- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Точилкин Е.А. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено
МО учителей истории обществознания и права.
МАОУ «СОШ №12 с УИОП»
г. Стерлитамак РБ
Протокол №______
От «____» ________ 2014 г. Руководитель МО
________ Н.Н.Кондратьева
Согласовано
Зам. директора
МАОУ «СОШ №12 с УИОП»
г. Стерлитамак
_______ Г.Н. Петрова
«___»_________2014 г.
Утверждено
Директор
МАОУ «СОШ №12 с УИОП»
г. Стерлитамак РБ
_________ Е.Н.Маркелова
Приказ № ______
От «____»______2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 10 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Точилин Егор Александрович
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2014.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного среднего (полного) общего образования;
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой: Москва, «Просвещение» 2010;
- Авторская программы по предмету «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева. Москва, «Просвещение» 2010 г.;
-Учебный план МАОУ «СОШ № 12 с УИОП» на 2014-2015 учебный год.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание 10 класс, поурочное планирование по обществознанию для 10 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова в 2-х частях.
Общая характеристика учебного предмета
Цели:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениям и получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи курса:
1. Формирование научных представлений об институтах государства и институтах гражданского общества
2. Формирование ценностей гражданского общества
3. Создать условия для сознательного соблюдения учащимися социальных норм, регулирующих общественные отношения и поведение людей (прежде всего норм морали и права)
Межпредметные связи
Литература, 5-9 класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).
Обществознание, 6-9 класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
География, 5-9 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 5-9 класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
История 5-9 класс: общее представление об истории и историческом процессе. Развитие общества в отдельны е исторические периоды, рассмотрение промышленного, социального и научного развития общества с точки зрения общественного прогресса
Формами организации учебного процесса в 10 классе являются урок-лекция, урок - практикум, комбинированный урок, урок изучения нового материала.
Описание места учебного предмета Обществознание учебном плане
Учебный план отводит 70 часов для обязательного изучения предмета «Обществознание» в 10 классе из расчёта 2 часа в неделю.
Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса.
Формами и методами контроля по предмету «Обществознание» в 10 классе осуществляется в форме тестов по отдельным темам и в форме обществоведческого диктанта, целью которого является проверка досконального знания параграфа учащимися. В завершении проводится итоговое тестирование по курсу «Обществознание» за 10 класс. При составлении рабочей программы были учтены возрастные, индивидуальные и психологические особенности учащихся 10класса.
Описание ценностных ориентиров учебного предмета
Данная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изучаемых положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и привлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)
Рабочая программа призвана помочь осуществлению учащимися осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществознания в 10 классе учащийся должен:
Знать/ понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные объекты, выделяя их существенные признаки и закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно - следственные и функциональные связи изученных социальных объектов ( включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природы, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей;
- сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание рабочей программы
Раздел 1. Общество и человек (16 часов)
Тема 1. Общество (4 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек (12 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Раздел 2. Основные сферы жизни общества (38 ч)
Тема 3. Духовная культура (8 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (14 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера (12 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство ,его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВО (16 ч)
Тема 7. Право как особая система норм (16 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока
Тема урока, раздел
Кол-во
часов
Дата проведения
Домашнее задание
Примечание
По плану
По
факту
Раздел I. Человек и общество 16 часов
1
Что такое общество
1
Изучить § 1, ответить на вопросы
2
Что такое общество
1
Изучить § 1, ответить на вопросы
3
Общество как сложная динамическая система
1
Изучить §2, ответить на вопросы
4
Общество
1
Повторить § 2
5
Природа человека
1
Изучить § 3, ответить на вопросы.
6
Человек как духовное существо
1
Изучить § 4, ответить на вопросы
7
Человек как духовное существо
1
Изучить §4, ответить на вопросы к документу
8
Деятельность - способ существования людей
1
Изучить §5, ответить на вопросы
9
Деятельность - способ существования людей
1
Изучить §5, ответить на вопросы к документу
10
Познание и знание
1
Изучить § 6, подготовить дополнительный материал
11
Познание и знание
1
Изучить §6, ответить на вопросы
12
Человек в системе социальных отношений
1
Изучить §7, ответить на вопросы
13
Человек в системе социальных отношений
1
Изучить §7, ответить на вопросы к документу
14
Человек в системе социальных отношений
1
15
Общество и человек
1
Повторить раздел I
16
Общество и человек
1
Повторить раздел I
Раздел II Основные сферы общественной жизни (38 часов)
17
Культура и духовная жизнь общества
1
Изучить § 8
18
Культура и духовная жизнь общества
1
Изучить §8, ответить на вопросы к документу
19
Наука и образование
1
Изучить § 9, ответить на вопросы
20
Наука и образование
1
Изучить §9, ответить на вопросы к документу
21
Мораль и Религия
1
Изучить § 10, ответить на вопросы после параграфа
22
Мораль и Религия
1
Изучить § 10, ответить на вопросы после документа
23
Искусство и духовная жизнь
1
Изучить § 11, ответить на вопросы после параграфа
24
Духовная культура
1
Повторить параграф 11, выполнить задание к документу
25
Роль экономики в жизни общества
1
Изучить § 12, ответить на вопросы.
26
Роль экономики в жизни общества
1
Изучить § 12, ответить на вопросы к документу
27
Экономическая культура
1
Изучить § 13, ответить на вопросы
28
Экономика
1
Повторить главу «Экономика»
29
Социальная структура общества
1
Изучить § 14, ответить на вопросы, выполнить индивидуальные задания
30
Социальная структура общества
1
Изучить § 14, ответить на вопросы
31
Социальная структура общества
1
Изучить § 14, ответить на вопросы
32
Социальное взаимодействие
1
Изучить § 15, ответить на вопросы после параграфа
33
Социальное взаимодействие
1
Изучить § 15
34
Социальное взаимодействие
1
Изучить § 15
35
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
1
Изучить § 16, ответить на вопросы
36
Социальные нормы и отклоняющееся
1
Изучить § 16
37
Социальные нормы и отклоняющееся
1
Изучить § 16
38
Нации и межнациональные отношения
1
Изучить § 17, ответить на вопросы после параграфа
39
Нации и межнациональные отношения
1
Изучить § 17, ответить на вопросы после параграфа
40
Семья и быт
1
Изучить § 18, ответить на вопросы
41
Семья и быт
1
Изучить § 18, ответить на вопросы к документу
42
Социальное развитие и молодёжь
1
Изучить §19, выполнить анализ документа, ответить на вопросы
43
Социальная сфера
1
Повторить главу «Социальная сфера»
44
Политика и власть
1
Изучить §20
45
Политическая система
1
Изучить §21, ответить на вопросы
46
Политическая система
1
Изучить §21, ответить на вопросы
47
Гражданское общество и правовое государство
1
Изучить § 22, ответить на вопросы
48
Гражданское общество и правовое государство
1
Изучить § 22, ответить на вопросы
49
Гражданское общество и правовое государство
1
Изучить § 22, ответить на вопросы
50
Гражданское общество и правовое государство
1
Изучить § 22, ответить на вопросы
51
Демократические выборы и политические партии
1
Изучить § 23, ответить на вопросы после параграфа
52
Демократические выборы и политические партии
1
Изучить § 23, ответить на вопросы после параграфа
53
Участие гражданина в политической жизни
1
Изучить § 24, ответить на вопросы
54
Политическая сфера
1
Повторить главу «Политика»
Раздел III Право 16 часов
55
Право в системе социальных норм
1
Изучить §25, ответить на вопросы к документу
56
Право в системе социальных норм
1
Изучить §25, ответить на вопросы к документу
57
Источники права
1
Изучить § 26, ответить на вопросы
58
Правоотношения и правонарушения
1
Изучить § 27, ответить на вопросы после парграфа
59
Правоотношения и правонарушения
1
Изучить § 27, ответить на вопросы после парграфа
60
Правоотношения и правонарушения
1
Изучить § 27, ответить на вопросы после парграфа
61
Современное российское законодательство
1
Изучить § 28, ответить на вопросы
62
Современное российское законодательство
1
Изучить § 28, ответить на вопросы
63
Предпосылки правомерного поведения
1
Изучить §29, ответить на вопросы в конце параграфа
64
Юридическая ответственность
1
Изучение материалов в тетради
65
Юридическая ответственность
1
Изучение материалов в тетради
66
Гражданские правоотношения
1
Изучить материалы в тетради
67
Административные правоотношения
1
Изучать материалы в тетради
68
Право
1
Повторить главу «Право»
69
Общество в развитии
1
Изучить § 30, ответить на вопросы в конце параграфа
70
Общество в развитии
1
Изучить материалы в тетради
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя
1. Обществознание. Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2012.
2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова
3. Школьный словарь по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбовой
1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. - М.: Дрофа, 2010
2. Практикум по обществознанию. - М.: Рольф, 2011. - 320 с.
3. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. - М.: Дрофа, 2010
1. Кравченко А.И. Основы социологии. - М.: Академический проект, 2011. 2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. -М.: Издательство «Экзамен», 2011.
3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. - М.: Школа-Пресс, 2010.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2011.
5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012..
6. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». - М.: Дрофа, 2012..
7. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
8. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2011.
9. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. - Брянск: «Курсив»,2012.
10. Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень)
11.Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению.
Литература для учащихся
-
Обществознание: Тесты для 11 кл. варианты и ответы централизованного тестирования - М.: Центр тестирования МО РФ, 2011.
2. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2005. Обществознание. Типовые тестовые задания. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
3. Нижников С.А. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
4. Тесты. Обществознание 11 класс. - М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2011.
5. Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2005-2006. - М.: Просвещение, 2013.
6. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. - М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2010.
Материалы на электронных носителях
-
Обществознание. Учебно-методический комплекс 9-11 классы. Москва. «Учитель» 2013 г.;
-
История. Демонстрационные материалы. 6-11 класс. Москва. 2012 г.
-
Электронный учебник. История: Подготовка в ЕГЭ
Интернет-ресурсы.
Сайт «Конституция Российской Федерации»
constitution.ru/
Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России»
hro.org
Конституция, кодексы и законы Российской Федерации
gdezakon.ru/
Правовая база данных «Гарант»
garant.ru
Правовая база данных «Консультант-Плюс»
consultant.ru
Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти
gov.ru
«Президент России - гражданам школьного возраста» - сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом. Сайт можно просматривать в двух режимах - flash (с м/ф) и html (без м/ф)
uznay-prezidenta.ru/
Сайт министерства образования и науки Российской Федерации
mon.gov.ru
Сайт для тех, кто заинтересован в развитии демократии в России. В разделе «Хочу все знать» можно найти ответы на вопросы о государственном устройстве, о роли закона, о процессе создания законов и их применения, о способах разрешения возможных споров, а также проверить свое знание основ демократии.
democracy.ru
Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция документов, разработки уроков, гранты и конкурсы
civitas-russia.ru/resource/
На этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства, - в краткой и полной версии, - узнать об истории создания символов, послушать гимны России. Представлена отдельная детская страничка.
rossimvolika.ru/danur-w.narod.ru/
Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы. Экзаменационные билеты. Учебная программа «Технология интеллектуальной деятельности».
danur-w.narod.ru/
М.А. Сторчевой. Основы экономики. Электронная версия учебника по вводному курсу экономики. Аннотация. Содержание по главам.
be.economicus.ru/
Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения
wciom.ru
Левада - Центр. Крупейший неправительственный центр изучения общественного мнения
levada.ru
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
- Компьютер
- Видеоэкран
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев
Учительский стол с тумбой
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий
Настенная доска