Рабочая программа по обществознанию 8-9 кл. коррекционной школы

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 107»

Утверждаю

Исполняющий обязанности директора _____________

/О.Н. Шабалина/

«____»___________2015 г.

Согласовано

«___»________2015г.

Заместитель директора

________/С.А.Венералова/

Программа рассмотрена на заседании МО учителей-предметников

Протокол № ___от «___»_________2015г.

Председатель МО

________________/_______/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Обществознание»

Класс 8-9 классы

(автор: М.Ю. Казанцева)

Рабочая программа по обществознанию разработана и составлена

на основе: «Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой,

Москва, Владос, 2011г.




Нижний Новгород

2015/2016

Содержание

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Место учебного предмета в учебном плане

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.





Пояснительная записка

Настоящий курс обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья.

В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.

Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

В школе для детей с нарушениями обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее практико-ориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих.

Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Цель данного курса - создание условий для социальной безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами, путем повышения их правовой и этической грамотности.

Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.

Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34 ч в каждом классе) Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.

Цель курса: создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умения пользоваться своими правами.

Задачи курса:

  1. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей.

  2. Формирование представлений об обязанностях и правах гражданина своего государства.

  3. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

  4. Формирование опыта применения полученных знаний и умений, для решения типичных задач в х области социальных взаимоотношений, в сферах гражданской и общественной деятельности.

Общая характеристика изучаемого предмета.

В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.

Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа

  • Наглядные - наблюдение, демонстрация

  • Практические - упражнения.

  • Методы изложения новых знаний

  • Методы повторения, закрепления знаний

  • Методы контроля

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (проверочный урок)

  • Комбинированный урок

Место учебного предмета в учебном плане

В Базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» в 8, 9 классах предусмотрено по 1 часу в неделю и составляет 68 часов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

Метапредметные результаты

Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Предметные результаты

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

Освоение системы знаний, составляющих элементарные основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Требования к знаниям и умениям учащихся по окончанию

изучения курса «Обществознание»

Учащиеся должны знать:

  • Что такое государство

  • Что такое право

  • Виды правовой ответственности

  • Что такое правонарушение

  • Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.

  • Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

  • Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.

  • Оформлять стандартные бланки.

  • Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.

Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошло 2 (два) урока проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.

Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии: Курс «Обществознание» состоит из разделов: «Государство, право, мораль», «Конституция Российской Федерации», «Права и обязанности гражданина России».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 ЧАСОВ)

8 класс (34 часа)

Введение - 2 час.

Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.

Раздел I. Государство, право, мораль - 15 часов.

Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.

Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая Ответственность (административная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.

Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.

Раздел II. Конституция Российской Федерации - 15 часов.

Конституция Российской Федерации - Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.

Повторение - 2 часа.

9 класс (34 часа).

Повторение - 2 часа.

Государство, право, мораль. Конституция РФ.

Раздел III. Права и обязанности гражданина России - 22 часа.

Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.

Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.

Основы трудового права.

Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.

Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.

Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.

Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.

Политические права и свободы.

Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.

Право на образование. Основные положения закона РФ «Об образовании». Устав образовательного учреждения, его особенности. Права и обязанности учащегося образовательного учреждения. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.

Раздел IV. Основы уголовного права - 8 часов.

Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.

Повторение - 2 часа.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Контрольных

Тематический план курса «Обществознание» 8 класс

1

Введение

2

2

2

Государство, право и мораль.

15

15

3

Конституция Российской Федерации.

17

16

Итого

34

34

Тематический план курса «Обществознание» 9 класс

Повторение

2

2

Права и обязанности граждан РФ.

19

19

Основы уголовного права.

13

13

Итого

34

34



Нормативно-правовая база

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки.

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей в соответствии с «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» Издательство "ВЛАДОС" - Москва, 2011г., имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации». Автор В. В. Воронкова и др.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 8 класса «Просвещение», 2015

  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 9 класса, «Просвещение», 2015

  3. ТСО (технические средства обучения): интерактивная доска, проектор, компьютер, флеш-карта, документ-камера.



© 2010-2022