Урок обобщения и систематизации знаний по теме Человек и общество

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

Дата урока


Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока

Создать условия для закрепления знаний за курс 6 класса

План урока

1. Зачетные вопросы.

2. Практические задания

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять все термины
за курс 6 класса.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности
при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль

Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения

Продолжение табл.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учеб-ной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают
тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Акту-ализация знаний

7

Обсуждение вопросов рубрики «В классе и дома», с. 104

Организует работу по обсуждению вопросов рубрики

Отвечают
на вопросы

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

III. Обобщение
и систематизация знаний и умений

24

1. Беседа-зачет по вопросам

(Приложе-
ние 1)
.

2. Задание
в рабочей
тетради для итогового

1. Организует беседу по зачетным вопросам.


2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу.

1. Отвечают
на зачетные
вопросы.

2. Выполняют задание в рабочей тетради.

1. Фронтальная работа.

2. Индивидуальная работа.

Личностные: определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности.

Регулятивные: адекватно
воспринимают предложения
и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

1. Уст-
ные ответы.

2. Записи в рабочей тетради.

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8


повторения,
с. 58-63.

3. Прочтение сказки Н. Лескова «Маланья - голова баранья»

(Приложе-
ние 2)

3. Знакомит учащихся со сказкой, определяет задание:

- Выделите жизненные принципы, выдвинутые писателем-мыслителем, и запишите их в тетрадь.

- Какие важные принципы сформировал автор
в этой сказке?

3. Знакомятся со сказкой, выделяют жизненные принципы

3. Индивидуальная работа

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения познавательных задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

3. Уст-
ные ответы

IV. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Подводит итоги урока

Определяют свое эмоцио-

нальное состояние на уроке

Фрон-
тальная

работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее за-дание

2

Подготовка
к защите
проекта

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа



Приложение 1

Зачетные вопросы

1. Что дает человеку познание самого себя?

2. Какое значение имеет самообразование?

3. Какие потребности есть у человека? Чем они отличаются от потребностей животных?

4. Сильная личность - какая она?

5. Какие отношения называются межличностными?

6. Какие высшие чувства могут быть у человека?

7. Из каких слагаемых состоит успех в жизни?

8. Какие группы существуют в обществе?

9. Какие роли человек может играть в обществе?

10. Какую роль общение играет в жизни человека?

11. Как зарождается и как протекает конфликт в межличностных отношениях?

12. Могут ли поступки человека быть бесчеловечными?

13. Что такое гуманизм?

14. Что такое сострадание?

15. В чем состоит доброе дело, добрый поступок?

16. Что такое золотое правило морали?

17. Почему трудно победить страх?

18. Как смелость помогает преодолевать зло?

19. В чем проявляется гуманное отношение к окружающим?

20. Чем важна забота о слабых для общества и каждого человека?

Приложение 2

Маланья - голова баранья
(сказка)

В одном глухом и отдаленном от городов месте была большая гора, поросшая дремучим лесом. У подошвы горы текла река, и тут стояло селение, где жили зажиточные рыболовы и хлебопашцы. От этого селенья шла через лес дорожка в другую деревню, а на этой дорожке в стороне на полянке стояла избушка, в которой жила бедная женщина по имени Маланья, а по прозванию «Голова баранья». Так прозвали ее потому, что считали ее глупою, а глупою ее почитали за то, что она о других больше, чем о себе, думала. Если, бывало, кто-нибудь попросит о таком, что нельзя сделать без того чтобы лишить себя каких-нибудь выгод, то такому человеку говорили:

- Оставь меня в покое; мне это не выгодно - вон там на пригорке живет Маланья - голова баранья: она не разбирает, чтоб ей выгодно и чтоб невыгодно, - ее и попроси, она, небось, сделает.

И человек шел на пригорок и просил у Маланьи, и если она могла ему сделать, о чем он просил, то она делала, а если не могла, то приветит, да приласкает и добрым словом утешит, - скажет:

- Потерпи, - Христос терпел и нам велел.

У Маланьи избушка была крошечная, так что только можно было повернуться около печечки, а жили здесь с нею сухорукий мальчик Ерашка, да безногая девочка Живулечка сидела на хромом стуличке. Оба они были не родня Маланье - голове бараньей, а чужие, - родных их разбойники в лесу закололи, а их бросили; поселяне их нашли и стали судить - кому бы их взять? Никому не хотелось брать безрукого да безногую, - никогда от них никакой пользы не дождешься, а Маланья услыхала и говорит:

- Это вы правду, добрые мужички, говорите: без рук, без ног ничего не обработаешь, а пить-есть надобно: давайте мне Ерашку с Живулечкой. Случается, что мне одной есть нечего - тогда нам втроем веселей терпеть будет.

Мужички захохотали.

- Беззаботная, - говорят, - Маланья, - прямая ты голова баранья, - и отдали ей и Ерашку, и девочку Живулечку.

А Маланья их привела и оставила у себя жить.

Живут часом с квасом, а порою с водою. Маланья ночь не спит: то богатым бабам пряжу прядет, то мужикам вязенки из шерсти вяжет, и мучицы, и соль заработает, и хворосту по лесу наберет - печку затопит и хлеба спечет, и сама поест, и Ерашку с Живулечкой покормит.

Сошлись перед вечером у колодца домовитые бабы и спрашивают Маланью:

- Как ты, Маланья - голова баранья, с ребятишками прокуратничаешь?

- А все хорошо, слава Богу, - отвечает Маланья.

- Чем же хорошо? ведь они у тебя бессчастные!

- А тем, бабоньки, и хорошо, что они бессчастные, - что на их долю немного нужно. Если бы они были посчастливее да позадачливей, - мне бы не послужить ими Господу Богу, а как они плохие да бездомные, что я им ни доспею - все это для них лучше того, как если бы я их не приняла да об них не подумала.

Покивали бабы головами и говорят:

- А ты еще вперед-то подумала ли: что с ними будет?

- Нет, - говорит Маланья, - я об этом не думала.

- Да как же так можно? Надо всегда о переду думать!

А Маланья отвечает:

- Что пользы думать о том, чего знать невозможно, даст Бог день - даст и пищу на день, а ночью нам всем есть покой на печечке.

- И то правда, - сказали бабы, - они - плохие, - может быть, и умрут скоро на твое счастье!

А Маланья руками замотала.

- Что вы! что вы! - говорит, - зачем смерть звать: я ее к себе на порог не хочу, - пусть она за дверьми присохнет.

Домовитые бабы распотешились и рассмеялись:

- Ну, Маланья, - говорят, - голова баранья, - да какая же ты удалая да смешная: саму смерть у порога засушить хочет.

Пошла Маланья к Ерашке с Живулечкой - понесла им водицы напиться дать и ее согреть в горшке, да головенки вымыть у припечка, а бабы стоят у колодца, - вслед ей смотрят и пересмеиваются. А к ним из лесу выходит старый старичок, на две клюки опирается.

- Бабоньки, - говорит, - кто у вас тут есть на селе жив человек, что пущает к себе неимущего путника?

А бабы ему отвечают:

- А ты чей человек и как тебя звать по отчеству?

Старик отвечает:

- Странник я света божьего, и имя мне Живая Душа на костыльках; приустал в пути да уснуть хочу.

- Мы не знаем тебя, - отвечали бабы, - и пустить к себе без мужиков не смеем, а мужики у нас строгие да грозные - придут, заругают нас.

- Что же, вы, видно, своих мужиков больше Бога боитесь. Бог-то, ведь, велел принять и покормить неимущего.

Бабы отвечают:

- И то правда твоя, странничек: Божье слово помним, а человеческого боимся.

Живая Душа покачала головой и говорит:

- А ведь это, бабоньки, по худу быть - так бы ведь вовсе не надобно. Пойду к самим мужикам: у них попрошусь.

Пошел к мужикам, и мужики его не пустили.

- Кто тебя знает, - сказали, - может быть, ты слабым прикинулся и сам разузнать хочешь, где у нас дорогое добро лежит, да ворам открыть, а может быть, у тебя на теле прыщи да вереды, а у нас избы чистые и полы стланные - иди-ка по тропиночке в гору, там есть бедная избушка, в ней живет Маланья - голова баранья, она всех пущает и тебя пустит.

- Спасибо вам, добрые хозяева, - отвечал старичок Живая Душа и пошел к Маланье.

А Маланья увидела его из окна и послала безрукого Ерашку, чтобы звать его ужинать.

Ерашка добежал к старику и кричит:

- Иди-ко-сь, дедко: тетушка Маланья наварила горшок снытки, сольцой посолила, зовет тебя ужинать.

Старик Живая Душа погладил Ерашку по голове.

- И то, - говорит, - к вам иду. Другие-то не пускают.

И только влез в избу, - тесно стало и сесть не чем, а Маланья говорит:

- Садись, дедушка, со ребятками ешь, а я постою.

Сел дедко и поужинал, и заговорил по-учтивому и по-ласковому.

- Спасибо, - говорит, - тебе, что не спросила, откуда я и как меня звать по имени, а посадила хлеба есть. Я теперь пойду в лес - у тебя тесно, - всем нам лечь негде.

- Что ты! что ты! Живая Душа божия! В лесу медведи и волки ходят - разве я тебя ночью туда выпущу! Всем место будет. Вот Ерашка на печку, а Живулечка за печку, а ты тут протянись, где простор опростается, а мне мое место найдется.

- Ну, будь по-твоему, - сказал старик, а сам думает «Где же это ей-то самой место будет?»

Лег, покрылся своей ветошью, да и уснул с одного вздоха от усталости, а после третьих петухов проснулся и видит - Маланья стоит на ногах и прядет кудель, которая у нее на колочек под потолком приткнута.

Посмотрел на нее старик одним глазком и говорит:

- Да ведь это ты, тетка, должно быть, и не ложилась.

А Маланья отвечает:

- Да мне, Живая Душа, и не хотелося.

Старик покачал головой и говорит:

- Ну-ну-ну! Водил, водил меня Господь долго по свету; думал я, что позабыл он меня и покинул, а он привел меня в отрадное место и сподобил узреть любовь чистую. Скажи теперь мне за то в одно слово, что у тебя есть в желании - и тебе то у Бога и выпрошу.

А Маланья говорит:

- Что мне недостает? я и так всегда радостна, а желаю только, чтобы смерть моего порога не переступала, а если придет, так чтобы за дверью присохла.

Старик отвечает:

- Что ж, так и будет.

Ушел старик, а смерть вот же тут и жалует; наряжена богатой казачкой в парчовом шугае с золотою пикою, юбка штофная, на боку стальная коса на золотой цепочке, чеканной на манер мертвых костей человеческих, вся рожа накрашена, черные зубы во рту белым платочком заслоняет и в избу просится.

- Покажи, - говорит, - мне детушек-голубятушек, я им принесла по медовому груздочку и по точеному яблочку.

А Маланья как взглянула на нее, так и признала ее, что это смерть, - вскричала ей:

- Хорошо им со мной и без яблочек, а тебя бы лучше не было, и присохни ты на одном месте.

Та и присохла и не может оторвать ног от того места, где пристала, а Маланья ее сухим хворостом заслонила, чтобы не видать ее было.

И славно бы дело сделалось, да пошли от селения ужасные стоны и слезы: сильный слабого теснит и бьет без милости, и нет на злодея в жестоком сердце его никакой угрозы, и как были люди жестоки, то стали еще жесточе того, и приходят к Маланье всякий день столько несчастных, сколько она во всю свою жизнь не видала, и она уже не может помогать им, и слышит, как они плачут и смерть кличут: «Смертюшка-матушка, где ты завеялась! зачем мир покинула! приди, укрой нас от злодеев наших немилостивых - без тебя они зазнались без памяти!»

Тут Маланья ума хватилась.

- Это я, - говорит, - дура, все лихо наделала, захотела поправлять дела Божии - чему быть, а чему не быть сотворенному. И завяла смерть, а заслонена у меня кучкой хвороста.

- Ах, спусти ее, матушка, умилосердися! Ведь вот уже сто лет у нас ни одних похорон не было, и обессердечили люди жестокие, а мы состарелись, измаялись. Спусти ее и их убрать от больших грехов, и нас - от страдания.

И пошла Маланья, развалила хворост, а смерть-то так уж не румяною казачкой глядит, а как паутиночка, и коса у ней вся заржавела.

- Иди, куда тебя Бог послал! - сказала Маланья смерти; и та колыхнулась и поплыла к селу паутинкою по сжатому полю, и послышался вскоре погребальный звон, и перекрестились бедняки, и встрепенулись богатые мужики.

- Мы, было, думали, - она навсегда кончилась, а вот она, как змея, из хворосту выскочила. Нельзя век лютовать и властвовать.

А убогие крестились и сами в гробы ложились.

- Устали, - говорят, - наши косточки - насилу дождались земли горсточки.

И обошла смерть все село за лесом и убрала все, что было нужно убрать, - а с другими вместе и Ерашку, и Живулечку, потому что было уже и безрукому, и безногой более чем по сто лет, а Маланья осталась жить и все живет, как прежде жила, и все то же делает, что и прежде делала, и все те умерли, кто звал ее «Маланьей - Головой бараньей», и сама она это имя позабыла. И как смерть обойдет весь свет да придет к ней и спросит:

- Как тебя звать?

Она старается вспомнить и никак вспомнить не может и говорит:

- Не знаю - верно, мое имя переменилося.

Смерть стала вопрошать: «как имя этой женщине?» А ей в ответ и упал с неба белый, как снег, чистый камень, как сердце обточенный, и на нем огнистым золотом горит имя: «Любовь».

Увидела это смерть и сказала:

- Ты не моя, нет твоего имени в моем приказе: любовь не умирает: ты доживешь до тех пор, когда правда и милосердие встретятся, и волк ляжет с ягненком и не обидит его. (Лесков Н. С. Соб. соч.: в 5

© 2010-2022