ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

Выполнила: Шумакова Наталья Георгиевна Ученица 9 класса МКОУ Таяндинской  СОШ Еткульского Района, с. Таянды. Руководитель: Дельянова Наталья Владимировна, Учитель обществознания МКОУ Таяндинской СОШ Объект исследования: символы Российской государственности (флаг) Цель  исследования: рассмотреть   государственные символы России (флаг),  способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов. Задачи: •         популяризация государственных символов Российской Федерации ; •   ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Символы Российской государственности.

Объект исследования: символы Российской государственности (флаг)

Цель исследования: рассмотреть государственные символы России (флаг), способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

Задачи:

  • популяризация государственных символов Российской Федерации ;

  • расширение знаний и представлений о символах Российской Федерации;

  • научить ценить историю России, беречь и приумножать ее культурные ценности; изучать государственную символику, права и обязанности гражданина России; понятия чести, достоинства, долга перед Отечеством.

  • формирование у детей патриотического отношения к России, любви к малой родине - Ярославии, воспитание патриотизма, гражданственности, формирование у школьников уважительного отношения к символике Российской Федерации;

  • провести социологическое исследование «Отношение подростков к государственной символике РФ».

Гипотеза исследования: если научить детей определять символику цвета, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям России, применяя различные методические приёмы, используя тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения школьниками осознавать смысл официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации

Методы исследования: теоретический, аналитический, наблюдение, тестирование.







  1. Введение

Сегодня одной из отличительных черт современного российского общества является его стремление к самопознанию через историю, через возрождение духовных и государственных начал. Это привело к повышенному интересу истории Отечества, в контексте обновления современной российской государственности, к историческим и современным символам и символике государства. Сегодня это стало непременным условием социального и личностного становления, которое невозможно без гражданственной составляющей. Кроме того, знакомство с символами власти и символикой государства подводит гражданина к осознанию необходимости почитания их как исторических памятников отечественной государственности, так и достояние современной Российской Федерации. Посягательства на государственные символы во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу; влекут за собой ответственность исходя из законодательства страны.

Каждое современное государство имеет символы власти, ее атрибуты и регалии(трон, скипетр, держава), государственную символику, отражающую суверенитет государства и являющиеся его главными отличительными знаками (герб, флаг и гимн). К российской государственной символике относятся и многие другие знаки, в том числе награды, городские гербы. Не менее важную роль во время имперской России играли символы царской власти, сценарии власти и церемониал.

Символы государства - это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире. Они несут в себе огромную идеологическую, правовую, социально-политическую нагрузку. В большинстве стран государственные символы власти рассматриваются как общенациональные и неподлежащие изменениям. Для каждой страны и ее народа характерным являются верность своим традиционным символам и стремление сохранить их через столетия. Поэтому любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к ее государственным символам и символике. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к Российскому гражданству.

Современная власть рассматривает укрепление российской государственности посредством возрождения исторических духовных ценностей, в том числе и государственной символики. Это привело к тому, что, начиная с 1990-х гг., в связи со становлением новой государственности, были приняты сначала постановления о возвращении традиционной государственной символики, а 25 декабря 2000 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации три федеральных конституционных закона: «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации», «О Государственном флаге Российской Федерации».4 В этих законодательных актах была официально закреплена современная российская государственная символика.





  1. Основное содержание

Российский флаг





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».

В соответствии с законом, Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.



1.Цветовая палитра российского флага

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России:

  • белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

  • синий - цвет веры и верности, постоянства;

  • красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Существует и другие трактовки, например, накануне дня восхождения Николая II на престол бело-сине-красный флаг России, ставший официальным государственным символом России, цветам флага присваивались следующие значения: красный воспринимался как символ державности, синий - цвет покровительницы Руси богородицы, а белый - цвет свободы.

Есть мнение, что сочетание цветов означает единство трех славянских народностей: Белоруссии (белый), Украины (синий) и Великороссии (красный).

С другой стороны цвета государственного флага означают нерушимую связь с православной церковью, власти царя и самого русского народа. По этой теории белый- цвет православия, синий- цвет царской власти, красный- цвет великого русского народа.

2.История российского флага

Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы или конский хвост. Назывался он стягом. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко - или темно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развевался на ветру, таким образом, придавая ратникам уверенность.

Затем на полотнищах стали изображать святых-«знамения». Так появилось слово красные цвета. Их украшали роскошные узоры.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».



История символов и их цветов уходит довольно глубоко в допетровские времена .Иван грозный ходил на казнь с малиновым знаменем большого полка.

В 60-х годах XVII по указу Алексея Михайловича, прозванный тишайшим, приказал построить военный корабль «орел». Флаг корабля имел синий прямой крест, разделявший полотно на 4 части. Первая и четвертая часть были белы, а остальные - красные.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».





О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамена и яловщики корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи) червчятую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю.

Таким образом, бело-сине-красная гамма российского знамени, во-первых, уходит довольно глубоко в допетровские времена, год ее появления 1668. А во-вторых, это документальное свидетельство разрушает один многозначительный аргумент позднейших противников бело-сине-красного стяга. Они не упускали ни одного удобного случая утверждать, что этот флаг был учрежден Петром I для торгового, то есть частного флота и потому вполне государственным признан быть не может. Однако, как выяснилось выше, бело-сине-красная гамма возникла в связи со строительством корабля «воинского». Да еще и не рядового, а первого боевого корабля России, легендарного «Орла», родоначальника Российского военного флота! Дело уж куда как самое государственное - «какого государства корабль, того государства и знамя»!

ДИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».ругое важное обстоятельство, решительно повлиявшие на ход событий, словно по закону некой общеземной полярности, сучилось на Крайнем Севере и связано с морем, которое в противовес Черному, именуется Белым.

Летом 1693 года, испросив согласия матери, Петр направился в Архангельск, намереваясь совершить традиционный акт Российского паломничества - посетить Соловецкий монастырь. Но скоро цель, ради которой и благословила его Наталья Кирилловна в дальний путь, была оставлена. Впервые в жизни увидев морские корабли, Петр позабыл обо всем. Несколько груженых английских и голландских парусников как раз готовились к отплытию, и молодой царь непременно решил проводить их в море.

Плавание-проводы длилось шесть дней. Петр, знавший до этого лишь тихие пресные воды Переславского озера, был потрясен и навсегда покорен морской стихией. Но еще больше поразили его огромные суда, разрезавшие мощными форштевнями седые валы Студеного моря. Ветер хлопал большими красивыми флагами, поднятыми на мачтах и крепких кормовых флагштоках. Флаги были просты по рисунку, не утяжелены надписями, как русские хоругви, ярки и потому видны издалека.

Узнав, что ожидается прибытие в архангельский порт новых иностранных кораблей, Петр отложил возвращение домой. Вскоре молодой царь принял решение - строить два корабля для своего флота. Один при его деятельном участии тут же заложили на соломбайской верфи в Архангельске, а другой был заказан в Голландии.

Только в середине сентября, с началом холодной северной осени, Петр отправился в столицу.

Из Архангельска двинулись водным путем в сторону Вологды. Здесь, расставаясь, он пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со своею прикрасою и снастью судовою». В числе корабельных «прикрас» были пожалованы архиепископу и попали затем в кафедральный собор Архангельска три флага, которые развевались на судах Петра. Один большой - «флаг царя Московского» и два поменьше, с иерусалимскими прямыми крестами.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».«Флаг царя Московского» был сшит из специальной флажной материи - флагдуха. Полотнище его разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя - белая, средняя - синяя и нижняя - красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колющего копьем зеленого дракона.

Примечателен в отношении цветовой гаммы и один из флагов с крестом. Он был белым, с вшитым красным иерусалимским крестом. Самое интересное - флаг имел длинный бело-сине-красный хвост!

Наконец, третий флаг, изготовленный из белой шелковой материи, имел квадратную форму и в него был вшит желтый крест.

Эти три флага, сыгравшие немалую роль в позднейших спорах, о чем речь ниже, выступают как три загадки, на которые мало кто обращал внимание.

Относительно бело-желтого высказал в начале нашего века небезынтересную мысль знаток российской геральдики, страстный почитатель Петра и его нововведений капитан-лейтенант П.Белавенец: «…по-видимому, - писал он, - флаг полагался для подъема на судах во время следования морем и реками архиепископа».

Эта догадка, в свою очередь, дает возможность предположить, что флаг был изготовлен в связи с необходимостью, которая возникла во время пребывания в Архангельске, когда местный архиепископ Афанасий самым деятельным образом включился во все предприятия, затеянные Петром, не отходил от него ни на шаг, сопровождая царя на суше и на море.

Такой поворот высвечивает и ставит еще один вопрос - не там ли, в Архангельске были изготовлены и другие флаги, в частности, - бело-сине-красный? Конечно, какие-то знамена входили в «прикрасы» небольших петровских судов. Скорее всего, это были как раз крестовые флаги, о которых говорилось выше.

Но, уезжая из Москвы, Петр наверняка не имел с собой бело-сине-красного стяга. Его тогда еще попросту не существовало. Нет никаких известий о геральдической деятельности молодого царя, относящихся к этому времени. Не было еще и какого-то импульса, побуждающего заняться этим. Наконец, не было перед глазами и образцов, которые заставили бы заработать воображение. Однако все это разом появилось в Архангельске.

Знаменитый «флаг царя Московского», хранившийся в Архангельске, в начале XX века был перевезен в Петербург.

В 1940 году известный флаговед Н.Семенович реставрировал его. Флаг и поныне хранится в Центральном военно-морском музее. Во время реставрации Н.Семенович обратил внимание на одну особенность. Знатока русских знамен удивило необычное отношение ширины флага (4,6 метра) к его длине (4,3 метра), то есть 1:0,9, тогда как традиционно это отношение у старых стягов колеблется от 1:1,5 до 1:1,8. Он не нашел этому полного объяснения и высказал только осторожную догадку, что такое отношение «подтверждает мысль о разрезанном пополам флаге».

Думается, однако, дело здесь в другом. По всей видимости, новый, по петровскому эскизу созданный флаг был сшит из имевшихся заготовок, припасенных для создания традиционного крестового флага. Длина его определялась длиной имевшихся полотнищ - 4,3 метра, а ширина должна была быть на треть меньше - около трех метров, так как синяя полоса в крестовом флаге отсутствовала, а синий крест был нашивным и на размер стяга не влиял. Таким образом, соотношение ширины и длины оказалось бы близким к традиционному - 1:1,4. однако заготовки, захваченные из московских хранилищ, были в Архангельске сшиты совсем не так, как предполагали те, кто отмерял тафту и киндяки, флаг был создан новый, на Руси не виданный.

Такой стяг вряд ли мог родиться в континентальной Москве, и символично, что он появился в единственном тогда российском морском порту и как раз в то время, когда отрезанная от морей Россия начинала непростой путь. В месте своего рождения и был он оставлен молодым царем, не ведавшим, что бело-сине-красному стягу предстоит многовековая, исполненная драматизма судьба.

Вся зима 1693/94 года прошла в переписке с Архангельском и приготовлениях к новой поездке. Уже первого мая 1694 года Петр покинул Москву. До Вологды добрались по суше, а затем на 22 баркасах пустились по рекам на север. До Архангельска добрались 18 мая, а уже через день, 20, состоялся торжественный спуск корабля, заложенного в прошлом году. 21 июля прибыл в Архангельск и заказанный в Голландии прекрасный по тем временам корабль «Святое пророчество». Петр получил на нем должность шкипера, а капитаном был назначен Франц Лефорт. На корабле был поднят бело-сине-красный флаг. Архангельские события 1693-1694 годов в последствии и дали повод считать его «вариацией флага Голландии», у которого Петр якобы перенес вниз красную полосу, сделав красно-бело-синий голландский стяг бело-сине-красным. «Голландская» версия у многих создает устойчивое впечатление о том, что Петр «изобрел» бело-сине-красный стяг, набравшись впечатлений в Голландии подружившись с ее корабелами, моряками, жителями столицы. Но Петр отправился в Голландию в 1697 году, тогда как флаг появился несколькими годами ранее.

Конечно, знакомство Петра с голландским морским флагом, как и с флагами других стран, к этому времени уже состоялось - в архангельском порту их развевалось немало, но той глубокой симпатии к Голландии, которую Петр привез из европейского путешествия, разумеется еще не было.

И поэтому, утверждение о том, что влияние голландской геральдики было единственно определяющей причиной появления бело-сине-красного стяга, - это в лучшем случае, преувеличение либо заблуждение, в худшем, - умысел, с помощью которого бело-сине-красная гамма отвергается как российское национальное явление.

На самом же деле, создавая новый флаг, Петр обнаружил глубокую приверженность российской геральдической традиции. Он сохранил прямую преемственность с тем крестовым флагом, под которым, по-видимому, прибыл в Архангельск летом 1693 года.

Правда, всеми признанное ныне допетровское бытование бело-сине-красной гаммы в российской геральдике не снимает вопроса о ее природе. «Голландское» происхождение давало хоть какую-то версию объяснения бело-сине-красной гаммы. С ее отвержением вновь встает вопрос - какой сокрытый смысл несет в себе это сочетание? К чему оно восходит, почему должно почитаться как национальное?

Поиски ответа на эти вопросы велись достаточно настойчиво, но наиболее убедительное предложение было высказано, как не парадоксально, уже после упразднения бело-сине-красного флага, в советское время. Его сформулировал в годы Великой Отечественной войны Н.Семенович: «Пожалуй, можно предположить, - утверждал он со свойственной ему осмотрительностью, анализируя цвета крестового флага, - следующее соображение: синий цвет для креста - так как мантия святого Георгия Победоносца в гербе города Москвы синяя; белый и красный поля флага (первая и третья, вторая и четвертая четверти) - так как поле герба красное, а конь святого Георгия Победоносца белый».

Белый конь, синий плащ, красное поле! Похоже. Именно здесь лежит разгадка российской национальной цветовой гаммы. Выясняется, что корнями своими она уходит в глубокую древность. Все сливается здесь - и гербовый всадник-воин, ставший с течением веков олицетворением святого Георгия, и красное поле герба, которое выражает на языке средневековой геральдики независимость государства. Н.Семеновичу принадлежит и наиболее глубокая и основательная гипотеза, объясняющая логику расположения цветов на российском флаге.

Критики Петра I говорили, разбирая «голландскую» версию, о немотивированном переносе красной полосы голландского флага из верхнего ряда в нижний, подчеркивая тем самым искусственность происхождения Российского стяга. Но, как мы уже убедились, рождение бело-сине-красного стяга внешние воздействия отнюдь не были определяющими - они тесно переплелись с истинно-российским смысловым наполнением.

«Если же у Российского крестового флага, - писал полвека назад Н.Семенович, - разрезать полотнище по вертикальной крестовине, то половина полотнища, прилегающая к флагштоку, окажется составленной из трех полос: широкой белой, узкой синей (половина поперечной крестовины) и широкой красной. Для получения флага, аналогичного по рисунку голландскому, достаточно сделать синюю полосу по ширине равной белой и красной».

Эта удивительная по своей оригинальной простоте версия никому не пришла в голову за период вековых споров вокруг российского флага. Между тем ее внутренняя логика не только могла, но и наверняка воздействовала на создателей российского стяга, прежде всего на Петра I.

Так древнерусская георгиевская традиция сочетания цветов, запечатленная в московском гербе, который по праву присутствовал на гербе государственном, естественным образом была воплощена в национальном стяге. Но процесс этого преломления не был прямолинеен.

Первые несколько лет после своего появления «флаг царя Московского» - бело-сине-красный стяг с нашивным орлом - был только царским корабельным штандартом, и русские корабли по-прежнему бороздили реки и моря под крестовым флагом. Так продолжалось до 1697 года, когда Петр ввел на флоте новый флаг - трехцветный, но без нашивного двуглавого орла.

Бело-сине-красный стяг стал, пожалуй, самым знаменитым геральдическим изобретением Петра Великого. Гениальность найденного рисунка, в котором глубинная цветовая традиция России сочеталась с самым современным по тем временам флаговым рисунком, сделала этот стяг уникальным в европейской геральдике, прочно закрепила его в сознании многих народов за Россией. И даже сегодня, спустя без малого три четверти века после его официальной отмены, ни одна новая страна, а их за это время на планете возникло немало, не заявила претензий на бело-сине-красную гамму. В сознании мира она по-прежнему - за Россией. Но ждала ее трудная, неровная судьба.

Перед революцией в 1914 году в качестве народного для употребления в частном быту появился флаг, объединяющий все цветовые гаммы, но к этому времени популярность стали набирать уже преимущественно красные цвета.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».

После буржуазно-демократической революции Февраля 1917 года масонское временное правительство использовало в качестве государственного флага сине-бело-красный триколор. Такой же флаг использовал Верховный правитель России адмирал Колчак. Комитет Учредительного собрания со столицей в Самаре использовал в качестве флага красное прямоугольное полотнище без каких либо надписей, а победившие в итоге Советы под руководством большевиков - красный флаг с золотой надписью.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».

После бурных революционных лет, казалось, навсегда улетел грозный гордый, всевидящий двуглавый орел, а белый конь унес с московского герба Георгия знамя. Знамя тогда имели зеленые, желтые, белые. Победоносца и бело-сине-красный флаг канул в Лету.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».Исторические судьбы России сделали возможным возвращение бело-сине-красного флага в нашу сегодняшнюю жизнь. Еще в 1989 г. по случаю годовщины Февральской революции его подняли митингующие на площади Маяковского в Москве и перед Казанским собором в Ленинграде. В апреле 1991 г. Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила применение трехполосного флага как нового символа Российской Федерации. В этом же году (22 августа) Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации». Президентскими указами 1993-1994 гг. определялся статус этого флага как государственного символа, четко устанавливались цвета: бело-сине-красный (вместо: белый, лазоревый, алый). 22 августа объявлен Днем Государственного флага Российской Федерации.

Согласно 70 статье Конституции России 1993 г., государственные символы утверждаются специальным федеральным законом. Каждый житель России обязан соблюдать законы страны и с уважением относиться к государственной символике.





Флаг Челябинской области






ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».





ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».

«Флаг Челябинской области представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3 красного цвета, разделённое по горизонтали на три разновеликие полосы - красную (2/3 полотнища), жёлтую (1/6 полотнища) и красную (1/6 полотнища), и несущее посреди полотнища изображение навьюченного белого верблюда с жёлтой поклажей, составляющего 1/2 ширины полотнища.».





1.Обоснование символики флага Челябинской области.

Основной фигурой флага является навьюченный белый верблюд с жёлтой поклажей - выносливое и благородное животное, внушающее почтение и олицетворяющее мудрость, долголетие, память, верность, терпение, власть над стихией.

Красный цвет поля флага - цвет жизни, милосердия и любви - символизирует мужество, силу, огонь, чувства, красоту, здоровье.

Красный цвет поля одновременно созвучен труду металлургов, машиностроителей, литейщиков, энергетиков, основные технологические процессы которых связаны с тепловыми реакциями, что дополняет содержание герба Челябинской области, как промышленно развитого региона.

Желтая полоса символизирует Уральские горы, соединившие Европу и Азию, их красоту, величие, богатство недр.

Белый цвет - символ благородства, чистоты, справедливости, великодушия.



  1. Авторская группа:

идея флага: Константин Мочёнов (Химки);

художник: Роберт Маланичев (Москва);

обоснование символики: Галина Туник (Москва);

компьютерный дизайн: Сергей Исаев (Москва).

Утвержден Законом Челябинской области "О флаге Челябинской области"

от 27.12.2001 № 65-ЗО

Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 898







3.Результаты исследования

Эмоциональное отношение учащихся к символике РФ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».

















Источники получения информации о символике РФ



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».































4.Заключение

Уважение и знание истории государственных символов своей страны является, на наш взгляд, важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества. Самым правильным отношением к государственным символам было бы спокойное, но уважительное: без излишнего восхваления или , напротив, неумеренной критики и выражения недоверия. Ведь знаки государства и страны - всего лишь символы. Но за ними - ошибки и успехи многих людей, поражения и победы наших отцов и дедов , заблуждения и открытия далеких предков, предательство и героизм людей. За ними - судьбы миллионов, круговерть исторических событий и потрясений. Люди ,не верящие в государственные символы, отмахиваются от великого прошлого, от времени и пространства, в котором живут. Тем самым они и себя обрекают на забвение.

Государственные символы есть те самые координаты, с которыми сверяется величественный корабль державы и вся команда отважных его граждан, которая ведет его в бескрайнем океане истории.

На основании данных можно сделать выводы:

1) 71 % учащихся среднего школьного возраста относится к символике РФ положительно; 53 % учащихся старшего школьного возраста относится к символике РФ положительно.

Цифры говорят о том, что учащиеся среднего школьного возраста относятся более положительно, нежели старшего школьного возраста. Большая доля учащихся 6 - 7 классов относится равнодушно к символике РФ. Число равнодушных в старших классах- минимально.

2) Самыми распространенными источниками информации являются: СМИ, уроки в школе. Роль уроков в школе заметно повышается к старшей ступени обучения. Книга, как источник информации играет заметную роль, только у старших школьников. Не интересуются вопросами символики РФ - 13, 5 %. Самый низкий процент даёт критерий семья, что означает низкую роль в воспитании патриотизма играет семья.

5.Литература:


1.Государственный флаг Российской Федерации // Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе / сост. М.К. Антошин . - М., 2003. - С. 39-44.
2.Дегтярев, А.Я. История Российского флага. Легенды, факты, споры / А.Я. Дегтярев. - М.: Военный парад, 2000. - 136 с.
3.Крэмптон, У. Боевые флаги / У. Крэмптон // Флаги: знамена, гербы, вымпелы. - М., 2001. - С. 12-13.
4.Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А.Г. Силаев.- М.: Фаир-Пресс, 2002. - 240 с.

5.Цвета и символы на стягах Руси княжеской и царской // Герб и флаг России. X - XX вв. / ред. Г.В. Вилинбахов. - М., 1997. - С. 402-419.



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

«СИМВОЛИКА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ"





















© 2010-2022