Разработка открытого урока по Основы права. Тема: «Конституция Республики Казахстан-основной закон моей страны»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по Основы права. Тема: «Конституция Республики Казахстан- основной закон моей страны»Разработка открытого урока по Основы права. Тема: «Конституция Республики Казахстан- основной закон моей страны»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Семейский многопрофильный колледж





«Утверждаю»

Зам. Директора по УР

_______О.И.Мачахина

«____» _______ 2013г.





Разработка открытого урока по Основы права

гпуппа ЭК-32







Тема урока: «Конституция Республики Казахстан- основной закон моей страны»





Рассмотрено в ПЦК

Протокол № «____» ______ 2013 г



Преподователь: Серикулы К






2013-2014 учебный год

Тема: «Конституция Республики Казахстан- основной закон моей страны»

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать знания об особенностях Конституции РК

Воспитательная:

- воспитывать уважение к праву;

- формировать активную жизненную позицию, формировать умение анализировать свои действия

Развивающая:

- развивать логическое мышление и речь учащихся;

- формировать умение работать с Конституций и анализировать статьи

Тип урока: Комбинированный

Оснащение урока: слайд шоу, доска, Конституция РК, тесты

Межпредметная связь: История

Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РК, фоно запись гимна.

Используемая литература.

1. "Конституция Республики Казахстан"

2. Калинкина Е.Г. Современные образовательные технологии: дебаты на уроках истории и обществознания // Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. - Н.Новгород: НГЦ, 2001.

3. Калинкина Е.Г. О программе "Гражданское образование" // Школа, апрель 1999.

План урока:

I. Организационный момент 3 мин.

Настрой на занятие

II. Проверка домашнего задания

  1. Индивидуальный опрос 10мин

  2. Тесты 15 мин

III Объяснение новый темы 30мин

Лекция

План лекции:

- Понятие Конституций РК

- Преамбула

IV. Закрепление темы: 20мин

Соревнование между между командами:

1. "Публичная лекция"

2. "Президент в жизни народа"

3. игра "Да и нет"

4. Игра "Продолжи фразу"

5. «Кто быстрее?»

6. Открытая кафедра

7. Блиц-турнир

V. Подведение итогов 3мин

VI. Домашнее задание 2мин

Ход урока:

Организационный момент: Определение новый темы, цели урока, план урока.

II. Проверка домашнего задания

  1. Индивидуальный опрос по теме «Местные государственные управление и самоуправление»

  2. Тесты

1-Вариант

1. На какой срок избирается Президент РК, согласно Конституции страны?

А. на 7 лет

В. на 3 года

С. на 10 лет

D. на 4 года

Е. на 5 лет

2. Когда в РК был принят новый текст Гимна Республики?

А. сентябрь 1993г.

В. декабрь 1992г.

С. май 1991г.

D. январь 1992г.

Е. март 1994г.

3. Какое количество областей насчитывается в РК на современном этапе?

А. 5

В. 20

С. 7

D. 10

Е. 14

4. Каким государством по форме государственного устройства было СССР?

А. унитарным

В. конфедеративным

С. федеративным

D. империей

Е. автономией

5. Кто по Конституции РК является главой государства?

А. народ

В. Аким

С. Президент

D. губернатор

Е. мэр

6. Какие государственные органы формируются путём выборов?

А. Парламент РК

В. Правительство

С. РОВД

D. министерства и ведомства

Е. Комитет Национальной Безопасности

7. Кто возглавляет местный исполнительный орган в РК?

А. судья

В. губернатор

С. Председатель Совета

D. депутат парламента

Е. Аким

8. Что означает понятие « тоталитаризм» от лат. «totalis»?

А. весь, полный, целый.

В. общий

С. мера

D. большой

Е. злой

9. Единственным источником государственной власти в Казахстане является:

А. Президент

В. Народ

С. Аким

D. Парламент

Е. Верховный суд

10. Кто, согласно Конституции РК, имеет право выступать от имени народа в РК?

А. акимат и парламент

В. Мажилис и акимат

С. президент и парламент

D. Мажилис и Президент

Е. нет верного ответа

11. Что, согласно Конституции РК, является священным долгом и обязанностью каждого её гражданина?

А. защита символов

В. защита РК

С. защита лесов

D. защита памятников

Е. все перечисленное

12. Когда появилось понятие «государство»?

А. 16в.

В. 14в.

С. 15в.

D. 17в.

Е. 20в.

13. Кто ввёл в оборот понятие «государство»?

А. Радищев

В. Конфуций

С. Ж.Ж. Руссо

D. Макиавелли

Е. Цезарь

14. Что такое государство?

А. коллектив индивидов, объединившихся в определённых интересах

В. политическая система, которая управляет социальными, экономическими, политическими отношениями между индивидами.

С. норма поведения, регулирующая общественные, социальные, экономические интересы

D. определенная система всех правовых норм

Е. все перечисленное

15. Государство, рассматривающее интересы народа:

А. деспотичное государство

В. авторитарное государство

С. демократическое государство

D. тоталитарное государство

Е. нет верного ответа


2-Вариант

1. День независимости Республики Казахстан

А.25 октября

В.30 августа

С.16 декабря

D. 31 декабря

Е. 30 декабря

2. Республика Казахстан утверждает себя:

А. демократическим государством

В. тоталитарным государством

С. авторитарным государством

D. универсальным государством

Е. либеральным государством.

3. Высшими ценностями Республики Казахстан являются:

А. демократические основы государства

B. правовые основы государства

C. земли и воды

D. человек, его жизнь, права и свободы

E. недра и нефть.

4. Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан являются:

А. общественное согласие

B. политическая стабильность

C. экономическое развитие на благо всего народа

D. казахстанский патриотизм

E. все выше изложенное

5. Гражданин Республики Казахстан:

А. может быть лишен гражданства, если был привлечен к уголовной ответственности по ст.165 УК РК «Государственная измена»

В. может быть лишен гражданства, если был привлечен к уголовной ответственности по ст. 160 УК РК «Геноцид»

C. может быть лишен гражданства, если был привлечен к уголовной ответственности по ст. 156 УК РК «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»

D. может быть лишен гражданства, если был привлечен к уголовной ответственности по ст. 164 УК РК «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды»

Е. ни при каких условиях может быть лишен гражданства.

6. Имеют право состоять в политических партиях:

А. военнослужащие

В. преподаватели

C. работники органов национальной безопасности

D. судьи

Е. сотрудники правоохранительных органов.

7. Президент РК является

А. главой исполнительной власти

В. главой Правительства

C. ответственное должностное лицо

D. главой государства

Е. глава законодательной власти.

8. Президентом РК может быть избран гражданин не моложе:

А. 30 лет

В. 40 лет

C. 45 лет

D. 50 лет

Е. 60 лет

9. Президентом РК может быть избран гражданин по рождению проживающий в Казахстане не менее:

А. 6 месяцев

В. 1 года

C. 5 лет

D. 10 лет

Е. 15 лет

10. Парламент состоит из:

А. 1 палаты;

В. 2 палат;

C. 3 палат

D. 4 палат

Е. 5 палат

11. Кому принадлежит заслуга введения в оборот понятия «государство»?

А. Сенеке

В. Макиавелли

С. Аристотелю

D. Платону

Е. Сократу

12. Основным назначением данной функции государства является отражение вооруженной агрессии, защита территориальной целостности?

А. Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности

В. Функция интеграции в мировую экономику

С. Функция налогообложения

D. Функция обороны

Е. Экономическая функция

13. Выделите государство, по форме правления являющееся президентской республикой:

А. Бельгия

В. Великобритания

С. Казахстан

D. Франция

Е. Япония

14. Выделите государство, по форме правления являющееся парламентской республикой:

А. Россия

В. Великобритания

С. Казахстан

D. ФРГ

Е. Япония

15. Выделите государство, по форме правления являющееся республикой смешанного типа:

А. ФРГ

В. Великобритания

С. Казахстан

D. Франция

Е. Япония

III Объяснение новый темы 30мин

План:

- Понятие Конституций РК

- Преамбула

- Разделы Конституций

Конституция Республики Казахстан

Термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.
В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

"Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!" - именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день празднуется, как День Конституции.

Принятая на общенациональном референдуме 30 мая 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями от 1998 и 2007 гг.), Конституция РК состоит из 98 статей, объединенных в 9 разделов. Конституция как основной закон страны отражает волю народа Казахстана, его стремление к утверждению страны "в качестве демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы" (Н. Назарбаев). Современная, вобравшая идеи и концепции конституций развитых демократий мира, Конституция Республики Казахстан закрепляет основные общечеловеческие и демократические ценности.

Cтатьей 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Статья 3 устанавливает, что единственным источником государственной власти является народ.

Статья 6 провозглашает, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.

Статья 7 устанавливает, что в Республике Казахстан государственным является казахский язык, но в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Статья 12 провозглашает, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми.

Статья 13 провозглашает, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

Статья 14 устанавливает, что все равны перед законом и судом.

Статья 15 провозглашает, что каждый имеет право на жизнь.

Статья 20 гарантирует свободу слова и творчества и запрещает цензуру.

Статья 22 провозглашает, что каждый имеет право на свободу совести.

Статья 25 провозглашает неприкосновенность жилища.

Статьями Конституции также закрепляются право каждого на свободу труда, право на отдых, охрану здоровья, бесплатное среднее образование.

Статья 77 гарантирует независимость судебного корпуса Республики и верховенство судебных решений

По словам Президента Республики Казахстан, "Конституция стала основанием нашей свободы. Она закрепляет весь тот комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость… Мы учимся жить в демократическом обществе - а значит, ежедневно сами создаем демократию. …Наша Конституция дала нам главное - право выбора, ибо творить свою жизнь самим - ценнее любых сокровищ".

Конституция Республики Казахстан

Принятая 30 мая 1995 года на национальном референдуме Конституция Казахстана после изменений, внесенных в нее в 1998-м и 2007-м годах, насчитывает 9 разделов и 98 статей. Вобрав в себя лучшие идеи демократии, во главу угла она ставит человека с его правами и свободами. Являясь демократическим государством, Казахстан сегодня позиционируется как правовое, социальное государство. Сегодня Конституция Казахстана следует принципам демократии, и поэтому единственным источником власти установлен народ. Кроме того, Конституция Республики Казахстан признает и государственную, и частную собственность, она гарантирует одинаковую защиту обеих. Государственным языком в стране признан казахский, однако Конституцией официально разрешено использовать в органах власти и государственных организациях и русский язык.

В Конституции Казахстана установлено, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, и каждый гражданин имеет право на защиту своих прав и свобод в любых судебных инстанциях, а перед законом и судом все предстают на равных условиях. Согласно Конституции, каждый гражданин Казахстана имеет право на жизнь, свободу слова, свободу творчества, а также на свободу вероисповедания, на труд и отдых, охрану здоровья, на бесплатное среднее образование и неприкосновенность жилища. Конституция Республики Казахстан гарантирует независимость судебных органов и главенство их решений.

По признанию Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Конституция страны есть основание свободы, ведь она дала народу Республики самое главное - право выбора.

Преамбула указывает на народ Казахстана, как особый субъект, принявший Конституцию; раскрывает мотивы принятия Конституции.

Особенности Конституции Республики Казахстан:
1) По способу принятия и изменения является жесткой
2) По юридической форме - писанная
3) По времени действия - постоянная.

Конституция состоит из 9 разделов:

  1. Общие положения (ст.1-9)

  2. Человек и гражданин (ст. 10-39)

  3. Президент (ст. 40-48)

  4. Парламент (ст. 49-63)

  5. Правительство (ст. 64-70)

  6. Конституционный совет (ст. 71-74)

  7. Суд и правосудие (ст. 75-84)

  8. Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)

  9. Заключительные и переходные положение (ст. 90-98)


Конституция Республики Казахстан состоит из преамбулы и 9 разделов.
Раздел 1. «Общие положения» посвящен принципам, определяющим основы государственного устройства.
Ст.1. Республика Казахстан является демократическим, светским, правовым и социальным государством.
Ст.2. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.
Ст.3. Единственный источник государственной власти - народ; закреплен принцип разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Ст.4. Дается определение действующего права в Республике Казахстан и за Конституцией признается высшая юридическая сила.
Ст.5. Отражается принцип политического и идеологического плюрализма, также регламентируется деятельность общественных объединений.
Ст.6. Признается и защищается государственная и частная собственность.
Ст.7,8. Государственный язык - казахский язык и на основе принципов международного права Республика Казахстан проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений с другими государствами.
Раздел 2. «Человек и гражданин» посвящен основам правового статуса личности, в этом разделе регламентируются права и свободы человека и гражданина, а также основы института гражданства.
Раздел 3. «Президент» в этом разделе закрепляется президентская форма правления, согласно статье президент не относится ни к одной ветви власти, а является главой государства, символом и гарантом единства народа и Конституции, и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти.
Раздел 4. «Парламент» определяет правовой статус Парламента как высшего представительного органа, осуществляющего законодательные функции, закрепляет организационно-правовые формы деятельности Парламента и статус его депутатов.
Раздел 5. «Правительство» посвящен основам деятельности Правительства, осуществляющим исполнительную власть в Республике, закрепляет компетенцию Правительства и Премьер-министра.
Раздел 6. «Конституционный Совет» посвящен основам правового положения Конституционного Совета, одной из основных функций которого является дача официальных толкований норм Конституции.
Раздел 7. «Суды и правосудие» посвящен судебной системе, закрепляет возможность судов обращаться в Конституционный Совет с признанием нормативно-правового акта неконституционным. В этом разделе Конституция отделяет дознание и предварительное следствие от суда и прокуратуры.
Раздел 8. «Местное государственное управление и самоуправление» согласно ст.85 местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Согласно ст.89 в Республике Казахстан признается местное самоуправление, задача которого - обеспечение самостоятельности населения при решении вопросов местного значения.
Раздел 9. «Заключительные и переходные положения» (ст. 90-98), обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Заключение

А сейчас по разделу II Конституции РК "Человек и гражданин" Итак, игра "Публичная лекция". Пока звучит музыка, вы должны подготовить публичную лекцию "Я - гражданин РК, мои права и обязанности", затем представителю каждой команды дается 2 мин. для выступления.

А сейчас по разделу III "Президент". И вновь игра - турнир ораторов - конкурс капитанов "Президент в жизни народа" 1 мин.

Параметры состязаний:

логика выступления:

И сейчас игра "Да и нет" (каждый команде по вопросу, отвечать надо "да" и "нет")

Вопросы 1 команде:

  1. Парламент является высшим представительным органом РК (+)

  2. Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно. (+)

  3. Парламент состоит из 3-х палат (-)

  4. Срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет (+)

  5. Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана (+)

Вопросы 2 команде:

  1. Мажилис состоит из ста десяти депутатов (-)

  2. Депутат Парламента может одновременно быть членом обеих палат (-)

  3. Срок полномочий депутатов Сената - 9 лет (-) 6.

  4. Законы РК выступают в силу после их принятия Парламента (-) предписания Президента.

  5. Компитенцию правительства указывает Президент (-) Парламент

Игра "Продолжи фразу"

  1. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед :. (Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом )

  2. Члены Правительства приносят присягу : (народу и Президенту Казахстана)

  3. Премьер-министр Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу. (по всей территории Республики).

По раздел 6 "Конституционный Совет" проводим игру «Кто быстрее?»

Конституционный Совет РК состоит из 7 членов, полномочия которых длятся 6 лет.

Чем может заниматься член Конституционного Совета?

Раздел VII "Суд и правосудие"

Правосудие в РК осуществляется только судом.

Раздел VIII "Местное государственное управление и самоуправление.". Просмотрев этот раздел, мы проведем открытую кафедру (1 мин на участника).

Итак, на кафедру выходит любой участник нашей игры в роли акима нашего города, гражданина РК, жителя планеты Земля, говорит о своих общественных интересах, личной озабоченности всем происходящим в нашем городе, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством о какой-либо проблеме нашего города.

Раздел 9 и игра "Пирамида". В пирамиде 7 ступеней и первая ступень - Конституция. Отразите её суть в этой пирамиде.

А теперь блиц- турнир "Мы знаем общие положения Конституции РК"

Блиц-турнир:

  1. Является ли Казахстан унитарным государством? Что значит "унитарное"? (неделимое)

  2. Кто является единственным источником государственной власти? (народ)

  3. На основе чего осуществляется государственная власть в РК? (на основе Конституции)

  4. Как признаются и защищаются государственная и частная собственность? (равным образом)

  5. В чьей собственности находится земля в РК? (в государственной)

  6. Какой язык является государственным в РК? (казахский)

  7. Назовите символы РК? (Герб, гимн, флаг)

  8. Назовите авторов гимна РК.(Ж. Нажимеденов, Н. Назарбаев, Ш.Калдаяков)

  9. Назовите авторов герба РК. (.Ж.Малибеков, Ш. Валиханов)

  10. Назовите авторов флага РК. (Ш.Ниязбеков)


Подведение итогов

- В каком разделе больше всего статей? Почему?

/Во 2 ом разделе "Человек и гражданин". Потому что Конституция защищает и гарантирует права и свободы человека -гражданина РК, регламентирует его обязанности./

- Проведение итогов игры

- Что узнали нового?

- Что понравилось?

-Что не понравилось?

-Оценка

Домашнее задание

- Прочитать "Конституция Республики Казахстан" страница 6-13 (статьи 10-39)

- творческое задание: Составить памятку: «Как научить молодежь уважать Конституцию РК »

Используемая литература.

1. "Конституция Республики Казахстан"

2. Калинкина Е.Г. Современные образовательные технологии: дебаты на уроках истории и обществознания // Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. - Н.Новгород: НГЦ, 2001.

3. Калинкина Е.Г. О программе "Гражданское образование" // Школа, апрель 1999.

4. Калинкина Е.Г., Калинкина Н.Н. Механизм реализации интеллектуальной собственности в образовательном процессе: новые педагогические технологии// Интеллектуальная собственность и форы ее реализации. Материалы международной научной конференции. - Нижний Новгород, 1998.


© 2010-2022