Элективный курс Подросток и закон

Правовая подготовка является неотъемлемой частью образовательного ценза современного выпускника школы. Вступив в рыночные отношения, формируя демократическое государство, мы наконец-то задумались о своих правах, о возможности их реализации. Действительно, право способно помочь как отдельному гражданину, так и стране в целом. Ведь, справедливость важнее всего в этом мире. Поэтому важным элементом современного школьного образования становится приобщение учащихся к правовой культуре. Чем раньше нач...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса

«Подросток и закон»

Учитель: Арчегова А.А









Элективный курс "Подросток и закон"

Пояснительная записка

Правовая подготовка является неотъемлемой частью образовательного ценза современного выпускника школы. Вступив в рыночные отношения, формируя демократическое государство, мы наконец-то задумались о своих правах, о возможности их реализации. Действительно, право способно помочь как отдельному гражданину, так и стране в целом. Ведь, справедливость важнее всего в этом мире. Поэтому важным элементом современного школьного образования становится приобщение учащихся к правовой культуре. Чем раньше начать знакомить и приобщать школьников к знаниям по праву, тем крепче станут знания со временем, тем грамотнее с точки зрения реализации прав будет человек, что в полной мере отвечает букве и духу Закона РФ и Концепции модернизации российского образования.

Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития правового законодательства в целом и непосредственно в отношении подростков. Что в значительной степени помогает становлению правосознания учащихся, формированию их гражданской позиции в будущем. В связи с этим предполагается реализовать следующие цели и задачи:

Цель:

Формирование у учащихся умений анализировать социальную действительность, жизненные ситуации с правовой точки зрения.

Задачи: - Способствовать вовлечению учащихся в познавательную деятельность по праву. - Развитие познавательной активности по праву. - Реализация познавательных потребностей в области права. - Помочь школьникам успешно подготовиться к олимпиадам. - Углубить имеющиеся знания в образовательной области право. - Отработать имеющиеся навыки по предмету (анализ правовых источников, аргументировано отстаивать свою точку зрения, доказывать собственную правоту, опираясь на правовые источники, перекладывать теорию на практику при решении правовых задач и т.д.). - Познакомить учащихся с материалами правовых источников. Сформировать понимание необходимости знания права в современных условиях развития общества. Новизна данного элективного курса заключена в том, что отдельно отобран материал, который непосредственно касается учащихся подростковой возрастной группы. Это позволяет ученикам, которые изучили данный курс применять полученные правовые знания в жизни, иметь представления о правовой ответственности за свои проступки и возможно преступления. Тематика занятий курса подобрана таким образом, чтобы познакомить учащихся с их правами в следующих правовых областях: трудовое право и подросток, права подростка в решении политических вопросов, экономика и права подростка, подросток в системе уголовного права, подросток и семья с точки зрения права и т.д.

Изучение курса проводится за17 часа. Отличительной чертой курса является широкое привлечение дополнительных материалов из различных пособий по праву, правовых источников, популярной правовой литературы и СМИ. Теория закрепляется практическими заданиями к каждой теме, а также проверкой основных понятий темы. Материал программы основан на базовых предметных компетенциях (право, обществознание) и расширяет их в соответствии с методами теоретического и эмпирического познания.

Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что в процессе ознакомления с темами курса: - активизируются социально-правовой и познавательный мотивы учащихся; - повышается уровень познавательного интереса учащихся к изучению правовой сферы; - происходит формирование у учащихся ценностного отношения к собственному - правовому образованию, вследствие чего у школьников может возникнуть желание и в будущем продолжить освоение правовой теории при выборе профессии уже на более высоком уровне.

Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует: формированию теоретического и эмпирического мышления обучающихся, формированию способностей красиво и правильно говорить, используя правовую лексику, отстаивать собственные позиции с опорой на правовые источники. В процессе изучения тем курса, ученики развивают умение работать с материалами правовых документов, учатся анализировать их и соотносить теорию с действительностью. Задания, предложенные к темам курса, предполагают развивать творческие способности учащихся (составление кроссвордов, написание сочинений). Развивать логическое мышление школьники могут при заполнении кроссвордов по теме занятия. Адекватность данного курса состоит в том, что изучение каждой темы закрепляется решением проблемных юридических задач и разбором ситуаций, с которыми современные учащиеся сталкиваются в повседневной жизни. Это помогает самоопределению и самореализации учащихся в настоящем и будущем. Адаптивность: В идеальном варианте при знакомстве с материалами данной программы приветствуется наличие базовых знаний учащихся в правовой области, тогда ознакомление с курсом пройдет более эффективно. Но программу можно так же предложить для учащихся без базовой правовой подготовки и специального профиля, т.к. изложение материала проводится последовательно в соответствии с законами формальной логики: сначала происходит знакомство с общими «Правовыми основами общества», а затем дифференцированно «Право и подросток». Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что такая последовательность и системность освоения содержания программы способствует её эффективному усвоению и применению на практике. Здоровьесберегающая направленность курса заключается в том, что занятия проходят в спокойной, доверительной обстановке. Учитель в доступной форме объясняет материал каждой темы, что создает ситуацию психологической предрасположенности учеников к познавательной деятельности на занятиях. Также может рассматриваться вариант группового знакомства учащихся с данным курсом. При такой форме ведения занятий, у преподавателя появляется возможность индивидуальной работы с учениками. На усмотрение учителя количество часов курса может быть сокращено (объединение близких по смыслу тем Раздела 1 и Раздела 2) или наоборот, может быть увеличено (если учащимся требуется больше времени для усвоения материала). Программа рассчитана на год обучения и поэтому не создаёт учебных перегрузок школьников 8-9 класса. Программа курса интегративна - она легко вписывается в учебный процесс образовательной области «Обществознание» (как отдельные темы, теория, так и дидактический материал). Некоторые темы курса могут встраиваться во внеклассную воспитательную работу. Отдельные темы могут быть рассмотрены на уроках истории при изучении разделов: «Россия на современном этапе развития».

Важным является то, что курс не привязывается к какому-либо конкретному учебнику, это позволяет преподавателю на свое усмотрение использовать учебно-методическую литературу и разнообразить формы, методы и приёмы ведения занятий. Нужно так же отметить, что в планировании учебного курса имеется графа: «Методическое оснащение темы». В ней указываются правовые источники с указанием основных статей, которые учитель должен использовать в первую очередь для подготовки к занятию, чтобы как можно полнее раскрыть для учащихся тему занятия.

Результаты изучения курса: Знать основные правоведческие понятия и использовать их в различном контексте Уметь выделять существенные признаки права как особого вида социальных норм Знать существенные элементы системы права, его источники Знать основные виды юридической ответственности и уметь распознавать их на основании приведенных примеров Знать основные понятия и нормы отраслевого права (государственного, семейного, трудового, гражданского, уголовного, административного) Уметь на основании приведенных ситуаций определить вид правонарушений Уметь характеризовать место и роль Конституции РФ в системе источников права Уметь на основании приведенных сведений распознавать полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ, правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата Изучение данного курса поможет учащимся в последующие годы (9,10,11 классы) достигнуть хорошего уровня в их политико-правовом, гражданском образовании, что возможно станет базой для дальнейшего изучения права в профессиональных учебных заведениях.





Календарно тематическое планирование элективного курса «Подросток и закон» 9 класс

Разделы. Главы. Темы.

К/ч

Дата

Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка, Конвекцией о правах ребенка.

1

Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка, Конвекцией о правах ребенка.

2

Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка, Конвекцией о правах ребенка.

Трудовое право.

3

Продолжительность рабочего времени, ограничения в выборе трудовой деятельности

4

Заключение трудового договора с несовершеннолетними. Отпуск для несовершеннолетних

5

Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования

Подросток в условиях семейного права

6

Знакомство с основами семейного права.

7

Право ребенка жить и воспитываться в семье. Права ребенка при расторжении брака родителей, установление происхождения ребенка. Установление отцовства. Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой.

8

Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Имущественные права ребенка в семье. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Права детей на алиментное содержание.

9

Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Имущественные права ребенка в семье. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Права детей на алиментное содержание.

Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам.

10

Преступления против несовершеннолетних. Преступления, совершаемые несовершеннолетними.

11

Уголовная ответственность несовершеннолетних

12

Принудительные меры к несовершеннолетним

Правовые возможности подростков в политической деятельности

13

Создание и участие подростков в формальных и неформальных политических организациях

Гражданское право для подростков.

14

Имущественные неимущественные права подростков. Дееспособность подростков в имущественных отношениях. Экономические сделки несовершеннолетних. Наследственные права подростков. Отказ от наследства несовершеннолетними. Защита прав несовершеннолетних при наследственном разделе

Право подростка на образование

15

Формы получения образования. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений

Знакомство с положениями школьного устава

16

Основные положения школьного устава в отношении учащихся: обязанности школы, основные характеристики организации образовательного процесса

Права и обязанности обучающихся. Права педагогических работников.

17

Итоговое обобщение по курсу





© 2010-2022