Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа  явялется авторским документом учителя истории   Точилкина Е.А. Написана  с учётом  требований  Федерального  государственного образовательного стандарта нового поколения и иных нормативных документов. Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, описание   места  учебного  предмета, календарно-тематическое  планирование , описание   учебно-методического и материально-технического  обеспечения  учебного процесса. Данный  материал призван помочь учителям   в написан...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением отдельных предметов»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Рассмотрено

МО учителей истории обществознания и права.

МАОУ «СОШ №12 с УИОП»

г. Стерлитамак РБ

Протокол №______

От «____» ________ 2014 г. Руководитель МО

________ Н.Н.Кондратьева

Согласовано

Зам. директора

МАОУ «СОШ №12 с УИОП»

г. Стерлитамак

_______ Г.Н. Петрова

«___»_________2014 г.

Утверждено

Директор

МАОУ «СОШ №12 с УИОП»

г. Стерлитамак РБ

_________ Е.Н.Маркелова

Приказ № ______

От «____»______2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 10 класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Точилин Егор Александрович

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории



2014.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный компонент государственного образовательного среднего (полного) общего образования;

- Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой: Москва, «Просвещение» 2010;

- Авторская программы по предмету «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева. Москва, «Просвещение» 2010 г.;

-Учебный план МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» на 2014-2015 учебный год.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание 10 класс, поурочное планирование по обществознанию для 10 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова в 2-х частях.


Общая характеристика учебного предмета

Цели:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениям и получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи курса:

1. Формирование научных представлений об институтах государства и институтах гражданского общества

2. Формирование ценностей гражданского общества

3. Создать условия для сознательного соблюдения учащимися социальных норм, регулирующих общественные отношения и поведение людей (прежде всего норм морали и права)

Межпредметные связи

Литература, 5-9 класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).
Обществознание, 6-9 класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.

География, 5-9 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.

Биология, 5-9 класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.

История 5-9 класс: общее представление об истории и историческом процессе. Развитие общества в отдельны е исторические периоды, рассмотрение промышленного, социального и научного развития общества с точки зрения общественного прогресса

Формами организации учебного процесса в 10 классе являются урок-лекция, урок - практикум, комбинированный урок, урок изучения нового материала.

Описание места учебного предмета Обществознание учебном плане

Учебный план отводит 70 часов для обязательного изучения предмета «Обществознание» в 10 классе из расчёта 2 часа в неделю.

Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса.

Формами и методами контроля по предмету «Обществознание» в 10 классе осуществляется в форме тестов по отдельным темам и в форме обществоведческого диктанта, целью которого является проверка досконального знания параграфа учащимися. В завершении проводится итоговое тестирование по курсу «Обществознание» за 10 класс. При составлении рабочей программы были учтены возрастные, индивидуальные и психологические особенности учащихся 10класса.

Описание ценностных ориентиров учебного предмета

Данная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- объяснение изучаемых положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и привлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)

Рабочая программа призвана помочь осуществлению учащимися осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения обществознания в 10 классе учащийся должен:

Знать/ понимать

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.


Уметь:

- характеризовать основные объекты, выделяя их существенные признаки и закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно - следственные и функциональные связи изученных социальных объектов ( включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природы, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей;

- сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определённых социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Содержание рабочей программы

Раздел 1. Общество и человек (16 часов)

Тема 1. Общество (4 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об об­ществе.

Структура общества. Общество как сложная динамич­ная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социаль­ные институты.

Тема 2. Человек (12 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологичес­кой, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь чело­века. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Дея­тельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и ра­циональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Личность, фак­торы, влияющие на ее формирование. Самосознание и са­мореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Раздел 2. Основные сферы жизни общества (38 ч)

Тема 3. Духовная культура (8 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, мас­совая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самооб­разование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенден­ции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобес­печения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, эко­номическое поведение. Свобода экономической деятель­ности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера (14 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Соци­альные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные ас­пекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Мно­гообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и само­контроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнацио­нальных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как со­циальная группа. Развитие социальных ролей в юношес­ком возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера (12 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политичес­кой системы. Государство в политической системе. Полити­ческие режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основ­ные черты гражданского общества. Правовое государство ,его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Из­бирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВО (16 ч)

Тема 7. Право как особая система норм (16 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридичес­кой ответственности. Система судебной защиты прав че­ловека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы го­сударственного, административного, гражданского, трудо­вого, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.







































Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока, раздел

Кол-во

часов

Дата проведения

Домашнее задание

Примечание

По плану

По

факту

Раздел I. Человек и общество 16 часов

1

Что такое общество

1

Изучить § 1, ответить на вопросы

2

Что такое общество

1

Изучить § 1, ответить на вопросы

3

Общество как сложная динамическая система

1

Изучить §2, ответить на вопросы

4

Общество

1

Повторить § 2

5

Природа человека

1

Изучить § 3, ответить на вопросы.

6

Человек как духовное существо

1

Изучить § 4, ответить на вопросы

7

Человек как духовное существо

1

Изучить §4, ответить на вопросы к документу

8

Деятельность - способ существования людей

1

Изучить §5, ответить на вопросы

9

Деятельность - способ существования людей

1

Изучить §5, ответить на вопросы к документу

10

Познание и знание

1

Изучить § 6, подготовить дополнительный материал

11

Познание и знание

1

Изучить §6, ответить на вопросы

12

Человек в системе социальных отношений

1

Изучить §7, ответить на вопросы

13

Человек в системе социальных отношений

1

Изучить §7, ответить на вопросы к документу

14

Человек в системе социальных отношений

1


15

Общество и человек

1

Повторить раздел I

16

Общество и человек

1

Повторить раздел I

Раздел II Основные сферы общественной жизни (38 часов)

17

Культура и духовная жизнь общества

1

Изучить § 8

18

Культура и духовная жизнь общества

1

Изучить §8, ответить на вопросы к документу

19

Наука и образование

1

Изучить § 9, ответить на вопросы

20

Наука и образование

1

Изучить §9, ответить на вопросы к документу

21

Мораль и Религия

1

Изучить § 10, ответить на вопросы после параграфа

22

Мораль и Религия

1

Изучить § 10, ответить на вопросы после документа

23

Искусство и духовная жизнь

1

Изучить § 11, ответить на вопросы после параграфа

24

Духовная культура

1

Повторить параграф 11, выполнить задание к документу

25

Роль экономики в жизни общества

1

Изучить § 12, ответить на вопросы.

26

Роль экономики в жизни общества

1

Изучить § 12, ответить на вопросы к документу

27

Экономическая культура

1

Изучить § 13, ответить на вопросы

28

Экономика

1

Повторить главу «Экономика»

29

Социальная структура общества

1

Изучить § 14, ответить на вопросы, выполнить индивидуальные задания

30

Социальная структура общества

1

Изучить § 14, ответить на вопросы

31

Социальная структура общества

1

Изучить § 14, ответить на вопросы

32

Социальное взаимодействие

1

Изучить § 15, ответить на вопросы после параграфа

33

Социальное взаимодействие

1

Изучить § 15

34

Социальное взаимодействие

1

Изучить § 15

35

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

Изучить § 16, ответить на вопросы

36

Социальные нормы и отклоняющееся

1

Изучить § 16

37

Социальные нормы и отклоняющееся

1

Изучить § 16

38

Нации и межнациональные отношения

1

Изучить § 17, ответить на вопросы после параграфа

39

Нации и межнациональные отношения

1

Изучить § 17, ответить на вопросы после параграфа

40

Семья и быт

1

Изучить § 18, ответить на вопросы

41

Семья и быт

1

Изучить § 18, ответить на вопросы к документу

42

Социальное развитие и молодёжь

1

Изучить §19, выполнить анализ документа, ответить на вопросы

43

Социальная сфера

1

Повторить главу «Социальная сфера»

44

Политика и власть

1

Изучить §20

45

Политическая система

1

Изучить §21, ответить на вопросы

46

Политическая система

1

Изучить §21, ответить на вопросы

47

Гражданское общество и правовое государство

1

Изучить § 22, ответить на вопросы

48

Гражданское общество и правовое государство

1

Изучить § 22, ответить на вопросы

49

Гражданское общество и правовое государство

1

Изучить § 22, ответить на вопросы

50

Гражданское общество и правовое государство

1

Изучить § 22, ответить на вопросы

51

Демократические выборы и политические партии

1

Изучить § 23, ответить на вопросы после параграфа

52

Демократические выборы и политические партии

1

Изучить § 23, ответить на вопросы после параграфа

53

Участие гражданина в политической жизни

1

Изучить § 24, ответить на вопросы

54

Политическая сфера

1

Повторить главу «Политика»

Раздел III Право 16 часов

55

Право в системе социальных норм

1

Изучить §25, ответить на вопросы к документу

56

Право в системе социальных норм

1

Изучить §25, ответить на вопросы к документу

57

Источники права

1

Изучить § 26, ответить на вопросы

58

Правоотношения и правонарушения

1

Изучить § 27, ответить на вопросы после парграфа

59

Правоотношения и правонарушения

1

Изучить § 27, ответить на вопросы после парграфа

60

Правоотношения и правонарушения

1

Изучить § 27, ответить на вопросы после парграфа

61

Современное российское законодательство

1

Изучить § 28, ответить на вопросы

62

Современное российское законодательство

1

Изучить § 28, ответить на вопросы

63

Предпосылки правомерного поведения

1

Изучить §29, ответить на вопросы в конце параграфа

64

Юридическая ответственность

1

Изучение материалов в тетради

65

Юридическая ответственность

1

Изучение материалов в тетради

66

Гражданские правоотношения

1

Изучить материалы в тетради

67

Административные правоотношения

1

Изучать материалы в тетради

68

Право

1

Повторить главу «Право»

69

Общество в развитии

1

Изучить § 30, ответить на вопросы в конце параграфа

70

Общество в развитии

1

Изучить материалы в тетради






























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя

1. Обществознание. Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2012.
2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова
3. Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбовой

1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. - М.: Дрофа, 2010
2. Практикум по обществознанию. - М.: Рольф, 2011. - 320 с.
3. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. - М.: Дрофа, 2010

1. Кравченко А.И. Основы социологии. - М.: Академический проект, 2011. 2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. -М.: Издательство «Экзамен», 2011.
3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. - М.: Школа-Пресс, 2010.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2011.
5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012..
6. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». - М.: Дрофа, 2012..
7. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
8. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2011.
9. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. - Брянск: «Курсив»,2012.
10. Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень)
11.Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению.

Литература для учащихся

  1. Обществознание: Тесты для 11 кл. варианты и ответы централизованного тестирования - М.: Центр тестирования МО РФ, 2011.
    2. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2005. Обществознание. Типовые тестовые задания. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
    3. Нижников С.А. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
    4. Тесты. Обществознание 11 класс. - М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2011.
    5. Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2005-2006. - М.: Просвещение, 2013.

6. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. - М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2010.

Материалы на электронных носителях

  1. Обществознание. Учебно-методический комплекс 9-11 классы. Москва. «Учитель» 2013 г.;

  2. История. Демонстрационные материалы. 6-11 класс. Москва. 2012 г.

  3. Электронный учебник. История: Подготовка в ЕГЭ

Интернет-ресурсы.


Сайт «Конституция Российской Федерации»

constitution.ru/

Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России»

hro.org

Конституция, кодексы и законы Российской Федерации

gdezakon.ru/

Правовая база данных «Гарант»

garant.ru

Правовая база данных «Консультант-Плюс»

consultant.ru

Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти

gov.ru

«Президент России - гражданам школьного возраста» - сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом. Сайт можно просматривать в двух режимах - flash (с м/ф) и html (без м/ф)

uznay-prezidenta.ru/

Сайт министерства образования и науки Российской Федерации

mon.gov.ru

Сайт для тех, кто заинтересован в развитии демократии в России. В разделе «Хочу все знать» можно найти ответы на вопросы о государственном устройстве, о роли закона, о процессе создания законов и их применения, о способах разрешения возможных споров, а также проверить свое знание основ демократии.

democracy.ru

Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция документов, разработки уроков, гранты и конкурсы

civitas-russia.ru/resource/

На этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства, - в краткой и полной версии, - узнать об истории создания символов, послушать гимны России. Представлена отдельная детская страничка.

rossimvolika.ru/danur-w.narod.ru/

Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы. Экзаменационные билеты. Учебная программа «Технология интеллектуальной деятельности».

danur-w.narod.ru/

М.А. Сторчевой. Основы экономики. Электронная версия учебника по вводному курсу экономики. Аннотация. Содержание по главам.

be.economicus.ru/

Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения

wciom.ru

Левада - Центр. Крупейший неправительственный центр изучения общественного мнения

levada.ru

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

- Компьютер

- Видеоэкран

Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев

Учительский стол с тумбой

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий

Настенная доска




© 2010-2022