- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по обществознанию Участие граждан в политической жизни. Политические партии (10 класс)
Урок по обществознанию Участие граждан в политической жизни. Политические партии (10 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юрочкина Т.К. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Участие граждан в политической жизни. Политические партии.
Урок обществознания в 10 классе
Цель: формировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства, отдельных людей.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий; продолжить систематизацию политологических знаний учащихся.
Развивающие: закрепить умение ставить и формулировать проблему, развивать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные: стимулировать мотив к поиску новых знаний.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карточки-сигналы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
Учитель: мы продолжаем работу в политологическом блоке. Британский премьер-министр У.Гладстон говорил: «Политика - это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти туда». Однако мы понимаем, что каждому из нас придётся войти в этот лабиринт. Как же не заблудиться в нём? Что даст нам возможность разобраться в калейдоскопе политических событий?
Ученики предлагают свои варианты ответа на этот вопрос.
Учитель(подводит итог беседы): Нам необходимо ориентироваться в политической системе общества и знать структурные элементы этой системы. На прошлом уроке мы рассмотрели государство как институт политической системы, а какие еще политические силы действуют в обществе?
Ответы учащихся.
Слайд, на котором дано определение понятия (само понятие отсутствует):
Добровольное объединение людей определённой идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в её осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоев населения.
Учитель: как вы считаете, к какому понятию соответствует данное определение.
Учащиеся определяют, что это определение понятия «партия».
Учитель: следовательно, речь на уроке пойдет о политических партиях как важном элементе политической системы. Тема выводится на доску.
Целеполагание. Подумайте, на какие вопросы нам необходимо ответить? Что следует выяснить?
Предполагаемые ответы учеников:
1) Необходимо выяснить признаки политических партий;
2) структуру партий;
3) функции партий.
Учитель: также нам необходимо, опираясь на исторические знания, провести классификацию современных партий.
Партийный уставЗадача: на основании определения политической партии, выделите признаки данной организации.
Политическая программа
Руководящие органы
Местные организации
Политическая партияОбобщение ответов учащихся и оформление их в схеме
При выполнении задания используются ещё 2 варианта определения «партия».
«Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке».
«Политическая партия есть организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определённым целям, для участия в органах власти».
Учитель: Данные признаки позволяют нам характеризовать партии как организации, имеющие внутреннюю структуру. Давайте представим её схематически.
Ученикам в группах предлагается шаблон.
Задача: попытайтесь выделить структурные элементы партии.
Итог работы: на доску выводится вариант работы групп, проводится сравнение и корректировка.
А на слайде представлен правильный вариант выполнения задания.
Слайд:
Рядовые члены
Сторонники партии
Партийный актив
лидер
Учитель: Невозможно уяснить цели деятельности партий, не исследовав их функции, т.е. направления деятельности. Условно мы можем разделить их на несколько групп.
Слайд:
-
Функции партий
?
?
?1.Политические 2.Идеологические 3.Организаторские 4.Социальные
?
Работа в группах
Задача: сформулируйте содержание каждой функции, обозначенной в схеме.
Итог работы
-
Борьба за власть, проведение своих лидеров на государственные посты и в органы местного самоуправления.
-
Создание партийной идеологии, пропаганда идей.
-
Подбор и расстановка профессиональных кадров, участие в избирательной компании, выдвижение лидера.
-
Каждая партия опирается на определённые слои и выдвигает их интересы. Однако в современных условиях практически все политические партии стремятся, насколько это возможно, объединять и представлять широкие слои общества. Только в таком случае могут рассчитывать на успех.
Учитель: Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Попытки классифицировать их достаточно условны, однако с помощью типологии партий можно проникнуть в природу партии.
Группам предлагаются листы со схемами, в которых отсутствует классификационный критерий.
?
Задача: определить, какой классификационный критерий положен в основу.
-
Правящие Оппозиционные
По отношению к власти
легальные
нелегальные
?
По отношению к закону
-
?
фашистские консервативные
либеральные коммунистические
социалистические националистические
демократические
социал-демократические
По идеологической направленности
левые центристские
правые
?
По месту в шкале партийного спектра
реформистские революционные
?
По методам действий
Подводятся итоги работы.
Домашние задание: ученикам предлагается в домашнем задании определить отличие политических партий от общественно-политических движений, привести примеры общественно-политических движений.
§ 19, зад. 4