они появились еще в 19 веке. Сначала модели были примитивные, а потом удобные, комфортабельные. Обо всех новинках вы сможете узнать, прочитав наш журнал «Автоэкзотика», который уже в продаже. Это очень яркий, красочный, модный журнал. Он предназначен не только для мужчин, но и для прекрасных леди, которые хотят научиться искусству вождения. В нем вы найдете адреса автосалонов, в которых дешево и качественно починят ваш автомобиль. Специальное предложение: вы можете обменять два старых журнала на новый. Приходите и покупайте наш журнал!

Заключительная часть игры:

Голосование. Каждое издательство путем тайного голосования выбирает лучшее издательства среди команд-конкурентов. Таблички с их названиями опускаются в ящик для голосования. Подавать голос за свое издательство нельзя. Учитель подводит итоги.

Вывод: спрос и предложение - это ключевые понятия, которые необходимо знать при изучении основ рыночной экономики. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населению. Но у покупателей и продавцов разные интересы: первые хотят дешевле купить, вторые - дороже продать. В этой ситуации необходимо уравновесить спрос и предложение на условиях компромисса между сторонами. В ходе деловой игры «Реклама» мы убедились, что грамотно разработанная реклама приведет к увеличению спроса на товары, а возросшая цена увеличит прибыль предприятий.

Домашнее задание: Проведите опрос среди родственников об очередях за промышленными и продовольственными товарами в 80 - 90 годы 20 века. Выясните, как они относятся к товарному дефициту. Выскажите свою точку зрения.

Литература:

1) Липсиц И.В. Экономика без тайн. Москва. 1993.

2) Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ. Практическое пособие для учащихся школ и абитуриентов. Издательство «Учитель». Ростов-на-Дону. 2004.

3) Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Москва. Вита-Пресс. 1997.

4) Райзбер Б.А. Введение в экономику. Москва. Просвещение. 1997.




Сводная таблица результатов по деловой игре «Фабрика»

Наименование фирмы

Количество работников, чел.

Произведено годной продукции, шт.

Стоимость выпущенной продукции, руб.

Производительность, шт на чел.

Производительность, руб. на чел.

«Вега»


«Орион»


«Омега»


«Сатурн»


«Эверест»










Творческое задание Плотниковой Ирины.

На уроке обществознания мы изучили тему «Спрос и предложение». При подготовке домашнего задания я провела опрос среди моих близких родственников и выяснила, что в 80-ые годы 20 века в нашей стране, которая называлась СССР, существовал дефицит многих промышленных товаров. Бабушка рассказывала о том, что приобрести телевизоры, стиральные машины, холодильники было очень сложно, необходимо было записаться на очередь в магазине, затем несколько недель ждать приглашения («открытку») на покупку товара. Моему прадедушке, ветерану Великой Отечественной войны, в качестве подарка на День Советской Армии в 1982 подарили настенные часы, что тоже было дефицитом. Все мои домашние негативно относятся к товарному дефициту и очень рады, что сейчас широкий ассортимент любой продукции.

Творческое задание Анташкова Валерия.

Изучив на уроке тему «Спрос и предложение», я решил расспросить своих родственников о товарном дефиците прошлого века. Их воспоминания меня очень удивили. Оказывается было такое время, когда на продукты вводились талоны и приобретать, например, сахар надо было в определенном магазине. Красная икра, свежие овощи зимой, экзотические фрукты - все это было дефицитным товаром и в обычном магазине их не было. Мой дядя рассказывал об огромных очередях за магнитофонами «Электроника», о том сигареты мужчинам раздавали на заводах по две пачки. Среди модниц высоко ценились босоножки и туфли из Чехословакии, Польши и Венгрии. Вспоминая недавнее прошлое, все мои родственники считают, что товарный дефицит - это отрицательное явление в экономике и допускать его нельзя. Многочасовые очереди, полки с товаром низкого качества, стремление купить только импортную вещь, а не отечественную, пусть останутся в прошлом!

Творческое задание Корчагиной Марины.

Побывав сегодня с родителями в супермаркете «Линия», я с сомнением отнеслась к рассказу учителя обществознания о товарном дефиците в СССР в прошлом. Но мои сомнения развеяли все мои родственники, рассказав такое! Незадолго до моего рождения в нашей стране были введены талоны на многие товары и даже на мыло. Полки магазинов были полупустые. Моя тетя рассказывала об огромных очередях за зимними сапогами. Вы представляете, даже хорошая обувь была дефицитом! Еще в Воронеже было трудно купить бананы, и бабушка их привозила из Москвы. Жителям села еще труднее было приобрести бытовую технику, чем горожанам. Мебель, бытовую технику «достать можно только по блату». Вся моя семья выступает против товарного дефицита. Мы за широкий ассортимент продукции и за право выбора покупателя, за качественное обслуживание и высокое качество продукции!






© 2010-2022