- Преподавателю
- Обществознание
- Образовательная практика Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь МБОУ СОШ1 п. Пурпе имени Ярослава Василенко
Образовательная практика Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь МБОУ СОШ1 п. Пурпе имени Ярослава Василенко
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Гноевая Л.И. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Гноевая Лариса Ивановна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ярослава Василенко»
п. Пурпе Пуровского района,
директор школы, учитель истории и обществознания
социально значимый проект
«Солдат Ямала, что в бессмертие вошел,
непобежденным вечно оставаясь…»
«Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» реализуется в МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» с 2009 года.
Данная образовательная практика является частью проектов, реализуемых коллективом учащихся и учителей на муниципальном и региональном уровнях:
-школа - обладатель серебряной медали Всероссийского конкурса «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры;
-диплом II степени Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» в номинации «Выдающаяся организация в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи -2012»;
-победитель регионального этапа «Новая школа- школа гражданского становления»;
-в школе размещена памятная доска, посвященная Ярославу Василенко, выпускнику школы №1 п.Пурпе;
-школа переименована в МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко»;
-победитель муниципального этапа окружного конкурса социальных проектов «Деловая молодежь Ямала» (2012 год);
-победитель конкурса социальных грантов ООО «Газпром добыча Ноябрьск» в направлении «Патриотическое воспитание» (2014 год).
Группы организаций, позволяющие внедрять образовательную практику «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…», многочисленны. Социальными партнерами реализации образовательной практики выступают: семья Ярослава Василенко, Учредитель МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе, Администрация МО п.Пурпе, ТРК «Луч», Храм Иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», ДК «Строитель», военный комиссариат Пуровского района.
Одним из основных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное становление и жизненное самоопределение подрастающего поколения, формирование гуманистических, социально-значимых ценностей, гражданского поведения, национального, этнического самосознания.
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры, достижение внутренней гармонии и гармонии с обществом.
Российскому обществу требуются люди деловые, креативные, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью, способные не только помнить историю своего народа, но и уметь создавать достойное будущее России. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
Существенные изменения, происходящие в стране и мире, обусловили переосмысление сущности гражданско-патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Государственные подходы в сфере гражданско-патриотического воспитания определены Законом РФ «Об образовании», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
В школе реализуется программа гражданско-патриотического воспитания.
Образовательная практика «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…», реализуемая в школе, направлена на формирование патриотических основ личности учащихся школы, способствует повышению уровня гражданственности, активной жизненной позиции учащихся школы и является продолжением всей системы гражданско-патриотического воспитания в школе.
Грантовая поддержка социальных проектов, привлечение внебюджетных средств для внедрения и реализации образовательной практики, требуют слаженной работы всех субъектов образовательной сферы и всех заинтересованных структур: управленцев, творческих педагогических кадров, активных, инициативных учащихся школы.
Из всех практик образовательная практика «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» является самой актуальной, значимой и необходимой по многим причинам.
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. (Горький М.)» [1]. Великой России необходимо строить достойное настоящее и будущее. Страна, которая, несмотря на все внешнеполитические, экономические и социальные потрясения смогла не только выстоять под натиском врагов, но и доказать всему человеческому сообществу, что Россия - Великая держава, страна с большим прошлым, страна, великих героев и гениев: Суворова, Кутузова, Пушкина, Есенина.
«Россия большая, талантливая, у нас есть свои герои, своя великая история, свое великое искусство, есть великие музыканты и великая музыка, есть великие военачальники, воины, есть государственные деятели, которыми мы гордимся» (В.В. Путин)[2].
«Мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и перекодировать общество нашей страны, а это не может быть не связано с попытками историю переписать, причесать ее под чьи-то геополитические интересы. А история - это наука, ее нельзя, если к ней серьезно относиться, невозможно переписать. (В.В.Путин) [3].
«Перекодировать - значит, изменить культурный код, изменить у людей систему представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о должном и запретном, о благородном и низменном, о подвиге и предательстве. Многое поменять местами. Раньше чего-то стеснялись, а теперь тем же самым гордимся и выпячиваем. Был раньше грех - не будет теперь греха - ни такого, ни какого другого. А как тогда себя вести людям и странам? А вам объяснят, как. Перекодирование общественных ценностей - это загрузка новой программы, которая позволит людьми, странами и миром управлять»[4].
Но тем и значимее процесс включения подрастающего поколения в реализацию социально значимых проектов. Тем и важнее, чтобы дети наши знали историю своей Великой страны, воспитывались на подвигах своих героев. А героями не рождаются, героями становятся по зову сердца, своей души. В разные лихие времена герои были, есть и будут. Будь то Отечественная война 1941-1945гг., или военные события современности, которые направлены на стабилизацию ситуации и защиту геополитических интересов России. Герои страны - это лицо народа, его моральный дух, стержень, идеал на который равняются поколения живущих людей. Эхо Великой Отечественной войны уходит в прошлое. Стираются в памяти страшные события далеких дней. Но в современном мире тоже всегда есть место подвигу. Подвигу простых солдат, отдавших свою жизнь за Родину, ее целостность и величие. Не потому, что они хотели быть награжденными орденами и медалями. А потому, что воспитаны они были так, чтобы стать надежной опорой и защитой своей России, Ямала, поселка Пурпе.
Таким героем для школы №1 п.Пурпе является Ярослав Василенко, выполнивший свой воинский долг и став бессмертным в памяти каждого из нас.
Солдат Ямала. Будь ты воин Великой Отечественной войны или солдат современной России. Ты бессмертен. И Подвиг твой живет и будет жить вечно в веках. Будет жить в наших сердцах, нашей памяти.
«В применении к сегодняшнему дню можно сказать - для того, чтобы русский мир мог успешно отвечать на все более опасные вызовы глобального изменения миропорядка, а русская цивилизация распрямила свои крылья и стала расти и крепнуть, нам жизненно необходимо вернуться в колею собственной традиции, то есть своей, а не «заимствованной версии» русской истории. Иначе мы снова будем повторять свои же ошибки, падая в очередную смуту, теряя государство и позволяя растащить заработанное предками».[5].
Именно поэтому гражданско-патриотическое воспитание в рамках образовательной практики «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» являются первоочередными направлениями в образовательно-воспитательном процессе школы № 1 имени Ярослава Василенко п.Пурпе Пуровского района.
Возникновение данной образовательной практики обусловлено необходимостью сохранения исторической памяти о событиях, героях, солдатах Ямала, защищавших свою Родину не щадя собственных жизней.
Ямал - энергетический потенциал России. Ямал - территория, требующая специалистов высокого уровня. Истинный гражданин своей Родины, Ямала должен чтить память героев своего региона, быть верным традициям своих предков. Формирование чувства патриотизма подрастающего поколения необходимо для того, чтобы любовь к своему краю помогла достойным гражданам нашего региона, высококвалифицированным специалистам вернуться на Ямал. Быть самоотверженным, ответственным, любящим свой край. Быть готовым в трудовых буднях само реализоваться, как наши солдаты, не бояться трудностей, не терять чувство самообладания, как герои, подарившие нам мирное небо, возможность видеть яркие восходы и закаты солнца. Образовательная практика направлена на решение вопросов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Семья как ячейка общества играет такую же огромную роль в воспитании детей и формировании гражданско-патриотических основ личности. Но сложный этап в исторической действительности СССР привел к падению уровня нравственных устоев, патриотизма у молодежи 90-х годов. Воспитанная молодежь в период распада СССР не имела идеалов для подражания, не имела основ патриотического воспитания. Историческая действительность, искаженная и преподносимая в выгодном свете пророссийски настроенными группами, способствовала тому, что современные родители, которые привели детей в школу, зачастую настроены также негативно к прошлому и будущему нашей Родины. Поэтому реализация образовательной практики «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» направлен на решение комплексных проблем патриотического воспитания в школе, семье, в социуме.
Сущность образовательной практики заключается в реализации социального проекта «Солдату Ямала». Мемориальный комплекс «Солдату Ямала» будет установлен в школьном сквере. Мероприятия патриотической направленности школьного и поселкового уровней будут проводиться у мемориала. День Великой Победы, День воина-интернационалиста, День защитника Отечества, посвящение в первоклассники, Вахта памяти, торжественные линейки - далеко не полный перечень мероприятий, которые будут проведены у мемориального комплекса «Солдату Ямала».
Структура образовательной практики «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» включает в себя несколько этапов:
-создание экспозиций в школьном историко-краеведческом музее «Светоч» «От Ермака до наших дней», которые посвящены солдатам Ямала, Пуровского района, поселка Пурпе;
-разработка программы по гражданско-патриотическому воспитанию;
-открытие мемориальной доски, посвященной Ярославу Василенко, погибшему при исполнении воинского долга, награжденного орденом мужества (посмертно) (Приложение 1).
-участие в муниципальном этапе конкурса социальных проектов «Деловая молодежь» (победитель);
-переименование школы в честь Ярослава Василенко;
-победитель конкурса социальных грантов ООО «Газпром добыча Ноябрьск» в направлении «Патриотическое воспитание» (2014 год) с проектом «Мемориальный комплекс «Солдату Ямала» (Приложение 2);
-установка и торжественное открытие мемориального комплекса «Солдату Ямала», приуроченное ко Дню защитника Отечества (Приложение 3);
-проведение торжественной линейки, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
-проведение торжественной линейки, посвященной памяти Ярослава Василенко (погиб 22 мая 2003 года) (Приложение 4);
-возложение цветов к мемориалу в честь праздника «Последний Звонок»;
-проведение торжественной линейки, посвященной Дню Памяти и скорби (22 июня);
-проведение всех школьных мероприятий патриотической направленности (постоянно);
Для реализации практики были использованы механизмы, направленные на достижение поставленных целей, разработаны этапы реализации практики, продуманы формы и методы:
-
проведен анализ состояния патриотического воспитания в школе;
-
проведен анализ образовательной среды, способствующей развитию патриотического воспитания в школе;
-
Составлен план реализации образовательной практики.
-
Продуман план воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
-
Реализация программы гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ №1им. Ярослава Василенко» п. Пурпе.
-
Создание экспозиции в школьном историко-краеведческом музее «Светоч».
-
Открытие памятной доски, посвященной Ярославу Василенко (выпускник школы, награжденный орденом мужества (посмертно)).
-
Переименование школы в честь Ярослава Василенко.
-
Победа в конкурсе социальных проектов ООО «Газпром добыча Ноябрьск» в номинации «Патриотическое воспитание» (Грант в размере 500.000 рублей).
-
Установка мемориального комплекса «Солдату Ямала» на территории школы.
Трудностями в реализации образовательной практики оказалась недостаточность денежных средств для реализации в полной мере образовательной практики. Но благодаря поддержке Губернатора ЯНАО Д.Н. Кобылкина, Главы Пуровского района Е.В Скрябина, Администрации п.Пурпе, Генерального директора ООО «РН-Пурнефтегаз» Д.В.Минина, и, конечно же, Генерального директора ООО «Газпром добыча Ноябрьск» К.В. Степового.
Основными результатами образовательной практики «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» стали:
-
Создание экспозиции в школьном историко-краеведческом музее «Светоч».
-
Открытие памятной доски, посвященной Ярославу Василенко (выпускник школы, награжденный орденом мужества (посмертно)).
-
Переименование школы в честь Ярослава Василенко.
-
Установка мемориального комплекса «Солдату Ямала» на территории школы.
В процесс реализации практики включены различные социальные группы: учащиеся школы, родители Я. Василенко, общественность, представители органов местного самоуправления, руководители организаций. Понимая необходимость и особую значимость реализации образовательной практики «Мемориальный комплекс «Солдату Ямала» для формирования гражданско-патриотических основ подрастающего поколения, всеми участниками внесен самый посильный вклад в общее дело. Воспитывая на примере мужества нашего земляка Ярослава Василенко, награжденного орденом мужества (посмертно), всем жителям поселка Пурпе предоставлена возможность отдать дань памяти и глубокого уважения всем солдатам Ямала, выполнившим свой воинский долг на благо нашей Родины.
Одним из самых важных и приоритетных направлений в воспитательной системе современной школы должно сталь формирование основ гражданско-патриотического формирования личности подрастающего поколения. Именно патриотизм и гражданственность являются основами вхождения в государственный, общественный социум, уводят молодое поколение от антисоциального поведения, способствуют передаче традиций от поколения к поколению. Поэтому необходимо создавать условия для формирования и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Образовательная практика «Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…» является важным направлением для реализации поставленных задач воспитания гражданина и патриота своей страны, Ямала.
Список используемой литературы:
[1]- Афоризмы, парадоксы и избранные мысли русских писателей. Выпуск 1: Максим Горький. - М.: Типо-лит. Васильева.
Используемые Интернет-ресурсы:
[2] -russianskz.info/history/
[3]- russianskz.info/history/
[4]-wisdoms.ru/125_2.html
[5] -wisdoms.ru/125_2.html
Контактные данные специалиста:
Гноевая Лариса Ивановна,
8 (34936) 38-528,
Приложение 1
Открытие памятной доски, посвященной Ярославу Василенко, погибшему при исполнении воинского долга, награжденного Орденом Мужества (посмертно)
Приложение 2
Победитель конкурса социальных грантов ООО «Газпром добыча Ноябрьск»
в номинации «Патриотическое воспитание»
Проект «Мемориальный комплекс «Солдату Ямала»
Приложение 3
Мемориальный комплекс «Солдату Ямала»
«Солдат Ямала, что в бессмертие вошел, непобежденным вечно оставаясь…»
Приложение 4
Торжественная линейка, посвященная переименованию
школы в честь Ярослава Василенко
Открытие мемориала -памятника «Ярославу Василенко «Солдату Ямала»
23 марта 2015 года
Церемония открытия мемориала - памятника
«Ярославу Василенко «Солдату Ямала» 23 марта 2015 года
17